Рынок товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой будут рассмотрены основные показатели, характеризующие работу рынка, и компоненты, неоходимые для его работы.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………5
2. Понятие рынка товаров и услуг……………………………………………6
3. Система показателей товарного рынка……………………………………8
4. Статистическое изучение коньюнктуры рынка………………………….11
5. Маркетинг и статистическите методы в маркетинговом исследовании..20
6. Статистический анализ рынка товаров и услуг (решение заданий)….24
7. Заключение……………………………………………………………………32
8. Список использованной литературы………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по статистике.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

    Н - насыщенность рынка (наличие товаров  у потребителей);

    Иф и Им -  износ товара, физический и моральный соответственно;

    А - альтернативные нерыночные формы  потребления (например, потребление  продуктов собственного прозводства), а также потребление товаров-заменителей;

    С - часть рынка, захваченная конкурентами, в том числе импортерами;

    N - число i-х групп потребителей.

    В основе формулы лежит зависимость  обьема потребления от числа потребителей (при прочих равных условиях):

                                                П = ¦ (S).

    Необходимость  выделения групп потребителей связана с дифференциацией спроса по социальному и половозрастному признакам. Эти различия определяются с помощью специальных обследований (в частности, по данным панельных обследований или государственной статистики бюджетов домохозяйств).

    Показатель  насыщенности рынка играет  самостоятельную роль в анализе рыночной ситуации. Он указывает на степень обеспеченности населения товарами потребительского назначения.

    В статистике соотношение спроса и  предложения (с некоторой степенью точности)  устанавливается с  помощью баланса спроса-предложения. Однако такой расчет можно осуществить только в границах всего товарного рынка в целом.

    Суть  расчета в следующем: определяется обьем товарного предложения (по данным о поступлении или фактической  продаже с необходимыми дорасчетами) и покупательные фонды населения (доходы с корректировкой на прирост сбережений минус обязательные платежи, представляющие совокупный спрос населения) (таблица 1):

    Баланс  спроса и предложения.

Предложение Спрос
  1. обьем отечественного производства товаров потребительского назначения
  2. обьем импорта
  3. изменение стоимости товарного поступления за счет роста цен
  1. Денежные доходы населения (за вычетом прироста сбережения, инвестиций в покупку ценных бумаг и недвижимости,а также обязательных платежей)
  2. Покупка производственными предприятиями товаров для производственного потребления и промышленной переработки
  3. Покупка товаров учреждениями и предприятиями
  4. Изменение стоимости купленных товаров за счет снижения цен
Итого Итого
Сокращение  товарных запасов Рост товарных запасов
Баланс Баланс
Дефицит (П<С) Дефицит (П>С)

    Итоговая  строка отражает степень сбалансорованности спроса и предложения. Превышение предложения  над спросом проявляется в  росте товарных запасом, а превышение спроса над предложением - в из сокращении. Этот факт используют для косвенной оценки  пропорциональности рынка. Дело в том, что количественно оценить покупательский спрос на локальном рынке какого-то товара практически не представляется возможным. Исключение составляют биржевые рынки, где предложение и спрос регистрируются.

    Сбалансированность  спроса и предложения обусловливает  стабильность ьлварных запасов. Товарные запасы могут выполнять функцию  индикатора коньюнктуры рынка. В  этом случае можно использовать абсолютный показатель обьема товарных запасов, но более  точным будет относительный показатель запасов товарооборота (в днях):

    Is = 1 > П = С  (рынок - сбалансирован)               

    Is > 1 > П > С (диспропорция: предложение превышает спрос);

    Is < 1 > П < С (диспропорция: спрос превышает предложение),

    Где Is - индекс товарных запасов, П - предложение, С - спрос.

    Существует  ряд других приемов исследования коньюнктуры рынка, но их суть неизменна - сопоставление между собой индикаторов  рынка и индексов деловой активности, оценка спроса и предложения.

    Наиболее  популярен метод потроения системы  индексом деловой активности: показателей  динамики основных характеристик рынка  производства (или поставки) товаров, товарных запасов, цен, а в ряде случаев  показателей общей экономической  ситуации - уровня занятости, учетной ставки Центрального банка, обьема инвестиций и т.п. В качестве дополнительных индикаторов привлекаются такие характеристики рынка, как численность потребителей (в одних странах - население  старше пяти лет, в других - число семей с детьми); уровень дохода; территориальная структура розничных продаж и т.д. В некорорых специальных расчетах оценивается готовность населения к расходам (по числу отелей, ресторанов и кафе).

    В ряде стран, а с 1993 года и в России, определяется один из важнейших коньюнктурных индикаторов рынка потребительских намерений (ИПН), который базируется на социологических опросах, систематически проводящихся Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ). Индекс потребительских намерений непосредственно отражает покупательские намерения (рисунок 1).

