Статистико-экономический анализ платежеспособности предприятия ОАО «Кшенское хлебоприемное предприятие»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы: выяснять сущность, роль, формы, значение в рыночной экономике.


Задачи данной работы:
Изучить основы формирования конкуренции
Рассмотреть роль конкуренции
Выяснить формы и методы развития конкуренции
Выявить противоречия конкуренции в рыночном хозяйстве

Вложенные файлы: 1 файл

Titulny_list_01-04-2013 (2).doc

— 284.50 Кб (Скачать файл)

Еще одной из не менее важной проблемы является низкая квалификация самих предпринимателей и наемных работников. Некомпетентность управляющих или недостаточная способность персонала принимать решения стала главной причиной разорения малых фирм. Во многих странах с рыночной экономикой разрабатываются специальные программы управленческой поддержки малого бизнеса, создаются центры развития или «инкубаторы» мелкого бизнеса.

Специфическими проблемами в некоторых регионах РФ, в основном Сибири, являются высокая доля транспортной составляющей в расходах (62,4%), трудности сбыта продукции (20,6%), информационный голод (12,4%) и некомпетентность чиновников (3%).

Усилия предпринимателей по преодолению указанных проблем направлены в основном на улучшение технологии, снижении затрат, повышение профессионального уровня работников. Государство же, по мнению предпринимателей,  должно направлять свои усилия на снижение налогов (64%), обеспечение доступности кредитов (62,8%), совершенствование законодательства (51,2%), резкое сокращение числа контролирующих инстанций (47,2%), защиту прав собственника (36,8%), искоренение коррупции и произвола чиновников (31,6%). Но 25% предпринимателей считает, что специфических региональных проблем в развитии бизнеса нет.

Удельные издержки производства и обращения у малых предприятий, как правило, выше, чем у крупных предприятий: им труднее получить кредит, наладить рекламу; требуется затрачивать относительно больше средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой информации и т.д., поэтому практически во всех индустриально развитых странах малым предприятиям устанавливаются определенные льготы и оказывается государственная поддержка.

В России по мере развития малого и среднего бизнеса и укрепления рыночных отношений возникли общественные организации малого и среднего предпринимательства, например, Союз предпринимателей России. Существуют также федеральные и местные фонды финансовой помощи, основной задачей которых является стимулирование развития приоритетных производственных видов деятельности малых предприятий. Ежегодно проводятся различные экономические форумы, посвященные проблемам малого предпринимательства как на федеральном, так и на местном уровнях.

 

 

3.2 Антимонопольное регулирование государства как инструмент формирования конкуренции

Монополии, которые возникли в России в 90-х годах ХХ в., не были новым явлением для нашей страны. В дореволюционной России, несмотря на то, что основным видом деятельности было сельскохозяйственное производство, бурное развитие некоторых предприятий привело к созданию монополий.

Появление монополистов в России в 80 - 90-х гг. ХХ в. имело ряд особенностей. Монополии в России - это зачастую бывшие ведомства и крупные промышленные предприятия. Примером первых является концерн "Газпром", который перенес системы организации и хозяйствования, используемые министерствами, на рыночные отношения. Бывшие крупные государственные предприятия после их преобразования в акционерные общества также получили большие экономические преимущества и, в основном, заняли доминирующее положение.

Российское законодательство более близко к «европейской» модели регулирования конкурентных отношений по принципу "контроль за злоупотреблением рыночной властью", но в нем имеются и черты американской модели («запрещение монополий»).

Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях.

Основные законодательные акты, предопределяющие антимонопольную политику на современном этапе развития, это:

  1. Конституция РФ, которая гарантирует единство экономического пространства, свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (ст. 8) и не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию, недобросовестную конкуренцию (ст. 34);
  2. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), который не допускает действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах; использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (ст. 10);
  3. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ);
  4. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
  5. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях";
  6. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
  7. Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ;
  8. Нормативные правовые акты, принимаемые Федеральной антимонопольной службой в установленной сфере деятельности.

Федеральный закон "О защите конкуренции" определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе: предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ.

Антимонопольное законодательство определяет следующие виды монополистической деятельности.

