Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:06, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – провести экономико-статистический безработицы в России, построение перспектив на будущее.
Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач:
раскрыть понятия трудовые ресурсы, занятость и безработица;
проанализировать безработицу по России;
раскрыть основные тенденции современного развития российского рынка труда.
1.2 Методы борьбы с безработицей
При разработке федеральной и региональной программ обеспечения занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России, исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой, и речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату безработным уйдет 2,5% валового национального продукта.
В социально-трудовой политике
первоначально превалировали
Поддержание доходов на минимальном уровне стало целью социальной защиты населения, пострадавшего от правительства «реформатов». Государство на время отказалось от прямой регламентации в оплате труда (кроме его минимума), перейдя к косвенному регулированию через налоги. Понемногу росло реальное наполнение средней заработной платы, отставая, однако, от динамики потребительских цен на товары и услуги.
В связи с рыночными изменениями наметился переход от жестоких социалистических к более гибким видам найма (срочным контрактам, неформализованным соглашениям и т.п.). При этом почти сошла на нет традиционная роль органов труда как госнадзирателя за использованием рабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплаты труда.
Вместе с тем увеличивалась вынужденная безработица, порожденная новыми условиями функционирования предприятий и формами найма. Высвобожденные по экономическим мотивам составили более половины официально зарегистрированных безработных. Именно для них, квалифицированных работников со стажем и производственным опытом, были особенно нужны реальные гарантии занятости, альтернативные косметическим мерам по трудоустройству социально незащищенных маргиналов.
Неуклонный рост структурной безработицы предопределял необходимость преобразования фондов занятости в полноценную систему социального страхования. Безработица из негативного явления превращалась в постоянно действующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за рабочие места. Надо было считаться с ее объективным характером, обусловленностью процессами реформирования экономики, искать новые формы эффективной занятости.
Однако безработица оказалась тем «орешком», о который сломали «рыночные» зубы не одна команда реформаторов в России. Следуя правительственному курсу социальной защиты, служба занятости трансформировалась в организацию по борьбе с безработицей. Были продолжены раздачи гарантий ее клиентам по растущему числу специально проводимых мероприятий, причем упор делался на выигрышные в глазах общественности проекты в пользу социально незащищенных. И наоборот, в программах содействия занятости сознательно принижалось значение трудового посредничества, задач повышения мобильности высвобождаемой рабочей силы и ее конкурентоспособности на открытом рынке труда.
Курс на обеспечение возможно полной занятости и предотвращения безработицы не решал важнейшую задачу реформ – повышение эффективности производства. Когда экономический кризис усилился, обновленное к тому времени правительство увидело выход из него в достижении финансовой стабилизации, фактически в ускоренном развитии финансово-промышленного капитала путем мобилизации ресурсов накопления.
В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне естественно для системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов и сокращения возможностей инфляционного кредитования промышленности источником стабилизации экономики становились доходы населения. На смену социальным приоритетам и монетаристским моделям пришли узко прагматические задачи перераспределения национального дохода в пользу крупнейших монополий, возникших в результате «народной» приватизации.
Обеспечение занятости
и массовая безработица находятся
под контролем государства. Оказывается
легче приостановить
Суть новой социально-трудовой политики можно свести к следующему: окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективном труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе, предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной является социальная либерализация законодательства в полном соответствии с требованиями рыночной экономики. Надо коренным образом изменить « дух законов» о труде, без всяких оговорок признать рабочую силу товара, собственником которого является свободный от внеэкономического принуждения и административного диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритет на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности, образования, квалификации, опыта.
Для обеспечения свободы труда необходимо окончательно избавиться от рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета кадров, административных ограничений приема и произвольных увольнения наемных работников). Ввести в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди них принципиально важны справедливая оплата, надежная охрана и достойные условия труда, механизмы социального страхования экономических рисков потери трудоспособности, независимые институты непредвзятого урегулирования трудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности наемного труда в аграрном секторе, малом предпринимательстве.
