Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:20, реферат
Услуги — важный вид экономической деятельности, оказывающий влияние на все стороны жизни общества. Степень удовлетворения потребностей населения в услугах является одним из главных индикаторов уровня и качества жизни.
Под услугами принято понимать результаты экономической деятельности, которые не принимают материальной (вещной) формы и удовлетворяют определенные потребности — личные, коллективные и общественные.
Социально-экономическая сущность рынка услуг, задачи его статистической характеристики
Услуги — важный вид экономической деятельности, оказывающий влияние на все стороны жизни общества. Степень удовлетворения потребностей населения в услугах является одним из главных индикаторов уровня и качества жизни.
Под услугами принято понимать результаты
экономической деятельности, которые
не принимают материальной (вещной)
формы и удовлетворяют
Переход к международной методологии
учета и статистики ликвидировал
понятие «непроизводственная
Труд в сфере услуг признан производительным, сама эта сфера — производственной, а результаты ее функционирования учитываются в валовом внутреннем продукте и в других показателях результатов экономической деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой в сфере услуг занято более 2/3 численности активного населения. В валовом внутреннем продукте США стоимость услуг составляет 75%, Англии — 64%. В России в настоящее время на его долю приходится более 50%.
В общем объеме услуг можно выделить
две части. Одна часть услуг предназначена
к производственному
Часть производимых услуг, в том числе потребительских, является рыночными услугами. В международной статистической практике в соответствии с рекомендациями ООН под рыночными услугами понимают услуги, предназначенные к реализации или реализованные по экономически значимым ценам.
Появление товара в форме услуги вызвало к жизни формирование рынка услуг и поставило перед статистикой задачу характеристики его потенциала, функционирования и результатов, а также оценки влияния развития рынка товаров в целом на удовлетворение потребностей населения и экономику страны.
Объектом изучения этой подотрасли статистики является рынок услуг, предметом — количественная характеристика его состояния, функционирования и результатов.
Рынок услуг представляет собой совокупность отношений (социально-экономических, материальных, финансовых), возникающих между производителями этих услуг — продавцами и их потребителями (покупателями) в процессе купли-продажи услуг.
Специфическая особенность процессов, происходящих на рынке услуг, заключается в том, что результатом его функционирования является удовлетворение покупательского спроса непосредственно в момент оказания услуг, а также в том, что услуги не накапливаются в запасах; кроме того эффект от функционирования этого рынка проявляется не только в сфере услуг, но и за ее пределами, в сопряженных отраслях и сферах деятельности.
Рынок потребительских услуг предлага
Рынок называется «потребительским»,
потому что он удовлетворяет потребности
«конечного» потребителя, и с
этой точки зрения от его функционирования
непосредственно зависит
При исследовании рынка услуг необходимо различать рынок покупателя и рынок производителя. Рынок покупателяимеет место в том случае, когда предложение услуг превышает спрос на них. В качестве примера рынка покупателя можно привести рынок деятельности кинотеатров или рынок международных туристических услуг. Рынок покупателя характеризуется возможностью широкого выбора услуг для покупателя и обостренной конкуренцией между производителями услуг, Которая приводит либо к сокращению производства данного вида услуг (предложения), либо к снижению цен.
Рынок продавца (производителя) имеет место, если объем производимых услуг меньше потребности в них или если производитель занимает монопольное положение на рынке. В данном случае монополист получает возможность диктовать цены на оказываемые услуги. Такая ситуация приводит к нарушению действия рыночных механизмов. Ярким примером монополизма в области платных услуг является пассажирский железнодорожный транспорт и сеть метрополитенов в крупнейших городах России. Эти предприятия диктуют ценовую политику в области пассажирского транспорта.
Развитие практической деятельности
по созданию услуг, предназначенных
к реализации, и их реализация вызвали
необходимость развития соответствующей
подотрасли статистической науки и
практики. Статистика — один из важнейших
инструментов экономического механизма
управления потребительским рынком
услуг. Она должна служить интересам
успешного его
В связи с этим одним из новых
направлений развития отечественной
статистической науки и практики
является разработка методологии статистической
оценки и анализа рынка
Интересы экономического регулирования функционирования рынка услуг, в частности научно обоснованное воздействие на спрос и предложение; на уровень и динамику цен; оптимизацию материальных, финансовых и трудовых затрат на его функционирование требуют изучения и прогнозирования рыночных процессов.
