Социально-экономическое значение статистического изучения образования и культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Образование, под которым понимается процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, ориентированный на сохранение и передачу знаний новым поколениям, является одним из основных факторов экономического и социального прогресса. Система образования представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня, сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Вложенные файлы: 1 файл

Социально.docx

— 81.97 Кб (Скачать файл)

3. Предмет социально-экономической статистики

Имеет предмет познания и социально-экономическая  статистика. Естественно, возникает  вопрос: какие же объективные свойства явлений общественной жизни составляют предмет познания статистической науки?

Явлениям  общественной жизни наряду с качественной определенностью присуща и количественная определенность. Обе эти стороны  неразрывно связаны между собой. В каждый данный исторический момент социальные и экономические явления  имеют определенные размеры, уровни, между ними существуют определенные количественные соотношения.

Таковы, например, численность населения  страны на определенную дату, соотношение  между численностью мужчин и женщин, темпы роста валового внутреннего  продукта, темпы его прироста и  многое другое. Вот эти объективно существующие размеры, уровни, количественные отношения, находящиеся в состоянии  непрерывного движения и изменения, представляющие собой в общем  количественную сторону экономических  и социальных явлений, закономерности их изменения, и составляют предмет  познания социально-экономической  статистики.

Таким образом, социально-экономическая статистика изучает количественную сторону  массовых социальных и экономических  явлений в неразрывной связи  с их качественной стороной, т.е. качественно  определенные количества и проявляющиеся  в них закономерности. Она изучает  производство в единстве производительных сил и производственных отношений, влияние природных и технических  факторов на количественные изменения  в общественной жизни, влияние развития общества, производства на окружающую среду.

Социально-экономическая  статистика изучает производство, потребление  материальных и духовных благ в обществе, закономерности их изменения, экономические  и социальные условия жизни людей.

При помощи системы количественных показателей  социально-экономическая статистика дает характеристику качественных сторон явлений общественных отношений, структуры  общества и т.п.

Предметом изучения социально-экономической  статистики являются и процессы, протекающие  в народонаселении, -- рождаемость, браки, продолжительность жизни и т.п.

В статистических данных проявляются  характерные особенности, тенденции, закономерности развития социальных и  экономических явлений и процессов, связи и взаимозависимости между  ними.

Социально-экономическая  статистика выработала систему научных  понятий, категорий и методов, посредством  которых она познает свой предмет. Важнейшую часть этой системы  составляет система основных показателей  состояния и развития экономической  и социальной жизни общества.

Многие явления становятся точно  определенными, значимыми, лишь будучи статистически выраженными, т.е. представленными  в форме количественных статистических показателей. Нельзя, например, составить  ясного представления об урожайности  какой-нибудь культуры в стране без  обобщенного статистического выражения  ее в виде средней урожайности  или представить себе размеры  производства автомобилей без статистических данных о выпуске автомобилей  промышленностью страны и т.п.

Анализ  состояния исследуемого вопроса

Рассмотрение системы  показателей статистики образования  следует начать с интегрального  показателя — уровня образования  населения, который измеряется численностью населения по ступеням полученного  образования.

Основным источником сведений об образовательном уровне населения  являются сплошные и выборочные переписи населения. Учитывая важность этого  показателя. Статистическая Комиссия ООН рекомендовала его для  включения в число основных вопросов переписного листа при проведении переписей населения в 1999—2001 гг.

В программу переписи населения 1989 г. и выборочного социально-демографического обследования, которое проводилось  в Российской Федерации в 1994 г., были включены вопросы о названии учебного заведения, числе оконченных классов (курсов), типе образовательного учреждения, в котором опрашиваемое лицо на момент переписи училось, сведения о посещении  детьми младше 6 лет дошкольных учреждений. Предусматривалось также получение  данных о лицах, не имеющих начального образования.

В результате обобщения итогов обследования были получены сведения о численности лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее, среднее специальное, среднее общее, неполное среднее  и начальное образование; данные о лицах, не имеющих начального образования, а также о половозрастном составе  лиц с соответствующим образованием. При этом программа разработки итогов сплошной и выборочной переписей  содержит также большое число  группировочных таблиц, в которых  сведения об образовательном уровне приводятся в увязке с другими  социально-демографическими показателями.