Необходимо заменить
архаичные и неэффективные форм
Предстоит признать приоритет
социального партнерства по закону
над государственным
Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужно очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений популистского толка: передать безработный, лишь эмитирующих трудовую активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы социальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения к посильным для них занятиям.
Однако, в последнее
время применяются попытки «
По мере углубления реформ число безработных должно возрастать в прямой пропорции с повышением эффективности производства и реальной оплаты труда. Более того, необходимо форсировать структурную безработицу в соответствии с реализацией программ реструктуризации производства, создавая на ее базе мобильный резерв рабочей силы, используемой для интенсивного развития экономики. Прежде всего, следует стремиться к поддержанию взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, что является условием социально экономической сбалансированности. Только так может быть обеспечена надежная экономическая основа для создания новых рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь, приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при стабилизации развития. Именно тогда становится возможным создание в обозримой перспективе динамичной, адаптированной к глубинным рыночным трансформациям в экономике социально-трудовой сферы.
2 Анализ динамики уровня безработицы
2.1 Расчет показателя уровня безработицы по России за период 2002 – 2011 гг.
Для анализа динамики уровня безработицы в период с 2002г. по 2011г. сначала следует построить данный ряд динамики и произвести расчет абсолютных, относительных и средних показателей этого ряда
Таблица 2.1 – Абсолютные,
относительные и средние
Год |
Уровни безраб. % |
Абсолютные приросты, % |
Коэфф. роста |
Темп роста |
Темп прироста |
Знач. 1% прироста | ||||
баз. |
цеп. |
баз. |
цеп. |
баз. |
цеп. |
баз. |
цеп. | |||
2002 |
8 |
- |
- |
1,00 |
- |
100 |
- |
- |
- |
- |
2003 |
8,6 |
0,6 |
0,6 |
1,075 |
1,075 |
107,5 |
107,5 |
7,5 |
7,5 |
0,08 |
2004 |
8,2 |
0,2 |
-0,4 |
1,025 |
0,9535 |
102,5 |
95,35 |
2,5 |
-4,65 |
0,086 |
2005 |
7,6 |
-0,4 |
-0,6 |
0,95 |
0,9268 |
95 |
92,68 |
-5 |
7,32 |
0,082 |
2006 |
7,2 |
-0,8 |
-0,4 |
0,9 |
0,9473 |
90 |
94,73 |
-10 |
-5,27 |
0,076 |
2007 |
6,1 |
-1,9 |
-1,1 |
0,7625 |
0,8472 |
76,25 |
84,72 |
-23,75 |
-15,28 |
0,072 |
2008 |
6,4 |
-1,6 |
0,3 |
0,8 |
0,8888 |
80 |
88 |
-20 |
-12 |
0,061 |
2009 |
8,4 |
0,4 |
2 |
1,05 |
1,3125 |
105 |
131,25 |
5 |
31,25 |
0,064 |
2010 |
7,5 |
-0,5 |
-0,9 |
0,9375 |
0,8928 |
93,75 |
89,28 |
-6,25 |
-10,72 |
0,084 |
2011 |
6,8 |
-1,2 |
-0,7 |
0,85 |
0,9066 |
85 |
90,66 |
-15 |
-9,34 |
0,075 |
Ср. знач |
7,48 |
-0,577 |
2,122 |
0,0212 |
yiц = yi - yi-1 |
(2.1); |
где yiц – абсолютный цепной прирост,
yi – данный уровень ряда,
yi-1 – предыдущий уровень ряда.
yiб = yi – y0 |
(2.2); |
yiб – абсолютный базисный прирост,
yi – данный уровень ряда,
y0 – базисный уровень ряда.
kiц = yi / yi-1 |
(2.3); |
kiб = yi / y0 |
(2.4); |
Tiц = yi / yi-1*100% |
(2.5); |
Tiб = yi / y0*100% |
(2.6); |
Tпрц = Tiц - 100 |
(2.7); |
Tпрб = Tiб - 100 |
(2.8); |
y = |
(2.9); |
y = yбn / (n-1) |
(2.10); |
Информация о работе Статистический анализ безработицы в России