Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 19:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение статистического анализа  потребления населением товаров  и услуг.
Необходимо решить следующие  задачи:
проанализировать текущее состояние потребления населением товаров и услуг;
сделать прогноз о дальнейшем изменении уровня потребления
Введение…………………………………………………………………………..2
1.Теоретические основы потребления населением товаров и услуг……….....3
1.1. Изучение потребления  на базе выборки…………………………………3-6
1.2.Динамика потребления  населения и потребительских  цен……………7-12
2. Анализ уровня и структуры  потребления населением товаров  и
   услуг………………………………………………………………………..........13т
 2.1. Анализ общего уровня потребления населением товаров и услуг…..13-16
2.2. Анализ структуры потребительских  расходов………………………........17
2.3. Анализ влияния доходов населения на потребительские расходы.....18-24
2.4. Методы выделения тренда……………………………………………..25-28
3.Прогноз  потребления населением товаров и услуг………………………..29
Заключение…………………………………………………………………..30-31
Список используемой литературы…………………………………………….32
Сводный индекс потребительских цен нередко продолжают называть также индексом стоимости жизни. В этом качестве он и появился, так официально назывался в международной статистике. Действительно, индекс показывает, насколько изменились расходы населения на приобретение им фиксированного набора благ и услуг (потребительские расходы, или стоимость жизни) в отчетном периоде по сравнению с базисным при неизменном, базисном, уровне потребления. При таком подходе изменения базисно-взвешенного индекса цен могут вызываться только изменениями цен, но не переменами в структуре потребления в результате изменения доходов населения или появления новых товаров.
Индекс потребительских цен нередко фигурирует в сочетании с индексом-дефлятором, являющимся относительно новым показателем для отечественной статистики, но широко применяемым в других странах. Дефлятор – тот же индекс цен, но он шире, чем ИПЦ, поскольку включает не только цены потребительских товаров и услуг, но также цены инвестиционных товаров и услуг, т. е. оптовые цены. Следовательно, он характеризует общую динамику цен и тарифов для всей экономики страны.
Индекс-дефлятор рассчитывается, как правило, за год, за более длительный период дефлятор определяется уже рассмотренным цепным методом – путем перемножения всех годичных дефляторов в промежутке от отчетного до базисного года – первый метод.
Сводным дефлятором в статистике 
выступает дефлятор валового внутреннего 
продукта (ДВВП), являющегося на сегодня 
важнейшим макроэкономическим показателем 
в международной и 
Для исчисления дефлятора 
каждый компонент конечного 
Сам дефлятор ВВП отчетного 
года к предыдущему получается как 
частное отделения ВВП 
Второй метод дефлятирования (с помощью индексов физического объема, или динамики натуральных индикаторов) применяется, в частности, для переоценки в постоянные цены расходов на конечное потребление государственных и некоммерческих общественных организаций, когда указанные расходы прошлого года экстраполируются по индексу, полученному на основе динамики натуральных индикаторов или численности занятых в этом секторе работников.
Сводный индекс потребительских 
цен и дефлятор ВВП выступают 
важнейшими показателями инфляции – 
обесценения денег при 
В мировой практике учет инфляции 
осуществляется либо путем переоценки 
имеющихся активов по курсу какой-либо 
стабильно конвертируемой валюты, либо 
с помощью исчисленных в 
Результат инфляции – падение 
покупательной способности 
(в варианте базисно-
(в варианте текуще-взвешенного индекса). В качестве общего индекса цен при этом берется дефлятор ВВП.
 
Для изучения потребления населением товаров и услуг были использованы статистические данные по Алтайскому краю.
В таблице 1 представлена исходная информация для анализа
Таблица 1
Потребительские расходы на человека в месяц, руб.
| 2002 | 2004 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
| Все население | 403,4 | 1100,7 | 2311,5 | 2526,1 | 3308,9 | 4202,9 | 
| Городское население | 482,8 | 1325,3 | 2845,9 | 3136,6 | 4167,4 | 4934,0 | 
| Сельское население | 261,5 | 680,5 | 1294,5 | 1432,4 | 2037,4 | 3120,1 | 
Рассчитаем абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста расходов на потребление населением товаров и услуг за указанный период по формулам:
(1)
(2)
(3)
(4)
(5)
Расчеты показаны в таблице 2.
Таблица 2
Показатели динамики потребительских расходов за период 2002 - 2010 гг.
| Период | Потребительские расходы на человека в месяц, руб | Абсолютный прирост ∆хi | Темп роста Тр | Темп прироста Тпр | |||
| базисный | цепной | базисный | цепной | базисный | цепной | ||
| 2002 | 403,4 | ||||||
| 2004 | 1100,7 | 697,30 | 697,30 | 2,73 | 2,73 | 1,73 | 1,73 | 
| 2007 | 2311,5 | 1908,10 | 1210,80 | 5,73 | 2,10 | 4,73 | 1,10 | 
| 2008 | 2526,1 | 2122,70 | 214,60 | 6,26 | 1,09 | 5,26 | 0,09 | 
| 2009 | 3308,9 | 2905,50 | 782,80 | 8,20 | 1,31 | 7,20 | 0,31 | 
| 2010 | 4202,9 | 3799,50 | 894,00 | 10,42 | 1,27 | 9,42 | 0,27 | 
Анализируя таблицы и 
рисунки можно сделать 
Наибольшие темпы прироста, 
составляющий 173 %, зафиксирован в 2004 году. 
В дальнейшем до 2008 года происходит 
значительное снижение прироста до 9%. 
Далее изменения прироста не столь 
значительно и можно 
Проверим статистическую совокупность, состоящую из величин потребительских расходов по месяцам за 2010 г. на однородность и оценим возможность исследования данной совокупности с применением статистических методов, а именно корреляционно-регрессионного метода анализа.
Составим таблицу 3 для проведения расчетов.
Таблица 3
Расчеты для вычисления обобщающих 
показателей и показателей 
| №п/п | Месяц | Потребительские расходы на человека в месяц, руб., | 
 
