Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 14:58, курсовая работа
Обсуждение понятий и классификаций платёжного баланса основывается на пятом издании Руководства по платёжному балансу (Balance of payments Manual), которое было опубликовано Международным валютным фондом (МВФ) в 1993г. Платёжный баланс является одним из основных инструментов макроэкономического анализа и прогнозирования. Данные платёжного баланса отражают, как в течение одного отчётного периода развивалась внешняя торговля, которая непосредственно влияет на обменный курс национальной валюты, уровень производства, занятости и потребления.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Основы платёжного баланса………………………………………………..4
1.1 Определение платежного баланса…………………………………………...4
1.2 Публикация данных платёжного баланса…………………………………...8
1.3 Классификации платёжного баланса……………………………………….19
2. Анализ платежного баланса РФ…………………………………………...43
2.1 Оценка платежного баланса за 1 квартал 2010 года………………………43
2.2 Оценка платежного баланса РФ за январь-сентябрь 2010 года…………..43
2.3 Прогноз платежного баланса………………………………………………..51
Заключение………………………………………………………………………55
Список использованной литературы…………………………………………..57
Что касается долгосрочного активного сальдо платежного баланса, то здесь могут быть негативные последствия. Если активное сальдо достигается за счет положительного сальдо платежного баланса, то это означает, что импорт не перекрывает экспорта и фактический уровень потребления становится меньше потенциально возможного. Если сальдо формируется под влиянием значительного превышения притока капитала над его оттоком, то страна превращается в принимающую сторону со всеми возможными негативными последствиями.
Ведь иностранные инвестиции - это своего рода допинг для национальной экономики, поскольку со временем часть валового национального продукта, созданного в стране, в виде прибыли инвестора будет отходить за границу, что может негативно повлиять на темпы экономического роста.
Кроме того, долговременное превышение притока валюты в страну над ее оттоком может быть причиной инфляции, обесценивания национальной денежной единицы и повышения уровня цен на внутреннем рынке. Ведущие страны принимают меры по обеспечению стабильности рыночных курсов своих валют через согласованное межгосударственное влияние на деятельность валютных рынков, усиление воздействия официальных органов на курсы с целью ограничения рамок их колебания. Для этого центральные банки проводят совместные валютные интервенции.
2. Анализ платежного баланса РФ
Положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса РФ в I квартале 2010г. составило 33,9 млрд долл., что более чем в 3 раза превышает результаты за аналогичный период 2009г. Такая оценка содержится в материалах Банка России.
Профицит торгового баланса РФ в январе-марте 2010г. составил 46 млрд. долл., что в 2,4 раза больше, чем за аналогичный период 2009г. Экспорт товаров в январе-марте 2010г. сложился в объеме 91,3 млрд. долл., экспорт услуг - 8,9 млрд. долл. Объем импорта товаров в денежном выражении составил 45,3 млрд. долл., услуг - 13,2 млрд. долл.
Баланс доходов от инвестиций сложился отрицательным - в сумме 5,2 млрд. долл. Сальдо по счету операций с капиталом и финансовыми инструментами сложилось по итогам I квартала 2010г. также отрицательным - в размере 5,4 млрд. долл. Сальдо по счету операций с капиталом оказалось нулевым. Отрицательное сальдо по финансовому счету составило 5,5 млрд. долл.
Связь между внутренней экономикой и внешними факторами выражается следующей формулой: Y= С + I + X — М, где Y — национальный доход; С — личное потребление; I — инвестиции (производственное потребление); X — экспорт (внешнее потребление); M — импорт.
2.2 Оценка
платежного баланса РФ за
В январе-сентябре 2010г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 459,3 млрд. долларов США (135,4% к январю-сентябрю 2009г.), в том числе экспорт - 287,0 млрд. долларов (138,1%), импорт - 172,2 млрд. долларов (131,0%).
Счет (баланс) текущих операций является одним из важнейших составляющих платежного баланса, рассмотрим структуру товаров и услуг, которые Россия экспортирует и импортирует.
платежный баланс утечка капитал
Экспорт важнейших товаров.
