Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:58, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение народного хозяйства страны, проведение анализа его состояния и факторов влияющих на эффективность использования ресурсов национального хозяйства, а также характеристика наиболее общих закономерностей, взаимосвязей и пропорций в экономическом развитии страны и выявление основных тенденций развития экономических процессов, отражаемых в отдельных счетах, и всей экономики в целом.
Исходя из указанной цели, ставились и решались следующие задачи:
1. изучение сложившейся ситуации в социально-экономическом развитии страны на основе использования показателей отдельных счетов системы, объективно отражающих процесс воспроизводства;
2. анализ показателей системы в динамике с целью выявления тенденций изменения объемов, структур и пропорций;
3. анализ развития отдельных секторов и отраслей экономики;
4. анализ производства товаров и услуг отдельных отраслей;
5. оценка эффективности отражаемых в СНС процессов и общественного производства в целом;
6. анализ внешнеэкономических связей;
7. выявление путей эффективного социально-экономического развития народного хозяйства Российской Федерации.
Введение
Глава 1. Система национальных счетов в статистическом изучении социально-экономических процессов
1.1 Система национальных счетов как макростатистическая модель экономики. Основные понятия, категории и принципы построения СНС
1.2 Основные макроэкономические показатели, рассчитываемые в СНС
1.3 Принципы построения и система показателей счетов внутренней экономики
Глава 2. Анализ выборочной совокупности
2.1 Сводка и группировка материалов статистического наблюдения
2.2 Коэффициент Фехнера
Глава 3. Основные направления развития системы национального счетоводства
3.1 Перспективы использования Систем национальных счетов и платежного баланса для макрофинансового анализа
3.2 Решение задач
Заключение
Список использованной литературы
В сектор нефинансовых предприятий включаются институциональные единицы корпоративного характера (или сходные с ними, но не имеющие статус корпораций, так называемые квазикорпорации), производящие товары и нефинансовые услуги в целях реализации на рынке по экономически значимым ценам, т.е. ценам, которые оказывают существенное влияние на объемы продукции производителей, готовых ее продать покупателям, готовым ее купить.
В сектор финансовых корпораций включаются институциональные единицы, занимающиеся преимущественно финансовым посредничеством (между теми, кто сберегает финансовые ресурсы, и теми, кто инвестирует). Он охватывает банки, страховые компании, инвестиционные фонды и другие подобные единицы. Большинство финансовых посредников финансирует свои издержки за счет разницы между полученными процентами и процентами, уплачиваемыми за привлеченные финансовые ресурсы.
Сектор государственного управления формируется за счет бюджетных (государственных) институциональных единиц, главной функцией которых является перераспределение доходов и богатства и предоставления нерыночных услуг как обществу в целом, так и физическим лицам (или группам населения). Для институциональных единиц государственного управления (государственных учреждений) характерно бюджетное финансирование, формирующееся за счет налогов, а также доходов от собственности, которой они владеют.
В секторе некоммерческих предприятий, обслуживающих домашние хозяйства рассматриваются общественные, политические, профсоюзные, религиозные и другие некоммерческие организации, главная функция которых состоит в оказании нерыночных услуг либо членам этих организаций, либо населению. Эти институциональные единицы финансируются за счет взносов, пожертвований, доходов от собственности, гарантов и т.п.
Сектор домашних хозяйств называется так в силу того, что население в СНС трактуется в качестве институциональных единиц, ведущих домашнее хозяйство. Кроме того, в него включаются некорпорированные предприятия, владельцами которых выступают домашние хозяйства, мелкие фермы, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, лица свободных профессий и др. Аргументируется это тем, что в таких случаях трудно разграничить бюджеты домашних хозяйств и некорпорированных предприятий. Домашние хозяйства как производители производят продукцию для реализации на рынке и для собственного потребления. Финансирование своей деятельности указанные единицы осуществляют за счет оплаты труда, получаемой в результате работы в другом секторе, трансфертов, доходов от собственности, выручки от реализации продукции и услуг [6, 145].
Система счетов для экономики в целом и секторов внутренней экономики является единой и наиболее полной. Более ограничен набор счетов для отраслей экономики и отдельных экономических операций.
Общие принципы построения системы национальных счетов
Теоретической основой СНС служат современные концепции, категории и понятия, объясняющие механизм функционирования рыночной экономики.
В
современной СНС применяется
достаточно широкая концепция
В СНС сфера производства понимается как деятельность по производству экономических благ, а отрасли экономики — взаимозависимы и равноправны. Результат производства — продукт, имеющий натурально-вещественную форму (товар), либо услуга.
Согласно концепциям СНС экономическое производство включает в себя следующие виды деятельности:
Не включаются в сферу производства изменения в окружающей среде (например, истощение запасов угля, нефти и других полезных ископаемых, загрязнение воздуха, воды и т.д.), однако деятельность, направленная на защиту окружающей среды, подлежит измерению и включению в продукцию (услуги).
К наиболее важным концепциям, формирующим основу национального счетоводства, относится концепция факторов производства. Согласно этой теории стоимость образуется за счет факторов производства — труда, капитала, земли. Эта концепция, положенная в основу построения СНС, обусловила содержание системы показателей, призванных характеризовать распределительные и перераспределительные процессы в рыночной экономике. В СНС центральное место в отображении хозяйственных операций вполне логично заняли показатели создания, движения и использования стоимости, доходов и расходов, финансовых ресурсов и капитала [13,367].