 | 
 
 | 
| 1 | январь | 3691,88 | -511,02 | 261138 | 
| 2 | февраль | 3839,28 | -363,62 | 132217,1 | 
| 3 | март | 3951,58 | -251,32 | 63160,07 | 
| 4 | апрель | 4149,98 | -52,92 | 2800,174 | 
| 5 | май | 4129,08 | -73,82 | 5448,9 | 
| 6 | июнь | 3470,28 | -732,62 | 536727,2 | 
| 7 | июль | 3398,88 | -804,02 | 646442,8 | 
| 8 | август | 3949,68 | -253,22 | 64118,68 | 
| 9 | сентябрь | 5169,18 | 966,28 | 933703,5 | 
| 10 | октябрь | 5125,28 | 922,38 | 850791 | 
| 11 | ноябрь | 4902,28 | 699,38 | 489137 | 
| 12 | декабрь | 4657,38 | 454,48 | 206555,1 | 
| Сумма | 50434,80 | 0 | 4192240 | |
Средняя арифметическая:
руб. (6)
Коэффициент вариации:
(7)
Таким образом, можно утверждать, что изучаемая совокупность уровня потребительских расходов в 2010г. является однородной, так как коэффициент вариации
2.2. Анализ структуры потребительских расходов
Структурный анализ потребительских расходов проводится с помощью исследования относительного показателя структуры:
(8)
по годам рассчитанные относительные показатели структуры представлены в таблице 4.
Таблица 4
Структурный анализ потребительских расходов
| 2001 | 2004 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
| Городское население | 119,68 | 120,41 | 123,12 | 124,17 | 125,95 | 117,40 | 
| Сельское население | 64,82 | 61,82 | 56,00 | 56,70 | 61,57 | 74,24 | 
Средние значения потребительских расходов городского населения превышает средние значения потребительских расходов всего населения на всем изучаемом периоде. Максимальное превышение потребительских расходов городского населения составляет 25,95% в 200 5году, минимальное – 17,4 в 2010 году. На промежутке 2002 - 2009 года идет стабильный рост потребительских расходов городского населения, а затем идет его снижение. Потребительские расходы сельского населения снижаются на промежутке 2002 – 2007 года, в дальнейшем с 2007 по 2010 год расходы растут.
2.3.Анализ влияния доходов населения на потребительские расходы
Предположим, что потребительские 
расходы зависят от величины дохода. 
Проверим это предположение с 
помощью корреляционно-
Этапы анализа:
1. Постановка цели исследования.
Определить наличие или отсутствие зависимости между показателями дохода и потребительских расходов. Построить регрессионную модель этой зависимости, проверить её качество и использовать эту модель для анализа и прогнозирования.
2. Сбор исходной статистической информации.
Информацию для исследования находим в статистических ежегодниках. Представим данные в табличной форме (таблица 5).
Таблица 5
Исходная информация для КРА
| Годы | Доходы на человека в месяц, руб | Потребительские расходы на человека в месяц, руб | 
| 2004 | 1736,3 | 1100,7 | 
| 2007 | 4153,1 | 2311,5 | 
| 2008 | 5156,0 | 2526,1 | 
| 2009 | 6819,7 | 3308,9 | 
| 2010 | 8866,8 | 4202,9 | 
Введем обозначения: xi – доходы, yi – потребительские расходы. Графически зависимость исходных данных представлена на рисунке 1 .
Рисунок 1 - Зависимость потребительских расходов от доходов
3. Оценка тесноты связи между признаками.
3.1. Предположим, что изучаемые 
признаки связаны линейной 
Промежуточные расчеты представлены в таблице 6.
Таблица 6
Промежуточные расчеты для определения параметров регрессии
| Годы | xi | yi | xy | x2 | y2 | 
| 2004 | 1736,3 | 1100,7 | 1911145,41 | 3014737,69 | 1211540,5 | 
| 2007 | 4153,1 | 2311,5 | 9599890,65 | 17248239,61 | 5343032,3 | 
| 2008 | 5156 | 2526,1 | 13024571,6 | 26584336 | 6381181,2 | 
| 2009 | 6819,7 | 3308,9 | 22565705,33 | 46508308,09 | 10948819 | 
| 2010 | 8866,8 | 4202,9 | 37266273,72 | 78620142,24 | 17664368 | 
| ∑ | 26731,9 | 13450,1 | 84367586,71 | 171975763,6 | 41548942 | 
(9)
(10)
(11)
(12)
(13)
(14)
(15)
(16)
Коэффициент линейной корреляции, равный 0,997, свидетельствует о наличии очень сильной связи.
3.2. Оценка существенности 
коэффициента корреляции. Для этого 
найдем расчетное значение t-
По таблице критических точек распределения Стьюдента найдем tкр при уровне значимости α=0,05 и числе степеней свободы ν = 5-k-1 = 5-1-1=3. tкр = 3,18. Так как tрасч > tкр (22,3> 3,18), то линейный коэффициент считается значимым, а связь между x и y – существенной.
4. Построение уравнения регрессии.
Этап построения регрессионного 
уравнения состоит в 
4.1. Идентификация регрессии. 
Построим линейную 
Информация о работе Статистико-экономический анализ потребления населением товаров и услуг