Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 22:16, реферат
История развития человечества показала, что без статистических данных невозможно управление государством, развитие отдельных отраслей и секторов экономики, обеспечение оптимальных пропорций между ними. Необходимость сбора и обобщения множества данных о населении страны, предприятиях, банках, фермерских хозяйствах и т.д. приводит к существованию специальных статистических служб-учреждений государственной статистики.
1. Введение
2. Развитие статистической науки.
3. Предмет статистики, задачи и методология
4. Структура статистической науки
5. Правительственная статистика в первой половине XIX в.
6. Организация статистики в Российской Федерации
7. Заключение
8. Ссылки на используемые сайты
Но качество исходных данных бывало сомнительным, поскольку функции низовых статистических органов выполнял местный административно-полицейский аппарат.
Яснее представить статистическую «подготовленность» местного полицейского аппарата позволяет цитата из Записной книжки друга А. С. Пушкина — князя П. А. Вяземского: «В начале столетия и собирания статистических сведений одна местная власть обратилась в один уезд с требованием доставить таковые сведения. Исправник отвечал: «В течение двух последних лет, то есть с самого времени назначения моего на занимаемое мною место, ни о каких статистических происшествиях, благодаря бога, в уезде не слышно. А если таковые слухи до начальства дошли, то единственно по недоброжелательству моих завистников и врагов, которые хотят мне повредить в глазах начальства, и я нижайше прошу защитить меня от подобной статистической напраслины» (Вяземский П. Старая записная книжка. Л„ 1929. С. 207).
В составе Министерства внутренних дел была образована группа для упорядочения сведений о губерниях по России в целом. В 1810 г. эта группа перешла в Министерство полиции. Наконец, в 1811 г. был создан официальный центр правительственной статистики России — Статистическое отделение при Министерстве полиции. Возглавил его статистик — академик Карл Федорович Герман.Ему пришлось пережить взлеты и падения первого органа русской административной статистики, но он остался верен ему до конца своих дней.
Кроме Министерства внутренних дел и Министерства полиции, статистические работы вели другие министерства и ведомства. Наиболее значительными из них были работы Главного управления путей сообщения (данные о перевозках по внутренним водным путям, игравшим тогда в экономике страны большую роль), Министерства коммерции (статистика внешней торговли) и Министерства финансов (статистика горной промышленности и др.). Качество этих статистических работ, как правило, было значительно выше полицейской статистической отчетности губерний из-за более высокой квалификации работников и их заинтересованности в достоверности собираемых сведений.
Материалы правительственной статистики довольно широко публиковались. В 1803 г. вышел в свет статистический сборник Министерства коммерции «Государственная торговля 1802 года в
разных ее видах» (о внешней торговле). В дальнейшем подобные сборники издавались ежегодно, сначала Министерством коммерции, а позднее, после его ликвидации, Министерством финансов.
В 1806 г. опубликован был статистический сборник Министерства Внутренних дел «Табели к отчету Министра внутренних дел за
1804 год». Несколько позже было издано два специальных статистических сборника, посвященных фабрикам и мануфактурам, и два статистических сборника Главного управления путей сообщения характеризующих перевозки по внутренним водным путям.
Наименее интересными по разработке и низкими по достоверности были «Табели к отчету Министра внутренних дел за 1804 год». Обобщение данных давалось в основном в форме общих итогов.
Сведения о перевозках по внутренним водным путям были весьма полными и экономически значимыми. Данные о внешней торговле были обработаны особенно детально с использованием некоторых аналитических приемов, в том числе комбинационных группировок.
Подъем статистики в начале XIX в. оказался весьма непродолжительным. Зарубежные походы русской армии, экономические последствия войны 1812 г. привели к усилению революционно-демократических настроений в обществе. Это вылилось в выступления крестьян, бунты военных поселян, волнение в армии в 20-е годы. Кульминацией явилось восстание декабристов 1825 г.
Наступившая реакция не могла не сказаться на состоянии статистики. Практические работы начали свертываться еще во втором десятилетии, статистика стала угасать, и этот период продолжался примерно 15 лет.
Административная статистика в эти годы практически не велась. В 1819 г. было ликвидировано Министерство полиции, при котором находилось Статистическое отделение. Министр полиции генерал Балашов обратился в Комитет министров с предложением ввиду большой важности и общегосударственного значения Статистического отделения не передавать его никаким ведомствам, а сохранить непосредственно при Комитете. Однако Отделение было передано в Министерство внутренних дел, хотя никакого постоянного устройства и твердых штатов оно не получило. С 1819 по 1823 г. никто в министерстве Отделением вообще не интересовался. В 1823 г. министр внутренних дел вынес решение о включении Статистического отделения в состав Департамента исполнительной полиции. Соответствующее представление было направлено им в Комитет министров для утверждения, но положительного решения не получило. В результате еще семь лет, до 1834 г., Статистическое отделение оставалось в неустроенном, бесправном положении.