1. Злоупотребление хозяйствующим  субъектом доминирующим положением на рынке (ст. 10 Закона "О защите конкуренции").

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого превышает 50%. Также признается доминирующим положение, когда доля на рынке товара составляет менее 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Новые подходы к определению доминирующего положения (ч. 6.1 ст. 5 Закона "О защите конкуренции") определены вторым антимонопольным пакетом законов, который вступил в силу 23 августа 2009 г.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35% и превышает доли других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, если такой субъект имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения на рынке.

2. Соглашения между хозяйствующими  субъектами, ограничивающие конкуренцию, если такие действия могут  привести к установлению или  поддержанию цен (тарифов), скидок, наценок; разделу рынка по территориальному принципу; созданию препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Введены новые запреты в отношении следующих "вертикальных" соглашений (ч. 1.1, 1.2 ст. 11 Закона "О защите конкуренции"):

1) приводящих к установлению  цены перепродажи товара;

2) содержащих условия о недопущении  покупателем продажи товара продавца-конкурента.

3. Ограничивающие конкуренцию акты  и действия федеральных органов власти.

В частности, запрещаются:

  • введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;
  • необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;
  • установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации.

Частью 1 ст. 15 Закона "О защите конкуренции" введены новые запреты на действия органов власти, в частности, запрещается:

  • установление не предусмотренных законодательством требований к товарам или хозяйствующим субъектам;
  • предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
  • предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного Законом "О защите конкуренции".

4. При проведении торгов запрещаются  действия, которые могут привести к ограничению конкуренции, в том числе:

  • координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников;
  • создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах;
  • нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.

5. Недобросовестная конкуренция.

Кроме монополистической деятельности, правонарушением является недобросовестная конкуренция (ст. 14), которая выражается в следующем:

  • распространение ложных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  • введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
  • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.11

В соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) контроль за соблюдением государственными и муниципальными заказчиками требований законодательства о размещении заказов осуществляется ФАС и ее территориальными органами путем проведения плановых и внеплановых проверок.