                                          

           

              
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Сравнительно  простым способом оценки состояния  и развития рынка является специфический  метод тестирования. В коньюнктурном  тесте, разрабатываемом на основе данных тенденциональных опросов, используются три группы величин (переменных):

  1. инструментальные  переменные, зависящие от деятельности предприятий и планируемые самими предприятиями;
  2. переменные ожидания, зависящие не от предприятий, а от внешних факторов;
  3. совокупные переменные, зависящие как от действий предприятий, так и от внешних факторов.

    Коньюнктурный тест представляет собой среднюю  арифметическую трех возможных оценок сложившейся тенденции развития рынка: рост (подьем), стабильность, понижение (спад), каждой из которой присваивается соответствующий балл.

    По  формуле средней арифметической взвешенной рассчитывается средний  балл, который служит интегрированной  оценкой состояния и развития рынка. Иногда его называют стратегическим индексом рыночной ситуации:

                                                         

                             åni BiWi  

     B =

                          åni Wi                                                 

    где,  B - средний балл (обощенная, многомерная характеристика состояния рынка);

            Bi - балл, характеризующий состояние рынка по i-му параметру (фактору);                               

           Wi - вес (ранг), отражающий роль i-го параметра (фактора) в формировании рыночной ситуации (определяется экспертным путем);

            n - число параметров (факторов).

    В зависимости от того, какая система  баллов была использована, строится шкала  рыночной ситуации. Например, при 9-балльной системе  (где цифра "9" - максимальная положительная оценка) строится следующая шкала (Таблица 2):

    Шкала бальных оценок рыночной ситуации                Таблица 2   

Рыночная  ситуация Неблагоприятная Неустойчивая Благоприятная
Параметрический индекс (в баллах) От 1 до 4 От 4 до 6 От 6 до 9

         Чем больше этот индекс, тем  благоприятнее коньюнктура, перспективнее данный рынок.

    Важным  элементом коньюнктурного анализа  служит характеристика динамики исследуемого явления. Рынок, как мы указывали, - явление  динамическое, он непрерывно изменяется, и время выступает в качестве абсциссы экономической кривой, отражающей тенденции развития рынка.

    Тенденция развития рынка - экономическое и  статистическое понятие, характеризующее  закономерность изменения его параметров во времени.

    На  основе коллективных оценок и моделей  динамики рынка даются качественные характеристики изменения рыночной ситуации: растущий/развивающийся рынок, стабильный рынок, сокращающийся рынок и т.д.

    Для определения вектора и скорости развития рынка строятся динамические ряды показателей, характеризующие  основные параметры рынка, а затем исчисляются темпы роста или прироста (базисные и цепные):

                                                                                     Y1

     Tроста =

                                    Y0

    Где Y1  и Y0 - уровни динамического ряда соответственно базисного и текущего периодов.

    В тех случаях, когда изучаемое  явление рынка представляет собой  сложную агрегированную величину (например, товарооборот, соотоящий из совокупности разнородных товаров), характеристика динамики количественных показателей достигается с помощью агрегатных или средних индексов, а частности индекса физического обьема товарооборота (т.е. оценка изменения стоимости товаров в сопоставимых ценах) и общего индекса цен:

                                          åni qi1pi0

     I физ. Обьема =

                                   товарооборота     åni qi0pi0 

    где qi1 и qi0 - количество проданного i-го товара соответственно в базисном и текущем периодах; pi0 - цена i-го товара в базисном периоде.

    Тендеции  развития рынка определяются на основе анализа изменения основных своих  параметров (поставки, продажи, цен, товарных запасов). Визуально рассматриваются  динамические ряды темпов роста или  их графические изображения (диаграммы), и на этой основе дается описательная характеристика тенденций. Иногда используется так называемый метод технического сглаживания уровней динамического ряда. Фактические данные (эмпирические уровни) наносится на график, а после этого  проводится линия, на глаз осредняющая все колебания. Такой метод широко применяется в анализе биржевой коньюнктуры, когда требуются моментальные выводы о тенденции развития рынка. Применяется еще достаточно простой, но не очень точный метод, известный в теории статистики как метод механического сглаживания.

    Более надежный способ выявления основной тенденции развития рынка заключается  в построении и графическом изображении  трендовых моделей (так называемый метод статистического, или аналитического, выравнивания).

    Данный  метод имеет то преимущество, что определяет не только вектор, но и скорость развития, а также отражает его характер:  ускорение (степенная и показательная кривая, парабола n-го порядка), рост с замедлением (полулогарифмическая кривая), спад с замедлением (гипербола), равномерное развитие (прямая) и т.д. Сущность данного метода заключается в том, что изменение явления (например, продажа товара) рассметривается как функция времени:

    Yt = ¦(t),

    Где t - номер уровня (периода, даты) динамического ряда.

    Анализ  тенденций и колеблемости рынка - это достаточно трудоемкий процесс, требующий сбора соответствующей информации, построения динамических рядов, статистических расчетов (как правило, с использованием электронно-вычислительной техники). Для оперативных целей наряду с графическим (техническим) методом характеристики тенденций и устойчивости рынка и методами механического сглаживания сложных расчетов рекомендуется использовать уже упоминавшийся специфический коньюнктурный метод тестировая.

Информация о работе Рынок товаров и услуг