Социально-экономическое значение статистического изучения образования и культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Образование, под которым понимается процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, ориентированный на сохранение и передачу знаний новым поколениям, является одним из основных факторов экономического и социального прогресса. Система образования представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня, сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Вложенные файлы: 1 файл

Социально.docx

— 81.97 Кб (Скачать файл)

2. Экономическое образование в  высших учебных заведениях

Согласно статистике, спрос  абитуриентов на экономические специальности  поистине неиссякаем: стать экономистом  стремится почти каждый третий школьник в российских городах. В стране практически  не осталось ни одного вуза, который  не открыл бы у себя факультет по экономическим специальностям. В 1986 году доля специалистов в области "экономика  и управление" в общем выпуске  специалистов составила 8,5%, в 1990-м - 15,8%, в 1995-м - 20,4%, в 2002-м - 26,7%, в 2009-м - 31,2%.

Более трети выпускников  российских вузов сегодня - это экономисты с разной специализацией и степенью подготовленности. Около тысячи экономических  факультетов по всей стране выдают сотни тысяч дипломов, многие обладатели которых так и не могут найти  работу по специальности - даже несмотря на рост потребности в квалифицированных  специалистах. Эксперты видят причину  проблемы "перепроизводства экономистов" в низком качестве отечественного образования  и его невосприимчивости к  требованиям рынка3.

Высшее образование есть система, в которой передается информация и формируются новые знания. Следует  отличать одно от другого. Наличие информации нетождественно пониманию и умению, то есть знанию. Как отмечает лауреат  Нобелевской премии К. Эрроу, "если хороший студент потом окажется плохим специалистом, общественный продукт  не только не увеличится, но даже сократится". Поэтому система высшего образования  должна коренным образом отойти от обучения, организованного главным  образом как процесс передачи той или иной информации. Информация в настоящее время стала предельно  доступной, особенно через Интернет. А значит, ни одно высшее заведение  не способно и не должно конкурировать  в области накопления и передачи информации с информационными сетями. Вузы должны организовать максимально  свободный доступ студентов и  преподавателей к специальной сетевой  информации. На наш взгляд, это главная  задача сегодняшнего дня.

Знания предполагают понимание и умения. Что касается понимания и развития у студентов системного логического мышления, то российская педагогическая культура всегда занимала здесь передовые позиции. Более проблематична для нас вторая составляющая современного высшего образования - умения, то есть освоение конкретных приемов будущей практической деятельности.

В последние годы в нашей  стране усилена практическая направленность обучения, что явно имеет положительный  результат. Однако многое утеряно в  области системности знаний, типичной для российской педагогической культуры4.

Выдвинутые принципы современного высшего образования требуют  новых подходов к организации  учебного процесса, изменений в распределении  времени студентов и преподавателей на отдельные виды учебной работы, перемены соотношения между аудиторными  занятиями и самостоятельной  работой студентов. В свою очередь, это требует подготовки методических и учебных материалов для всех видов работы.

Особенное внимание нужно  обратить на системный подход к решению  вышеуказанных задач. Необходимо учитывать  особенности сложившейся национальной системы образования и избегать бездумного использования лишь отдельных  новых форм работы и образовательных  технологий.

Следует учитывать и качественно  новые условия развития высшего  образования:

  1. происходит перестройка инструментальной базы обучения вообще и экономической теории в частности. На область образования переносятся электронные информационные технологии XXI в. Как преподаватели, так и студенты оказались в принципиально новой информационной ситуации. Электронные средства обучения превращаются постепенно (пока только в наиболее развитых образовательных системах) из новых в привычные и даже традиционные. В этом деле должны стать опорой современные формы обучения - как с применением технических средств, так и без них.
  2. вступление России в Болонское соглашение - не формальный акт. Широкий переход на подготовку бакалавров по экономическим специальностям означает, что в преподавании экономической теории должен произойти поворот от преимущественно академического освоения теории к подготовке специалиста-практика, обладающего не только определенной суммой знаний, но и рядом умений.

В среде российских экономических  вузов уже существует дифференциация подходов к обучению экономической  теории. С одной стороны, это ставка на повышенную формализацию и математизацию  в рамках университетского теоретического образования. Тогда готовятся ученые, аналитики, педагоги. С другой стороны, упор делают на взаимосвязь теории и практики при подготовке профессионального  пользователя теоретико-экономического знания.