Экспорт |
283062 |
137,1 |
100 |
32695 |
106,6 |
55,7 |
100 |
из него: |
|
|
|
|
|
|
|
топливно-энергетические товары |
193278 |
141,1 |
68,3 |
21633 |
107,5 |
53,2 |
66,3 |
из них: нефть сырая |
98460 |
142,4 |
34,8 |
11270 |
101,9 |
51,8 |
33,5 |
газ природный |
32628 |
117,1 |
11,5 |
3378 |
120,4 |
54,1 |
13,5 |
металлы и изделия из них |
30764 |
129,3 |
10,9 |
3498 |
98,9 |
53,6 |
11,5 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
черные металлы и изделия из них |
17080 |
122,5 |
6,0 |
1879 |
94,3 |
49,7 |
6,8 |
цветные металлы и изделия из них |
12922 |
141,5 |
4,6 |
1533 |
105,7 |
60,9 |
4,4 |
машины, оборудование и транспортные средства |
15054 |
131,2 |
5,3 |
2795 |
139,9 |
69,4 |
5,6 |
продукция химической промышленности, каучук |
17414 |
133,2 |
6,2 |
2004 |
97,1 |
57,5 |
6,3 |
из них: удобрения минеральные азотные |
1505 |
97,7 |
0,5 |
186 |
117,7 |
63,0 |
0,7 |
удобрения минеральные калийные |
1973 |
181,0 |
0,7 |
184 |
51,8 |
42,9 |
0,5 |
древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
7139 |
116,9 |
2,5 |
782 |
96,8 |
67,5 |
3,0 |
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье |
7087 |
97,5 |
2,5 |
503 |
59,6 |
117,3 |
3,5 |
из них злаки |
2354 |
92,6 |
0,8 |
3,9 |
1,1 |
126,8 |
1,2 |
Экспорт товаров в 2009г. составил 283062 мл. долл., что больше уровня сопоставимых периодов 2008 годов на 12%, 16,1% и 45,4% соответственно. Практически по всем показателям Россия стала намного меньше экспортировать, поскольку цены на ресурсы очень упали. Экспорт упал на 30.5% и ситуация будет меняться. В условиях сжатия мирового спроса продукция добывающих отраслей значительно подешевела к концу 2009 года, поэтому мы видим изменения в 30%. Выручка от экспорта продолжит увеличиваться, и при текущем темпе роста других показателей в отрицательную зону торговый баланс уйдет в 2010 году; а счет текущих операций – в 2009 году. Следовательно, 2009–2010 годы стали периодом, когда ситуация с платежным балансом резко ухудшаться, поскольку Россия была как и все страны в мировом кризисе. Вариантов два: либо будет расходование общих валютных резервов страны, либо за счет притока инвестиций произойдет общее ухудшение структуры счета текущих операций.
Импорт важнейших товаров.
млн. долларов США |
в % к январю- сентябрю 2009г. |
в % к итогу |
млн. долларов США |
в % к августу 2010г. |
в % к январю- сентябрю 2008г. |
в % к итогу | |
Импорт |
157411 |
137,0 |
100 |
21515 |
98,8 |
56,9 |
100 |
из него: |
|
|
|
|
|
|
|
машины, оборудование и транспортные средства |
67893 |
137,7 |
43,1 |
10479 |
110,3 |
46,2 |
42,9 |
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье для их производства |
25056 |
120,6 |
15,9 |
2865 |
107,1 |
80,7 |
18,1 |
продукция химической промышленности, каучук |
26676 |
140,0 |
16,9 |
2991 |
68,9 |
71,7 |
16,6 |
Импорт товаров возрос в 2 раза с 56,9 млрд. долл. До 137.7 в январе-сентябре 2009. Динамика импорта в значительной мере определялась наращиванием ввоза машин, оборудования и транспортных средств.
