Применение метода средних величин в изучении потребительских цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:21, курсовая работа

Краткое описание

Наряду с абсолютными и относительными величинами в изучении статистики потребительских цен большое применение находят средние величины. В экономическом анализе часто приходится оперировать средними величинами в целях лучшего изучения общей картины, когда нужно из многих признаков получить величину, в которой отражались бы свойства всех признаков, входящих в состав совокупности.
Объектом данной курсовой работы является статистика потребительских цен. Ее предмет – метод средних величин статистического изучения потребительских цен.

Содержание

Введение 3
1. Теоретическая часть 4
1.1. Цена как объект изучения статистики 4
1.2. Статистические методы изучения потребительских цен 7
1.3. Применение средних величин при изучении потребительских цен 12
2. Расчетная часть 17
2.1. Задание 1 17
2.2. Задание 2. 24
2.3 Задание 3 29
2.5 Задание 4 31
3.Аналитическая часть 33
3.1 Постановка задачи 33
3.2.Методика решения задачи 34
3.3 Технология выполнения компьютерных расчетов 35
3.4 Анализ результатов статистических компьютерных расчетов 36

Вложенные файлы: 1 файл

1Применение метода средних величин в изучении потребительских цен-курсовая.doc

— 648.50 Кб (Скачать файл)

Вычислим межгрупповую дисперсию  на основании таблицы 8 по формуле:

Расчеты произведем в  таблице 10.

Таблица 10

Вспомогательная таблица для расчета межгрупповой дисперсии

Группа предприятий  по цене

Число предприятий

 Объем продаж в  расчете на одно предприятие

6 – 7

3

41,33

11,33

128,37

385,11

7 – 8

7

34,86

4,86

23,62

165,34

8 – 9

10

30,3

0,3

0,09

0,9

9 – 10

7

24,86

-5,14

26,42

184,94

10 – 11

3

18,33

-11,67

136,19

408,57

Итого

30

149,68

   

1144,8


Теперь 

 или 91,7 %.

Эмпирическое корреляционное отношение находим по формуле:

Коэффициент детерминации говорит о том, что вариация объема продаж на 91,7% зависит от вариации размера средней цены за 1 кг и на 8,3% от прочих признаков.

Эмпирическое корреляционное отношение по своей величине близко к единице, что свидетельствует о весьма тесной взаимосвязи между ценой картофеля и объемом продаж.

2.3 Задание 3

По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,954 определите:

  1. Ошибку выборки средней цены 1 кг картофеля и границы, в которых она будет находиться средняя цена 1 кг картофеля для генеральной совокупности предприятий розничной торговли.
  2. Ошибку выборки доли предприятий розничной торговли с уровнем цены 10 руб. и более и границы, в которых будет находиться генеральная доля.

Решение

1) По результатам выполнения задания 1 и с учетом, что выборка 10%-механическая, определим с вероятностью 0,954 ошибку выборки средней цены 1 кг картофеля и границы, в которых будет находиться показатель в генеральной совокупности:

Имеются данные: n = 30; p = 0,954; t = 2; n/N = 0,1;

Так как выборка механическая, то используем следующую формулу:

 руб.

Пределы для средней 

7,35 8,05 (руб.)

2) По результатам выполнения задания 1 имеем данные:

n = 30; m = 3; W = m/n = 3/30 = 0,1; n/N = 0,1.

Долю предприятий розничной торговли с уровнем цены 10 руб. и более найдем по следующей формуле:

Пределы для доли

0,1 – 0,1 0,1+0,1;

0 ≤ р ≤ 0,2 или 0 ≤ р ≤ 20 (%)

Таким образом, с вероятностью 0,954 можно ожидать, что средняя цена 1 кг картофеля в генеральной совокупности будет не менее 7,35 и не более 8,05 руб.

С вероятностью 0,954 можно утверждать, что доля предприятий розничной торговли с уровнем цены 10 руб. и более, по всей совокупности составит от 0 до 20 %.

2.5 Задание 4

Имеются данные о продаже на двух рынках условного товара В за текущий год:

Таблица 11

Рынки

Цена товара, руб.

Продано

Выручка от продажи, тыс.руб.

Ед.

В % к итогу

1

500

3500

70

1750

2

800

1500

30

1200


Определите среднюю цену товара по двум рынкам, используя данные:

  1. гр. 1 и гр. 2;
  2. гр. 1 и гр. 3;
  3. гр. 1 и гр. 4;
  4. гр. 2 и гр. 4.

Решение

1. Средняя цена товара, если известны его цена и количество проданных единиц может быть рассчитана по формуле средней арифметической взвешенной. В качестве весов выступает количество проданного товара.

 руб.

2. Средняя цена товара, если известна структура продаж может быть рассчитана по формуле средней арифметической взвешенной. Весами выступают удельные веса продаж.

 руб.

