Система национальных счетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение народного хозяйства страны, проведение анализа его состояния и факторов влияющих на эффективность использования ресурсов национального хозяйства, а также характеристика наиболее общих закономерностей, взаимосвязей и пропорций в экономическом развитии страны и выявление основных тенденций развития экономических процессов, отражаемых в отдельных счетах, и всей экономики в целом.
Исходя из указанной цели, ставились и решались следующие задачи:
1. изучение сложившейся ситуации в социально-экономическом развитии страны на основе использования показателей отдельных счетов системы, объективно отражающих процесс воспроизводства;
2. анализ показателей системы в динамике с целью выявления тенденций изменения объемов, структур и пропорций;
3. анализ развития отдельных секторов и отраслей экономики;
4. анализ производства товаров и услуг отдельных отраслей;
5. оценка эффективности отражаемых в СНС процессов и общественного производства в целом;
6. анализ внешнеэкономических связей;
7. выявление путей эффективного социально-экономического развития народного хозяйства Российской Федерации.

Содержание

Введение
Глава 1. Система национальных счетов в статистическом изучении социально-экономических процессов
1.1 Система национальных счетов как макростатистическая модель экономики. Основные понятия, категории и принципы построения СНС
1.2 Основные макроэкономические показатели, рассчитываемые в СНС
1.3 Принципы построения и система показателей счетов внутренней экономики
Глава 2. Анализ выборочной совокупности
2.1 Сводка и группировка материалов статистического наблюдения
2.2 Коэффициент Фехнера
Глава 3. Основные направления развития системы национального счетоводства
3.1 Перспективы использования Систем национальных счетов и платежного баланса для макрофинансового анализа
3.2 Решение задач
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 351.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 

3

Глава 1. Система национальных счетов в  статистическом изучении социально-экономических  процессов

6

    1. Система национальных счетов как макростатистическая модель экономики. Основные понятия, категории и принципы построения СНС

6

    1. Основные макроэкономические показатели, рассчитываемые в СНС

15

1.3 Принципы построения  и система показателей счетов  внутренней экономики

27

Глава 2. Анализ выборочной совокупности

49

2.1 Сводка и группировка  материалов статистического наблюдения

49

    1. Коэффициент Фехнера

58

Глава 3. Основные направления  развития системы национального  счетоводства

59

3.1 Перспективы использования  Систем национальных счетов и  платежного баланса для макрофинансового  анализа

59

3.2 Решение задач

66

Заключение

78

Список  использованной литературы

80


 

Введение

СНС — современная система информации, используемая практически во всех странах  мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования. СНС была создана около 50 лет тому назад в наиболее развитых капиталистических странах, когда возникла потребность органов государственного управления в информации, необходимой для регулирования рыночной экономики.

СНС представляет собой систему взаимосвязанных  показателей, разрабатываемых на основе согласованных классификаций, понятий, определений и правил учета. Вследствие этого она выступает в качестве координирующей структуры для всех разделов социально-экономической статистики.

В большинстве стран мира СНС широко используется органами власти всех уровней  для анализа и принятия политических решений в области регулирования  экономики. В показателях СНС  находят отражение все новые  аспекты экономической и социальной политики государства, система национальных счетов позволяет получать количественные оценки и на их основе анализировать воспроизводственные пропорции, отраслевую и институциональную структуру экономики, инвестиционный климат и финансовое состояние, уровень благосостояния населения, степень зависимости от внешнего мира, динамику развития экономики, влияние государственной политики или различных событий на поведение отдельных групп институциональных единиц и многое другое. Данные СНС могут использоваться и различного рода компаниями и корпорациями для оценки конъюнктуры рынка, выработки стратегии и практики в собственной экономической политике. СНС как метод исследования и как информационная база расчетов необходима научно-исследовательским организациям и высшей школе для разработки теоретических вопросов функционирования макроэкономики, для проведения сценарных расчетов поведения экономики в результате изменения различных факторов, для выработки рекомендаций правительственным органам, обучения студентов методам макроэкономического анализа. Наконец, в данных СНС заинтересованы международные организации и национальные органы, отвечающие за международное сотрудничество для проведения сопоставимого анализа уровней развития стран, для определения размеров взносов (квоты) стран в фонды международных организаций на финансирование деятельности указанных структур и для координации внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.