В период между переписями производятся текущие оценки уровня образования. За базу расчетов принимаются  данные последней переписи о численности  населения по соответствующим видам  образования, используются данные годовых  разработок об уровне образования умерших  и мигрантов, отчетные данные о численности  лиц, получивших общее среднее (полное и неполное), среднее специальное  и высшее образование. В связи  с возможными погрешностями расчетов широко применяются относительные  показатели.

В числе других показателей  статистики образования используются количественные и качественные характеристики развития системы и деятельности образовательных учреждений с учетом особенностей учебного процесса на каждой ступени.

 

Дошкольное образование является первой ступенью системы воспитания и обучения. Оно представляет собой сеть дошкольных учреждений различных форм собственности, основной деятельностью которых является всесторонняя подготовка ребенка к жизни и школе, развитие его творческих способностей путем реализации психофизиологического и интеллектуального потенциала.

Дети с 3 до 6 (7) лет могут  получать дошкольное образование в  дошкольных учреждениях различных  видов и форм собственности или  в комплексах «детский сад — начальная  школа» в зависимости от уровня развития ребенка и желания родителей.

Подготовка детей к  школе обязательна с 5-летнего  возраста и осуществляется в подготовительных группах детского сада илишколы, либо по желанию родителей в семье. В зависимости от условий такие группы могут быть организованы и при начальных школах.

Исходя из обозначенных выше задач дошкольного образования, государственная статистическая отчетность предусматривает сбор сведений о  числе дошкольных учреждений и количестве мест в них, численности посещающих их детей в половозрастном разрезе, в том числе обучающихся по программе первого класса общеобразовательной  школы. Сообщаются также данные о  режиме работы дошкольного учреждения, численности и возрастном составе  детей, охваченных летними оздоровительными мероприятиями, числе случаев заболеваний  с указанием их вида; сведения о  численности, профессиональном составе  и уровне образования персонала  и национальном языке, на котором  ведется работа в группах.

Отдельными разделами  в формах статистического наблюдения представлены сведения о материально-технической  базе, поступлении и использовании  финансовых средств.

Если дошкольное учреждение имеет компенсирующий профиль (для  детей с нарушением речи, слуха, зрения и т.д.) или комбинированный тип (общеразвивающего профиля, но с наличием компенсирующих групп), то собираемая информация дополняется соответствующими показателями, характеризующими компенсирующие группы по их профилю, числу мест, численности  и возрастному составу детей.

Отчет представляется дошкольными  учреждениями всех форм собственности (форма № 85-к) с годовой периодичностью.

Одновременно региональные подразделения по образованию —  районные (городские) отделы (управления) — направляют с годовой периодичностью сведения о численности детей, состоящих  на учете для определения в  дошкольные учреждения. Приведенный  перечень показателей позволяет  охарактеризовать развитие системы  дошкольного образования, в том  числе в городской и сельской местности и по формам собственности, охват детей соответствующего возраста дошкольными учреждениями, заполняемость  и сменность их работы, а также  потребность в дополнительных местах, в том числе с компенсирующим профилем.

Данные о техническом  состоянии зданий, площади помещений  и уровне благоустройства, поступлении  и использовании финансовых средств  дополняют общую картину положения  дел в дошкольном образовании.

Статистика общего образования охватывает все типы школ (начальные, основные, средние (полные), гимназии, лицеи, школы-детские сады, школы-интернаты для детей с недостатками умственного или физического развития и т.д.) с дневной формой обучения.

С годовой периодичностью собирается информация о числе школ, в том числе в городской  и сельской местности, по формам обучения и формам собственности, числе классов, численности и половозрастном составе  учащихся в начальных (I ступень), в  основных (I—II ступени) и средних (полных) (I—III ступени) школах, числе школ с  продленным днем или с группами продленного  дня, сменности занятий и численности  учащихся, занимающихся во второй и  третьей сменах, языках обучения и  других языках, изучаемых как самостоятельный  предмет, численности учащихся, окончивших школу и получивших и не получивших аттестат о среднем (полном) общем  образовании.

