Нормативная часть статистического изучения научной и инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Современные тенденции мирового развития связаны с переходом общества к более
высокой - постиндустриальной - стадии. Человеческая цивилизация вступила в
новый этап своего развития — информационное общество, основу
жизнедеятельности которого составляют процессы производства, распространения
и использования информации. Информационные технологии, обеспечивающие
автоматизацию сбора, передачи, обработки и хранения информации с применением
компьютерной техники и телекоммуникаций, служат одновременно и базой
развития высокотехнологичных производств; под их влиянием меняются характер
и содержание труда, структура занятости, возникают новые виды экономической
деятельности, преображается облик системы образования и здравоохранения,
происходят сдвиги в сфере личного потребления.

Содержание

Введение.. 3

1. Теоретические основы статистического изучения
научно-технической и инновационной деятельности.. 4

1.1. Система показателей статистики науки и инноваций. 4
1.2. Особенности статистического изучения научной деятельности. 7
1.2.1. Показатели кадрового потенциала. 8
1.2.2. Показатели материально-технической базы. 10
1.2.3. Показатели финансирования исследований и разработок. 12
1.3. Особенности статистического изучения инновационной деятельности. 14
1.3.1. Оценка инновационной активности предприятий. 15
1.3.2. Показатели затрат на технологические инновации. 16
1.4. Статистическое изучение результативности научной и
инновационной деятельности. 18

2. Нормативная часть статистического изучения
научной и инновационной деятельности. 21
3. Заключение.. 30
4.Список использованной литературы:. 31

Вложенные файлы: 1 файл

Введение статистика ,курсовая.docx

— 89.53 Кб (Скачать файл)

2.4.2.2.  Показатели прибыли  от реализации инновационной продукции.

2.5.    Показатели  инновационной активности промышленных  предприятий.

3.        Статистические  показатели, характеризующие влияние  науки и

инноваций на экономический рост.

3.1.    Показатели  технологической структуры экономики.

3.2.    Показатели экспорта и импорта технологий (баланс платежей за

технологии).

3.3.    Оценка влияния  инноваций на рост производительности  труда и занятость.

3.4.    Интегрированная  оценка вклада научно-технического  прогресса в прирост

валового внутреннего  продукта.

Для изучения научной и инновационной деятельности в различных аспектах

статистика использует также различные классификации и группировки,

отражающие многообразие внутренних и внешних взаимосвязей науки и инноваций.

    

1.2. Особенности статистического  изучения научной деятельности.

 

Центральное место среди  различных классификаций и группировок  принадлежит

многомерной классификации  научной деятельности по видам (фундаментальные,

прикладные исследования, разработки), отраслям и секторам науки.

Отрасли науки — дисциплины, в которых осуществляются научные  исследования и

разработки. Они характеризуются  наличием конкретного предмета исследований и

сферы интересов ученых, организационных форм их кооперации, научной периодики

и других изданий, системы  подготовки кадров соответствующего профиля.

Классификация отраслей науки строится по их предметным, методологическим и

функциональным признакам и имеет иерархическую структуру: области науки -

отрасли науки - научные специальности. Основой классификации отраслей науки

в статистике являются рекомендации ЮНЕСКО. В соответствии с ними в  составе

общей совокупности научных  дисциплин как в отечественной, так и в

международной статистической практике выделяются шесть крупных  областей науки

- естественные, технические,  медицинские, сельскохозяйственные, общественные,

гуманитарные.

В качестве секторов науки  в статистике рассматриваются секторы  экономики,

объединяющие значительное число организаций, осуществляющих научные

исследования и разработки и характеризующихся однородностью своих основных

функций и предоставляемых  услуг, источников финансирования, правового

статуса. Существенное внимание уделяется при этом сопоставимости с

классификацией, принятой в системе национальных счетов, что позволяет

сравнивать показатели научных  исследований и разработок с другими

статистическими данными  и оценить прямо или косвенно место науки в экономике

страны и ее вклад в  экономический рост. Указанные специфические  классификации

и группировки статистики науки, как и некоторые другие — типы научных

организаций, социально-экономические цели научных исследований и разработок

— используются в практике статистического наблюдения в дополнение к

общестатистическим классификациям. Они играют важнейшую роль в формировании

системы сбора и разработки статистической информации и обеспечивают

возможность детального анализа структуры научного потенциала.

