5-я
группа – национально-этнические
факторы (распределение населения
по национальному признаку, соотношение
национальных групп и др.);
6-я
группа – административно-правовые
факторы (развитие законодательной
базы, в том числе законов, регулирующих
условия найма и увольнения, режимы
труда и отдыха, занятость и
миграцию, соблюдение конституционных
прав и свобод граждан, степень
защиты трудовых и иных прав
и др.).
Микроуровень
обусловлен формированием внутреннего
рынка труда на уровне отдельного предприятия
(организации). Здесь можно выделить следующие
основные группы факторов:
- технико-технологические (состояние
основных производственных фондов, степень
механизации и автоматизации труда, уровень
и качество технологической оснащенности
рабочих мест, степень использования технологического
оборудования и т. д.);
- организационно-экономические (финансовое
состояние предприятия, прогрессивность
форм организации труда, производства
и управления, профподготовка работников
и т. д.);
- факторы условий и охраны труда (уровень
оплаты труда, травматизм и профзаболеваемость,
санитарно-гигиенические условия, содержание,
характер труда и т. д.);
- психологические факторы (поведение
отдельного индивида, поведение группы
людей).
Третий
уровень системы факторов – мезоуровень,
который в свою очередь может
подразделяться на уровни федеральных
округов и отдельных регионов.
Особенности этого уровня заключаются
в том, что многие из факторов, действующих
на макроуровне, оказывают влияние
и на формирование регионального
рынка труда.
Региональный
рынок труда является объектом первого
мезоуровня, для системы управления которым
характерны такие функции как:
- разработка, на основе положений государственной
Программы федерального уровня и учета
местных условий, региональной политики
занятости населения;
- разработка и реализация целевых региональных
программ содействия занятости населения;
разработка и обеспечение действия системы
реализующих ее экономических механизмов;
- координация и контроль за деятельностью
управляющих структур региона и муниципальных
образований, общественных и других организаций
по реализации целей и задач региональной
политики занятости;
- научно-информационное и методическое
обеспечение;
- оценка социально-экономической эффективности
реализации региональной программы занятости, нормативно-законодательное
обеспечение ее реализации, закрепление
основных положений политики занятости
населения в уставе субъекта Федерации.
Обеспечивающая информационная
система управления объектом рассматриваемого
уровня, представлена региональной автоматизированной
информационной системой, включающей
информационные системы центров занятости
муниципальных образований и интегрированной
в национальную информационную систему
страны. Соответственно, система управления
региональным рынком труда определяется
эндогенными факторами ее формирования
и предполагает выделение в своем составе
институционального, организационного
и информационного механизмов, каждый,
из которых, соответственно, представлен
как: совокупность правовых норм и правил;
совокупность органов управления и исполнительных
органов; информационных ресурсов и средств
их обработки.
Анализ характера
спроса и предложения на рынке труда в
экономической литературе описывается
с помощью ряда моделей: модель конкуренции,
модель монопсонии, модели с учетом профсоюзов,
модель двусторонней монополии. В зависимости
от степени конкуренции устанавливаются
определенные ставки заработной платы.
Однако не все работы одинаковы, они могут
отличаться условиями, местом, степенью
и формами. То есть у каждой работы помимо
заработной платы есть достоинства и недостатки,
делающие ее более или менее привлекательной
для возможных работников. Значит, работник
не только выбирает работу по заработной
плате, но и принимает во внимание различные
характеристики работы.
Развитие
рыночных отношений предполагает исследование
возникающих проблем, в том числе
и на рынке труда, с позиций
государственной стратегии и
региональной политики. Это особенно
важно в условиях такого государства,
как РФ, с ее значительными внутрирегиональными
различиями, которые могут повлиять на
формы проявления тех или иных принципов
рыночной экономики и возможности обеспечения
межрегионального взаимодействия при
размещении производства и формировании
региональных рынков. Поэтому назрела
необходимость рассмотрения рыночных
отношений в их региональных формах и
созданных на их основе региональных рынков
различного объема и масштаба. Существует
достаточно много определений понятия
«регион». Как представляется, регион
– это часть территории, обладающей общностью
природных, социально-экономических, исторических,
национальных, культурных и иных условий.
Регион может совпадать с границами территории
субъектов РФ либо объединять территории
нескольких субъектов. В любом случае
данная территория должна характеризоваться
целостностью, комплексностью, специализацией
и управляемостью. В целом характер формирования
и функционирования региональных рынков
зависит от разных факторов и условий,
взаимосвязанных между собой. К ним, прежде
всего, относят:
- демографические факторы, влияющие преимущественно
на развитие потребительского рынка и
рынка труда;
- климатические и природно-ресурсные
факторы, которые создают большой диапазон
вариантов формирования и функционирования
региональных рынков, в значительной степени
формируют структуру, емкость рынка и
схемы товародвижения как важнейшие параметры
рынкообразования, определяют как потребительский
рынок, так и рынок средств производства;
- хозяйственно-экономические факторы
– хозяйственная, отраслевая специализация
региона, экономическая структура, инвестиционная
активность, транспортные коммуникации
и др.
Экономическая
структура отдельной региональной
системы влияет на характер и потребления,
и производства. От нее зависит
роль регионального производства в
формировании ресурсов для потребительского
рынка и для рынка средств производства.
Существенное воздействие экономическая
структура оказывает на процесс формирования
рынка капитала, рынка труда, рынка информации
и знаний. Транспортный фактор связан
в первую очередь с расселенческой схемой,
поскольку от него в большей степени зависит
разрешение противоречий между географией
производства и потребления. Система региональных
рынков представляет собой совокупность
рынков различного типа, связанных между
собой главной целью – обеспечение эффективного
развития и функционирования регионального
воспроизводства.