Внешнеторговый оборот Российской Федерации с основными торговыми партнерами:
Внешнеторговый оборот |
440473 |
137,1 |
100 |
321300 |
56,1 |
100 |
страны дальнего зарубежья |
379814 |
138,4 |
86,2 |
274335 |
56,3 |
85,4 |
из них: страны Евросоюза |
217847 |
134,5 |
49,5 |
162019 |
53,9 |
50,4 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
Нидерланды |
42090 |
152,7 |
9,6 |
27562 |
54,8 |
8,6 |
Германия |
36141 |
134,3 |
8,2 |
26912 |
51,2 |
8,4 |
Италия |
26831 |
117,4 |
6,1 |
22848 |
56,5 |
7,1 |
Франция |
15880 |
137,4 |
3,6 |
11562 |
69,1 |
3,6 |
Польша |
14896 |
133,2 |
3,4 |
11186 |
51,0 |
3,5 |
Финляндия |
11383 |
123,8 |
2,6 |
9193 |
53,0 |
2,9 |
Соединенное Королевство (Великобритания) |
11164 |
122,4 |
2,5 |
9118 |
51,3 |
2,8 |
Чешская Республика |
5968 |
126,6 |
1,4 |
4712 |
55,5 |
1,5 |
Венгрия |
5843 |
133,1 |
1,3 |
4391 |
44,3 |
1,4 |
Испания |
4942 |
134,7 |
1,1 |
3670 |
48,9 |
1,1 |
Болгария |
3029 |
151,5 |
0,7 |
1999 |
45,0 |
0,6 |
Румыния |
2414 |
148,2 |
0,5 |
1629 |
38,7 |
0,5 |
страны АТЭС |
102544 |
154,3 |
23,3 |
66463 |
59,1 |
20,7 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
Китай |
41764 |
156,4 |
9,5 |
26701 |
64,2 |
8,3 |
США |
16618 |
132,2 |
3,8 |
12566 |
63,1 |
3,9 |
Япония |
16115 |
156,2 |
3,7 |
10313 |
46,6 |
3,2 |
Республика Корея |
12629 |
178,9 |
2,9 |
7058 |
48,8 |
2,2 |
Турция |
17875 |
131,2 |
4,1 |
13623 |
51,6 |
4,2 |
Швейцария |
7923 |
141,8 |
1,8 |
5589 |
56,6 |
1,7 |
государства-участники СНГ |
60659 |
129,2 |
13,8 |
46966 |
55,0 |
14,6 |
страны ЕврАзЭС |
31464 |
109,2 |
7,1 |
28821 |
60,5 |
9,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
Беларусь |
19439 |
117,9 |
4,4 |
16481 |
59,5 |
5,1 |
Казахстан 1) |
7926 |
87,2 |
1,8 |
9091 |
58,9 |
2,8 |
Узбекистан |
2473 |
139,0 |
0,6 |
1779 |
71,7 |
0,6 |
Киргизия |
989 |
106,6 |
0,2 |
928 |
69,3 |
0,3 |
Таджикистан |
637 |
117,4 |
0,1 |
542 |
74,8 |
0,2 |
страны ЕЭП |
53111 |
131,7 |
12,0 |
40315 |
53,0 |
12,5 |
из них: Украина |
25746 |
174,6 |
5,8 |
14744 |
44,8 |
4,6 |
Очень важный момент в рассуждениях – величина ЗВР. Как уже говорилось, очень многое зависит от политики ЦБ РФ в области курса национальной валюты. Отчетливо видно, что в период до 2010 года необходимость в снижении ЗВР полностью отсутствует. В худшем варианте она появляется в 2010 году. С учетом стабилизационного фонда данная потребность может перешагнуть в 2011 год. Нельзя исключать, что могут возникнуть обстоятельства, которые спровоцируют резкий отток капитала с одной стороны и изменение валютной политики ЦБ РФ (в качестве профилактики) с другой стороны. Таким образом, можно получить момент плавного разворота курса национальной валюты. Первым существенным сигналом будет ситуация отказа ЦБ РФ от практики дальнейшего укрепления рубля. Если в данный период будет наблюдаться ухудшение счета текущих операций, то это и будет моментом изменения общей динамики курса рубля.
Данные рассуждения основываются на рациональном поведении Центрального банка. Максимальный курс укрепления рубля к доллару в предыдущие годы не должен был превышать 2–3% в год. Излишнее укрепление рубля стимулирует импорт и создает иллюзию благополучия в стране за счет более быстрого темпа роста доходов населения, номинированных в долларах. Было бы разумнее (частное мнение) в течение предыдущих лет увеличивать стоимость услуг естественных монополий более низкими темпами и одновременно учиться управлять избыточной денежной массой. Текущая позиция ЦБ РФ загоняет российскую экономику в зону повышенного риска и ситуацию, при которой может произойти и/или резкое снижение ЗВР с одновременным снижением национальной валюты и непрогнозируемыми последствиями в области долгосрочного развития экономики. Было бы разумно начиная с 2008 года, вне зависимости от курса доллара на мировом рынке, закончить практику с укреплением рубля. В худшем случае максимальный курс не должен превышать 1,5%.