    

1.2.1. Показатели кадрового  потенциала.

 

Кадры — основной элемент  научного потенциала страны. Сам характер научной

деятельности как «интеллектуального производства» определяет значение

личности ученого в  творческом процессе создания новых  знаний. Статистика

кадров науки имеет  своей целью сбор, обработку и  представление статистической

информации о численности, составе и динамике занятых научными исследованиями

и разработками. Ее основной категорией в современной статистической практике

является персонал, занятый  научными исследованиями и разработками, -

совокупность лиц, чья творческая деятельность, осуществляемая на

систематической основе, направлена на увеличение суммы научных знаний и

поиск новых областей применения этих знаний, а также занятых оказанием

прямых услуг, связанных  с выполнением научных исследований и разработок. В

статистике персонал, занятый  научными исследованиями и разработками,

учитывается как списочный  состав работников организаций, выполняющих научные

исследования и разработки.  В соответствии с характером фактически

выполняемой работы и уровнем  квалификации в составе персонала, занятого

научными исследованиями и разработками, выделяются четыре категории

работников:

    

  • исследователи —      работники, профессионально занимающиеся научными
  • исследованиями и      разработками и непосредственно осуществляющие создание
  • новых знаний,      продуктов, методов и систем, а также управление указанными
  • видами      деятельности. Исследователи обычно имеют высшее образование. В эту
  • категорию включается также административно-управленческий персонал,
  • осуществляющий        непосредственное  руководство   исследовательским
  • процессом;

 

  • техники —      работники, участвующие в научных
  • исследованиях и разработках и выполняющие      технические функции. В основном
  • техники имеют среднее специальное      образование и (или) необходимый
  • профессиональный опыт и знания;

 

  • вспомогательный персонал — работники,
  • выполняющие вспомогательные функции,      связанные с проведением научных
  • исследований и разработок;

 

  • прочий персонал — работники,
  • осуществляющие хозяйственное обслуживание      и иные функции общего
  • характера, связанные с деятельностью организации в      целом.

 

Статистика учитывает  численность персонала, занятого научными исследованиями

и разработками, по категориям персонала, уровню образования. Кроме того,

численность исследователей рассматривается по отраслям науки, а также полу и

возрасту. Статистический анализ численности и состава кадров науки

сочетается с изучением их использования, фактической занятости научной

деятельностью. Более объективному учету затрат труда в науке способствует

определение численности  работников  в эквиваленте полной занятости научными

исследованиями и разработками. Целью таких оценок является учет не только

лиц, полностью занятых этим видом деятельности, но также тех, кто занят

исследованиями лишь часть времени (преподавателей вузов, консультантов,

аспирантов и др.).

Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в

эквиваленте полной занятости отражает не количество выполняющих их физических

лиц, а сумму долей времени, фактически затраченного на эту работу, и

измеряется в человеко-годах. Например, если один ученый посвящает научным

исследованиям 30%, второй — 50%, третий — 70% времени, а остальное  время они

заняты другой деятельностью (преподаванием, управлением и т.д.), то число

исследователей в эквиваленте полной занятости составит 1,5 человеко-года, а

не 3, как в случае учета  физических лиц. Первичным источником информации для

расчета эквивалента полной занятости научными исследованиями и разработками

могут служить опросы ученых, в рамках которых ими проводится самооценка

времени, затрачиваемого в  течение типичной недели на фундаментальные,

прикладные исследования, разработки, управление ими либо на другие виды

деятельности. Получение  информации возможно также на основе проведения

выборочных обследований научных организаций и высших учебных заведений,

направленных на изучение бюджета времени работников науки и профессорско-

преподавательского персонала  вузов. В статистике с переходом  на международные

стандарты начиная с 1994 г. в целях определения масштабов занятости

научными исследованиями и разработками учитывается фактическая численность

лиц, выполняющих их в  качестве совместителей и по договорам гражданско-

правового характера. На этой основе, исходя из числа отработанных ими за

отчетный период человеко-дней, рассчитывается общая численность  персонала,

занятого научными исследованиями и разработками, в эквиваленте полной

занятости.

