Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 11:12, курсовая работа
Образование, под которым понимается процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, ориентированный на сохранение и передачу знаний новым поколениям, является одним из основных факторов экономического и социального прогресса. Система образования представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня, сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Согласно статистике, спрос абитуриентов на экономические специальности поистине неиссякаем: стать экономистом стремится почти каждый третий школьник в российских городах. В стране практически не осталось ни одного вуза, который не открыл бы у себя факультет по экономическим специальностям. В 1986 году доля специалистов в области "экономика и управление" в общем выпуске специалистов составила 8,5%, в 1990-м - 15,8%, в 1995-м - 20,4%, в 2002-м - 26,7%, в 2009-м - 31,2%.
Более трети выпускников
российских вузов сегодня - это экономисты
с разной специализацией и степенью
подготовленности. Около тысячи экономических
факультетов по всей стране выдают
сотни тысяч дипломов, многие обладатели
которых так и не могут найти
работу по специальности - даже несмотря
на рост потребности в
Высшее образование есть
система, в которой передается информация
и формируются новые знания. Следует
отличать одно от другого. Наличие информации
нетождественно пониманию и умению,
то есть знанию. Как отмечает лауреат
Нобелевской премии К. Эрроу, "если
хороший студент потом окажется
плохим специалистом, общественный продукт
не только не увеличится, но даже сократится".
Поэтому система высшего
Знания предполагают понимание и умения. Что касается понимания и развития у студентов системного логического мышления, то российская педагогическая культура всегда занимала здесь передовые позиции. Более проблематична для нас вторая составляющая современного высшего образования - умения, то есть освоение конкретных приемов будущей практической деятельности.
В последние годы в нашей стране усилена практическая направленность обучения, что явно имеет положительный результат. Однако многое утеряно в области системности знаний, типичной для российской педагогической культуры4.
Выдвинутые принципы современного
высшего образования требуют
новых подходов к организации
учебного процесса, изменений в распределении
времени студентов и
Особенное внимание нужно
обратить на системный подход к решению
вышеуказанных задач. Необходимо учитывать
особенности сложившейся
Следует учитывать и качественно новые условия развития высшего образования:
В среде российских экономических вузов уже существует дифференциация подходов к обучению экономической теории. С одной стороны, это ставка на повышенную формализацию и математизацию в рамках университетского теоретического образования. Тогда готовятся ученые, аналитики, педагоги. С другой стороны, упор делают на взаимосвязь теории и практики при подготовке профессионального пользователя теоретико-экономического знания.
Для экономистов-практиков, каковыми являются бакалавры, обучающиеся по прикладным направлениями, принципиальное значение имеют следующие элементы в преподавании экономической теории: российские реалии, практические приложения, новая экономика, развитие духа новаторства и предпринимательства5.
Преподавание, безусловно, должно основываться на первоклассном изложении общепринятых в мире экономических теорий, что позволит студентам в области микроэкономики обладать базовыми представлениями:
В то же время бакалавр-практик должен обладать рядом компетенций, которые лягут в основу его профессиональных умений в конкретной области. Он должен уметь:
Для этого нужно, чтобы
у студента во время обучения преобладала
индивидуально-самостоятельная
Работа над кейсами коллективно на семинарах или индивидуально дома позволяет модернизировать методы обучения, вводя ситуационное обучение, что создает перевес активных форм занятий над пассивными. При этом идет наиболее активное усвоение и теоретического материала. Особое внимание при подборе проблемных ситуаций уделено получению студентами первичных навыков приложения теоретических положений к практике. Поэтому во многих случаях студенту полезно мысленно поставить себя на место экономиста-практика (руководителя фирмы, государственного служащего, регулирующего ведомства, банка и т.д.) и решать проблему с учетом личных (или организационных) интересов6.
При такой форме работы - разборе кейсов, или дебатах, - в наибольшей степени учитывается российская образовательная традиция, направленная на глубокое понимание и вербальное описание процессов и явлений. В то же время происходит ориентация студентов на предпринимательство и инновации. Развивается умение студентов общаться, дискутировать, четко формулировать и отстаивать свою позицию. Тем самым усиливается связь фундаментального образования и практики, учитываются требования работодателей.