3. Средняя цена товара, если известна выручка от продажи (В) может быть рассчитана по формуле средней гармонической, т.к. цена товара, выручка от продажи и объем продаж связаны соотношением:

 тыс. руб. или 590 руб.

4. Средняя цена товара, если известна выручка от продажи (В) и объем продаж (f) может быть рассчитана по формуле средней арифметической, т.к. цена товара, выручка от продажи и объем продаж связаны соотношением:

 тыс. руб. или 590 руб.

3. Аналитическая часть

3.1 Постановка задачи

Статистика цен образует самостоятельный блок в статистике рынка. Ее показатели помогают исследовать действие рыночного механизма и вместе с тем органично входят в систему показателей уровня жизни, финансовой деятельности, служат в качестве дефляторов любых стоимостных показателей.

 Анализ цен - важное условие статистического обеспечения ценообразования.

По данным о средних потребительских ценах по Российской Федерации в 2006 – 2010 году на говядину и свинину рассчитаем за каждый год средние цены на мясо и кроме того рассчитаем средние цены на говядину и на свинину за эти годы. Кроме того, вычислим медиану для данного ряда.

Таблица 12

ПОКАЗАТЕЛИ 

2006

2007

2008

2009

2010

Говядина (кроме бескостного  мяса)

131,67

139,49

174,86

185,60

197,64

Свинина (кроме бескостного  мяса)

142,00

149,02

189,42

193,66

198,35


Источник http://www.gks.ru/free_doc/new_site/prices/potr/Cen_1991-2011.xls

3.2.Методика решения  задачи

Средний уровень цен на мясо за каждый год вычисляется по формуле:

Средние цены на говядину (свинину) рассчитываются по формуле средней хронологической, т.к. имеем моментный ряд динамики.

Модой для дискретного  ряда является варианта, обладающая наибольшей частотой.

Для определения медианы в дискретном ряду при наличии частот сначала вычисляют полусумму частот   , а затем определяют, какое значение варианта приходится на нее. Если отсортированный ряд содержит нечетное число признаков, то номер медианы вычисляют по формуле:

Ме = (n(число признаков в совокупности) + 1)/2,

в случае четного числа  признаков медиана будет равна  средней из двух признаков находящихся в середине ряда.

3.3 Технология выполнения компьютерных расчетов

Статистические расчеты  можно представить с использованием прикладных программ обработки электронных таблиц MS Excel.

Расположение на рабочем  листе исходных данных таблицы 11 и  расчетных формул представлено на рис. 2.

Результаты расчетов приведены на рис. 3.

Рис.2.Расположение исходных данных на рабочем листе

Рис. 3 Результаты расчетов

3.4 Анализ результатов статистических компьютерных расчетов

 

Сделаем следующие выводы по результатам проведенных расчетов.

Происходит постепенный  рост средних цен на мясо с течение  времени.

Средняя цена на говядину остается за исследуемый период меньше средней цены на свинину. Т.к. средние и медианы для данных рядов различаются значительно, следовательно вычисленная средняя ненадежна.

Заключение

Комплекс проблем, именуемый  статистикой цен, существует как  самостоятельный блок показателей  и является составной частью социально-экономической статистики. Ее показатели, методы и динамика помогают исследовать действие рыночного механизма и вместе с тем органично входят в систему показателей уровня жизни и финансовой деятельности.

 Курсовая работа  выполнена на актуальную тему, что определяется тем, что применение средних величин при анализе потребительских цен позволяет когда нужно из многих признаков получить величину, в которой отражались бы свойства всех признаков, входящих в состав совокупности.

В процессе выполнения работы были решены задачи: рассмотрена цена, как объект изучения статистики; рассмотрены методы статистического изучения потребительских цен; рассмотрена возможность применения средних величин при изучении потребительских цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Гусаров В.М. Статистика: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

2. Общая теория статистики: Статистическая методология в  изучении коммерческой деятельности: Учебник / под ред. О.Э. Башиной,  А.А. Спирина. – М.: Финансы и  статистика, 2006.

3.Статистика. Учебник/ под ред. проф. И.И. Елисеевой – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002.

4. Мелкумов Я.С. Социально  – экономическая статистика: учебно  – методическое пособие. –  М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004.

5. Экономическая статистика: учебник  / под. ред. Иванова Ю.Н. 2000.

6. Статистика финансов Учебник / под редакцией В.Н. Салина. – М:Финансы и статистика, 2001.

7.Теория статистики : Учебник / Под ред. Р.А.Шмойловой.  – М.: Финансы и статистика,2004.

8. Статистика: Учебник  / Под ред. В.С. Мхиторяна. –  М.: Экономистъ, 2005

9. Бардасов С.А., Лукина В.И. Теория статистики: Учебное пособие. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. 

10. http://www/.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики

 

 

 

 

Стр.


Информация о работе Применение метода средних величин в изучении потребительских цен