Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 19:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение статистического анализа потребления населением товаров и услуг.
Необходимо решить следующие задачи:
проанализировать текущее состояние потребления населением товаров и услуг;
сделать прогноз о дальнейшем изменении уровня потребления
Введение…………………………………………………………………………..2
1.Теоретические основы потребления населением товаров и услуг……….....3
1.1. Изучение потребления на базе выборки…………………………………3-6
1.2.Динамика потребления населения и потребительских цен……………7-12
2. Анализ уровня и структуры потребления населением товаров и
услуг………………………………………………………………………..........13т
2.1. Анализ общего уровня потребления населением товаров и услуг…..13-16
2.2. Анализ структуры потребительских расходов………………………........17
2.3. Анализ влияния доходов населения на потребительские расходы.....18-24
2.4. Методы выделения тренда……………………………………………..25-28
3.Прогноз потребления населением товаров и услуг………………………..29
Заключение…………………………………………………………………..30-31
Список используемой литературы…………………………………………….32
Сводный индекс потребительских цен нередко продолжают называть также индексом стоимости жизни. В этом качестве он и появился, так официально назывался в международной статистике. Действительно, индекс показывает, насколько изменились расходы населения на приобретение им фиксированного набора благ и услуг (потребительские расходы, или стоимость жизни) в отчетном периоде по сравнению с базисным при неизменном, базисном, уровне потребления. При таком подходе изменения базисно-взвешенного индекса цен могут вызываться только изменениями цен, но не переменами в структуре потребления в результате изменения доходов населения или появления новых товаров.
Индекс потребительских цен нередко фигурирует в сочетании с индексом-дефлятором, являющимся относительно новым показателем для отечественной статистики, но широко применяемым в других странах. Дефлятор – тот же индекс цен, но он шире, чем ИПЦ, поскольку включает не только цены потребительских товаров и услуг, но также цены инвестиционных товаров и услуг, т. е. оптовые цены. Следовательно, он характеризует общую динамику цен и тарифов для всей экономики страны.
Индекс-дефлятор рассчитывается, как правило, за год, за более длительный период дефлятор определяется уже рассмотренным цепным методом – путем перемножения всех годичных дефляторов в промежутке от отчетного до базисного года – первый метод.
Сводным дефлятором в статистике
выступает дефлятор валового внутреннего
продукта (ДВВП), являющегося на сегодня
важнейшим макроэкономическим показателем
в международной и
Для исчисления дефлятора
каждый компонент конечного
Сам дефлятор ВВП отчетного
года к предыдущему получается как
частное отделения ВВП
Второй метод дефлятирования (с помощью индексов физического объема, или динамики натуральных индикаторов) применяется, в частности, для переоценки в постоянные цены расходов на конечное потребление государственных и некоммерческих общественных организаций, когда указанные расходы прошлого года экстраполируются по индексу, полученному на основе динамики натуральных индикаторов или численности занятых в этом секторе работников.
Сводный индекс потребительских
цен и дефлятор ВВП выступают
важнейшими показателями инфляции –
обесценения денег при
В мировой практике учет инфляции
осуществляется либо путем переоценки
имеющихся активов по курсу какой-либо
стабильно конвертируемой валюты, либо
с помощью исчисленных в
Результат инфляции – падение
покупательной способности
(в варианте базисно-
(в варианте текуще-взвешенного индекса). В качестве общего индекса цен при этом берется дефлятор ВВП.
Для изучения потребления населением товаров и услуг были использованы статистические данные по Алтайскому краю.
В таблице 1 представлена исходная информация для анализа
Таблица 1
Потребительские расходы на человека в месяц, руб.
2002 |
2004 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Все население |
403,4 |
1100,7 |
2311,5 |
2526,1 |
3308,9 |
4202,9 |
Городское население |
482,8 |
1325,3 |
2845,9 |
3136,6 |
4167,4 |
4934,0 |
Сельское население |
261,5 |
680,5 |
1294,5 |
1432,4 |
2037,4 |
3120,1 |
Рассчитаем абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста расходов на потребление населением товаров и услуг за указанный период по формулам:
(1)
(2)
(3)
(4)
(5)
Расчеты показаны в таблице 2.
Таблица 2
Показатели динамики потребительских расходов за период 2002 - 2010 гг.
Период |
Потребительские расходы на человека в месяц, руб |
Абсолютный прирост ∆хi |
Темп роста Тр |
Темп прироста Тпр | |||
базисный |
цепной |
базисный |
цепной |
базисный |
цепной | ||
2002 |
403,4 |
||||||
2004 |
1100,7 |
697,30 |
697,30 |
2,73 |
2,73 |
1,73 |
1,73 |
2007 |
2311,5 |
1908,10 |
1210,80 |
5,73 |
2,10 |
4,73 |
1,10 |
2008 |
2526,1 |
2122,70 |
214,60 |
6,26 |
1,09 |
5,26 |
0,09 |
2009 |
3308,9 |
2905,50 |
782,80 |
8,20 |
1,31 |
7,20 |
0,31 |
2010 |
4202,9 |
3799,50 |
894,00 |
10,42 |
1,27 |
9,42 |
0,27 |
Анализируя таблицы и
рисунки можно сделать
Наибольшие темпы прироста,
составляющий 173 %, зафиксирован в 2004 году.
В дальнейшем до 2008 года происходит
значительное снижение прироста до 9%.
