Статистико-экономический анализ потребления населением товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является проведение статистического анализа потребления населением товаров и услуг.
Необходимо решить следующие задачи:
проанализировать текущее состояние потребления населением товаров и услуг;
сделать прогноз о дальнейшем изменении уровня потребления

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1.Теоретические основы потребления населением товаров и услуг……….....3
1.1. Изучение потребления на базе выборки…………………………………3-6
1.2.Динамика потребления населения и потребительских цен……………7-12
2. Анализ уровня и структуры потребления населением товаров и
услуг………………………………………………………………………..........13т
2.1. Анализ общего уровня потребления населением товаров и услуг…..13-16
2.2. Анализ структуры потребительских расходов………………………........17
2.3. Анализ влияния доходов населения на потребительские расходы.....18-24
2.4. Методы выделения тренда……………………………………………..25-28
3.Прогноз потребления населением товаров и услуг………………………..29
Заключение…………………………………………………………………..30-31
Список используемой литературы…………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ.docx

— 170.72 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

1.Теоретические основы потребления населением товаров и услуг……….....3

1.1. Изучение потребления  на базе выборки…………………………………3-6

1.2.Динамика потребления  населения и потребительских  цен……………7-12

2. Анализ уровня и структуры  потребления населением товаров  и

   услуг………………………………………………………………………..........13т

 2.1. Анализ общего уровня потребления населением товаров и услуг…..13-16

2.2. Анализ структуры потребительских  расходов………………………........17

2.3. Анализ влияния доходов населения на потребительские расходы.....18-24

2.4. Методы выделения тренда……………………………………………..25-28

3.Прогноз  потребления населением товаров и услуг………………………..29

Заключение…………………………………………………………………..30-31

Список используемой литературы…………………………………………….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социальная статистика представляет собой одно из важнейших приложений статистических методов, исследующих  количественную характеристику структуры  общества, жизни и деятельности людей, позволяет выявить и измерить основные закономерности в распределении  благ между социальными группами.

Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей. Производство и потребление  активно влияют друг на друга. Назначение производства - служить потреблению. Уровень потребления, его динамика и структура составляют важнейшие  элементы в жизни человека.

Основные задачи статистики потребления населения как важнейшей  составляющей уровня его жизни связаны  с разработкой системы показателей  потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных  потребительских бюджетов и потребительской  корзины, исследованием структуры  потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских  цен, покупательной  способности  денег.

Целью курсовой работы является проведение статистического анализа  потребления населением товаров  и услуг.

Необходимо решить следующие  задачи:

  1. проанализировать текущее состояние потребления населением товаров и услуг;
  2. сделать прогноз о дальнейшем изменении уровня потребления

 

  1. Теоретические основы потребления населением товаров и услуг

бюджет потр1.1. Изучение потребления на базе выборки е

 

Потребительские расходы охватывают все текущие расходы на товары и услуги независимо от того, полностью или частично они были оплачены в течение обследуемого периода и предназначались ли они для потребления внутри домашнего хозяйства. Потребительские расходы состоят из расходов на покупку продуктов питания (в том числе расходы на питание вне дома), алкогольных напитков, непродовольственных товаров и расходов на оплату услуг. В их составе не учитываются покупка ювелирных изделий, оплата материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобных помещений. Бесплатные услуги по образованию, медицинские и другие услуги в потребительские расходы не включаются».

Потребление продуктов питания  учитывается в натуральных единицах и по стоимости. Натуральные показатели вычисляются в среднем на душу населения или в среднем на потребительскую единицу.

К стоимостным показателям  относятся стоимость питания  в домашних хозяйствах, которая состоит  из денежных расходов на покупку продуктов, предназначенных для личного  потребления внутри домашнего хозяйства, расходов на питание вне дома и  стоимость натуральных поступлений  продуктов питания.

Кроме того, используются структурные  показатели, отражающие долю расходов на питание в потребительских  расходах, структуру расходов по видам  продуктов питания, и показатели, характеризующие качество питания: его калорийность и содержание белков, жиров и углеводов в потребленных продуктах.

