Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:32, курсовая работа
цель работы заключается в изучении механизма использования статистического инструментария в анализе социально-экономических процессов. Для достижения цели решаются ряд задач:
- изучаются возможности использования метода группировок в анализе прибыли с учетом факторов;
- рассматриваются на практических примерах возможности использования ЭВМ в статистическом анализе;
- изучаются основные показатели, находящие применение в теории статистики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1. Значение и сущность группировки 5
1.2. Метод статистических группировок в анализе прибыли 8
2. Практическая часть……………………………………………………………………………
3. Аналитическая часть…………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Содержание:
Ориентация отечественной экономики на рыночные отношения потребовала пересмотра отношения к прибыли, что обусловлено ее особым местом в системе хозяйствования.
Прибыль выступает как экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных фондов.
Экономическое содержание прибыли тождественно понятию «прибавочная стоимость». Как экономическая категория прибыль отражает совокупность отношений субъектов хозяйствования, участвующих в формировании и распределении национального дохода.
Как результативный показатель она характеризует эффективность использования имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности.
Как количественный показатель прибыль представляет собой разницу между ценой и стоимостью товаров, между объемом продаж и себестоимостью (в сфере обращения — междуваловыми доходами и издержками обращения). Прибыль, являясь конечным результатом деятельности предприятия, создает условия для его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности.
По мере развития экономической теории определение понятия «прибыль» постоянно уточнялось от самого простого определения — как доход, полученный от производства и реализации любого товара, до понятия чистой прибыли. В настоящее время ее характеризуют с позиций двух уровней: микроэкономического и макроэкономического. Калькуляция прибыли по существующей методике на макро- и микроуровнях различна. На уровне предприятия ее исчисление связано с процессом образования, а на государственном уровне с определением места прибыли в доходе страны. Развития науки статистики в рыночных условиях позволяет изучать категорию «прибыл» с помощью широкого инструментария. В данной работе в теоретической части будет рассмотрено применение метода группировок в анализе прибыли, для чего используются как условные показатели, так и статистические данные, приводимые Областным комитетом по статистике в Курской области [6].
Итак, цель работы заключается в изучении механизма использования статистического инструментария в анализе социально-экономических процессов. Для достижения цели решаются ряд задач:
-
изучаются возможности
-
рассматриваются на
- изучаются основные показатели, находящие применение в теории статистики.
Прибыль
— прибавочный продукт
Прибыль — это также и показатель, характеризующий финансовое состояние предприятия. Сейчас наблюдается двойственное отношение предприятий к регулированию ее размеров. С одной стороны, увеличение прибыли — одна из основных целей деятельности предприятия (некоторые предприятия основной целью считают рост капитализации). С другой стороны, чем больше прибыль, тем больше сумма налогов на нее. Стремясь уменьшить платежи в бюджеты различных уровней, некоторые предприятия занижают налогооблагаемую прибыль, что, очевидно, явилось одной из причин существенного уменьшения объемов прибыли промышленности в первом полугодии 2002 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.
Анализ формирования прибыли в промышленности за последние годы показывает, что для ее увеличения необходимо совершенствование промышленной, инвестиционной, таможенной политики. К числу мер, направленных на решение этой проблемы, следует отнести:
1)
формирование в
2) заключение между Правительством и ведущими коммерческими банками соглашений, в соответствии с которыми эти банки обязуются кредитовать развитие приоритетных отраслей обрабатывающей промышленности. При этом предприятия-заказчики уплачивают до одной четверти рыночной процентной ставки за кредит, а остальная часть компенсируется из бюджета. Например, в Китае на развитие авиационной промышленности выдаются льготные кредиты под 4% годовых, причем первые два года проценты не начисляются;
3)
внесение коррективов в
4)
увеличение инвестиций в
5)
применение к убыточным
Реализация
этих и других мер приведет к росту
рентабельности, прибыльности российских
предприятий и их продукции.
Русский статистик Д. П. Журавский (1810 - 1856) очень точно определил статистику как "счет по категориям" [2, c. 104]. Действительно, среди бесконечного разнообразия явлений мы, как правило, улавливаем наличие некоторого конечного числа групп или типов. Лицо каждого человека неповторимо, и все-таки можно классифицировать лица по типам (скуластое, продолговатое, круглое и т.д.); предприятия образуют группы по формам собственности, характеру производимой продукции, размерам (крупные, средние, мелкие), финансовому положению; государства делятся на группы по уровню экономического развития и т.д. Примеры можно продолжить, но ясно, что какую бы совокупность мы не изучали, она всегда подразделяется на группы. Это обусловлено такими объективными свойствами явлений, как вариация, наличие частных совокупностей.
