Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 01:17, реферат
Цель исследования - изучить статистику, ее сущность, методы, основные категории и ее роль в жизни общества.
В соответствии с целью я могу определить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные черты и особенности, что является предметом статистики. Введение термина «статистика» в науку.
2.Определить главные задачи статистики.
3. Выделить основные стадии исследования статистики.
4. Подобрать наиболее подходящее решение проблемы, сделать выводы по каждой из глав.
Введение………………………………………………………….………….…3
Глава 1. Понятие и предмет статистики……………………………………...5
Глава 2. Статистическая методология. Основные категории
статистики……………………………………………………………………...10
Глава 3. Решение проблем в статистике…………………………………….16
Заключение……………………………………….……………………………17
Список используемой литературы………….….……………………………18
Содержание
Введение………………………………………………………
Глава 1. Понятие и предмет статистики……………………………………...5
Глава 2. Статистическая методология. Основные категории
статистики……………………………………………………
Глава 3. Решение проблем в статистике…………………………………….16
Заключение……………………………………….…………
Список используемой литературы………….….……………………………18
Введение
Статистика
оказывает незаменимую помощь
в решении государственных,
Выбранная мною тема на мой взгляд очень актуальна в настоящее время, так как нам всем известно что статистика – это отрасль общественной науки, которая изучает количественную сторону качественно-определенных массовых явлений и процессов, их структуру и распределение, размещение в пространстве, движение во времени, выявляя действующие количественные зависимости, тенденции и закономерности в конкретных условиях места и времени.
Актуальность определила цель исследования - изучить статистику, ее сущность, методы, основные категории и ее роль в жизни общества.
В соответствии
с целью я могу
определить следующие
задачи:
1. Рассмотреть основные
черты и особенности,
что является
предметом статистики.
Введение термина «статистика»
в науку.
2.Определить главные
задачи статистики.
3. Выделить основные
стадии исследования
статистики.
4. Подобрать
наиболее подходящее
решение проблемы, сделать
выводы по каждой из
глав.
На основании рассматриваемых мною учебников, научной литературы, можно сказать, что данная тема широко и многогранно освящена во многих источниках по общей теории и в социально-экономической статистике. Статистику как науку изучали уже давно. Как известно первым первопроходцем был Готфрид Ахенвали еще в 1746году. Большое внимание до сих пор ей уделяют современные экономисты, которые рассматривают ее основные категории, показатели, как это отражается на трудоустройстве и занятости населения, а также на рынке в целом.
Глава 1. Понятие и предмет статистики
Прежде всего начнем с главного, дадим определение термину «статистика». Как известно термин «статистика» произошел от лат. слова «статус», что означает состояние, определенное положение вещей. Статистика как наука сформировалась в результате слияния двух самостоятельных направлений: немецкого описательного государствоведения и английской политической арифметики. С немецкой стороны основатели: Шлецер, Ахенваль и с английской стороны В. Петти (17-18 века). Первоначально он употреблялся в значении слова государствоведение (описание достопримечательностей государств). В науку термин введен немецким ученым Готфридом Ахенвали (1719-1772 гг.), который впервые в 1746 г. в Марбургском университете начал читать данную дисциплину. Зарождение статистики, как науки, следует отнести ко второй половине XVII века.
Статистика как наука
неразрывно связана с другими общественными
науками (экономической теорией, финансами
и кредитом, экономикой предприятий и
т.д.). Она заимствует у этих наук основные
экономические категории и опирается
на фундаментальные законы этих наук.
Со своей стороны статистика предлагает
этим наукам целую систему статистических
методов и обеспечивает их результатами
анализов количественных закономерностей.
Статистика связана с математической
статистикой и теорией вероятности, т.к.
сердцевину статистической методологии
составляют методы математической статистики.
В настоящее время термин "статистика" употребляется в четырех значениях:
1. комплекс учебных дисциплин, обладающих определенной спецификой и изучающих количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественным содержанием – учебный предмет в высших и средних учебных заведениях;
2. отрасль практической
деятельности ("статистический учет")
по сбору, обработке, анализу и публикации
массовых цифровых данных о самых различных
явлениях и процессах общественной жизни;
эту деятельность на профессиональном
уровне осуществляет государственная
статистика – Федеральная служба государственной
статистики и система её учреждений, организованных
по административно-
3. совокупность цифровых сведений, характеризующих состояние массовых явлений и процессов общественной жизни; статистические данные, представляемые в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономики, и публикуемые в сборниках, справочниках, периодической прессе, которые являются результатом статистической работы;
4. статистические методы (в том числе методы математической статистики), применяемые для изучения социально-экономических явлений и процессов.
Статистика, как
наука, представляет собой целостную систему
научных дисциплин: общая теория статистики,
экономическая статистика и её отрасли
(макроэкономика, статистика отдельных
предприятий), социально-демографическая
статистика (изучение статистики населения
и жизни).