Проведенный анализ четко указывает на формирование негативных факторов, влияющих на валютный курс рубля. Вне зависимости от стоимости сырья на мировых биржах наступит момент, при котором общий баланс по притоку валюты в страну будет отрицательным, что приведет к снижению валютных накоплений. Парадокс заключается в том, что чем дольше будет благоприятная рыночная конъюнктура цен на основные позиции российского экспорта, тем с более сложными проблемами экономика столкнется в дальнейшем. Одно дело – решать проблему с отрицательным счетом текущих операций в 10 млрд. долл. и внешним долгом в 150 млрд. долл., другое – когда внешний долг составляет 0,5 трлн. долл. при отрицательном сальдо счета текущих операций, превышающем 100 млрд. долл. А если учитывать, что стоимость значительного количества товаров и услуг в России близка к мировым ценам, то любое снижение курса национальной валюты будет означать снижение уровня жизни.
Периодом резкого возрастания валютных рисков можно считать тот, при котором счет текущих операций войдет в отрицательную зону. Как уже было сказано, в дальнейшем ситуация будет полностью зависеть от политики ЦБ РФ. В любом случае об укреплении рубля можно будет забыть на достаточно долгий период. Все будет зависеть от поведения портфельных инвесторов. Если они примут решение о выводе части средств из российской экономики, то существенного падения стоимости рубля не избежать.
Оценка платежного баланса Российской Федерации за январь-сентябрь 2010 года (млрд. долл. США)
январь-сентябрь 2010 г. (оценка) |
Справочно: | |||
январь-сентябрь 2009 г. |
январь-июнь 2010 г. |
январь-июнь 2009 г. | ||
Счет текущих операций |
60,9 |
33,3 |
52,2 |
17,9 |
Торговый баланс |
114,5 |
76,4 |
86,0 |
43,0 |
Экспорт |
286,5 |
207,8 |
189,8 |
125,4 |
сырая нефть |
98,9 |
69,1 |
65,5 |
40,7 |
нефтепродукты |
51,2 |
32,6 |
34,9 |
18,8 |
природный газ |
32,9 |
27,9 |
23,4 |
17,4 |
прочие |
103,5 |
78,2 |
66,1 |
48,5 |
Импорт |
-172,0 |
-131,5 |
-103,9 |
-82,4 |
Баланс услуг |
-18,6 |
-14,2 |
-10,2 |
-7,9 |
Экспорт |
32,6 |
30,4 |
20,3 |
18,9 |
Импорт |
-51,2 |
-44,6 |
-30,5 |
-26,9 |
Баланс оплаты труда |
-6,8 |
-6,5 |
-4,1 |
-4,0 |
Баланс инвестиционных доходов |
-24,9 |
-20,5 |
-17,8 |
-12,6 |
Доходы к получению |
25,4 |
23,0 |
16,8 |
15,4 |
Доходы к выплате |
-50,3 |
-43,6 |
-34,6 |
-28,0 |
Федеральные органы управления |
-0,5 |
-0,2 |
-0,2 |
0,2 |
Доходы к получению |
0,9 |
1,1 |
0,8 |
1,0 |
Доходы к выплате |
-1,4 |
-1,3 |
-0,9 |
-0,8 |
Субъекты Российской Федерации (доходы к выплате) |
-0,1 |
-0,0 |
-0,0 |
-0,0 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
3,6 |
5,4 |
2,5 |
3,8 |
Доходы к получению |