Естественно, что все эти годы Статистическое отделение сворачивалось: в 1823 г. в нем насчитывалось 11 штатных сотрудников и 2 работника без оклада; в 1827 г. осталось всего два сотрудника и начальник отделения К. Ф. Герман. Были прекращены не только статистические работы Министерства внутренних дел (с начала 20-х годов перестала собираться отчетность губерний и т. п.), но и работы других ведомств. Те немногие сохранившее работы (например, ревизии населения и др.) проводились на довольно низком уровне. Только в области статистики внешней торговли и перевозок по внутренним водным путям статистически учет был более налажен. Публикации материалов правительственной статистики, кроме внешнеторговых, прекратились полностью.
Некоторые перемены наметились к середине 30-х годов, когда потребности государства вынудили правительство приступить к восстановлению статистических работ.
Еще в 1826 г. было принято решение восстановить годовые отчеты министерств. Для этого Министерству внутренних дел необходима была отчетность губерний, но попытки восстановить эту отчетность не приносили успехов. Так, в 1826 г. министерство дало указание всем губернаторам представить годовые отчеты по старым формам, которые были установлены в начале столетия, но в декабре 1827 г. из 51 губернии 32 губернии еще не представили отчетов. Министерством рассылались письма с требованием выполнения этой работы, а в результате даже в 1831 г. 7 губерний не представили отчета за 1826 г. Только в 1837 г. была окончательно оформлена и определена система годовой отчетности губерний. Круг вопросов, охватываемых ею, был расширен. Но основной недостаток губернской отчетности — ограничение рамками административно-полицейских вопросов сохранился; к тому же социально-экономическая статистика была исключена из основного отчета о состоянии губерний.
В 1834 г. было реорганизовано Статистическое отделение: установлен штат—11 сотрудников, включая начальника отделения, выделены ассигнования на его работы. На должность начальника отделения был назначен известный статистик К. И. Арсеньев , возглавлявший статистическое отделение МВД с 1835 по 1852 г. Так как занятия статистикой считались тогда слишком теоретическими, не имевшими практического значения, на Статистическое отделение было возложено рассмотрение смет, планов городов, проектов строительства зданий для различных государственных учреждений и т. д. В штаты Отделения вошли архитектор, землемер и т. д. Большую часть своего времени и сил Отделение уделяло не статистике, а всякого рода оперативным поручениям Министерства внутренних дел.
Созданные в 1834 г. местные статистические органы — губернские статистические комитеты — были в еще худшем положении: они ни имели ни штатных работников, ни ассигнований, формировались по принципу представительства различных губернских учреждений. Поэтому естественно, что в большинстве губерний статистические комитеты существовали только на бумаге.
Весьма ясную и красочную картину состояния губернских статистических комитетов в первый год после их официального учреждения дал А. И. Герцен. В 1835 г. он был выслан в Вятку, где его привлекли к работе губернского статистического комитета. В своих воспоминаниях «Былое и думы» он писал: «Министерство внутренних дел было тогда в припадке статистики; оно велело везде завести комитеты и разослало такие программы, которые вряд ли возможно было исполнить где-нибудь в Бельгии или в Швейцарии; при этом всякие вычурные таблицы с maximum и minimum со средними числами и разными выводами из десятилетних сложностей (составленными по сведениям, которые за год перед тем не собирались!), с нравственными отметками и метеорологическими замечаниями. На комитет и на собирание сведений денег не назначалось ни копейки; все это следовало делать из любви к статистике, через земскую полицию и приводить в порядок в губернаторской канцелярии. Канцелярия, заваленная делами, земская полиция, ненавидящая все мирные и теоретические занятия, смотрели на статистический комитет как на ненужную роскошь, как на министерскую шалость; однако отчеты надобно было представить с таблицами и выводами» (Герцен А. И. Былое и думы. Минск, 1987. С. 210—2U). И далее, — пример «качества» такой статистики: «Для того, чтобы показать всю меру невозможности серьезных таблиц, я упомяну сведения, присланные из заштатного города Кая. Там между разными нелепостями было: «Утопших — 2, причины утопления неизвестны — 2» и. в графе сумм выставлено «четыре»
Тридцатые и сороковые годы XIX в. были для России временем не менее глубокой и суровой реакции, чем предшествующее десятилетие. Все более тяжелым становилось положение крепостной деревни. Малейшие попытки ослабить помещичье-крепостнический гнет беспощадно подавлялись. Столь же тяжелыми были условия, в каких находилась общественно-политическая мысль, преследовалось все прогрессивное и передовое.
