Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 16:08, курсовая работа
Со времени возникновения государства именно налоги становятся необходимым
звеном экономических отношений в рамках самых различных способов
производства. Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов,
философов, государственных деятелей самых разных эпох.
Введение...........................................................................................
Глава 1. Теоретические основы налогов и налогообложения
1.1. Сущность налогов и налогообложения..................................
1.2. Элементы налогов и принципы налогообложения................
Глава 2. Статистический анализ налогообложения в России
2.1. Анализ использования налоговых льгот физических лиц
2.2. Основные направления совершенствования налоговой системы в среднесрочной перспективе........................
Заключение.......................................................................................
Литература........................................................................................
Число деклараций по доходам |
01.01.07 (млрд. руб.) |
01.01.09 (млрд. руб.) |
Всего подано деклараций |
3288,94 |
3379,2 |
Число деклараций, с целью получения не стандартных вычетов |
1748,1 |
2929,4 |
в том числе: Социальных вычетов |
649,72 |
1223,16 |
Имущественных вычетов |
586,23 |
1341,93 |
Профессиональных вычетов |
512,1 |
377,68 |
Как видно из таблицы 3, общий объем предоставленных вычетов за этот период увеличился почти в 2,7 раза и составил в 2006 г. более одного млрд. руб. Сумма социальных вычетов увеличилась в 5,5 раза, а имущественных вычетов - более чем в 3 раза.
Далее рассмотрим сумму не стандартных вычетов, предоставленных налогоплательщикам по поданным декларациям в 2007-2009 гг. (см. Табл. 6.).
Таблица 4 - Суммы нестандартных
вычетов, предоставленных
№ п/п |
Наименование вычета |
2007 год |
2009 год | ||
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% | ||
1 |
Социальные вычеты |
5,83 |
1,5 |
20,2 |
1,9 |
2. |
Имущественные вычеты |
106,2 |
1,17 |
333,0 |
31,7 |
3. |
Профессиональные вычеты |
280,1 |
71,4 |
669,4 |
66,4 |
Всего |
392,1 |
100 |
1052,6 |
100 |
Таблица 5 - Структура заявлений на предоставление нестандартных вычетов в РФ в 2006 - 2009 гг. (в % от общего числа заявлений)
№п/п |
Наименование вычета |
01.01.07 |
01.01.09 | ||
по г. Москва |
по России |
по г. Москва |
по России | ||
1. |
Социальные вычеты |
37,1 |
43,0 |
46,0 |
44,7 |
1.1. |
в том числе: на благотворительные цели |
0.3 |
0,24 |
0.21 |
0,21 |
1.2. |
на образование |
35,3 |
40,6 |
43,1 |
40,6 |
1.3. |
на лечение |
1,5 |
2,2 |
2,7 |
3,6 |
2. |
Имущественные вычеты |
33,6 |
37,6 |
41,7 |
48,9 |
2.1. |
в том числе: при продаже имущества |
8,0 |
10,8 |
10,4 |
10,3 |
2.2. |
при покупке имущества |
25,6 |
26,8 |
31,3 |
35,5 |
3 |
Профессиональные вычеты |
29,3 |
19,4 |
12,3 |
6,4 |
Всего: |
100 |
100 |
100 |
100 |
В таблице 6 приведена структура заявлений на предоставление различных видов вычетов в сравнении с г. Москвой и по России в целом.
Из табличных данных видно, что в 2009 г. в сравнении с 2007 г. более чем в 4,5 раза уменьшилось число заявлений на профессиональные вычеты, при этом наблюдается рост заявлений на социальные вычеты (в первую очередь на образование) и имущественные вычеты (главным образом за счет вычета при покупке жилья).
В 2009 г. за имущественным
вычетом при покупке жилья
обратилось около 35% от общего числа
заявителей, за социальным вычетом
на образование - около 40%, за профессиональным
вычетом - около 6%. При этом численность
заявивших право на имущественный
вычет при продаже имущества
почти в 3,5 раза меньше числа заявивших
имущественный вычет при
Далее рассмотрим среднею величину заявленных налогоплательщиками на стандартных вычетов в период с 2007 по 2009 гг. в сравнении с г. Москвой и по России в целом (см. табл. 7).
