Статистическая характеристика уровня жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 11:44, курсовая работа

Краткое описание

Повышение уровня жизни – социально-приоритетная цель развития общества, важнейшее направление проводимой государством политики доходов и заработной платы. Средством достижения этой цели выступают рост ВВП и совершенствование механизма его распределения на макро- и микроуровнях.
Повышение уровня жизни – это не только результат экономического роста, но и его условие. Современному производству требуются как принципиально новые техника и технологии, так и высококвалифицированные работники, собственники своего интеллектуального капитала. Они составляют основу среднего класса. У таких людей сложнее структура материальных, духовных и социальных потребностей, они тратят больше средств на восстановление жизненной энергии, на образование и профессиональную подготовку, а уровень и качество их жизни должны быть выше, чем просто обеспечивающие выживание.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1 Теоретическая часть. Статистическая характеристика уровня жизни населения.
1.1 Понятие «уровень жизни населения», его составляющие………………...4
1.2 Социальные нормативы и потребности…………………………………….6
1.3 Задачи изучения уровня жизни……………………………………………...8
1.4 Основные индикаторы уровня жизни………………………………………9
1.5 Современный уровень жизни населения в РФ……………………………14
1.5.1 Снижение уровня жизни………………………………………………….14
1.5.2 Социальная защищенность и борьба с бедностью …………...………...15
1.5.3 Прогноз уровня жизни населения в 2007-2010 гг.……………………...17
2. Практическая часть………………………………………………….……19
Заключение…...…………………………………………………….……..30
Приложение……………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по статистике.doc

— 517.50 Кб (Скачать файл)


Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации Алтайский государственный  аграрный университет

 

 

Кафедра экономического анализа  и статистики

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: «Статистическая характеристика уровня жизни населения»

 

                   

                   Выполнил: 

 

                                                    студент 3 курса очного обучения  учетно-финансового факультета

                                                                 группа 734

                                                                 специальность

                                                               «Бухучет. Анализ и аудит»

                                 Беленинов А.И.

                                                                 Проверил: Беликова Т.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Барнаул, 2006 г.

 

Содержание

 

   

Введение………………………………………………………………………3

1 Теоретическая часть. Статистическая  характеристика уровня жизни          населения.

1.1 Понятие «уровень жизни населения», его составляющие………………...4

1.2 Социальные нормативы и потребности…………………………………….6

1.3 Задачи изучения уровня жизни……………………………………………...8

1.4 Основные индикаторы уровня жизни………………………………………9

1.5 Современный уровень жизни населения в РФ……………………………14

1.5.1 Снижение уровня жизни………………………………………………….14

1.5.2 Социальная защищенность и борьба с бедностью …………...………...15

1.5.3 Прогноз уровня жизни населения в 2007-2010 гг.……………………...17

     2. Практическая часть………………………………………………….……19     

     Заключение…...…………………………………………………….……..30

     Приложение……………………………………………………………….31

              Список использованной литературы……………………………………..36

 

 

 

Введение

 

Повышение уровня жизни – социально-приоритетная цель развития общества, важнейшее  направление проводимой государством политики доходов и заработной платы. Средством достижения этой цели выступают рост ВВП и совершенствование механизма его распределения на макро- и микроуровнях.

Повышение уровня жизни – это  не только результат экономического роста, но и его условие. Современному производству требуются как принципиально новые техника и технологии, так и высококвалифицированные работники, собственники своего интеллектуального капитала. Они составляют основу среднего класса. У таких людей сложнее структура материальных, духовных и социальных потребностей, они тратят больше средств на восстановление жизненной энергии, на образование и профессиональную подготовку, а уровень и качество их жизни должны быть выше, чем просто обеспечивающие выживание.

В разработке политики доходов и  заработной платы учитываются не только общие характеристики уровня жизни в стране, но и их дифференциация по социально-демографическим, профессиональным и доходным группам населения по регионам, сельской и городской местности – с использованием для измерения соответствующих показателей системы индикаторов (интегральных и частных, натуральных и стоимостных). [1, стр.66]

В современной России наиболее актуальными  проблемами повышения уровня жизни  являются обеспечение занятости, усиление социальной защищенности населения, борьба с бедностью.

 

1 Теоретическая часть 

1.1 Понятие «уровень  жизни населения», его составляющие

 

Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий, которая  характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения. Потребности людей многообразны. Наряду с материальными существуют (и не менее важны) потребности духовные и социальные. Потребность – это необходимость, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. В связи с этим различен набор потребностей каждого человека: один занимается спортом, другой – нет, один посвящает свой досуг чтению или посещению театров, другой проводит свое свободное время у телевизора или на дискотеках, и т.д. Одни имеют возможность покупать лишь отечественные автомашины, другие приобретать иномарки. Для определения степени удовлетворения потребностей фактическое потребление товаров и услуг соотносят с минимальными и рациональными стандартами их потребления. Таким образом, под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей.

Можно выделить четыре уровня жизни  населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддерживать жизнеспособность человека). [2, стр.64]

Рост уровня жизни создаст  возможности, материальную базу для улучшения качества жизни. Последнее не ограничивается уровнем потреблением товаров и услуг, а выступает обобщающей характеристикой социально-экономических результатов развития общества и включает среднюю продолжительность жизни, уровень заболеваемости, условия и охрану труда, доступность информации, обеспечение прав человека, и т.д. В рыночной экономике важнейшими составляющими уровня жизни становятся также степень социальной защищенности населения, свобода выбора человека, улучшение социальной среды, культурные национальные и религиозные отношения.

Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения  и его социальное обеспечение, потребление  им материальных благ и услуг, условия  жизни, свободное время.

Условия жизни можно укрупнено разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические условия. Условия быта – это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т.д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время – часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей.

Возможны три аспекта изучения уровня жизни: 1) применительно ко всему населению; 2) к его социальным группам; 3) к домохозяйствам с различной величиной дохода.

Для характеристики уровня жизни используется система индикаторов – интегральных и частных, натуральных и стоимостных. [1, стр.66]

 

 

 

 

1.2 Социальные нормативы  и потребности

Важную роль в изучении уровня жизни  населения играют социальные нормативы  как научно обоснованные ориентиры  направленности социальных процессов  в обществе. Различаются социальные нормативы: развития материальной базы социальной сферы, доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, условий жизни, состояния и охраны окружающей среды, потребительского бюджета и др. Они могут быть уровневыми, выражающими абсолютную или относительную величину нормы соответственно в натуральных показателях или процентах (возможные варианты нормативов: моментальные, интервальные, минимальные, максимальные), а также приростными, представленными в виде соотношения приростов двух показателей.

Непосредственное отношение к  уровню жизни имеет потребительский  бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам  населения, климатическим зонам, условия  и тяжести труда, месту проживания и т.д. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты.

К другим основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной  нетрудоспособности, пособие по безработице  для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов; минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).

В совокупности они образуют систему  минимальных социальных гарантий как  обязанность государства обеспечить гражданам: минимальные размеры  оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетнем ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики – прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.

Существующие нормативы отражают современные научные представления  о потребностях людей в благах и услугах – личных потребностях. Однако последнее не следует абсолютизировать, так как они всегда изменчивы, что затрудняет их количественную оценку. Личные потребности отражают объективную необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека.

Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные. Физиологические  потребности являются определяющими  – первого порядка, поскольку  выражают потребности человека как биологического существа; в их составе насущными, первичными, выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т.д.

Интеллектуальные потребности  касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой внутренним состоянием человека.

Социальные потребности связаны  с функционированием человека в  обществе – это социально-политическая деятельность, самовыражение, общение  с людьми, обеспечение социальных прав и т.д.

Интеллектуальные и социальные потребности относятся к потребностям непервой необходимости и удовлетворяются после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависят от состояния культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения. Условия же для их удовлетворения характеризуются бюджетом времени населения. По величинам рабочего, нерабочего и свободного времени можно оценить эффективность рабочего времени и возможности удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей человека.

Различаются рациональные (разумные) и иррациональные потребности. Первые отвечают научным представлениям  о потреблении благ и услуг, необходимых  для поддержание здорового образа жизни человека и гармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, плохо поддающиеся количественной оценке. Их можно определить условно с помощью рациональных норм и нормативов (кроме рациональных норм потребления продуктов питания, устанавливаемых на основе данных науки о питании). Вторые (иррациональные) потребности выходят за рамки разумных норм, принимают гипертрофированные, иногда извращенные формы, в частности по отношению к питанию.

Внешней формой проявления личных потребностей выступает спрос населения, хотя и количественно, и качественно он отличается от действительной потребности. Различают общий потребительский спрос, объем, и структура которого соответствуют объему потребления населением материальных благ и услуг, и платежеспособный спрос на них, отражающий платежеспособные возможности населения.

Наряду с личными выделяют социальные потребности общества, обусловленные  необходимостью обеспечения условий  его функционирования и развития, в том числе производственные, потребности в управлении, обороне, охране окружающей среды и т.д.

 

1.3 Задачи изучения  уровня жизни

Важнейшая задача статистики уровня жизни – выявление закономерностей  изменения благосостояния населения. Для этого проводятся исследования, охватывающие как всю страну, так  и ее регионы, социально-демографические группы населения и различные типы домашних хозяйств. Это позволит проследить различия в уровне жизни в зависимости от экономических, национальных, природно-климатических и других особенностей, а также от доходов населения. Результаты исследования могут носить либо общий характер, либо частный, связанные, например, с оценкой потребления населением конкретных благ и обеспеченности его различными услугами.

К задачам изучения уровня жизни  относятся также: комплексное рассмотрение структуры, динамики и темпов изменения его показателей; дифференциация различных групп населения по доходам и потреблению и анализ влияния различных социально-экономических факторов на изменение уровня. Большое значение имеют оценка степени удовлетворения потребностей населения в материальных благах и различных услугах по сравнению с рациональными нормами их потребления и разработка на этой основе обобщающих показателей уровня жизни.

Источниками информации для решения  поставленных задач выступают: текущий  учет и отчетность предприятий, организаций и учреждений, обслуживающих население; данные статистики труда, занятости населения, трудоустройства и оплаты, бюджетов домашних хозяйств, переписей населения, разного рода социологических и других обследований социальных условий жизни и деятельности людей. [2, стр.67]

 

1.4 Основные индикаторы  уровня жизни

Для разработки и решения текущих  и стратегических задач политики доходов и заработной платы необходимо иметь информацию о состоянии, динамики и тенденциях уровня жизни, рассчитывать их по регионам и социально-демографическим группам населения, делать международные сопоставления.

В перечень интегральных индикаторов  уровня жизни входят: реальные доходы на душу населения; реальная заработная плата; доходы от вторичной занятости  и от реализации продукции личного подсобного хозяйства; дивиденды (по акциям и облигациям); проценты по вкладам населения; пенсии, пособия, стипендии. С их помощью изучаются и прогнозируются уровень, динамика и структура доходов из различных источников.

Информация о работе Статистическая характеристика уровня жизни населения