3.3 Особенности формирования конкуренции в условиях

вступления России в ВТО

Институциональный базис экономики России характеризуется следующими особенностями: 1.     налицо ущербное состояние предпринимательского сообщества (оно сильно криминализировано и лишено чувства социальной ответственности); 2.     отсутствует эффективная кредитная система (способность обслуживать реальный сектор и генерировать “длинные“ деньги); 
3.     отсутствует сколько-нибудь работоспособный фондовый рынок (он во много раз занижает активы экономики России, что автоматически блокирует склонность к инвестициям и делает невозможным залоговое обеспечение инвестиционных кредитов). Фондовый рынок практически не выполняет функции трансформера корпоративной собственности в частную; 
4.     система частной производственной собственности создана в дефектном варианте с низким ресурсом легитимности и принципиально отличается от системы частной производственной собственности в развитых странах; 
5.     создание конкурентной среды прокламируется у нас как приоритетная задача. Однако формированию корпоративных единиц, способных вести эффективную конкуренцию на мировом рынке и на открытом российском рынке, не уделялось никакого внимания. Они практически отсутствуют.  
Таким образом, во всех перечисленных отношениях институциональный базис российской экономики отличается не только от экономик развитого типа, но и от экономик новых индустриальных стран. По своему институциональному типу экономика России в своем современном виде, несмотря на наличие в ней еще сравнительно мощного производственного аппарата и большого количество высококвалифицированных специалистов, близка к экономике слаборазвитых развивающихся стран (неэффективное предпринимательское сообщество, неэффективность кредитной системы, зачаточный характер фондового рынка, отсутствие эффективных производственных структур почти во всех отраслях обрабатывающей промышленности). Перечисленные дефекты институционального базиса экономики России чрезвычайно ограничивают возможности эффективной работы экономики России в «открытом режиме».  
В настоящее время анализом проблем вступления страны в ВТО занимаются ряд научных институтов России.  Условно проблемы присоединения России к ВТО можно разделить на две группы:- к первой из групп относится проблемы доступа на рынок российских товаров и услуг или, если выразиться по-иному, проблемы определения приоритетов развития Российской экономики на ближайшее время;- вторая связана с необходимостью изменения действующего законодательства в соответствии с нормами и принципами ВТО. 
Определять приоритеты развития стране, экономика которой находится в стадии реформирования, крайне сложно. Это объективная трудность и с ней необходимо считаться. В течение почти десяти лет (с момента создания рабочей группы по присоединению России к ГАТТ/ВТО) у членов организации была возможность ознакомиться с ходом и логикой развития реформ в России. И если эта логика и достижения реформ свидетельствует о кардинальных мерах по либерализации экономики, то, как представляется, члены организации могут пойти  и на уступки в вопросах предоставления переходных периодов для снижения таможенных пошлин.Второй проблемой является изменение законодательства. В течение 90-ых годов была выстроена юридическая основа для России как страны с рыночной экономикой. Хорошо, что данный факт наконец признается нашими партнерами. В настоящее время  речь идет о совершенствовании этого законодательства и о его состыковке с нормами и принципами ВТО. Однако самым серьезным экзаменатором действующего законодательства стали не эксперты стран членов ВТО, а российские участники внешнеэкономической деятельности, компании и деловые круги, которые не удовлетворены действующим законодательством, формирующим предпринимательскую среду в России.Примером является Таможенный кодекс Российской Федерации, на изменение которого неоднократно указывали члены ВТО. Новый проект Таможенного кодекса прошел экспертизу различных западных экспертов и экспертов международных организаций. И в целом можно сказать, что он не противоречит нормам и принципам Конвенции Киото, Соглашения по таможенной оценке, Соглашения по предпогрузочной инспекции и другим соглашениям ВТО. Однако, участники внешнеэкономической деятельности явились более строгими экзаменаторами, нежели эксперты западных стран,  и вместе с правительством решили сделать кодекс более либеральным, поскольку главная задача Кодекса-это содействие развитию внешнеэкономических связей и только потом контроль за их осуществлением.В этом плане в области совершенствования российского законодательства интересы российского бизнеса в целом совпадают с интересами деловых кругов членов ВТО – законодательство должно содействовать развитию деловой активности и предпринимательской среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и предложения

К раскрытому выше понятию конкуренции хочется внести некоторые предложения. Умы всех экономистов мира занимают мечты о честной конкуренции. Конечно, в идеале экономика по её принципам и должна работать. Но на деле , некоторые нерадивые предприниматели для победы в конкурентной борьбе принимают совсем не ту сторону которую хотелось бы. Занятия обманом, промышленным шпионажем, провокациями, диверсиями и т.д. к здоровой ситуации не приведут. Хотелось,  чтобы предприниматели завоевывали рынок повышением качества продукции, рекламными компаниями, применением собственных уникальных разработок, а не кражей чужих, уважали законы, государственную власть, любую собственность, социальный порядок.

Уделение внимания этическим проблемам. Взвешенный учёт и баланс как экономических показателей (издержки, доходы, прибыль), так и показателей социальной ответственности, то есть тех обязательств, которые фирма должна выполнять не только перед своими работниками, но и перед обществом. То есть,  не только стремление увеличить капитал, но и желание приносить пользу другим в целом, обществу; привносить в бизнес творческое начало.

Для национальной самодостаточности необходимо лишь одно важное ограничение. Доля иностранных владений в государстве должна составлять только очень небольшую часть. Хоть это и глобально, но не позволит под влиянием какого - нибудь кризиса или другого экономического коллапса остаться в долгах и с разваленной экономикой.

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, внедрение новых технологий, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным чертам можно отнести: "победа" одних, "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведёт к нечестным приёмам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и другое. 
Как было показано чрезмерная монополизация, появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию так сказать "государства в государстве", чем в принципе и являются ТНК. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делает эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачивая стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и другое.Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что всё-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, то есть эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например, шпионаж оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И всё же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, так как если всё время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведёт к регрессу.В целом же, конкуренция несёт меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция – значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

Информация о работе Статистико-экономический анализ платежеспособности предприятия ОАО «Кшенское хлебоприемное предприятие»