Статистико-экономический анализ выручки и прибыли от реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 10:37, курсовая работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике, организация производства с различными формами собственности и хозяйствования потребовали более тщательного и комплексного подхода к анализу выручки и прибыли от реализации продукции. Выбранная мною тема особенно актуальна в условиях «переходной» экономики Российской Федерации, так как многие предприятия и хозяйства после развала СССР в 1991 году оказались нерентабельны и в настоящее время, изучая показатели выручки и прибыли на примере отдельных предприятий, мы можем выявить комплекс мер по повышению значений этих показателей, что дает возможность увеличить объем получаемой прибыли и, следовательно, повысить уровень рентабельности предприятия и укрепить его положение на рынке, непосредственно определяемое финансовыми результатами деятельности хозяйства.

Содержание

Введение……………………………………..…………………………………..3
Краткая природно-экономическая характеристика предприятия………5
Сущность и методика определения показателей выручки и прибыли от реализации продукции………………………………………..…………..12
Динамика выручки и прибыли от реализации продукции…………………………………….…………………………...18
Индексный анализ выручки и прибыли от реализации продукции………………………………………………………………... 28
Корреляционный анализ зависимости выручки от различных факторов…..……………………………………………………………….34
Выводы и предложения………………….……………………………………..37
Список литературы………….……………………….………………...…….….39

Вложенные файлы: 1 файл

Статистика с изменениями.doc

— 397.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сущность и методика  определения показателей выручки  и прибыли от реализации продукции 

Основными показателями, характеризующими непосредственно процесс производства, является выручка и прибыль от реализации продукции.           Каждое предприятие, начиная процесс производства или принимая решение о его расширении, должна быть уверена, что его затраты обязательно окупятся и принесут прибыль. Как известно, фирма всегда несет постоянные издержки, которые не зависят от объема производства, и переменные издержки, которые возрастают/уменьшаются с изменением объема выпуска и продаж. Для получения прибыли необходимо, чтобы объем выручки от продаж превышал сумму постоянных и переменных издержек.  Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является основным источником возмещения затраченных на производство продукции средств. Ее своевременное поступление обеспечивает непрерывность кругооборота средств, бесперебойность производственного процесса. Из полученной выручки хозяйствующий субъект возмещает материальные затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию и другие предметы труда. Несвоевременное поступление выручки влечет простой в производстве, снижение прибыли, нарушение договорных обязательств, штрафные санкции.           Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от 4 факторов:         - объема реализации продукции,          - ее структуры,                                         - себестоимости,                         - уровня среднереализационных цен.       Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли. Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличивается доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.     Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот. Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастет, и наоборот.          Прибыль от реализации продукции - это разность между выручкой от реализации продукции по оптовым ценам предприятия (за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизов) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции:    Пр = (р-z)*q, где           p - цена единицы продукции;                   z - затраты на производство единицы продукции;                  q - объем продукции         Необходимо отметить, что размер прибыли во многом зависит от специализации производства. Основным показателем, характеризующим специализацию сельскохозяйственного предприятия, является структура денежной выручки.         Таблица 6 - Состав и структура денежной выручки от реализации продукции в ПСХК «Новая жизнь»

Вид  продукции

2011 г.

2012г.

2013 г.

В среднем за 2011 – 2013 гг.