Наиболее  важными направлениями анализа  данных СНС при принятии экономических  решений как органами государственного управления, так и представителями бизнеса являются:

  • определение темпов экономического роста, а также выявление роли факторов, определяющих характер этих процессов (производительность, фондовооруженность и энерговооруженность и т.д.);
  • установление отраслевой структуры экономики и ее изменений во времени, а также факторов этой динамики (различие в темпах роста производительности труда в отраслях, неравномерность динамики цен и т.д.);
  • установление пропорций на первой стадии распределения доходов, между наемными работниками, предприятиями и государством;
  • выявление соотношений между конечным потреблением и накоплением, а также факторов, влияющих на динамику инвестиций;
  • определение национального сбережения как основного источника финансирования инвестиций;
  • выявление размеров заимствования (кредитования) как по экономике в целом, так и по отдельным ее секторам;
  • изучение уровней и динамики реальных доходов и потребления населения;
  • установление влияния на экономику страны внешнеэкономических связей;
  • анализ влияния на экономику и различные макроэкономические переменные инфляционных процессов.

Исходя  из актуальности проблемы развития национальной экономики и поддержания ее на высоком уровне целью моей курсовой работы на тему "Система национальных счетов (СНС)" является рассмотрение народного хозяйства страны, проведение анализа его состояния и факторов влияющих на эффективность использования ресурсов национального хозяйства, а также характеристика наиболее общих закономерностей, взаимосвязей и пропорций в экономическом развитии страны и выявление основных тенденций развития экономических процессов, отражаемых в отдельных счетах, и всей экономики в целом.

Исходя  из указанной цели, ставились и  решались следующие задачи:

  1. изучение сложившейся ситуации в социально-экономическом развитии страны на основе использования показателей отдельных счетов системы, объективно отражающих процесс воспроизводства;
  2. анализ показателей системы в динамике с целью выявления тенденций изменения объемов, структур и пропорций;
  3. анализ развития отдельных секторов и отраслей экономики;
  4. анализ производства товаров и услуг отдельных отраслей;
  5. оценка эффективности отражаемых в СНС процессов и общественного производства в целом;
  6. анализ внешнеэкономических связей;
  7. выявление путей эффективного социально-экономического развития народного хозяйства Российской Федерации.

 

Глава 1. Система  национальных счетов в статистическом изучении социально-экономических  процессов

 

1.1 Система национальных счетов  как макростатистическая модель экономики. Основные понятия, категории и принципы построения СНС

 

СНС представляет собой международный  статистический стандарт. Он определяет систему статистических показателей, отражающих процессы, протекающие на макроэкономическом уровне, и вызванные этим изменения активов и обязательств. СНС включает совокупность счетов, балансов и взаимоувязанных таблиц, базовые понятия, определения, классификации и правила учета [1, 230]. Таким образом, методология СНС определяет не только, какие показатели должны быть построены, но и то, каким образом эти показатели должны быть рассчитаны. В России такие методики разрабатываются и утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, в других странах они готовятся соответствующими национальными статистическим службами. Национальные методики могут различаться в деталях, однако должны быть полностью сопоставимы с точки зрения базовых принципов, правил учета и оценки. Только в этом случае показатели СНС разных стран будут сопоставимы между собой. Помимо международной сопоставимости существует еще проблема внутренней методологической сопоставимости. СНС тесно связана с другими макроэкономическими моделями, такими как платежный баланс, государственный бюджет, финансовые модерн, на практике генерируемые Центральным банком. Категории, используемые в этих моделях, должны быть методологически однородными. Иными словами, понятия, например, валового внутреннего продукта (ВВП) в СНС и в государственном бюджете должны быть идентичными [7, 304].

Требование  внутренней методологической совместимости актуально и по отношению к самой СНС. Она состоит из многих таблиц и счетов, и важно, чтобы все показатели, содержащиеся в них, были построены исходя из одних и тех же принципов.

Объектом  СНС является макроэкономика, т.е. совокупность резидентных институциональных единиц, занятых экономической деятельностью.

Для того чтобы понять, как строятся национальные счета, необходимо усвоить  основные понятия, определения, классификации  и правила учета, применяемые  в системе для построения счетов и обеспечения их внутренней согласованности.

Для описания экономики очень важно  определить ее границы. Разграничение  институциональных единиц, относящихся  к национальной экономике и к  экономике других стран, осуществляется на основе понятий «экономическая территория страны», «центр экономического интереса», «резидентство».