Группировка — это распределение единиц по группам в соответствии со следующим принципом: различия между единицами, отнесенными к одной группе, должны быть меньше, чем между единицами, отнесенными к разным группам [2, c. 104].
Группировка лежит в основе всей дальнейшей работы с собранной информацией. На основе группировки рассчитываются сводные показатели по группам, появляется возможность их сравнения, анализа причин различий между группами, изучения взаимосвязей между признаками. Если рассчитать сводные показатели только в целом по совокупности, то мы не сможем уловить ее структуры, роли отдельных групп, их специфики.
Таким образом, значение группировки состоит в том, что этот метод обеспечивает обобщение данных, представление их в компактном, обозримом виде; кроме того, группировка создает основ для последующей сводки и анализа данных.
Сводные показатели для отдельных групп являются типичными и устойчивыми, если, во-первых, группировка проведена правильно, во-вторых, группы имеют достаточную численность. Первое условие связано с тем, что деление на группы далеко не всегда очевидно. Выполнение второго условия необходимо, так как при достаточно большом числе единиц (не менее 5 единиц в группе) в сводных показателях взаимопогашаются случайные характеристики и проявляются закономерные, типичные.
Для решения задачи группировки нужно установить правила отнесения единицы к той или иной группе.
В эти правила входят определения тех характеристик (признаков), по которым будет проводиться группировка (так называемых группированных признаков), и их значений, отделяющих одну группу от другой (интервалов группировки).
Группировка называется простой (монотетической), если для ее построения используется один группировочный признак. Если группировка проводится по нескольким признакам, она называется сложной (политетической). Обычно такая группировка проводится как комбинационная, т.е. группы, выделенные по одному признаку, подразделяются на подгруппы по другому признаку. Казалось бы, этот метод выделения групп должен быть лучше простой группировки — ведь трудно ожидать, что различия между группами можно уловить лишь на основе одного признака. Однако комбинация признаков приводит к дроблению совокупности в геометрической прогрессии: число групп будет равно произведению числа группировочных признаков (l) на число выделенных категорий по каждому из них (m): k = l . m. Данные становятся труднообозримыми, группы включают малое число единиц, групповые показатели становятся ненадежными.
Альтернативой является проведение многомерных группировок или многомерных классификаций.
Остановимся на определении интервалов группировочных признаков. Используются интервалы открытые и закрытые. В первом случае указываются верхняя и нижняя границы интервала. Например, группы предприятий по численности работников, человек: 200 - 600, 600 - 1000, 1000 - 2000. Такая запись предполагает, что единица, у которой значение признака совпадает с верхней границей интервала, относится к следующей группе, т.е. интервал считается как "от — до".
Иногда границы закрытых интервалов предполагают включение единиц с нижней и верхней границы. Например, группировка населения по возрасту, лет: 0 - 4, 5 - 9, 10 - 14, 15 - 19, 20 - 24, 25 - 29 и т.д. Интервал называется открытым, если указана либо только верхняя, либо только нижняя граница: до 200 человек или 2000 человек и более.
Закрытые интервалы подразделяются на равные и неравные. Как указано Яценко Г.Н. [8, c. 189], величина равного интервал находится по формуле
ix=[Xmax-Xmin]/число групп (1)
Неравные интервалы могут определяться как равнонаполненные. При этом совокупность разделяется на группы равного объема с числом единиц: nj = n : т, где п — общее число единиц; m — число групп. Данные ранжируются, отсчитывается число единиц, составляющих первую группу п1, затем — вторую п2 и т.д. Границы интервалов будут соответствовать фактическим значениям признака в каждой группе.
Бывает, что число групп заранее неизвестно и определяется опытным путем на основе перебора вариантов группировки, выявления такого варианта, который наилучшим образом позволяет увидеть различия между группами. Если группировочный признак неколичественный или имеет немного значений, то группировка данных производится путем подсчета числа единиц с данным значением признака.
Очевидно, что метод группировок тесно связан с представлением данных в виде групповых или комбинационных таблиц, а также с графическим представлением структуры совокупности ее частей и соотношений между ними.
Группировка производится с целью установления статистических связей и закономерностей, построения описания объекта, выявления структуры изучаемой совокупности. Различия в целевом назначении группировки выражаются в существующей в отечественной статистике классификации группировок: типологические, структурные, аналитические [7, c. 219].
Типологическая группировка служит для выделения социально-экономических типов. Этот вид группировок в значительной степени определяется представлениями экспертов о том, какие типы могут встретиться в изучаемой совокупности. Чтобы пояснить особенность этой группировки, остановимся на последовательности действий для ее проведения:
Информация о работе Метод статистических группировок в анализе прибыли