Важным показателем является уровень индивидуального потребления  как средний размер потребления  на душу населения. Он рассчитывается в виде отношения годового объема потребленных товаров по видам к  средней годовой численности  населения как в целом, так  и по отдельным его социальным группам, группам по доходу, возрасту, характеру занятий, другим признакам (полу, природно-климатическим и социальным условиям).

Помимо потребления товаров  и услуг на душу населения применяется  расчет и на условную потребительскую  единицу, или на эквивалентного потребителя. В качестве таковой признано потребление  взрослого мужчины, занятого механизированным трудом. По отношению к нему разработана шкала переводных коэффициентов потребления продовольственных и непродовольственных товаров.

Изучение потребления  непродовольственных товаров по программе выборки бюджетов домашних хозяйств осуществляется по следующим  видам: расходы на одежду, белье, обувь, ткани, мебель и предметы домашнего  обихода, товары культурно-бытового назначения, транспортные средства, гигиенические, парфюмерные и фармацевтические средства, табачные изделия, строительные материалы и другие непродовольственные  товары. Натуральные показатели потребления  вычисляются по потреблению обуви  и тканей. По остальным непродовольственным  товарам рассчитываются лишь стоимостные  показатели, а также структура  потребления.

Для исчисления показателей  обеспеченности населения соответствующими предметами товары разбиваются на 3 группы: товары недлительного пользования (срок использования - до 3-х лет); товары длительного пользования (срок использования - более 3-х лет); товары однократного пользования (продукты питания). Обеспеченность понимается как степень распространенности данных товаров в личном пользовании  граждан. Такого рода показатели лишь косвенно характеризуют потребление.

Потребляемые населением товары удовлетворяют различные  потребности. По степени их значимости они делятся на товары первой необходимости (продукты питания, жилье и т.п.), товары, менее необходимые (книги, телевизоры, стиральные машины и др.), предметы роскоши (деликатесные продукты питания, особо модная одежда, ювелирные изделия, дорогостоящая мебель и др.).

Возрастающую роль в потреблении  населения играют разнообразные  услуги. Оценка их имеет свою специфику. Услуги – особый вид потребительской  стоимости, существующей в форме  полезной деятельности для человека и общества. Время производства услуг  совпадает со временем их потребления (услуга оказывается).

В статистике потребления  объектом исследования выступают лишь услуги, оказываемые населению, удовлетворяющие  потребности человека. Услуги же коллективного характера, удовлетворяющие общественные потребности (в сфере управления, обороны, правопорядка, науки и т.п.), к этой группе не относятся, хотя согласно международным статистическим стандартам они включаются в объем валового выпуска (производства) и потребления (промежуточного и конечного) услуг и отражаются в счетах производства и использования доходов Системы национальных счетов, в том числе и сектора домашних хозяйств.

Не входят в объем производства (и соответственно потребления) домашние и личные услуги, создаваемые членами  домохозяйства для собственного конечного потребления, поскольку  их производство полностью автономно  и не влияет на остальную экономику. К ним относятся: уборка, украшение  и техническое обслуживание жилья; приготовление и подача пищи; уход за детьми, воспитание и самообучение; транспортировка членов домашнего  хозяйства или их вещей; ремонт и  техническое обслуживание потребительских  товаров длительного пользования, выполняемые на дому.

В объем услуг, производимых для собственного конечного использования, учитываются два вида услуг, включаемых по счету производства в общий  выпуск товаров и услуг. Это услуги по проживанию в собственном жилище (они оцениваются приближенно, в  размере затрат на обеспечение проживания в жилище) и домашние услуги, производимые наемными работниками (слугами, поварами, садовниками и т.п.). Их стоимость определяется оплатой труда этих работников, включая и все виды компенсаций в натуральной форме (питание, жилье и т.п.).

Различаются услуги материальные (производственные), воплощающиеся  в материально-вещественной форме (ремонт одежды, обуви, предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения), и  услуги нематериальные, которые проявляются  в форме деятельности, удовлетворяющей  бытовые, культурные, образовательные, медицинские и другие потребности  человека.