К экономической территории страны относятся ее географическая территория, воздушное пространство, территориальные воды, часть континентального шельфа в территориальных водах, в пределах которой страна реализует свои исключительные права. Экономическая территория включает в себя экстерриториальные анклавы (территорию других стран, на которой расположены посольства, военные базы и прочие объекты данной страны), но исключает территориальные анклавы (территорию данной страны, на которой расположены посольства, военные базы и прочие объекты других стран).

Внутренняя  экономика формируется как совокупность институциональных единиц-резидентов. Резидент — это институциональная единица (юридическое или физическое лицо), имеющая центр экономического интереса на экономической территории данной страны. Это означает, что единица владеет недвижимостью, осуществляет или намеревается осуществлять свою деятельность на экономической территории страны длительное время (год и более). Резидентами являются все предприятия и учреждения, осуществляющие в стране операции в течение года и более, в том числе коммерческие организации с иностранными инвестициями (совместные и иностранные компании), а также их филиалы и представительства, не являющиеся самостоятельными юридическими лицами. Резидентами являются также физические лица независимо от их гражданства и национальности, находящиеся на экономической территории страны год и более. Исключение составляют сотрудники иностранных посольств, иностранные студенты, лица, находящиеся на лечении, которые остаются резидентами той страны, откуда они прибыли.

Основой для составления всех счетов и  балансовых построений системы является институциональная единица, т.е. экономический субъект, способный

самостоятельно:

  • владеть активами, что дает ему право обмениваться правами собственности на эти активы;
  • принимать экономические решения и обязательства, за которые несет полную ответственность;
  • вести полный комплекс балансовых счетов, имеющих экономический смысл и правомерный с точки зрения национального законодательства.

Существует  два вида институциональных единиц:

  • домашние хозяйства (физические лица или группы лиц);
  • юридические лица, признаваемые законом независимо от физических лиц, которым они принадлежат или которые контролируют их деятельность.

Институциональные единицы могут заниматься многими  видами производственной деятельности. Основой для анализа производства, формирования показателей для характеристики результатов деятельности отраслей является понятие заведение. Заведение представляет собой обособленную единицу, расположенную в одном месте и занимающуюся преимущественно одним видом экономической деятельности. Совокупность заведений, занимающихся однородным видом деятельности, представляет собой отрасль.

Для количественного описания состояния  и функционирования экономики в  системе национальных счетов используются понятия запасов и потоков.

Запасы отражают все виды активов и пассивов в экономике и отражаются в учете на определенную дату.

Потоки отражают любые действия по созданию, преобразованию, обмену, переводу, исчезновению экономической стоимости в течение определенного периода времени, т.е. потоки выражают экономические операции, которые возникают между институциональными единицами по их взаимному согласию.

Строя счета, необходимо разделять потоки товаров и услуг, потоки доходов  и потоки финансовых ресурсов.

Потоки товаров характеризуют движение товаров и услуг независимо от того, что количественная характеристика объема товара или услуги может выражаться стоимостью.

Потоки доходов характеризуют создание и использование валового внутреннего продукта и национального дохода.

Потоки финансовых ресурсов отражают движение денег, ценных бумаг и других финансовых активов.

Институциональные сектора в СНС

В архитектонике балансовых построений макроэкономических расчетов важное место  занимают группировки и классификации, отражающие качественные представления  о структуре экономики, различия между субъектами хозяйственной  деятельности. Поэтому в СНС центральной группировкой хозяйствующих субъектов является группировка институциональных единиц по секторам экономики, т. к. для рыночной экономики конституирующий признак формы организации производства и источников финансирования деятельности играет ключевую роль.

Для структуризации внутренней экономики  выделяют 5 секторов:

  • нефинансовые предприятия (корпорации или квазикорпорации);
  • финансовые учреждения (корпорации или квазикорпорации);
  • государственное управление (государственные учреждения);
  • некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
  • домашние хозяйства.

В целях характеристики внешнеэкономических  связей и финансовых взаимоотношений  с зарубежными странами в СНС  предусматривается разработка счетов для сектора «Остальной мир». Счета остального мира охватывают деятельность нерезидентов в той мере, в какой она связана с национальной экономикой. Операции между резидентами и нерезидентами отражаются и в счетах для внутренней экономики, но там они не отделены от операций между резидентами.

Информация о работе Система национальных счетов