Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:27, курсовая работа
Статистика изучает население и как социальную (т.е. совокупность лиц, проживающих на определенной территории), и как экономическую категорию (а именно как участника процесса производства и потребителя его результатов).
Глава 1
Введение 3
1. Задачи статистики трудовых ресурсов и повышения производительности труда 5
2. Понятие трудовых ресурсов, показатели их численности, состава, движения и использования 10
2.1. Понятие трудовых ресурсов 10
2.2. Показатели численности и состава трудовых ресурсов 11
3. Статистический анализ численности занятых трудовых ресурсов и начисленной заработной платы…………………………………………….................18
3.1. Аналитическая группировка численности занятых трудовых ресурсов и заработной платы...............................................................................................18
3.2. Дисперсионный анализ выявленной взаимосвязи......................................18
3.3. Однофакторный корреляционно-регрессионный анализ......................19
Выводы и предложения 21
Глава 2
Расчетная часть......................................................................................................23
Заключение............................................................................................................33
Содержание
Глава 1
Глава 1.Введение
Статистика как наука рассматривает совокупности методов, с помощью которых можно исследовать ту или иную конкретную совокупность социально-экономических явлений. Эти методы и показатели в чистом виде безупречны, но у каждой свои строго определенные условия и границы применения. Нарушение этих условий приводит к сбору необъективной информации и, следовательно, выводы, сделанные на основе статистики не всегда однозначны.
Статистика изучает население и как социальную (т.е. совокупность лиц, проживающих на определенной территории), и как экономическую категорию (а именно как участника процесса производства и потребителя его результатов).
Данные о населении и трудовых ресурсах (его численности, составе, размещении, занятости, закономерностях воспроизводства) имеют большое научное и практическое значение. С экономическими преобразованиями, проводимыми в стране, возрастают потребности в разносторонних и детальных сведениях о состоянии и развитии демографических процессов, повышается значимость социального аспекта этих сведений.
Полная и точная информация о населении и трудовых ресурсах необходима для объективной оценки уровня социально-экономического развития и демографической ситуаций как в стране в целом, так и в отдельных регионах, своевременного выявления тенденций, прогнозирования их развития, разработки новых законодательных актов, принятия управленческих решений органами власти и организации их практической деятельности по реализации социальной и демографической политики.
Труд – основной фактор процесса производства товаров и услуг. Анализ функционирования экономики невозможен без характеристики состояния трудового потенциала страны, занятости населения, эффективности использования рабочей силы.
Традиционно статистика труда охватывает комплекс показателей, отражающих численность трудовых ресурсов, распределение занятых по отраслям экономики, численность и состав работников предприятий, организаций и учреждений, использование рабочего времени, уровень и динамику производительности и оплаты труда, состояние условий труда в различных отраслях экономики.
Исходя из выше сказанного можно отметить, что данная тема является весьма актуальной.
В работе решается основная цель – анализ взаимосвязи уровня занятости населения конкретного региона и его оплаты труда.
В соответствие с поставленной целью решаются ряд задач:
Анализ теоретических основ статистики трудовых ресурсов и уровня их оплаты
Анализ взаимосвязи численности занятого населения и уровня оплаты труда с помощью статистических методов
Объектом анализа является состояние трудовой сферы Ярославской области.
Предметом – динамика
численности занятых в
В работе применены следующие методы: сравнительный, монографический, анализа, синтеза, табличный, дисперсионный, корреляционно-регрессионный, аналитической группировки и др.
1. Задачи статистики трудовых ресурсов и повышения производительности труда
Человеку труда принадлежит решающая роль в развитии хозяйственной деятельности, совершенствовании ее организации и управления с целью получения наибольшей отдачи от своей творческой работы.
Люди изобретают и производят орудия труда и средства производства, организуют рациональное разделение и кооперацию труда на различных уровнях производственной деятельности начиная от рабочего места и кончая организацией в рамках всего народного хозяйства.
Рабочая сила, как совокупность физических и духовных способностей человека является главной производительной силой общества и составляет трудовые ресурсы всех предприятий и учреждений принадлежащих к различным отраслям народного хозяйства.
Трудовые ресурсы каждой
произведенной единицы
Статистической
Статистика каждой отрасли народного хозяйства изучает следующие вопросы, связанные с применением живого труда:
1. статистика трудовых ресурсов и их использования;
2. статистика производительности труда;
3. статистика заработной платы.