Особую актуальность приобретает  задача организации комплексного

статистического мониторинга, объектом которого становится не только персонал,

занятый научными исследованиями и разработками, но и научно-технические

кадры в целом.  Научно-технические  кадры определяются как совокупность всех

лиц, проживающих в стране и имеющих законченное образование третьей ступени

в области науки и техники  либо не имеющих его, но занятых научно-технической

деятельностью, где обычно требуется подобная квалификация. Научно-технические

кадры классифицируются по уровню квалификации (образования), областям науки,

профессиям, категориям занятости, отраслям, регионам, полу, возрасту,

национальному происхождению. Объектами мониторинга должны стать  наличие

научно-технических кадров, источники их формирования, мобильность, миграция,

уровень жизни научно-технических кадров, что предполагает координацию работ

по статистике науки, труда  и занятости, образования, населения  и по другим

отраслям социально-экономической  статистики. Статистическое наблюдение

успешно сочетается здесь  с социологическими исследованиями ценностных

ориентации ученых, их материальных и моральных потребностей, мотивации

трудовой деятельности, социального  статуса. Статистическое изучение

подготовки научных кадров в настоящее время охватывает лишь показатели

деятельности аспирантуры  и докторантуры (численность, прием и выпуск

аспирантов и докторантов  в разрезе отраслей наук и научных специальностей).

Отдельно учитывается  численность соискателей ученой степени, осуществляющих

подготовку диссертаций  самостоятельно, а также лиц, защитивших диссертации.

    

1.2.2. Показатели материально-технической  базы.

 

В процессе производства научных  знаний ученый использует разнообразные

средства (научное оборудование, приборы, вычислительную технику,

испытательные стенды и т.п.) и предметы труда (материалы, реактивы и др.).

Состояние средств научного производства отражает уровень развития

производительных сил  и самой науки, определяет перспективы  ее развития, темпы

и эффективность научно-технического прогресса, этим предопределяется значение

статистического изучения материально-технической  базы науки и ее основных

элементов.

Материально-техническая  база науки — комплекс средств  и предметов труда в

сфере научных исследований и разработок, выступающих в материально-

вещественной форме. Она  включает основные и оборотные средства научных

исследований и разработок. К основным фондам (средствам) научных

исследований и разработок относятся: здания и сооружения; передаточные

устройства; машины и оборудование, в том числе опытно-экспериментальные

установки (научно-исследовательские  суда, радиотелескопы и т.д.), научные

приборы, средства автоматизации  и вычислительная техника и т.д.;

транспортные средства; инструмент, инвентарь и прочие основные фонды,

состоящие на балансе научных  организаций и их опытных баз  и используемые в их

основной деятельности.

Задачей статистики является получение взаимосвязанной информации,

характеризующей материально-техническую  базу науки и источники ее

формирования как по стране в целом, так и по отдельным  секторам и регионам.

Статистика материально-технической  базы науки опирается на классификацию  ее

основных фондов в соответствии с их назначением, ролью в процессе научного

производства, сферой применения и т.п. Действующий Всероссийский

классификатор основных фондов, утвержденный Госстандартом России в 1994 г.,

не обеспечивает необходимой их дифференциации применительно к специфике

различных видов научной  деятельности. Поэтому в статистике науки

предусматриваются дополнительные группировки основных фондов науки. Так, в

зависимости от степени участия в проведении научных исследований и

разработок выделяется основное исследовательское оборудование и

вспомогательное оборудование, непосредственно не участвующее в этом

процессе, а служащее для выполнения вспомогательных функций.

Развитию методологии  и методики статистического наблюдения материально-

технической базы науки способствовали единовременные обследования,

проведенные в 1989 и 1992 гг. и  позволившие впервые не только в

отечественной, но и в  мировой статистической практике получить обширную

информацию, характеризующую  ее состояние во взаимосвязи с показателями

кадрового потенциала и финансирования научных исследований и разработок.

В статистике разрабатываются  показатели, отражающие объемы и структуру

основных фондов и оборотных  средств научных организаций; состав технических

средств с более детальной классификацией научного оборудования и приборов,

возрастную структуру  и технический уровень оборудования; наличие и

использование технических  средств, в том числе импортного и дорогостоящего

Информация о работе Нормативная часть статистического изучения научной и инновационной деятельности