Рынок
труда – важнейший элемент
в системе региональных рынков, обеспечивающих
реализацию целевой направленности
регионального воспроизводственного
процесса. Региональный рынок труда
находится в тесном взаимодействии
с другими рынками региональной
системы, прежде всего с рынком финансово-кредитных
ресурсов, поскольку последние служат
источником расширения сети рабочих
мест, а также в состоянии стимулировать
вовлечение высвобождаемых работников
в сферу бизнеса. Через денежно-финансовые
потоки в процессе формирования и
перераспределения денежных доходов
населения и их реализации в сфере
обращения рынок труда взаимодействует
с рынком потребительских товаров.
Тесная связь наблюдается и с
рынком информации и знаний, призванным
обеспечивать заблаговременную подготовку
и переподготовку кадров с учетом динамики
развития производства, структурных сдвигов
и новых технических характеристик рабочих
мест. Воспроизводственные циклы с высоким
уровнем локализации – основа социально-экономического
развития региона. Они обеспечивают условия
для взаимодействия всех звеньев, участвующих
в рыночных отношениях. Выделение этих
циклов имеет большое значение для обоснования
системы региональных рынков и особенностей
их функционирования. Каждый такой воспроизводственный
цикл может рассматриваться как относительно
самостоятельная структура со своими
целями. При этом важно учитывать его роль
в рыночных отношениях, его взаимодействие
с другими циклами, т. е. его место в системе
рынков, обеспечивающих воспроизводство
производительных сил и производственных
отношений. Наиболее тесные связи существуют
между рынками труда и интересами предприятий
по укомплектованию рабочих мест кадрами.
Как воспроизводственным циклам, так и
региональным рынкам присущи определенные
пространственно-временные параметры.
Так, для подготовки специалистов различной
квалификации – рабочих массовых профессий,
среднетехнического персонала и инженерно-технических
работников – нужны разные сроки.
Процессы
, связанные с кадровым обеспечением
предприятий, происходят параллельно:
в одно и то же время осуществляются
подготовка, трудоустройство и использование
кадров. При этом первая стадия (подготовка
кадров) является задельной по отношению
к третьей (использование кадров); наступает
время, когда определенная часть работающих
достигает границ рабочего возраста и
уходит на пенсию, возникает потребность
в создании новых рабочих мест. Поэтому
региональный рынок труда очень чувствителен
к этому процессу и активно участвует
в регулировании экономических отношений
с учетом динамики спроса и предложения.
Заключение
Применение метода наблюдения в
социологии предъявляет высокие
требования к личности наблюдателя.
Важное значение имеют уровень его профессиональной
компетентности и квалификации, умение
входить в контакт с наблюдаемыми индивидами
и группами, находить с ними общий язык,
высокое развитие способности концентрировать
внимание на наиболее существенных особенностях
и чертах наблюдаемых событий, действий
и ситуаций. Наблюдатель должен быть постоянно
сосредоточен, непрерывно контролировать
свои действия, чтобы их влияние на наблюдаемую
ситуацию было минимальным и не приводило
к искажению получаемого в процессе наблюдения
результата.
Существенное значение приобретает
четкая и правильная фиксация наблюдаемых
явлений и процессов. Поэтому
перед проведением наблюдения социальных
явлений разрабатывается и доводится
до сведения наблюдателей инструкция
по применению данного метода, в
которой определяется, по каким критериям
наблюдатель должен фиксировать
и подводить под заранее определенные
категории те или иные явления, события
и действия наблюдаемых индивидов
и их общностей. Для однообразного фиксирования
изучаемых событий и ситуаций различными
наблюдателями применяется карточка наблюдения,
в которой определяются основные элементы
ситуации или поведения изучаемой совокупности,
фиксируются цифровые индексы проявления
наблюдаемых проявлений изучаемых реакций
на те или иные события, а также записывается
шифровочный код, позволяющий перенести
цифровые обозначения полученных в процессе
наблюдения эмпирических данных на карточку
машинного счета в процессе их обработки
с помощью компьютера.
При организации наблюдения социальных
явлений необходимо, чтобы каждый
его участник прошел соответствующую
подготовку. Всем участникам должны быть
четко разъяснены цели и задачи наблюдения,
критерии, по которым различаются наиболее
значимые для целей исследования действия
и ситуации. Всех их необходимо ознакомить
с программой наблюдения, с его инструкцией
и снабдить карточками наблюдения для
фиксации наблюдаемых явлений, процессов,
событий. Только при хорошей организации
наблюдения, проведении его квалифицированными
и соответствующим образом обученными
исследователями можно рассчитывать на
его успешное проведение, высокую достоверность
и эффективность полученных результатов.
Список
литературы:
1.
«Вопросы статистики» 1997 г. №2,
№4, №5.
2.
Елисеева И.И., Юзбашев М.М. «Общая теория
статистики» Учебник. 4-e изд., перераб.
и доп. М. Финансы и статистика, 2001
3.
Социальная статистика / Учебник
/ М: Финансы и статистика, 2001
4.
Харченко Л.П. Статистика. М: ИНФРА,
1997.
5.
Владимирова Л.П. Экономика труда: Учебное
пособие - М.: Издательский дом "Рожков
и К", 2007
6.
Павленков В.А. Рынок труда. М., ЮНИТИ-ДАНА
2008
7.
Геньш Б.М. Экономика и социология труда.
Учебник – М.: Норма, 2001
Министерство образования и
науки РФ
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический
университет»
Ответы на
вопросы к курсу «Социальная статистика»
По темам:
«Особенности
наблюдения за социальными процессами»;
«Рынок труда.
Элементы рынка труда»
Выполнил:
Студент
301 гр. ИСОбр
Шредер А.
А.
Проверил:
Паин А. А.
Екатеринбург, 2013 г.