Статистика - это самостоятельная
общественная наука, которая изучает количественную
сторону массовых явлений и процессов,
исследует закономерности общественного
развития в конкретных условиях, места
и времени. Статистика изучает статистические
закономерности, которые в отличие от
динамических проявляются только в массовых
процессах.
Предметом исследования
статистики является количественная
сторона массовых общественных явлений
вне разрывной связи с их качественным
содержанием, а также количественное выражение
закономерностей общественного развития
в конкретных условиях места и времени.
В определении предмета статистики
подчеркивается несколько характерных
особенностей статистики, как науки. Основные
черты и особенности предмета статистики:
- в целях выявления
закономерностей общественного
развития в статистике
- статистика изучает в
первую очередь количественную
сторону общественных явлений
и процессов. Количественную
- статистика характеризует
структуру общественных
- статистика наглядно
отражает изменение социально-
- статистика выявляет
взаимосвязи общественных
Статистическая
совокупность состоит из массы
отдельных единиц, разрозненных
фактов. Задача статистики - установить
общие свойства единиц
- постоянные (долговременные);
- актуальные.
Постоянные задачи заключаются в следующем:
- обеспечение органов
управления государством, регионами,
отраслями и отдельными
- информирование общественности
о явлениях и процессах,
Актуальные же задачи формируются исходя из потребности общества и экономики на современном этапе:
- получение объективной
информации о деятельности
- создание автоматизированных
баз данных о деятельности
текущих хозяйственных
- прогнозирование развития
важных социально-
- распространение выборочных обследований во всех секторах общественной и экономической жизни;
- проведение организационно-
Статистический показатель - это количественно-качественная обобщающая характеристика какого-то свойства группы единиц или совокупности в целом. Этим он отличается от индивидуальных значений, которые, как отличалось, называются признаками.
Величина - характеристика
объекта или явления материального мира,
общая в качественном отношении, но индивидуальная
для каждого из них в количественном отношении.
Значение конкретной величины - это её
оценка, выражаемая произведением отвлеченного
числа на принятую для данной величины
единицу. Значение показателя является
функцией пространства и времени.
Итак, основной задачей статистики
является сбор, учет, обработка и хранение
данных (информации), отображающих ход
общественного развития.
Глава 2. Статистическая методология.
Основные категории статистики.
Для изучения
предмета статистики
Статистические методы используются
комплексно (системно). Это обусловлено
сложностью процесса экономико-статистического
исследования, состоящего из трёх основных
стадий:
1стадия - Сбор первичной
статистической информации.
На этой стадии исследования,
в связи с необходимостью учета всего
многообразия фактов и форм осуществления
социально-экономических процессов и
в соответствии с их массовым характером,
применяется метод массового статистического
наблюдения, обеспечивающий всеобщность,
полноту и представительность (репрезентативность)
полученной первичной информации.
2 стадия - Статистическая
сводка и обработка первичной информации.
На этой стадии, собранная в ходе
массового наблюдения информация подвергается
обработке методом статистических группировок,
позволяющим выделить в изучаемой совокупности
социально-экономические типы, совершается
переход от характеристики единичных
фактов к характеристике данных, объединенных
в группы величин. Методы группировки
различаются в зависимости от задач исследования
и качественного состояния первичного
материала.
3 стадия - Обобщение
и интерпретация статистической информации.
На этой стадии проводится анализ
статистической информации на основе
применения обобщающих статистических
показателей: абсолютных, относительных
и средних величин, вариации тесноты связи
и скорости изменения социально-экономических
явлений во времени, индексов и др.
Проведение анализа позволяет проверить
причинно-следственные связи изучаемых
явлений и процессов, определить влияние
и взаимодействие различных факторов,
оценить эффективность принимаемых управленческих
решений, возможные экономические и социальные
последствия складывающихся ситуаций.
При изучении статистической информации широкое применение имеют табличный и графический методы.
Статистическим
преломлением закона перехода количественных
изменений в качественные является закон
больших чисел, который лежит в основе
статистической методологии. Он гласит,
что статистическая закономерность может
проявляться с достаточной очевидностью
только при массовом статистическом наблюдении,
а полученные выводы тем более надежны,
чем многочисленней объект исследования.
Доказано, что индивидуальные
случайные отклонения от некоторого закономерного
для данной совокупности процесса или
уровня явления при достаточно большом
числе единиц совокупности взаимопогашаются.
В результате обнаруживаются причинно-следственные
связи или измеряется типичный уровень
явлений.
Теоретическую
основу любой науки составляют
понятия и категории,
а) Статистическая
совокупность – это множество
единиц (объектов, явлений), объединенных
единой закономерностью и
Совокупность - однородная,
если один или несколько изучаемых общественных
признаков ее объектов являются общими
для всех единиц. Совокупность называется
однородной именно с точки зрения этих
признаков.
Информация о работе Предмет, метод и основные категории статистики как науки