Услуги подразделяются на платные (рыночные) и бесплатные (нерыночные). Программой выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств предусмотрен учет расходов на оплату жилища и жилищно-коммунальных услуг, расходов на пошив и ремонт одежды и обуви, на ремонт электротоваров, культтоваров, металлоизделий, квартир, на возведение и ремонт домов и других построек, на техническое обслуживание и ремонт автомобилей и других мототранспортных средств, на оплату за обучение в системе образования, медицинские услуги, санаторно-курортные услуги, культурно-просветительные услуги, услуги пассажирского транспорта и связи, услуги правового характера и прочие виды личных услуг. К показателям потребления платных услуг относятся размер оплаты в среднем на 100 лиц и структура расходов по видам услуг.

 

 

1.2.Динамика потребления населения и потребительских

цен

Динамика потребления  населения и потребительских  цен изучается с помощью индексного метода.

Индексы общего физического  объема потребления товаров и  услуг по населению в целом и на душу населения в среднем рассчитываются в агрегатной форме следующим образом:

по товарам в целом  по населению

 

                              

на душу населения

                             

по услугам в целом  по населению

                               

на душу населения

                                

Вместе по товарам и  услугам:

                               

 

Агрегатные индексы являются лучшей формой индексов. в определенном смысле они более аналитичны: помимо оценки динамики интересующих нас показателей по ним легко определяется абсолютное изменение физического объема потребляемых населением товаров и услуг в стоимостном выражении–по населению в целом и в среднем на душу. Для этого находится разница между стоимостями продаж товаров и услуг в числителе и знаменателе индексов. Но применение агрегатного индекса предполагает наличие сопоставимых цен и тарифов и расчета стоимости всех продаж населению товаров и услуг отчетного периода в этих ценах и тарифах, что является проблематичным.

Наша практика вслед за международной статистикой решает эту проблему, применяя метод дефлятирования. Суть его заключается в пересчете стоимости продаж населению товаров и услуг отчетного периода в цены и тарифы базисного с помощью сводного текуще-взвешенного индекса потребительских цен как составного индекса дефлятора ВВП:

 

поскольку

Только потом становится возможным расчет агрегатного индекса:

Можно обойтись без сводного индекса потребительских цен, ограничившись  индивидуальными индексами по отдельным  товарам; услугам. Тогда применяется  средний гармонический индекс физического  объема в форме:

 

 

где q1p1 – стоимость продаж отдельных товаров и услуг в отчетном периоде, нетрудно представить, что этот индекс тождествен агрегатному и отличается от него лишь формой.

Агрегатные индексы дают общую оценку динамики физического  объема потребления населения, не выделяя  значение индивидуальных индексов объема и не показывая их роли в общем  индексе.

Частая сменяемость товаров  и их моделей в потребительском  наборе вынуждает к использованию  цепного метода в индексных расчетах. Нужна регистрация "живых" цен  продаж. При замене товара на эквивалентный цены на него проходят двойную регистрацию по старому и новому товарам, что приводит к цепному методу. Двойная регистрация при перемене товара обеспечивает возможность закончить старое звено и начать новое, предохраняя цепь динамики от разрыва. Звено вычисляется делением последующей цены нового звена на предыдущую цену старого.

Фишер по-своему решил проблему различий в структуре потребительских  расходов населения отчетного и  базисного периодов, оказывающих  существенное влияние на значение текуще- и базисно-взвешенных индексов потребительских цен. Он предложил "идеальный" индекс цен, вошедший в историю под его именем – индекс Фишера. Это средний геометрический индекс из индексов цен Пааше и Ласпейреса:

 

Очевидно, этот индекс лишен  реального экономического содержания и представляет собой чисто математическую модель. Расчет его в нашем примере  возможен лишь в тех случаях, когда  структура потребительских расходов населения за два сравниваемых периода  претерпела принципиальные, качественные изменения, что делает невозможным  использование в качестве весов  ни текущую, ни базисную структуры расходов. В практике международной статистики цен индекс Фишера применяется при  оценке динамики цен внешней торговли и в двусторонних межгосударственных сопоставлениях.

Информация о работе Статистико-экономический анализ потребления населением товаров и услуг