Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:43, курсовая работа
Бедность - это социально-экономическое явление, при котором определенные группы населения испытывают трудности с удовлетворением первоочередных физиологических потребностей, связанных с реализацией права на жизнь, лишены возможности полноценно участвовать в жизни общества в рамках конституционно закрепленных прав и свобод.
− зона бедности – территория высокой концентрации бедных, включает те регионы, где коэффициент бедности выше средней по стране.
В характеристике бедности
устанавливают профиль
Если ИРЧП используется для определения достигнутого страной общего уровня прогресса в области развития человеческого потенциала, то индекс нищеты населения (ИНН) отражает структуру распределения прогресса и определяет масштабы все еще существующих лишений. Методология расчета ИНН исходит из определения нищеты как комплексного понятия лишений, поэтому он включает показатели не только доходов в виде доли населения с нищенскими доходами, но и продолжительности жизни, длительной безработицы и доли функционально неграмотных.
Из всего выше перечисленного следует, что для более действующего управления уровнем жизни населения посредством повышения эффективности социально-экономической политики необходимо более точное определение категорий лиц, нуждающихся в социальной поддержке, т.е. по-настоящему бедных. Здесь возникает вопрос определения бедности как самостоятельной и наиболее показательной характеристики уровня и качества жизни населения, поэтому используют данные показатели для выявления уровня бедности.
1.2 Методы регулирования бедности населения
Спектр концепций
Исторически
возникшая первой концепция абсолютной
бедности исходит из установления черты
бедности посредством установления минимальной
потребительской корзины. Бедными признаются
семьи, собственных ресурсов которых недостаточно
для удовлетворения базовых потребностей
[8].
Относительная концепция бедности базируется на том, что выделяется группа индивидов, чей уровень жизни значительно отличается от стандарта, преобладающего в стране [10]. В данном случае статистическими, экспертными и социологическими методами определяется как преобладающий стандарт жизни и требуемый для этого доход, так и уровень жизни, отклоняющий вниз от стандарта. Ключевым в данном случае является то обстоятельство, что образ жизни этой категории домохозяйств существенно отклоняется от образа жизни основной массы граждан, поэтому для них характерно ощущение относительной ограниченности потребления благ и услуг. Исторически концепция относительной бедности возникла тогда, когда появились сложности с исчислением минимальной потребительской корзины из-за роста жизненных стандартов и расширения перечня доступных бедным благ и услуг. Масштабы относительной бедности не совпадают с масштабами абсолютной бедности. Абсолютная бедность может быть ликвидирована, но относительная бедность сохраняется всегда, вследствие того, что неравенство является непременным атрибутом стратифицированных обществ. Относительная бедность сохраняется и даже возрастает, когда стандарты жизни всех социальных слоев повышаются.
Существует также субъективная концепция бедности, которая предполагает установление черты бедности на основе представлений населения о том, какой объем ресурсов необходим для удовлетворения минимальных потребностей. Последняя и наиболее прогрессивная концепция, выдвинутая нобелевским лауреатом А.Сеном, рассматривает состояние бедности как невозможность выполнять определенные функции в обществе: экономические, политические, гражданские и другие. Применение эта концепция получила в современных условиях перехода к человекоцентричной парадигме и повышению роли общественного сектора (услуг образования, здравоохранения, культуры) в формировании стартового человеческого капитала гражданина. Измерение бедности в данной концепции должно базироваться не только на экономических, но и социальных показателях.
Ряды бедных граждан в основном состоят из низкооплачиваемых работников, безработных, одиноких родителей (особенно женщин), детей, молодежи и пенсионеров.
Среди государственных мер по снижению бедности выделяют:
Макроэкономическая политика,
экономический рост и более равномерное
распределение конечного
В рамках социальной политики определяются меры, непосредственно направленные на преодоление бедности в таких областях, как политика формирования доходов; политика на рынке труда, занятости и заработной платы; развитие социальных услуг (здравоохранения, образования и др.); система социальной защиты; пенсионная система; развитие малого и среднего бизнеса как сферы самозанятости и самопомощи; совершенствование законодательства в указанных выше направлениях. Помимо всего вышеперечисленного, современная социальная политика нацелена на включение в общественную жизнь представителей беднейших слоев населения.