Далее изменения прироста не столь
значительно и можно
Проверим статистическую совокупность, состоящую из величин потребительских расходов по месяцам за 2010 г. на однородность и оценим возможность исследования данной совокупности с применением статистических методов, а именно корреляционно-регрессионного метода анализа.
Составим таблицу 3 для проведения расчетов.
Таблица 3
Расчеты для вычисления обобщающих
показателей и показателей
№п/п |
Месяц |
Потребительские расходы на человека в месяц, руб., |
|
|
1 |
январь |
3691,88 |
-511,02 |
261138 |
2 |
февраль |
3839,28 |
-363,62 |
132217,1 |
3 |
март |
3951,58 |
-251,32 |
63160,07 |
4 |
апрель |
4149,98 |
-52,92 |
2800,174 |
5 |
май |
4129,08 |
-73,82 |
5448,9 |
6 |
июнь |
3470,28 |
-732,62 |
536727,2 |
7 |
июль |
3398,88 |
-804,02 |
646442,8 |
8 |
август |
3949,68 |
-253,22 |
64118,68 |
9 |
сентябрь |
5169,18 |
966,28 |
933703,5 |
10 |
октябрь |
5125,28 |
922,38 |
850791 |
11 |
ноябрь |
4902,28 |
699,38 |
489137 |
12 |
декабрь |
4657,38 |
454,48 |
206555,1 |
Сумма |
50434,80 |
0 |
4192240 |
Средняя арифметическая:
руб. (6)
Коэффициент вариации:
(7)
Таким образом, можно утверждать, что изучаемая совокупность уровня потребительских расходов в 2010г. является однородной, так как коэффициент вариации
2.2. Анализ структуры потребительских расходов
Структурный анализ потребительских расходов проводится с помощью исследования относительного показателя структуры:
(8)
по годам рассчитанные относительные показатели структуры представлены в таблице 4.
Таблица 4
Структурный анализ потребительских расходов
2001 |
2004 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Городское население |
119,68 |
120,41 |
123,12 |
124,17 |
125,95 |
117,40 |
Сельское население |
64,82 |
61,82 |
56,00 |
56,70 |
61,57 |
74,24 |
Средние значения потребительских расходов городского населения превышает средние значения потребительских расходов всего населения на всем изучаемом периоде. Максимальное превышение потребительских расходов городского населения составляет 25,95% в 200 5году, минимальное – 17,4 в 2010 году. На промежутке 2002 - 2009 года идет стабильный рост потребительских расходов городского населения, а затем идет его снижение. Потребительские расходы сельского населения снижаются на промежутке 2002 – 2007 года, в дальнейшем с 2007 по 2010 год расходы растут.
2.3.Анализ влияния доходов населения на потребительские расходы
Предположим, что потребительские
расходы зависят от величины дохода.
Проверим это предположение с
помощью корреляционно-
Этапы анализа:
1. Постановка цели исследования.
Определить наличие или отсутствие зависимости между показателями дохода и потребительских расходов. Построить регрессионную модель этой зависимости, проверить её качество и использовать эту модель для анализа и прогнозирования.
2. Сбор исходной статистической информации.
Информацию для исследования находим в статистических ежегодниках. Представим данные в табличной форме (таблица 5).
Таблица 5
Исходная информация для КРА
Годы |
Доходы на человека в месяц, руб |
Потребительские расходы на человека в месяц, руб |
2004 |
1736,3 |
1100,7 |
2007 |
4153,1 |
2311,5 |
2008 |
5156,0 |
2526,1 |
2009 |
6819,7 |
3308,9 |
2010 |
8866,8 |
4202,9 |
Введем обозначения: xi – доходы, yi – потребительские расходы. Графически зависимость исходных данных представлена на рисунке 1 .
Рисунок 1 - Зависимость потребительских расходов от доходов
3. Оценка тесноты связи между признаками.
3.1. Предположим, что изучаемые
признаки связаны линейной
Промежуточные расчеты представлены в таблице 6.
Таблица 6
Промежуточные расчеты для определения параметров регрессии
Годы |
xi |
yi |
xy |
x2 |
y2 |
2004 |
1736,3 |
1100,7 |
1911145,41 |
3014737,69 |
1211540,5 |
2007 |
4153,1 |
2311,5 |
9599890,65 |
17248239,61 |
5343032,3 |
2008 |
5156 |
2526,1 |
13024571,6 |
26584336 |
6381181,2 |
2009 |
6819,7 |
3308,9 |
22565705,33 |
46508308,09 |
10948819 |
2010 |
8866,8 |
4202,9 |
37266273,72 |
78620142,24 |
17664368 |
∑ |
26731,9 |
13450,1 |
84367586,71 |
171975763,6 |
41548942 |
(9)
(10)
(11)
(12)
(13)
(14)
(15)
(16)
Коэффициент линейной корреляции, равный 0,997, свидетельствует о наличии очень сильной связи.
3.2. Оценка существенности
коэффициента корреляции. Для этого
найдем расчетное значение t-
По таблице критических точек распределения Стьюдента найдем tкр при уровне значимости α=0,05 и числе степеней свободы ν = 5-k-1 = 5-1-1=3. tкр = 3,18. Так как tрасч > tкр (22,3> 3,18), то линейный коэффициент считается значимым, а связь между x и y – существенной.
4. Построение уравнения регрессии.
Этап построения регрессионного
уравнения состоит в
4.1. Идентификация регрессии.
Построим линейную
Информация о работе Статистико-экономический анализ потребления населением товаров и услуг