Для экономистов-практиков, каковыми являются бакалавры, обучающиеся  по прикладным направлениями, принципиальное значение имеют следующие элементы в преподавании экономической теории: российские реалии, практические приложения, новая экономика, развитие духа новаторства  и предпринимательства5.

Преподавание, безусловно, должно основываться на первоклассном изложении  общепринятых в мире экономических  теорий, что позволит студентам в  области микроэкономики обладать базовыми представлениями:

  • о рыночной экономике, конкуренции, институтах рынка;
  • о предпринимательстве, роли информации;
  • о фирмах, их издержках и прибыли;
  • о принципах функционирования ресурсных рынков.

В то же время бакалавр-практик  должен обладать рядом компетенций, которые лягут в основу его  профессиональных умений в конкретной области. Он должен уметь:

  • выявлять сущность экономических явлений, видеть их причинно-следственные связи, ставить проблемы;
  • приложить базовые теоретические модели к экономической реальности, учитывая особенности российской экономики;
  • находить точки соприкосновения теории с наиболее актуальными практическими задачами.

Для этого нужно, чтобы  у студента во время обучения преобладала  индивидуально-самостоятельная работа.

Работа над кейсами  коллективно на семинарах или  индивидуально дома позволяет модернизировать  методы обучения, вводя ситуационное обучение, что создает перевес  активных форм занятий над пассивными. При этом идет наиболее активное усвоение и теоретического материала. Особое внимание при подборе проблемных ситуаций уделено получению студентами первичных навыков приложения теоретических  положений к практике. Поэтому  во многих случаях студенту полезно  мысленно поставить себя на место  экономиста-практика (руководителя фирмы, государственного служащего, регулирующего  ведомства, банка и т.д.) и решать проблему с учетом личных (или организационных) интересов6.

При такой форме работы - разборе кейсов, или дебатах, - в наибольшей степени учитывается российская образовательная традиция, направленная на глубокое понимание и вербальное описание процессов и явлений. В то же время происходит ориентация студентов на предпринимательство и инновации. Развивается умение студентов общаться, дискутировать, четко формулировать и отстаивать свою позицию. Тем самым усиливается связь фундаментального образования и практики, учитываются требования работодателей.

При работе студентов над  кейсами усвоение материала идет наиболее активно, однако данная форма  обучения не может и не должна вытеснять  другие. К активным формам обучения также относятся решение задач  и тестов, написание эссе и курсовых работ. Но по-настоящему активными они  становятся только при условии индивидуализации заданий. Для этого на каждой кафедре  их должно быть подготовлено огромное количество.

Электронная техника позволяет  осуществлять контроль за освоением  материалов учебников, освобождая преподавателя  от рутинной работы. Для этого на кафедрах должны быть разработаны индивидуальные электронные комплексы-тренажеры. После прочтения текста учебника студент может в интерактивном режиме провести самоконтроль с помощью тестов, которые составлены практически в постраничном режиме7.

Для инновационного обучения необходимо создавать интегральные учебные комплексы, которые решают задачи активизации самостоятельной работы студентов, экономии трудозатрат преподавателей, экономии аудиторного времени, расширения реального объема, практической направленности и глубины преподаваемых курсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Глобальная экономика  и информационное общество актуализируют  вопрос о методологии образования: что, а главное, как нужно сегодня  преподавать. В условиях роста информации и существенного изменения и  повышения требований к работнику  надо преподавать не знание-информацию, которое в сущности своей репродуктивно, а идти дальше - формировать знание-мысль, ресурс действительно продуктивный. Необходимо учить не систематичности, а системности, т.е. умению самостоятельно переходить от хорошо освоенной части  предметной области к другим ее частям, воспринимать проблему как целое  того или иного порядка.

Человек теперь не только фактор производства, но и его результат. Человеческий капитал, в свою очередь, можно рассматривать как совокупность знаний, компетенций, квалификаций, играющих важнейшую роль в качестве средства производства и его факторов. Процесс  развития такой экономики заключен в наращивании запаса способностей и набора потребностей человека, что  дает возможность просчитывать экономическую  эффективность образования в  социуме.

В результате производящие знания и информационные продукты отрасли  становятся первичным сектором экономики. Это означает в первую очередь, что  данный сектор снабжает народное хозяйство  наиболее существенным и важным ресурсом производства.

