Применение метода статистических группировок в анализе экономических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение применения метода статистических группировок в анализе экономических процессов.
Основные задачи данной курсовой работы:
1. Рассмотрение основных приемов построения и выполнения группиро-вок;
2. Изучение видов статистических группировок;
3. Применение метода статистических группировок на примере предпри-ятия;
4. Анализ полученных данных.

Содержание

Введе-ние………………………………………………………………………..….3
1. Метод группировок как метод статистического анали-за…………..……5
1.1. Метод классификаций и группировок….……………………..………..5
1.2. Задачи статистических группировок и их виды ………………….......6
1.3. Основные приемы построения и выполнения группиро-вок….....….12
2. Применение метода группировки при анализе стажа работы персонала и выборке продукции предприятия…………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсач статистика.doc

— 377.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет экономики  и менеджмента

Кафедра бухучета, анализа и аудита

 

 

 

 

 

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СТАТИТИЧЕСКИХ ГРУППИРОВОК В АНАЛИЗЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

 

 

 

 

 

Курсовая работа по статистике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил                                                                               Студент 3 курса

гр. МИЭ – 31

Обухова  К. А.

Шифр зачетки

 

Проверил                                                                             Воронцова Н. Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Киров 2012

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3

  1. Метод группировок как метод статистического анализа…………..……5

1.1. Метод классификаций  и группировок….……………………..………..5

    1. Задачи статистических группировок и их виды ………………….......6
    2. Основные приемы построения и выполнения группировок….....….12
  1. Применение метода группировки при анализе стажа работы персонала и выборке продукции предприятия…………………………………………..18

Заключение……………………………………………………………………….26

Список используемой литературы……………………………………………...27

 

 

Введение

Важнейшим этапом исследования социально-экономических  явлений и процессов является систематизация первичных данных и  получение на этой основе сводной характеристики объекта в целом при помощи обобщающих показателей.

В результате первой стадии статистического исследования получают статистическую информацию, представляющую собой большое количество первичных, разрозненных сведений об отдельных  единицах объекта исследования. Дальнейшая задача статистики заключается в том, чтобы привести эти материалы в определенный порядок, систематизировать и на этой основе дать сводную характеристику всей совокупности фактов при помощи обобщающих статистических показателей, отражающих сущность социально-экономических явлений и определенные статистические закономерности. Это достигается в результате сводки – второй стадии статистического исследования.

В сводке статистического  материала отдельные единицы  статистической совокупности объединяются в группы при помощи метода группировок.

Статистическая  группировка – это процесс  образования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности на части или объединения изучаемых единиц в частные совокупности по существенным для них признакам, каждая из которых характеризуется системой статистических показателей.

Таким образом, группировка является одним из первичных  методов обработки новой статистической информации, которая позволяет проводить последующий статистический анализ.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение применения метода статистических группировок  в анализе экономических процессов.

Основные задачи данной курсовой работы:

  1. Рассмотрение основных приемов построения и выполнения группировок;
  2. Изучение видов статистических группировок;
  3. Применение метода статистических группировок на примере предприятия;
  4. Анализ полученных данных.

 

1. Метод  группировок как  метод статистического  анализа

1.1. Метод классификаций  и группировок

В практической статистике широко применяется метод классификаций и группировок. 

Классификация - это систематическое распределение явлений и объектов по определенным группам, классам, разрядам на основании их сходства и различия. Используют классификации: отраслевую; профессиональную; основных фондов; капитальных вложений; строительных машин. В статистике внешней торговли используется «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности». В условиях возникновения новых форм хозяйствования начинают использоваться классификаторы форм собственности, организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов.

Для дальнейшей обработки собранных в ходе статистического  наблюдения первичных данных широко используют и метод группировки.

Группировка - это распределение множества единиц исследуемой совокупности по группам в соответствии с существенным для данной группы признаком. Метод группировки позволяет обеспечивать первичное обобщение данных, представление их в более упорядоченном виде. Благодаря группировке можно соотнести сводные показатели по совокупности в целом со сводными показателями по группам. Появляется возможность сравнивать, анализировать причины различий между группами, изучать взаимосвязи между признаками. Группировка позволяет делать вывод о структуре совокупности и о роли отдельных групп этой совокупности. Именно группировка формирует основу для последующей сводки и анализа данных.

Признаки, по которым  проводится группировка, называют группировочными признаками. Группировочный признак иногда называют основанием группировки. Правильный выбор существенного группировочного признака дает возможность сделать научно обоснованные выводы по результатам статистического исследования. Группировочные признаки могут иметь как количественное выражение (объем, доход, курс валюты, возраст и т.д.), так и качественное (форма собственности предприятия, пол человека, отраслевая принадлежность, семейное положение и т.д.).

При определении  числа групп, как правило, учитываются  задача исследования, объем совокупности и виды признаков, которые берутся в качестве основания группировки. Например, по количественному признаку возраст населения может быть разбит на самые различные группы. Их число будет зависеть от поставленных задач. Например, это могут быть группы по возрасту трудоспособного населения; экономически активного населения и т.д.