При работе студентов над кейсами усвоение материала идет наиболее активно, однако данная форма обучения не может и не должна вытеснять другие. К активным формам обучения также относятся решение задач и тестов, написание эссе и курсовых работ. Но по-настоящему активными они становятся только при условии индивидуализации заданий. Для этого на каждой кафедре их должно быть подготовлено огромное количество.
Электронная техника позволяет осуществлять контроль за освоением материалов учебников, освобождая преподавателя от рутинной работы. Для этого на кафедрах должны быть разработаны индивидуальные электронные комплексы-тренажеры. После прочтения текста учебника студент может в интерактивном режиме провести самоконтроль с помощью тестов, которые составлены практически в постраничном режиме7.
Для инновационного обучения необходимо создавать интегральные учебные комплексы, которые решают задачи активизации самостоятельной работы студентов, экономии трудозатрат преподавателей, экономии аудиторного времени, расширения реального объема, практической направленности и глубины преподаваемых курсов.
Глобальная экономика и информационное общество актуализируют вопрос о методологии образования: что, а главное, как нужно сегодня преподавать. В условиях роста информации и существенного изменения и повышения требований к работнику надо преподавать не знание-информацию, которое в сущности своей репродуктивно, а идти дальше - формировать знание-мысль, ресурс действительно продуктивный. Необходимо учить не систематичности, а системности, т.е. умению самостоятельно переходить от хорошо освоенной части предметной области к другим ее частям, воспринимать проблему как целое того или иного порядка.
Человек теперь не только фактор
производства, но и его результат.
Человеческий капитал, в свою очередь,
можно рассматривать как
В результате производящие знания и информационные продукты отрасли становятся первичным сектором экономики. Это означает в первую очередь, что данный сектор снабжает народное хозяйство наиболее существенным и важным ресурсом производства.
Креативность, творчество, самовыражение выходят на первый план в человеческой деятельности. При этом преодолевается разделение на знания и умения. Следовательно, требуется поиск новых подходов к обучению и передаче знаний.
Конечный результат обучения,
сформулированный в ФГОСах как подготовка
креативного специалиста, принципиально
некорректен. В частности, экономист
понимается просто как специалист,
обладающий очень многими знаниями,
умениями, способностями. А между
тем Дж.М. Кейнс уже описал портрет
ученого-экономиста: "Талантливые
или просто компетентные экономисты
являются самой редкой породой. Предмет
легок, но малочисленны те, кто добивается
в нем успеха. Парадокс находит
свое объяснение в том факте, что
ученый-экономист должен обладать редкой
комбинацией талантов. Он должен достигать
уровня совершенства в нескольких различных
областях и обладать способностями,
которые редко соединяются
Российская педагогическая культура всегда предполагала развитие каждой личности, побуждала к поиску новых идей, выдвижению оригинальных гипотез. Поэтому подготовка не просто компетентных, но творчески мыслящих специалистов должна выдвигаться в качестве цели нашей деятельности.
Один из аспектов постановки
проблемы образования в глобальной
экономике - это связь знания и
ценностей, образования и воспитания.
Образование никогда не было односторонне
интеллектуальным, исключительно
Для образования в условиях глобализации одинаково важны все названные идентичности, но если выстраивать их по ранжиру, искать ведущую, то, несомненно, ею окажется идентичность человека. Потенциал открытости и взаимозависимости в ней самый большой, и именно он должен выдержать вызов глобализации.
В работе рассмотрено развитие
и современное состояние
Проблемы, с которыми сталкивается российская система образования, характерны и для развитых стран, вступающих в постиндустриальное общество, "общество знаний". Проблемы образования касаются в первую очередь качества обучения, его доступности, эффективности, непрерывности и открытости. Они по-разному решаются в разных социальных и культурных контекстах, в том числе и в России. Однако в основе их решения лежит всё же определенная концепция образования, а также модели образованного человека и приоритеты в сфере образования.
Таким образом, современная система высшего образования призвана, с одной стороны, использовать новый технологический базис, а с другой стороны, соответствовать уровню и характеру его развития. Те страны, которые не смогут найти адекватный ответ на вызовы современности, рискуют остаться на обочине цивилизации. Российская педагогическая культура основывается на творчестве - в противовес утилитарному подходу к знаниям. Она вполне "вписывается" в современную систему образования, дополняет и обогащает ее.
Информация о работе Социально-экономическое значение статистического изучения образования и культуры