Креативность, творчество, самовыражение  выходят на первый план в человеческой деятельности. При этом преодолевается разделение на знания и умения. Следовательно, требуется поиск новых подходов к обучению и передаче знаний.

Конечный результат обучения, сформулированный в ФГОСах как подготовка креативного специалиста, принципиально  некорректен. В частности, экономист  понимается просто как специалист, обладающий очень многими знаниями, умениями, способностями. А между  тем Дж.М. Кейнс уже описал портрет  ученого-экономиста: "Талантливые  или просто компетентные экономисты являются самой редкой породой. Предмет  легок, но малочисленны те, кто добивается в нем успеха. Парадокс находит  свое объяснение в том факте, что  ученый-экономист должен обладать редкой комбинацией талантов. Он должен достигать  уровня совершенства в нескольких различных  областях и обладать способностями, которые редко соединяются вместе. Он должен быть математиком, историком, государственным человеком, философом. Он должен понимать язык символов и  выражать свои мысли в ясных терминах".

Российская педагогическая культура всегда предполагала развитие каждой личности, побуждала к поиску новых идей, выдвижению оригинальных гипотез. Поэтому подготовка не просто компетентных, но творчески мыслящих специалистов должна выдвигаться в  качестве цели нашей деятельности.

Один из аспектов постановки проблемы образования в глобальной экономике - это связь знания и  ценностей, образования и воспитания. Образование никогда не было односторонне интеллектуальным, исключительно инструментальным, узкопрофессиональным делом.

Для образования в условиях глобализации одинаково важны все  названные идентичности, но если выстраивать  их по ранжиру, искать ведущую, то, несомненно, ею окажется идентичность человека. Потенциал  открытости и взаимозависимости  в ней самый большой, и именно он должен выдержать вызов глобализации.

В работе рассмотрено развитие и современное состояние экономического образования в Российской Федерации  на двух уровнях - школьном и вузовском.

Проблемы, с которыми сталкивается российская система образования, характерны и для развитых стран, вступающих в постиндустриальное общество, "общество знаний". Проблемы образования касаются в первую очередь качества обучения, его доступности, эффективности, непрерывности  и открытости. Они по-разному решаются в разных социальных и культурных контекстах, в том числе и в  России. Однако в основе их решения  лежит всё же определенная концепция  образования, а также модели образованного  человека и приоритеты в сфере  образования.

Таким образом, современная  система высшего образования  призвана, с одной стороны, использовать новый технологический базис, а  с другой стороны, соответствовать  уровню и характеру его развития. Те страны, которые не смогут найти  адекватный ответ на вызовы современности, рискуют остаться на обочине цивилизации. Российская педагогическая культура основывается на творчестве - в противовес утилитарному подходу к знаниям. Она вполне "вписывается" в современную  систему образования, дополняет  и обогащает ее.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Бакалавр: микроэкономика: электронный обучающий курс /Под ред. проф. Юданова А.Ю. - М.: КНОРУС, 2008.
  2. Думная Н.Н., Эскиндарова МА. Экономическая теория. Кейсы из российской практики. Бакалавриат. - М.: Кнорус, 2009
  3. Калинина И.А. К вопросу о психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности // Актуальные проблемы психологического знания. Сборник научных трудов. - М.: Изд-во МГОУ, 2007. Любимов Л.Л. Самая непростая проблема российского образования // Вопросы образования. 2006.
  4. Пахомова Л.И. Влияние интеграционных процессов в Европе на образовательную систему России и оценка их последствий // "Глобализация. Философские, экономические, социальные, технические аспекты: межвузовский сборник научных статей: Санкт-Петербургский госуниверситет водных коммуникаций, Мурманский филиал, - Мурманск: изд-во МФ СПГУВК, 2007
  5. России", - СПб: изд-во НОУ ВПО "Институт бизнеса и права", 2007 
  6. Гусаров В.М. - Статистика. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  7.      Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2009.
  8.     Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов /Под ред. проф. М.Г. Назарова, - М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  9. 4. Образование в Российской Федерации: Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 2007.
  10. 5. Октябрьский П.Я. Статистика: учебник, М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2008.

Информация о работе Социально-экономическое значение статистического изучения образования и культуры