Региональная политика важна для стран большой географической протяженности. Учет регионально-географических и других факторов, влияющих на уровень бедности, особенно на его повышение, позволяет принимать адекватные меры по улучшению благосостояния населения. Реализация на региональном уровне единой системы мер, направленных на борьбу с бедностью, как правило, включает как мероприятия, софинансируемые из федерального бюджета, так и меры, реализуемые субъектами Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.
Процесс участия предполагает отход от иждивенческих настроений в социальной политике через создание благоприятных условий для реализации потенциала людей в целях выхода из бедности. Это становится возможным при комбинации усилий государства и гражданского общества. Для эффективности процесса участия необходимы следующие предпосылки: инициирование и координация процесса участия со стороны государства; поддержка государством инициатив граждан, религиозных и негосударственных организаций в области решения проблем бедности со стороны государственных структур путем предоставления финансовой и административной помощи; поощрение сотрудничества организаций граждан; информирование населения о причинах, масштабах и факторах бедности; стимулирование взаимопомощи населения по месту проживания; создание сети групп самопомощи и сотрудничества; стимулирование мероприятий в области развития культуры, спорта, создание любительских организаций.
Разработка и развитие
системы мониторинга позволяют
отслеживать тенденции в
Основными формами государственного
регулирования, в том числе и
уровня бедности, являются правовая, финансовая,
производственная, перераспределительная,
организационно-
Правовая форма состоит в создании государством правил и норм, направленных на обеспечение эффективного функционирования рыночной системы, создающей положительные социальные эффекты. В случае регулирования уровня бедности основными методами являются, например, регулирование трудового законодательства и установление минимального уровня заработной платы.
Финансовая форма заключается в полном или частичном финансировании государством за счет расходной части госбюджета социальных программ образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и т. д. Инструментами государственного финансирования являются ценовое субсидирование, льготирование, компенсирование и т. п.
Производственная форма используется государством как инструмент для направления развития экономики в соответствии с социальными целями и задачами правительства. Механизмы организации производства частных и общественных благ включают контракты с поставщиками, государственные услуги, продажу услуг государственным учреждением, а также привилегии, дотации и гарантии.
Перераспределительная форма оказывает опосредованное воздействие на уровень бедности в отличие от других. Роль государства в формировании доходов сводится к сглаживанию неравенства доходов через перераспределительные механизмы.
Существуют программы социального страхования (ПСС) и программы социальной помощи (ПСП). Функции ПCС направлены на предотвращение бедности через замещение потерь дохода в результате безработицы, инвалидности, выхода на пенсию или потери кормильца. ПСП нацелены на оказание помощи бедным и финансируются из налоговых поступлений; условием предоставления пособия является низкий доход.
К наиболее распространенным методам оказания социальной помощи относятся денежные и натуральные трансферты.
Организационно-
Информационно-консультационная форма позволяет через средства масс-медиа доводить информацию до заинтересованных лиц, пропагандировать способы сокращения бедности населения и успешные инициативы.
Среди стратегических целей антикризисных планов различных стран, направленных на регулирование уровня бедности населения, выделяются такие, как стимулирование спроса и поддержка потребительского доверия, а также сокращение человеческих издержек экономического спада и его влияния на наиболее уязвимых.
Рекомендуемые и применяемые меры достаточно универсальны:
Из выше перечисленного можно
сделать вывод, что Государственная
политика сокращения уровня бедности
зависит, прежде всего, от достигнутого
уровня социально-экономического развития
страны и степени неравенства
в распределении ресурсов. Традиционным
средством помощи при бедности является
социальная помощь. Среди государственных
мер по снижению бедности выделяют : создание условий
для роста производства и, соответственно,
тем самым для увеличения денежных доходов населения, поддержание макроэкономической
Администрация Первомайского района информирует, что в соответствии с постановлением администрации области от 27.06.2008 №796 «Об утверждении Плана мероприятий повышения благосостояния населения, сокращения бедности и неравенства по денежным доходам населения на территории Тамбовской области на период 2008-2013 гг.» разработан и утвержден постановлением администрации района от 10.09.2008г. № 896
Информация о работе Статистический анализ бедности населения,и методы ее регулирования