Статистика трудовых ресурсов в свою очередь делится на две части: статистику рабочей силы и статистику рабочего времени.
Основными задачами статистики рабочей силы являются изучение численности и состава работников, изучение изменения численности работников; оценка обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами; изучение организации труда и использования работников по соответствующей квалификации; изучении трудовой дисциплины.
Задачами статистики рабочего времени являются:
1. определение общей
величины отработанного
2. изучение использования рабочего времени и выявление потерь рабочего времени.
Одной из задач статистики трудовых ресурсов является изучение профессионального состава работников. Сама профессия определяется как совокупность знаний и трудовых навыков человека, приобретенных в порядке опыта или специальной подготовки для выполнения определенного вида работы (врач, инженер, преподаватель и т.п.).
Наиболее подробные и точные данные о роде занятий и профессиональном составе дают переписи населения. По переписи населения формируются группировки занятых по отраслям и общественным группам, по полу и возрасту, по национальности, уровню образования, квалификации и ряду других признаков.
В частности, выделяются две группы трудовых ресурсов:
Под производительностью труда в экономической литературе понимают степень эффективности живого труда, его фактическая способность производить в единицу времени определенное количество потребительских ценностей или количество затраченного времени на производство единицы продукции.
Существует 2 аспекта статистического изучения производительности труда:
В наиболее общем виде второй аспект характеризуется снижением доли затрат живого труда и увеличением доли затрат овеществленного труда; причем таким образом, что общая масса затрат труда на производство уменьшается. Именно в этом и состоит сущность повышения производительности труда.
На микроуровне в основные задачи анализа производительности труда входит:
В экономической практике уровень производительности труда характеризуется через показатели выработки (собственно производительность труда) и трудоёмкости. Эти показатели находятся в обратной зависимости друг к другу. Трудоемкость характеризует затраты труда на производство единицы продукции. Выработку называют прямым показателем производительности труда, поскольку чем больше ее величина, тем выше производительность. Трудоемкость считается обратным показателем, поскольку с ростом трудоемкости выпускаемой продукции производительность труда уменьшается. Снижение трудоемкости продукции и услуг может происходить не только за счет технического прогресса, но и вследствие уплотнения рабочего времени, то есть за счет ликвидации непроизводительных потерь рабочего времени и повышения интенсивности труда.
Выработка (производительность труда) – это соотношение продукции и затрат. При этом количество продукции и затраты могут быть оценены с помощью разных показателей. Так, в качестве показателей продукции используются:
Под затратами подразумеваются либо затраты живого труда (тогда это показатель производительности труда в узком смысле), либо полные затраты, т. е. сумма затрат живого и овеществленного труда (производительности труда в широком смысле).
2. Понятие трудовых ресурсов, показатели их численности, состава, движения и использования
2.1. Понятие трудовых ресурсов
К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов, и как результат - объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
Понятие «трудовые ресурсы» широко применяется в экономической литературе; требования рыночной экономики делают необходимым переход нашей статистики к принятому в международной практике учету рабочей силы, рекомендованному Международной организацией труда (МОТ).
Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности.
Возрастные границы
и социально-демографический
Во-вторых, в зависимости от способности к труду различают трудоспособных и нетрудоспособных. Иначе говоря, люди могут быть нетрудоспособны в трудоспособном возрасте (например, инвалиды I и II групп допенсионного возраста) и трудоспособны в нетрудоспособном возрасте (например, работающие подростки и работающие пенсионеры по старости).
Исходя из сказанного, к трудовым ресурсам относятся:
1) население в трудоспособном
возрасте за исключением
2) работающие лица пенсионного возраста;
3) работающие подростки в возрасте до 16 лет. По российскому законодательству подростки до 16 лет принимаются на работу по достижении ими 15-летнего возраста в исключительных случаях. Допускается также, в целях подготовки молодежи к труду, прием на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений по достижении ими 14-летнего возраста с согласия одного из родителей или заменяющего его лица при условии предоставления им легкого труда. Не причиняющего вреда здоровью и не мешающего процессу обучения.
2.2. Показатели
численности и состава
В силу разноплановости трудовых ресурсов состав работников на предприятиях изучается в следующих направлениях:
а) по отраслевой принадлежности;