Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:21, курсовая работа
Наряду с абсолютными и относительными величинами в изучении статистики потребительских цен большое применение находят средние величины. В экономическом анализе часто приходится оперировать средними величинами в целях лучшего изучения общей картины, когда нужно из многих признаков получить величину, в которой отражались бы свойства всех признаков, входящих в состав совокупности.
Объектом данной курсовой работы является статистика потребительских цен. Ее предмет – метод средних величин статистического изучения потребительских цен.
Введение 3
1. Теоретическая часть 4
1.1. Цена как объект изучения статистики 4
1.2. Статистические методы изучения потребительских цен 7
1.3. Применение средних величин при изучении потребительских цен 12
2. Расчетная часть 17
2.1. Задание 1 17
2.2. Задание 2. 24
2.3 Задание 3 29
2.5 Задание 4 31
3.Аналитическая часть 33
3.1 Постановка задачи 33
3.2.Методика решения задачи 34
3.3 Технология выполнения компьютерных расчетов 35
3.4 Анализ результатов статистических компьютерных расчетов 36
Проведем группировку по средней цене 1 кг картофеля.
Величина равного интервала рассчитывается по формуле , где хmax и хmin – максимальное и минимальное значение признака
xmax =11
xmin= 6
Следовательно, первая группа – предприятия где средняя цена 1 кг картофеля: 6-7 руб.
вторая группа: 7-8 руб.
третья группа: 8-9 руб.
четвертая группа: 9 – 10 руб.
пятая группа: 10 – 11 руб.
Составим следующую рабочую таблицу:
Таблица 4.
Разработочная таблица для построения интервального ряда распределения и аналитической группировки
Группа предприятий по цене |
№ предприятия |
Объем продаж, т. |
Выручка от продажи, тыс.руб. |
Средняя цена 1 кг картофеля, руб. |
6 - 7 |
4 |
40 |
264 |
6,6 |
10 |
45 |
270 |
6 | |
25 |
39 |
269,1 |
6,9 | |
Итого |
3 |
124 |
803,1 |
19,5 |
7 - 8 |
2 |
34 |
251,6 |
7,4 |
3 |
35 |
262,5 |
7,5 | |
5 |
33 |
244,2 |
7,4 | |
13 |
33 |
231 |
7 | |
20 |
38 |
296,4 |
7,8 | |
26 |
37 |
292,3 |
7,9 | |
30 |
34 |
255 |
7,5 | |
Итого |
7 |
244 |
1833 |
52,5 |
8 - 9 |
1 |
31 |
266,6 |
8,6 |
6 |
29 |
240,7 |
8,3 | |
7 |
30 |
252 |
8,4 | |
8 |
30 |
255 |
8,5 | |
9 |
32 |
275,2 |
8,6 | |
11 |
32 |
284,8 |
8,9 | |
12 |
31 |
266,6 |
8,6 | |
14 |
32 |
281,6 |
8,8 | |
17 |
28 |
226,8 |
8,1 | |
18 |
28 |
229,6 |
8,2 | |
Итого |
10 |
303 |
2578,9 |
85 |
9 - 10 |
15 |
21 |
195,3 |
9,3 |
16 |
26 |
241,8 |
9,3 | |
19 |
26 |
244,4 |
9,4 | |
21 |
24 |
225,6 |
9,4 | |
22 |
26 |
249,6 |
9,6 | |
23 |
25 |
242,5 |
9,7 | |
24 |
26 |
254,8 |
9,8 | |
Итого |
7 |
174 |
1654 |
66,5 |
10 - 11 |
27 |
15 |
165 |
11 |
28 |
20 |
200 |
10 | |
29 |
20 |
210 |
10,5 | |
Итого |
3 |
55 |
575 |
31,5 |
Таблица 5.
Группировка предприятий по средней цене 1 кг картофеля
№ группы |
Группа предприятий по средней цене 1 кг картофеля |
Число предприятий |
1 |
6 – 7 |
3 |
2 |
7 – 8 |
7 |
3 |
8 – 9 |
10 |
4 |
9 – 10 |
7 |
5 |
10 – 11 |
3 |
2. Для расчета характеристик ряда распределения , на основе табл. 5 строится вспомогательная таблица 6 ( - середина j-го интервала).
Таблица 6
Расчетная таблица для нахождения характеристик ряда распределения
Группа предприятий по цене |
Число предприятий в группе |
Середина интервала, |
|
|
|
Накопленные частоты |
6 – 7 |
3 |
6,5 |
19,5 |
-1,2 |
4,32 |
3 |
7 – 8 |
7 |
7,5 |
52,5 |
-0,2 |
0,28 |
10 |
8 – 9 |
10 |
8,5 |
85 |
0,8 |
6,4 |
20 |
9 – 10 |
7 |
6,5 |
45,5 |
-1,2 |
10,08 |
27 |
10 – 11 |
3 |
9,5 |
28,5 |
1,8 |
9,72 |
30 |
Итого |
30 |
- |
231 |
- |
30,8 |
- |
Найдем среднюю арифметическую.
Для расчета, в качестве значений признаков в группах примем середины этих интервалов (х), так как значения осредняемого признака заданы в виде интервалов. Рассчитаем и подставим полученные значения в таблицу.
руб.
Итак, средний размер цен за 1 кг картофеля на предприятиях составляет 7,7 руб.