3,6 |
5,4 |
2,5 |
3,8 |
Доходы к выплате |
-0,0 |
-0,0 |
-0,0 |
-0,0 |
Банки |
-1,6 |
-3,9 |
-1,3 |
-2,7 |
Доходы к получению |
5,6 |
5,8 |
3,8 |
4,2 |
Доходы к выплате |
-7,2 |
-9,8 |
-5,1 |
-6,9 |
Прочие секторы |
-26,4 |
-21,8 |
-18,8 |
-13,9 |
Доходы к получению |
15,2 |
10,7 |
9,7 |
6,4 |
Доходы к выплате |
-41,6 |
-32,5 |
-28,6 |
-20,3 |
Баланс текущих трансфертов |
-3,3 |
-1,9 |
-1,6 |
-0,6 |
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами |
-6,7 |
-56,3 |
-2,3 |
-29,3 |
Счет операций с капиталом (капитальные трансферты) |
0,1 |
-11,9 |
0,2 |
0,3 |
Финансовый счет (кроме резервных активов) |
-6,8 |
-44,4 |
-2,5 |
-29,6 |
Обязательства ('+' - рост, '-' - снижение) |
30,1 |
1,7 |
13,0 |
-8,4 |
Федеральные органы управления |
2,3 |
1,0 |
3,6 |
0,5 |
Портфельные инвестиции |
3,4 |
2,0 |
4,2 |
1,2 |
выпуск |
5,1 |
0,0 |
5,1 |
0,0 |
погашение |
-2,6 |
-2,3 |
-1,4 |
-1,1 |
корпусов |
-1,0 |
-0,9 |
-0,6 |
-0,4 |
купонов |
-1,6 |
-1,4 |
-0,8 |
-0,7 |
реинвестирование доходов |
1,3 |
1,1 |
0,9 |
0,7 |
вторичный рынок |
-0,4 |
3,2 |
-0,4 |
1,6 |
Ссуды и займы |
-1,5 |
-0,9 |
-1,0 |
-0,6 |
Просроченная задолженность |
0,4 |
-0,0 |
0,4 |
-0,0 |
Прочие обязательства |
-0,0 |
-0,0 |
-0,0 |
-0,0 |
Субъекты Российской Федерации |
0,8 |
0,3 |
0,8 |
0,2 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
-1,9 |
9,4 |
-2,1 |
1,3 |
Банки |
11,6 |
-35,7 |
-2,5 |
-28,3 |
Прочие секторы |
17,3 |
26,7 |
13,2 |
17,8 |
Прямые инвестиции |
22,3 |
26,0 |
17,4 |
15,6 |
Портфельные инвестиции |
0,4 |
1,3 |
0,4 |
-0,3 |
Ссуды и займы |
-5,7 |
-2,6 |
-6,4 |
0,8 |
Прочие обязательства |
0,3 |
2,0 |
1,7 |
1,8 |
Активы, кроме резервных ('+' - снижение, '-' - рост) |
-36,9 |
-46,1 |
-15,5 |
-21,1 |
Органы государственного управления |
-1,4 |
10,1 |
-0,8 |
-2,5 |
Ссуды и займы |
0,3 |
-2,1 |
0,5 |
-1,0 |
Просроченная задолженность |
-1,0 |
11,3 |
-0,8 |
-1,0 |
Прочие активы |
-0,7 |
0,8 |
-0,4 |
-0,5 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
-0,0 |
0,1 |
-0,1 |
0,1 |
Банки |
4,3 |
-4,6 |
10,1 |
15,5 |
Прочие секторы |
-39,7 |
-51,6 |
-24,8 |
-34,2 |
Прямые и портфельные инвестиции |
-30,4 |
-35,8 |
-21,4 |
-26,0 |
Наличная иностранная валюта |
13,0 |
-1,3 |
10,3 |
-1,2 |
Торговые кредиты и авансы |
-1,1 |
3,8 |
-1,1 |
4,4 |
Задолженность по поставкам на основании межправительственных соглашений |
0,6 |
-2,1 |
0,6 |
-2,4 |
Своевременно не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами |
-19,5 |
-18,3 |
-12,5 |
-11,0 |
Прочие активы |
-2,2 |
2,1 |
-0,7 |
2,1 |
Чистые ошибки и пропуски |
-8,8 |
-2,4 |
-7,2 |
-4,9 |
Изменение валютных резервов ('+' -снижение, '-' -рост) |
-45,4 |
25,4 |
-42,7 |
16,3 |