Отчетность содержит сведения об углубленном изучении различных  предметов, профиле, числе классов (групп) и численности в них учащихся.

При характеристике начального, обучения наряду со сведениями о численности  учащихся в 1—3 (4) классах в статистической отчетности содержатся также данные о числе подготовительных классов  и классов-комплектов, в том числе  организованных в дошкольных учреждениях.

Имеется информация о списочном  составе учащихся, в том числе  обучающихся второй год, и численности  девочек, начиная с подготовительного  класса и кончая выпускными.

Характеристика контингента  обучающихся содержит также такие  показатели, как численность детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей и находящихся в  школе-интернате; численность умственно  отсталых детей и детей с недостатками физического развития, детей-инвалидов, численность детей, занимающихся в  компенсирующих классах.

Указывается количество учащихся, выбывших из школы в течение учебного года и причины их выбытия.

Дается характеристика кадрового  состава преподавательского персонала (численность, уровень подготовки и  т.д.).

С периодичностью один раз  в пять лет собирается информация о кружковой работе учащихся и  один раз в два года — о школьных помещениях и технических средствах  обучения.

Характеристики социально-бытовых  условий обучения содержат сведения об уровне благоустройства зданий школ, наличии столовой или буфета с  горячим питанием, числе посадочных мест, наличии и площади физкультурного зала, плавательного бассейна и т.д.

При обучении детей-инвалидов  в школах и школах-интернатах общего типа сообщается их численность, а также  численность детей, обучающихся  индивидуально на дому по специальным  программам, и численность детей, обучающихся в форме семейного  образования.

Приведенный перечень показателей  распространяется на школы всех типов  дневного обучения (формы № ОШ-1, № 76-рик, № 83-рик).

Сведения о вечерней (сменной) общеобразовательной школе собираются по значительно более узкому кругу  показателей: число школ и классов, численность учащихся очной и  заочной форм обучения, в том числе  окончивших данный класс и численность  получивших аттестат зрелости, режиме занятий, языке обучения, наличии  консультативных пунктов, данные о  контингенте выбывших учащихся и  причинах выбытия (формы № ОШ-5 и  № СВ-1).

Еще по более узкому перечню  собираются сведения по негосударственным  общеобразовательным школам (форма  № ОШ-1 (НОУ)).

На основе имеющейся информационной базы могут быть получены количественные качественные характеристики развития сети общеобразовательных школ по всем контингентам учащихся, охвата обучением  детей соответствующего возраста, обеспеченности и доступности школьного образования  в различных регионах страны и  для отдельных групп населения; выявлены причины прекращения обучения отдельными группами детей, масштабы и  предпочтительный профиль углубленного изучения различных предметов, состояние  материально-технической базы школьного  обучения и социально-бытовые условия  в образовательных учреждениях.

В число основных задач среднего и высшего профессионального образования наряду с удовлетворением потребности личности в получении такого вида образования входит подготовка квалифицированных кадров в соответствии с потребностями экономики.

Продолжительный срок профессионального  обучения (12—16 лет) и необходимость  последующей адаптации молодых  специалистов к условиям производства предопределяют необходимость опережающего учета потребностей экономики при  подготовке специалистов средней и  высшей квалификации. Государственная  политика в области среднего и  высшего профессионального образования  определена Законами об образовании (1992 г.) и о высшем и послевузовском профессиональном образовании (1996 г.).

Среднее специальное  образование дают средние специальные учебные заведения: техникумы, колледжи, училища.

В 1995 г. Правительством Российской Федерации был утвержден государственный  образовательный стандарт среднего профессионального образования, который  установил структуру и документы  государственного образца о среднем  профессиональном образовании, общие  требования к основным профессиональным образовательным программам и условиям их реализации, общие нормативы и  объем учебной нагрузки, требования к перечню специальностей среднего специального образования.

Информация о работе Социально-экономическое значение статистического изучения образования и культуры