Другая важная концепция СНС, на которой базируются основные показатели доходов системы (национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и др.), определяет политэкономическое содержание категории «доход» разработана известным английским экономистом Дж. Хиксом [6, 201].
В соответствии с концепцией Дж. Хикса доход представляет собой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не делая при этом себя беднее. Из общей концепции дохода, сформулированной Дж. Хиксом, вытекает несколько выводов.
1.
Не всякая сумма поступивших
денег является доходом.
Согласно унифицированным определениям и классификациям, разработанным на основе общей концепции Дж. Хикса и реализованным в СНС ООН 1993 г., в доход не попадает:
В
соответствии с таким подходом стоимость
произведенной продукции и
Таким образом, методология СНС определяет границы экономического производства, факторы, образующие стоимость, счета и макроэкономические показатели, в обобщенном виде характеризующие потоки товаров, услуг и доходов; все активы и пассивы хозяйствующих субъектов; все аспекты экономического процесса и его результаты. Это позволяет считать СНС самой развитой информационной системой в мире, представляющей характеристику экономических процессов на макроуровне, увязку с важнейшими показателями экономической статистики.
1.2 Основные макроэкономические показатели, рассчитываемые в СНС
Информация, содержащаяся в секторальных счетах, а также в счетах для отраслей экономики, используется в конечном счете для получения так называемых агрегатов, т. е. наиболее важных макроэкономических показателей:
ВВП — центральный показатель СНС, который характеризует стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за тот или иной период. ВВП исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, т. е. в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торгово-транспортные наценки и налоги на продукты (НДС, акцизы и т. д.). ВВП используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и т. д. Очень часто этот показатель используется в сочетании с другими показателями, например, если анализируется отношение дефицита государственного бюджета к ВВП и др. Показатель ВВП исчисляется на валовой основе, о вычета потребления основного капитала, что сопряжено с трудностями практического характера при получении достоверных данных о потении основного капитала. Однако СНС признает, что с теоретической точки зрения более правильным является показатель чистого внутреннего продукта.
ВНД представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны за тот или иной период. ВНД отличается от ВВП как в качественном, так и в количественном отношении. В качественном отношении различие между ВВП и ВНД состоит в том, что первый показатель характеризует поток конечных товаров и услуг, или вновь созданную стоимость, тогда как второй показатель представляет собой поток первичных доходов, полученных резидентами данной страны в результате их участия в создании ВВП данной страны, а также ВВП других стран. В количественном отношении ВНД отличается от ВВП на сальдо первичных доходов, полученных из-за границы или переданных за границу. К первичным доходам в СНС принято относить оплату труда, прибыль, доходы от собственности, а также налоги на производство и импорт. Первичные доходы, поступающие из-за границы или выплачиваемые за границу, обычно включают оплату труда и такие доходы от собственности, как проценты и дивиденды, а также реинвестируемые доходы от прямых зарубежных инвестиций.
ВНРД отличается от ВНД на сальдо текущих перераспределительных платежей (текущих трансфертов), переданных за границу или полученных из-за границы. Эти трансферты могут включать гуманитарную помощь, подарки родственникам, получаемые из-за границы, штрафы и пени, выплачиваемые резидентами за границей, и т. д. Таким образом, ВНРД охватывает все доходы, полученные резидентами данной страны в результате первичного и вторичного распределения доходов. ВНРД может быть получен путем суммирования валовых располагаемых доходов всех пяти секторов экономики. ВНРД подразделяется на расходы на конечное потребление и национальное сбережение.
Конечное потребление включает расходы на конечное потребление: домашних хозяйств; государственного управления; некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Расходы государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, на конечное потребление по существу совпадают со стоимостью нерыночных (бесплатных) услуг, оказываемых этими организациями и учреждениями.
Валовое накопление охватывает накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств, а также чистое приобретение ценностей (ювелирных изделий, предметов антиквариата).
Сальдо экспорта и импорта представляет собой важный элемент конечного использования ВВП. Экспорт оценивается в ценах ФОБ, а импорт — в ценах СИФ.
Национальное сбережение — важный показатель СНС. Он может быть получен путем вычитания из ВНРД величины конечного потребления, сбережение —это источник финансирования накопления, т. е. прироста основных фондов, запасов материальных оборотных средств, ценностей. Если абстрагироваться от существования других стран, то национальное сбережение равно величине национального накопления.
Чистое кредитование / чистое заимствование — это показатель, характеризующий объем финансовых ресурсов, временно предоставленных данной страной другим странам или временно полученных от них.
Национальное богатство представляет собой сумму чистого капитала: хозяйствующих субъектов страны. Национальное богатство равно сумме всех активов страны (нефинансовых и финансовых) за вычетом финансовых обязательств. Финансовые требования регентов друг к другу взаимно погашаются, и в конечном счете национальное богатство включает (наряду с нефинансовыми активами) финансовые требования к другим странам за вычетом финансовых обязательств другими странами. Следует отметить, что все эти важные показатели взаимосогласованы, и тому их можно использовать в сочетании друг с другом. Они дополняют друг друга, раскрывая различные аспекты экономического процесса, взаимосвязь между наиболее важными макроэкономическими показателями СНС представлена ниже: