Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 11:44, курсовая работа
Повышение уровня жизни – социально-приоритетная цель развития общества, важнейшее направление проводимой государством политики доходов и заработной платы. Средством достижения этой цели выступают рост ВВП и совершенствование механизма его распределения на макро- и микроуровнях.
Повышение уровня жизни – это не только результат экономического роста, но и его условие. Современному производству требуются как принципиально новые техника и технологии, так и высококвалифицированные работники, собственники своего интеллектуального капитала. Они составляют основу среднего класса. У таких людей сложнее структура материальных, духовных и социальных потребностей, они тратят больше средств на восстановление жизненной энергии, на образование и профессиональную подготовку, а уровень и качество их жизни должны быть выше, чем просто обеспечивающие выживание.
Введение………………………………………………………………………3
1 Теоретическая часть. Статистическая характеристика уровня жизни населения.
1.1 Понятие «уровень жизни населения», его составляющие………………...4
1.2 Социальные нормативы и потребности…………………………………….6
1.3 Задачи изучения уровня жизни……………………………………………...8
1.4 Основные индикаторы уровня жизни………………………………………9
1.5 Современный уровень жизни населения в РФ……………………………14
1.5.1 Снижение уровня жизни………………………………………………….14
1.5.2 Социальная защищенность и борьба с бедностью …………...………...15
1.5.3 Прогноз уровня жизни населения в 2007-2010 гг.……………………...17
2. Практическая часть………………………………………………….……19
Заключение…...…………………………………………………….……..30
Приложение……………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………………………………..36
Реальные доходы населения (Др) определяются путем деления общей суммы денежных доходов (Дд) на индекс потребительских цен (I).
Др=
При этом различаются реальные доходы населения без учета и с учетом услуг. Первая разновидность этих доходов – часть ВВП, используемая населением для удовлетворения материальным и культурных потребностей; вторая – часть ВВП, используемая населением на потребление и накопление материальных благ и услуг.
Для характеристики роста (снижения) реальных доходов их индексы исчисляются для всего населения, а также в разрезе социальных групп и субъектов РФ. Для обеспечения сопоставимости при исчислении индексов реальных доходов учитывается изменения цен за сравнимый период (индекс потребительских цен).
Реальная заработная плата работников (ЗПр) – составная часть реальных доходов (с учетом услуг). Она определяется путем деления номинальной (начисленной) заработной платы (ЗПн) на индекс потребительских цен на товары и услуги (I):
В политике доходов и заработной платы важное место занимают также индикаторы, характеризующие их дифференциацию. Последняя позволяет оценить происходящие социальные изменения, уровень социальной напряженности в обществе и определить характер политики, которой следует придерживаться правительству данной страны.
Индикаторами дифференциации доходов и заработной платы являются:
К числу наиболее распространенных индикаторов дифференциации доходов относятся также коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) и кривая Лоренца (см. рис1), позволяющие судить о степени удаления от состояния равенства в распределении доходов. Расчет индекса Джини связан с кривой Лоренца.
Прямая ОА называется линией абсолютного
равенства распределения
Рис.1
Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) представляет собой величину отклонения фактического распределения доходов населения от линии их равномерного распределения. Он определяется отношением площади фигуры, образованной кривой Лоренца и линией абсолютного равенства, к площади всего треугольника ОАС. Величина коэффициента может варьировать от 0 до 1 или от 0 до 100%, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.
Для определения общего направления
изменений в распределении
В России на долю 20% наименее обеспеченных граждан приходится 6,2% доходов, а на долю 20% наиболее обеспеченных – 47,4%. Аналогично распределяются доходы, например, в Великобритании, Эстонии, Киргизии. Более низкое соотношение доли доходов 20% наименее и наиболее обеспеченных граждан характерно для Словакии – 12% к 31%, Чехии – 10% к 37%, Венгрии – 9% к 37%. В ряде развивающихся стран это соотношение намного меньше: в ЮАР – 3% к 63%, Чили – 3% к 61%, в Мексике – 4% к 58%.
Коэффициент Джини в России составляет 38%, что ниже, чем в ЮАР (58%), Чили (56%) и Мексике (54%), но выше, чем в Словакии (19%), Дании (24%), Швеции (25%), Чехии (26%), Польше (27%).
К частным индикаторам уровня жизни относятся показатели потребления отдельных товаров и услуг (на душу населения, на семью, по социальным группам, регионам), обеспеченности товарами длительного пользования, жильем, коммунально-бытовыми удобствами. Среди них выделяют натуральные и стоимостные индикаторы.
Натуральные индикаторы непосредственно характеризуют уровень потребления, обеспеченность теми или иными благами. Для представления об уровне удовлетворения конкретной потребности могут использоваться несколько показателей. Например, чтобы охарактеризовать уровень удовлетворения потребностей в продуктах питания, необходимы данные о количестве потребляемых человеком продуктов и их калорийности в сопоставлении с научно обоснованными нормами. При этом потребление основных продуктов питания на душу населения определяется с учетом как произведенных в стране, так и импортированных продуктов, независимо от способа продажи их населению и от вида потребления.
Уровень удовлетворения потребностей
в услугах школьного
Стоимостные индикаторы, отражая затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику, группируются по видам потребностей, - например, затраты на питание, на оплату жилья, коммунальных услуг, на одежду, предметы длительного пользования, отдых, удовлетворение культурных потребностей, и т.д.
Общее потребление материальных благ и услуг в стоимостном виде включает все расходы на приобретение товаров и услуг и денежную оценку потребленных благ собственного производства (например, продукции личного подсобного хозяйства). Расчет этого показателя позволяет рассматривать уровень и структуру потребления во взаимосвязи с совокупными доходами населения и дает достаточно полную характеристику удовлетворения его личных потребностей. [1, стр.67]
1.5 Современный уровень жизни населения
1.5.1 Снижение уровня жизни
Оно происходило в
течение всего периода
За годы реформ были разрушены многие отрасли социальной сферы, сократилась доля расходов населения на платные услуги. Снизилось качество медицинского обслуживания и образования, лечение и отдых стали недоступными для значительной части населения.
Общее снижение уровня жизни в стране выразилось в существовании значительного слоя граждан, чьи реальные доходы не достигают прожиточного минимума. Усилились также межотраслевые и межрегиональные различия в доходах и заработной плате. В особенно тяжелом положении отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, наука), сельское и лесное хозяйство, легкая промышленность и машиностроение, в которых установилась самая низкая заработная плата. Зато значительно превышает средний уровень заработная плата в газовой, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, в цветной металлургии.
Межрегиональная дифференциация в доходах и заработной плате во многом связана с безработицей. Так, ниже среднего уровня по стране безработица в Москве, Санкт-Петербурге, Тюменской области; в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах она находится примерно на среднем уровне. Напротив, в депрессивных регионах уровень безработицы значительно превышает средний: в республиках Ингушетия – почти в 5 раз, Дагестан – почти в 2 раза, в республике Тыва, Коми-Пермяцком автономном округе и Читинской области – в 1,5 раза.
Тесная связь дифференциации
доходов и безработицы
1.5.2Социальная защищенность и борьба с бедностью
Система социальной защищенности населения включает в себя обязательное медицинское страхование, пенсионное обеспечение, социальное страхование, минимальные социальные гарантии, выплату пособий (по нетрудоспособности, безработице, малообеспеченным и многодетным семьям, в связи с рождением ребенка, инвалидам, беженцам, детям, оставшимся без попечения родителей), дотации и льготы малообеспеченным слоям населения.
Важную роль в программах
повышения уровня жизни населения
играют улучшение жилищных условий,
формирование и развитие рынка жилья.
При нынешнем уровне доходов подавляющему
большинству населения
По данным Госкомстата России, удельный вес населения, проживающего за чертой бедности (определяемой уровнем доходов, соответствующих бюджету прожиточного минимума), составляет около 24%. Среди малообеспеченных наибольшую долю составляют многодетные семьи. В политике доходов и заработной платы первостепенное внимание должно быть уделено социальной защите именно этого слоя населения. Рост бедности в значительной мере связан с тем, что в современной России инфляционное бремя распределяется неравномерно. Удорожание потребительских товаров и услуг в первую очередь и в большей мере распространяется на те из них, которые удовлетворяют первичные жизненные потребности и составляют основу потребления малообеспеченных слоев населения.
Борьба с бедностью – одна из важнейших стратегических задач демократического развития общества. Необходимо установить социальный статус бедной семьи с тем, чтобы многие виды социальных пособий, в первую очередь, пособия на детей и дотации на жилищно-коммунальные услуги – стали исключительно адресными.
При разработке политики доходов и
расходов необходимо учитывать два
варианта. Первый предполагает развитие
исторически сложившихся в
1.5.3 Прогноз уровня жизни населения в 2007-2010 гг.
Для большей части населения прогноз уровня жизни населения на предстоящие десять лет пессимистический. Основные характеристики жизненного уровня населения будут складываться под воздействием следующих тенденций (табл.1).
Хотя в первом десятилетии XXI века не будет такого падения жизненного, как в 90-е годы, и будут действовать факторы, способствующие его повышению – экономический рост, расширение свободы предпринимательской деятельности, однако качество жизни большей части населения будет невысоким. Прежде всего за счет ухудшения состояния здоровья, а также усиления факторов риска безопасности человека, с одной стороны, и отсутствия эффективных механизмов снижения этих рисков и смягчения их последствий – с другой.
В первую очередь это – общая нестабильность, присущая периоду реформирования, в том числе таких важных для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека областей, как жилищная сфера, пенсионное обеспечение, трудовые отношения, энергетическая система и железнодорожный транспорт.
Все эти факторы будут многократно усилены вследствие низкого качества государственного управления федерального и регионального уровня, неразвитости местного самоуправления и почти полного отсутствия институтов гражданского общества, а также правовой незащищенности граждан. Возможность влиять на процесс принятия политических решений в экономической и социальной областях останется недостаточной, поэтому будет очень высока вероятность принятия решений, отражающих интересы ограниченного круга лиц, в ущерб интересам всего населения.
Хотя снижение жизненного уровня населения
– неизбежное следствие столь
масштабных преобразований, однако глубина
падения – процесс регулируемый
2.Практическая часть.
По исходным данным (прил. 1) выполнить группировку по среднесписочной численности работников, выделив 3 равных интервала, проверить правило сложения дисперсии, найти наличие или отсутствие определённых взаимосвязей, результаты представить в виде групповой таблицы, сделать выводы. Рассчитать:
Информация о работе Статистическая характеристика уровня жизни населения