тыс. руб

в % к итогу

тыс. руб

в % к итогу

тыс. руб

в % к итогу

тыс. руб

в % к итогу

Зерно

62525

44,11

20374

22,71

87667

51,88

75096

47,99

Сахарная свекла

56552

39,89

43394

48,36

52154

30,86

54353

35,38

Картофель

9

0,01

67

0,07

22

0,01

15,5

0,01

Подсолнечник

-

-

-

-

4723

2,80

2361,5

1,40

Итого по растениеводству

119086

84,01

63835

71,14

144566

85,55

131826

84,78

КРС

6643

4,69

4222

4,71

5657

3,35

6150

4,02

Лошади

17

0,01

9

0,01

26

0,02

21,5

0,01

Молоко

16011

11,29

21662

24,14

18731

11,08

17371

11,19

Итого по животноводству

22671

15,99

25893

28,86

24414

14,45

23543

15,22

Всего

141757

100

89728

100

168980

100

155369

100


Из данных таблицы 6 мы видим, что в структуре денежной выручки наибольший удельный вес занимает продукция растениеводства (в среднем 84,78 %). Это говорит о том, что предприятие специализируется в основном на производстве зерна. Выручка от зерна составляет в среднем 75096 тыс. руб. или 47,99 %. Выручка от животноводства в среднем составляет 15,22 %. Но следует отметить, что в целом на предприятии за анализируемый период выручка от реализации продукции возросла на 1743 тыс. руб. и составила в 2009 году 24414 тыс. руб. Если сравнивать растениеводство и животноводство, то можно сказать, что выручка от продукции растениеводства в 2013 году увеличилась по сравнению с 2011 году на 25480 тыс. руб. и составила в 2013году 144566 тыс. руб.      Таким образом, на предприятии происходит процесс наращивания производства, и как следствие, процесс увеличения выручки от реализации продукции.            На конечный финансовый результат так же огромную роль оказывает себестоимость продукции. Себестоимостью продукции называется затраты предприятия в денежной форме на все элементы процесса производства. Эти затраты определяются в текущих ценах по сумме фактических расходов предприятия на оплату труда с отчислениями на приобретенные средства, производства и услуги. В них так же включаются элементы собственного производства (семена, корма).       Разумеется, что каждое предприятие заинтересовано в снижении себестоимости, для того, чтобы повысить уровень доходности и конкурентоспособности своей продукции.       Таблица 7 – Структура денежной выручки от реализации продукции

 

2011 г.

2012 г 

2013 г 

В среднем за 2011 г. – 2013 г

тыс. руб

в % к итогу

тыс. руб

в % к итогу

тыс. руб

в % к итогу

тыс. руб

в % к итогу

Выручка от реализации по всем каналам в т.ч. заготовительным организациям, в региональные и федеральные фонды

145252

100

98869

100

182447

100

163849,5

100

Продано на рынке

32712

22,52

21089

21,33

56500

30,97

44606

27,22

Продано на ХПП Беловского района

25480

17,54

14540

14,71

30570

16,76

28025

17,10

Выдано зерна работникам в счет оплаты труда

52193

35,93

44680

45,19

59840

32,80

56016,5

34,18

Продан ячмень на пивзавод "Пикур"

18767

12,92

12760

12,91

25390

13,92

22078,5

13,47

По прочим каналам

16100

11,08

5800

5,87

10147

5,56

13123,5

8,01


 

Исходя из анализа данных таблицы 7, можно сделать вывод о том, что выручка от реализации продукции за данный период увеличилась на 25,6 % и составила в 2013 году 182447 тыс. руб. Наибольший удельный вес в структуре денежной выручки от реализации продукции занимает выдача зерна работникам в счет оплаты труда (34,18%). Эта тенденция наблюдалась на протяжении 3 исследуемых лет. На втором месте стоит продажа продукции на рынке (27,22%). Также продукция реализуется  на ХПП Беловского района(17,10%), осуществляется продажа на пивоваренный завод "Пикур"(13,47%). По прочим каналам реализуется 8,01% продукции.

Далее в курсовой работе проанализируем финансовые результаты  реализации сельскохозяйственной продукции, представленные в таблице 8.

Таблица 8 – Финансовые результаты  реализации сельскохозяйственной продукции, тыс. руб.

Вид продукции

2011 г

2012 г

2013г

выручка

затраты

Прибыль; убытки

выручка

затраты

Прибыль; убытки

выручка

затраты

Прибыль; убытки

зерно

62525

35715

26810

20374

20257

117

87667

86651

1016

сахарная свекла

56552

43265

13287

43394

40000

3394

52154

39606

12548

прочие виды

9

10

-1

339

275

64

4752

2337

2415

Итого по растениеводству

119086

78990

40096

64107

60532

3575

144573

128594

15979

молоко

16011

13201

7473

21662

19085

2577

18731

21400

-2669

мясо КРС

6643

8538

-1895

4222

5435

-1213

5657

7961

-2304

прочие виды

47

55

-8

44

51

-7

49

34

15

Итого по животноводству

22701

21794

5570

25928

24571

1357

24437

29395

-4958

Всего

141787

100784

45666

90035

85103

4932

169010

157989

11021


Данные таблицы 8 позволяют сделать вывод, что на протяжении последних трех лет хозяйство работало прибыльно, но произошел спад производства, особенно это видно на примере животноводства, которое в 2013году стало убыточным.  Основной причиной убыточности продукции животноводства является низкое качество полученной продукции и ее производство. Низкое производство продукции животноводства в рассматриваемом хозяйстве происходит из-за низкой обеспеченности животноводства кормами, а также из-за кризисной ситуации, сложившейся в нашей стране в 2013 г.            В настоящее время основной задачей является остановить спад производства продукции в животноводстве. Вести дальнейшее укрепление кормовой базы, наладить племенной отбор, улучшить структуру кормов, сбалансировать питание животных, улучшить уход и условия их содержания. За анализируемый период хозяйство работало прибыльно и в области растениеводства. Получено всего прибыли в 2013 году по хозяйству 11021 тыс. руб., из них в растениеводстве 15979 тыс. руб., а в животноводстве убыток составил 4958 тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Динамика выручки и  прибыли от реализации продукции  ПСХК «Новая жизнь»