Если берется, предположим, такой качественный признак, как образование, то групп будет ровно столько, сколько существует ступеней или профилей образования. В образовании по ступеням групп будет шесть (неполное среднее; среднее; неполное среднее специальное; специальное среднее; неполное высшее; высшее). По профилю образования количество групп может совпадать или с числом профессиональных групп, или с числом сфер образования (гуманитарное; инженерно-техническое; естественнонаучное).

1.2. Задачи статистических группировок и их виды

Содержание  и приемы группировок многообразны. Различны и задачи, выполняемые ими. Однако принято выделять следующие  основные задачи, решаемые с помощью  метода статистических группировок: образование  социально-экономических типов явлений; изучение строения изучаемых явлений и структурных изменений, происходящих в них; выявление связи между изучаемыми признаками.

Для решения  этих задач соответственно применяют  типологические структурные и аналитические группировки. Следует отметить, что приведенная классификация статистических группировок по выполняемым ими задачам имеет некоторую условность, поскольку они на практике применяются в комплексе. Это обусловлено многогранностью процессов, протекающих в общественной жизни, в том числе и в коммерческой деятельности.

Типологическая  группировка - это разделение качественно неоднородной совокупности на отдельные качественно однородные группы и выявление на этой основе экономических типов явлений. Важнейшим их содержанием является выражение из множества признаков, характеризующих изучаемые явления, основных типов в качественно однородные.

Типологические  группировки широко применяются  в экономических, социальных и других исследованиях. Необходимость проведения типологической группировки обусловлена, прежде всего, потребностью теоретического обобщения первичной статистической информации и получения на этой основе обобщающих статистических показателей. Именно в выделении социально-экономических типов явлений, позволяющих проследить зарождение, развитие и отмирание их, состоит основная задача типологических группировок.

При использовании  метода типологических группировок, важное значение имеет правильный выбор группировочного признака. При атрибутивном признаке с незначительным разнообразием его значений число групп определяется свойствами изучаемого явления: группировка населения по половозрастному признаку, предприятий торговли – по формам собственности и т.д.

Выделение типов  на основе количественного признака состоит в определении групп с учетом значений величины изучаемых признаков. При этом очень важно правильно установить интервал группировки, на основе которого количественно различаются одни группы от других, намечаются границы выделения их нового качества.

Многообразие общественных явлений обусловливает необходимость дифференцированного подхода к образованию и использованию типологических группировок.

Наряду с  выделением типов хозяйств, разделением  населения по социальным группам в практике коммерческих служб торговли и банка выделяются однородные группы, которые различаются между собой качественными особенностями. Эту многоярусность типологических группировок необходимо определить, поскольку социально-экономическую их сущность нельзя беспредельно расширять. Например, группировку магазинов по специализации не следует ставить в один ряд с социально-экономическими группировками, так как она отражает определенную специфику в характере организации труда и торгового процесса. Среди продовольственных могут быть магазины, разные по формам собственности, организации труда и другим признакам, которые нельзя включать в одну социально-экономическую группу.

Приведем пример типологической группировки в таблице 1.1

Таблица 1.1 Распределение промышленной продукции произведенной в различных формах хозяйствования за отчетный период

Группы  предприятий по формам 
хозяйствования

Объем промышленной продукции, млрд. руб.

В % к  итогу

Государственные с традиционными 
методами управления

405,0

89,20

Арендные

19,0

4,19

Кооперативные

30,0

6,61

Всего:

454,0

100,0


 

 Приведенные данные характеризуют  социально-экономический состав промышленной продукции, а также свидетельствуют  о возникших в последнее время новых формах хозяйствования. Происходят изменения в социальной занятости работников в народном хозяйстве: увеличилось число работников в кооперативном и индивидуальном секторах экономики, что является отражением стратегии, социально-экономического развития нашего общества в условиях перехода к рыночной экономике.

Структурная группировка — это выявление закономерностей распределения единиц однородной совокупности по варьирующим значениям исследуемого признака. Выделенные типы явления с помощью типологической группировки могут изучаться с точки зрения их структуры и состава. При этом используются структурные группировки. Это группировки, используемые для изучения строения изучаемой совокупности. В большинстве своем структурные группировки производятся на основе образования качественно однородных групп, хотя нередко они применяются и без предварительного расчленения совокупности на части.

С помощью структурных  группировок изучается, например, состав товарооборота по товарным группам; торговая сеть – по специализации; работники торговли – по профессиям, возрасту, стажу работы, образованию и т.д. Так, группировка по образованию за ряд лет может характеризовать качественные сдвиги в рабочей силе по данному признаку. Структурная группировка, кроме того, позволяет оценить процесс концентрации, если в их основание положен существенный признак, что видно из данных таблицы 1.2

Таблица 1.2. Группировка торговых предприятий района по объему товарооборота (в процентах к итогу)

Группы  магазинов по объему товарооборота, тыс. руб.

Число магазинов

Различный 
товарооборот

Торговая  площадь

А

1

2

3

До 1700

21,87

11,22

18,05

1700-2000

28,17

19,04

21,38

2000-3000

21,87

20,00

19,08

3000-4200

15,63

22,23

19,47

Свыше 4200

12,50

27,51

22,02

Всего:

100,00

100,00

100,00

Информация о работе Применение метода статистических группировок в анализе экономических процессов