Однако в конце 30-х годов намечаются признаки нового подъема статистики, который к середине 40-х годов становится неоспоримым фактом: совершенствуется система правительственной статистики, ею осуществляется большой объем работ, возрастает число и качество статистико-экономических исследований и статистических публикаций, возрождается общественный интерес к статистике.
Как отмечалось, система правительственной статистики была абсолютно неудовлетворительной. Однако потребности государственного управления в статистике были в это время настолько острыми, что и дальше откладывать решение статистических проблем было уже невозможно.
В 1842 г. Министерство внутренних дел значительно расширило программу статистической отчетности губерний, введя в нее многочисленные данные о важнейших областях экономической жизни (население, сельское хозяйство, промышленность, торговля и т, д.)-В 1843 г. был создан Временный статистический комитет, которому было поручено подготовить предложения по новой организации статистических работ, наметить их программы и т. д., т. е. подготовить реформу правительственной статистики. Однако на практике предложения Комитета долгое время никак не реализовались. Только в 1852 г. Статистическое отделение было преобразовано в Статистический комитет. Были приняты меры по стимулированию деятельности губернских статистических комитетов, а также решение об опытных работах («статистических экспедициях») для проверки предложений о новом порядке сбора текущих статистических сведений. Наконец, после полувекового перерыва в 1852 г. был издан сборник данных за 1849 г. по стране в целом, основанный на материалах отчетности губерний «Статистические таблицы по сведениям за 1849 г.».
Реорганизация несколько улучшила текущую правительственную статистику. Штат Комитета по сравнению со Статистическим отделением был увеличен в полтора раза. В меньшей степени улучшились условия деятельности губернских статистических комитетов. На их работы были впервые выделены небольшие средства (до 1000 рублей в год) и было разрешено иметь одного работника на полставки.
Однако сохранялись основные недостатки правительственной статистики — использование местного административно-полицейского аппарата, низкая квалификация работников Статистического комитета, среди которых в начале 50-х годов уже не было сколько-нибудь яркой личности (К. И. Арсеньев ушел из Статистического отделения в 1852 г.).
Только в 1857 г., в обстановке общественного подъема, накануне реформы 1861 г. в Статистический комитет пришла группа энергичных, высококвалифицированных статистиков, в частности Александр Григорьевич Тройницкий (1807—1871),— впоследствии возглавивший Статистический совет Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, Артур Богданович Бушен (1831 —1876), много сделавший для становления статистики населения в России, активно работавший в Центральном статистическом комитете, Министерстве финансов. С их приходом в работе по текущей статистике наметился существенный сдвиг: повысилось качество статистической отчетности губерний, были приняты меры для упорядочения статистических работ, статистические материалы стали разрабатываться по стране в целом, были подготовлены и изданы два статистических сборника по данным за 1856 и 1858 гг.
В 1858 г. Статистический комитет был преобразован в Центральный статистический комитет, что свидетельствовало об официальном признании необходимости объединить все статистические работы, проводимые в стране. Центральное статистическое учреждение утверждалось как вневедомственный орган. Однако штаты и средства, ассигнованные Центральному статистическому комитету, по сравнению с 1852 г. сократились примерно на половину. Зато губернские статистические комитеты получили в 1860 г. в Два раза больше ассигнований, чем в 1852 г.
Сложившаяся в России организация правительственной статистики представляла несомненный шаг вперед по сравнению с первой половиной XIX в., но были и очень серьезные недостатки:
несостоятельность местных административных полицейских органов, которые продолжали использоваться в статистических работах Министерства внутренних дел в качестве низового статистического аппарата;
чрезвычайная слабость губернских статистических органов (один статистик на губернию, 15 статистиков — на всю Россию!), что не позволяло проводить сколько-нибудь значительные работы;
разрозненность статистических работ, которые велись в значительных объемах многими министерствами и ведомствами.
Статистический совет, призванный обеспечить единство всей правительственной статистики, со своими задачами не справился, v так как был совещательным учреждением и не имел возможностей активно влиять на организацию статистики и статистических работ. Центральный статистический комитет при Министерстве внутренних дел сохранял характер ведомственного органа и также был ограничен в своих попытках централизации статистики.
В 50-е годы Министерством внутренних дел был выполнен ряд специальных статистических работ, подготовивших в какой-то степени проведение реформы 1861 г.
По характеру эти работы можно подразделить на три группы: исследования, характеризующие крепостное население России; разработка данных о ценах на земли, которые подготавливали решение вопроса о размерах выкупных платежей; исследования состояния помещичьего землевладения, характера землепользования, крепостных повинностей и задолженностей помещиков.
Информация о работе Организация статистики в Российской империи в период правления Александра I