Важной задачей статистики является изучение изменений анализируемых показателей во времени. Эти изменения можно изучать, если иметь данные по определенному кругу показателей на ряд моментов времени или за ряд промежутков времени следующих друг за другом.   Ряд расположенных в хронологической последовательности значений статистических показателей, представляет собой временной (динамический) ряд. Каждый временной ряд состоит из двух элементов: во-первых, указываются моменты или периоды времени к которым относятся приводимые статистические данные; во-вторых, приводятся те статистические показатели (уровни ряда (Y1, Y2, Yt), которые характеризуют изучаемый объект на определенный момент или за изучаемый период времени.            1. По составу включаемых элементов различают маржинальную (валовую) прибыль, общий финансовый результат отчетного периода до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль), прибыль до налогообложения, чистую прибыль, нераспределенную прибыль. Маржинальная прибыль - это разность между выручкой (нетто) и переменными затратами по реализованной продукции.    Брутто-прибыль включает финансовые результаты от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационной и чрезвычайные доходы и расходы (до выплаты процентов и налогов). Характеризует общий финансовый результат, заработанный предприятием для всех заинтересованных сторон (государства, кредиторов, собственников, наемного персонала).         Прибыль до налогообложения - это результат после выплаты процентов кредиторам.          Чистая прибыль - это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений.        Нераспределенная прибыль - это та часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия после выплаты дивидендов.          При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.            2. Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные издержки фирмы, целесообразно использовать такую величину, как сумма покрытия. Расчет суммы покрытия позволяет определить, сколько средств зарабатывает фирма, производя и реализуя свою продукцию с тем, чтобы окупить постоянные издержки и получить прибыль. Понятие средней величины покрытия используется, когда речь идет не о выручке фирмы в целом, а о цене отдельного товара. Расчет суммы и средней величины покрытия дает возможность определить также точку безубыточности. Суммой покрытия называется разница между выручкой от реализации и всей суммой переменных затрат (издержек). Ее можно рассчитать и по-другому - как сумму постоянных затрат (издержек) и прибыли. Для расчета суммы покрытия из выручки необходимо вычесть все прямые затраты, а так же часть накладных расходов, которые зависят от объема производства и поэтому относятся к категории переменных затрат.      Сумма покрытия означает вклад в покрытие постоянных расходов и получение прибыли.          Под средней величиной покрытия понимают разницу между ценой товара и средними переменными издержками. Средняя величина покрытия отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.           Коэффициентом покрытия называется доля суммы покрытия в выручке от реализации или (для отдельного товара) доля средней величины покрытия в цене товара.         Под точкой безубыточности понимается такая выручка и такой объем производства, которые обеспечивают фирме покрытие всех ее затрат и нулевую прибыль. Расчет точки безубыточности позволяет фирме решить следующие задачи:          1. Поскольку будущий объем продаж и цена товара в значительной степени зависят от рынка, его емкости, покупательной способности потребителей, эластичности спроса, производитель должен быть уверен, что его затраты окупятся и принесут прибыль в будущем.    2. Поскольку выручка зависит от двух компонентов: цены товара и объема продаж, можно рассчитать необходимое изменение каждого из них в том случае, если другой компонент изменится. Например, предприятие вынуждено снизить цену продукции, чтобы сохранить позиции в конкурентной борьбе. Придется увеличить объем продаж, чтобы сохранить размер получаемой ранее прибыли.        3. Если предприятие получает выручку большей той, которая соответствует точке безубыточности, оно работает с прибылью. Эта прибыль тем больше, чем разница между фактической выручкой и выручкой, соответствующей точке безубыточности. Сравнивая эти два значения выручки, можно оценить, насколько фирма может допустить снижение выручки без опасения оказаться в убытке.     Основной задачей в этой главе является анализ изменений показателей выручки и прибыли во времени, а так же выявление основных тенденций этих изменений в ПСХК «Новая жизнь». Для осуществления этой задачи рассмотрим сначала показатели выручки от реализации продукции в хозяйстве.           Таблица 9 - Показатели выручки от реализации продукции в ПСХК «Новая жизнь»           

Информация о работе Статистико-экономический анализ выручки и прибыли от реализации продукции