Найдем среднее квадратичное отклонение по формуле:
Для этого проведем промежуточные расчеты в таблице 6.
руб.
Найдем коэффициент вариации по формуле:
%
Найдем моду по формуле:
,
где - нижняя граница модального интервала;
- модальный интервал;
- частоты в модальном,
Модальный ряд определяется по наибольшей частоте. Из таблицы видно, что данным интервалом является (8 -9 руб.).
руб.
Найдем медиану по формуле:
,
где - нижняя граница медианного интервала;
- медианный интервал;
- половина от общего числа наблюдений;
- сумма наблюдений, накопленная
до начала медианного
- число наблюдений в медианном интервале.
Прежде всего, найдем медианный интервал. Таким интервалом будет (8 – 9 руб.).
руб.
Анализ полученных значений показателей говорит о том, что средняя цена за 1 кг картофеля составляет 7,7 руб., отклонение от средней цены в ту или иную сторону составляют в среднем 1,01 руб. (или 13,2%).
Значение V = 13,2% не превышает 33%, следовательно, вариация цены в исследуемой совокупности предприятий незначительна и совокупность по данному признаку качественно однородна. Расхождение между значениями , Мо и Me незначительно ( = 7,7 руб., Мо = 8,5 руб., Me = 8,5 руб.), что подтверждает вывод об однородности цен. Таким образом, найденное среднее значение цены за 1 кг картофеля (24,2 руб.) является типичной, надежной характеристикой исследуемой совокупности предприятий.
Решение.
Построим корреляционную таблицу, образовав пять групп по факторному (средняя цена 1 кг картофеля) и результативному (объём продаж) признакам:
Таблица 7
Корреляционная таблица
Объём продаж, т |
Средняя цена 1 кг картофеля, руб. | |||||
6-7 |
7-8 |
8-9 |
9-10 |
10-11 |
Итого | |
15-21 |
- |
- |
- |
- |
3 |
3 |
21-27 |
- |
- |
- |
7 |
- |
7 |
27-33 |
- |
- |
10 |
- |
- |
10 |
33-39 |
- |
7 |
- |
- |
- |
7 |
39-45 |
3 |
- |
- |
- |
- |
3 |
Итого |
3 |
7 |
10 |
7 |
3 |
30 |
Как видно из таблицы
7, распределение числа
При использовании метода аналитической группировки строится интервальный ряд распределения единиц совокупности по факторному признаку X (цена товара) и для каждой j-й группы ряда определяется среднегрупповое значение результативного признака Y (объем продаж). Если с ростом значений фактора X от группы к группе средние значения систематически возрастают (или убывают), между признаками Х и Y имеет место корреляционная связь.
Используя разработочную таблицу 4, строим аналитическую группировку, характеризующую зависимость между факторным признаком X – средняя цена за 1 кг картофеля и результативным признаком Y — Объем продаж.
Таблица 8.
Зависимость объема продаж от цены товара
Группа предприятий по цене |
Число предприятий |
Объем продаж, т | |
всего |
в расчете на одно предприятие | ||
6 – 7 |
3 |
124 |
41,33 |
7 – 8 |
7 |
244 |
34,86 |
8 – 9 |
10 |
303 |
30,3 |
9 – 10 |
7 |
174 |
24,86 |
10 – 11 |
3 |
55 |
18,33 |
В данной задаче применен
метод аналитической
Данные таблицы 8 показывают, что с ростом цены на 1 кг картофеля средний объём продаж уменьшается. Следовательно, между исследуемыми признаками существует обратная корреляционная зависимость.
Опираясь на исходные данные таблицы 4 и на данные таблицы 8, измерим тесноту корреляционной связи с использованием коэффициента детерминации и эмпирического корреляционного отношения.
Для измерения тесноты
связи между факторным и
Эмпирический коэффициент детерминации η2 оценивает, насколько вариация результативного признака Y объясняется вариацией фактора X (остальная часть вариации Y объясняется вариацией прочих факторов). Показатель η2 рассчитывается как доля межгрупповой дисперсии в общей дисперсии по формуле
Вычислим общую дисперсию на основе исходных данных из таблицы 2 по формуле:
Вычисления приведем в таблице 7.
Таблица 9
Вспомогательная таблица для расчета общей дисперсии
№ предприятия |
Объем продаж, т |
|
№ предприятия |
Объем продаж, т |
|
1 |
31 |
961 |
16 |
26 |
676 |
2 |
34 |
1156 |
17 |
28 |
784 |
3 |
35 |
1225 |
18 |
28 |
784 |
4 |
40 |
1600 |
19 |
26 |
676 |
5 |
33 |
1089 |
20 |
38 |
1444 |
6 |
29 |
841 |
21 |
24 |
576 |
7 |
30 |
900 |
22 |
26 |
676 |
8 |
30 |
900 |
23 |
25 |
625 |
9 |
32 |
1024 |
24 |
26 |
676 |
10 |
45 |
2025 |
25 |
39 |
1521 |
11 |
32 |
1024 |
26 |
37 |
1369 |
12 |
31 |
961 |
27 |
15 |
225 |
13 |
33 |
1089 |
28 |
20 |
400 |
14 |
32 |
1024 |
29 |
20 |
400 |
15 |
21 |
441 |
30 |
34 |
1156 |
Итого |
900 |
28 248 |
Информация о работе Применение метода средних величин в изучении потребительских цен