Перед статистикой встают задачи характеристики уровня и динамики показателей социальных и экономических явлений, происходящих на рынке услуг; оценки тенденций его развития и факторов, определяющих это развитие; анализа динамики объема и структуры услуг; характеристики сегментации рынка по разным признакам; влияния на экономику страны и уровень жизни населения через удовлетворение потребностей в услугах.
Задачи статистического
Разработка методологии
Разработка методологии
Проблема сводной
В последнее время это
Изложенное вызывает необходимость
рассмотреть прежде всего само понятие
«услуги» как объекта статистического
изучения, их классификации и группировок
по разным признакам в целях
Специфика услуг как товара состоит в том, что услуги не накапливаются, не транспортируются, не существуют отдельно от производителя, т.е. они потребляются в момент их оказания.
Моменты их производства и реализации (если абстрагироваться от реального момента оплаты услуги, который может быть отсрочен по времени от момента оказания рыночной услуги) по времени совпадают.
В связи с этим рыночная конъюнктура не испытывает давления товарных запасов: она определяется отношением спроса и предложения услуг. В свою очередь объем предложения зависит от экономического потенциала отраслей сферы услуг.
39.2. Виды
услуг, их классификации и
В статистике при рассмотрении услуг применяются разные классификации и группировки, позволяющие дать их углубленную характеристику. Основные группы услуг приведены в табл. 39.1.
Таблица 39.1
Услуги и их группировки
Сфера услуг включает деятельность по производству как материальных, так и нематериальных услуг производственного и потребительского назначения.
В рыночной экономике принципиальным является деление услуг на рыночные и нерыночные.
Рыночные услуги оказываются за плату по ценам, покрывающим издержки и обеспечивающим прибыль. И в этом случае они приравниваются к любому другому товару и являются объектом купли и продажи.
Нерыночные услуги оказываются бесплатно. Как правило, они социально ориентированы, финансируются из бюджета или общественными организациями, например партиями или профсоюзами. Потребляются такие услуги либо обществом в целом, либо домашними хозяйствами.
Следует подчеркнуть, что практически
все виды услуг могут оказываться
как за плату, так и бесплатно
или за частичную оплату (на льготных
условиях). Исключение составляют услуги
органов управления (включая оборону
и правоохранительные органы), церкви
и благотворительных
В настоящее время по рекомендации Статистической комиссии ООН платными считаются все услуги, которые реализуются по экономически значимым ценам.
Для успешного статистического
анализа и прогнозирования
01 Бытовые услуги
02 Услуги пассажирского
03 Услуги связи
04 Жилищно-коммунальные услуги
05 Услуги учреждений культуры
06 Туристско-экскурсионные услуги
07 Услуги физкультуры и спорта
08 Медицинские, ветеринарные, санаторно-оздоровительные услуги
09 Услуги правового характера
10 Услуги банков
11 Услуги в системе образования
12 Услуги торговли, общепита и рынков
00 Прочие услуги населению.
Важным фактором, который следует учитывать при исследовании рынка ПУ в России, является распределение населения страны по размеру среднедушевого дохода. От размера среднедушевого дохода находится (при прочих равных условиях) в прямой зависимости величина и структура расходов на ПУ.
Процесс расслоения населения по уровню
доходов оказывает
Теоретически каждый гражданин
России может приобрести любой вид
платных услуг (от 1-й до 7-й группы).
Поэтому все жители России могут
рассматриваться как
Например, рынок платных услуг
жилья не включает жилье, принадлежащее
собственникам (частное и приватизированное).
Поэтому сегментированию
Рынок платных услуг пассажирского транспорта в Москве не охватывает ряд категорий населения, для которых проезд на городском транспорте (кроме такси) является бесплатным (пенсионеры, инвалиды, работники правоохранительных органов и т.д.).