Таблица 7 - Средние величины
заявленных налогоплательщиками
№п/п |
Наименование вычетов |
01.01.2007 |
01.01.2009 | ||
по г. Москва |
по России |
по г. Москва |
по России | ||
1 |
Социальные вычеты |
16,3 |
0,9 |
23,06 |
12,98 |
1.1. |
в том числе: на благотворительные цели |
- |
- |
2 |
24,52 |
1.2. |
на образование |
16,9 |
14,3 |
22,8 |
13,74 |
1.3. |
на лечение |
11,2 |
10,1 |
24,3 |
12,55 |
2. |
Имущественные вычеты |
186,4 |
181,2 |
1432,5 |
207,1 |
2.1. |
в том числе: при продаже имущества |
226,2 |
105,4 |
7194 |
533,8 |
2.2. |
при покупке имущества |
174,5 |
74,5 |
208,3 |
98,87 |
3 |
Профессиональные вычеты |
252,9 |
546,9 |
369 |
1874,7 |
В таблице 7 мы видим, что статистические данные по предоставляемым вычетам в масштабах всей России и в г. Москве подтверждают выявленные тенденции. Вместе с тем наблюдаются и существенные различия.
Наблюдается в целом увеличение средних размеров предоставляемых вычетов в 2009 г. в сравнении с 2006 г. Вместе с тем величины социальных и имущественных вычетов по г. Москве больше, чем в среднем по России. Так среднее значение социальных вычетов на образование в г. Москве составляет 22,8 тыс. руб., а по России - 13,7 тыс. руб., на лечение: в г. Москве - 24,3 тыс. руб., в России - 12,5 тыс. руб.
Еще сильнее различаются имущественные вычеты: при продаже имущества: в г. Москве - 7,2 млн. руб., по России - 534 тыс. руб., при покупке: в г. Москве - 208,3 тыс. руб., по России - 99,4 тыс. руб. Такое положение объясняется более низким уровнем доходов в целом по России. По данным представленных деклараций средний задекларированный доход в г. Москве составил около 1,1 млн. руб., а по России - 781 тыс. руб.
По официальным данным средний размер доходов москвичей почти в 2 раза превышает этот показатель по России. Кроме того, причиной высокого уровня имущественных вычетов при продаже имущества является высокий уровень цен на недвижимость в г. Москве. Основными заявителями по социальным и имущественным вычетам являются наемные работники. Так, по имущественным вычетам от продажи они составляют около 80%, на приобретение жилья - 96,4% (в г. Москве - 98,9% и 99,1% соответственно).
По социальным вычетам на образование декларации этой категории плательщиков составляют 96,4% (в г. Москве - 98%), на лечение - 93,5% (в г. Москве - 95,5%). В связи с тем, что основными заявителями по социальным и имущественным вычетам являются лица наемного труда, взимание налога с которых возложено на налоговых агентов, представляется целесообразным предоставить право налоговым агентам осуществлять налоговые вычеты, используя механизм, введенный с 2005 г. по имущественным вычетам на приобретение жилья.
Проанализируем, насколько
существующая система нестандартных
налоговых скидок выполняет социальную
и регулирующую функции. Введение социальных
вычетов по расходам на образование
и лечение является отражением политики
государства по уменьшению государственных
гарантий гражданам на получение
бесплатного образования и
Из приведенных выше данных видно, что льгота на оплату медицинских услуг менее востребована населением. Только около 3% лиц, обратившихся за нестандартными вычетами в г. Москве, и 4,0% в России воспользовались этой льготой. При этом сумма льготы использована в Москве в среднем на 65%, а в России на 44%. Это свидетельствует о том, что такой льготой пользуются, скорее всего, лица с низкими и средними доходами.
Учитывая достаточно низкий
уровень бесплатного
Представляется необходимым
рассмотреть целесообразность увеличения
суммы льготы при одновременном
ограничении верхнего предела дохода
лиц, которым вычет может
Как видно из выше приведенных данных, имущественный вычет по доходам, полученным от продажи собственного имущества, заявлен почти 9% декларантов в г. Москве и около 10% в России. По средней величине предоставляемого вычета он в г. Москве в 35 раз превышает средний вычет на покупку жилья (в России почти в 6 раз). Основным объектом продажи, учитывая размер среднего вычета (7,2 млн. руб. в г. Москве и 533 тыс. в среднем по России), скорее всего, являются квартиры.
Полученный таким образом
доход чаще всего направляется на
приобретение другого жилья, а также,
учитывая достаточно низкий уровень
доходов многих российских граждан,
на решение жизненных проблем
населения (лечение, образование, приобретение
товаров длительного
Вместе с тем необходимо признать, что данная льгота ориентирована на категорию лиц с высоким уровнем доходов, поскольку уровень цен на жилье не только в г. Москве, но и в других городах очень высокий. Учитывая реальный уровень цен на квартиры не только в г. Москве, но и в России в целом, возникает вопрос об источниках доходов, на которые приобретены квартиры. Анализ сумм заявленных доходов, имущественных вычетов на приобретение жилья и продекларированных доходов свидетельствует о несоответствии заявленных расходов и декларируемых доходов. Так средний доход налогоплательщиков, подавших заявление о предоставлении налоговых вычетов в 2009 г., составил в Москве 1,3 млн. руб. в год, а в России - около 800 тыс. руб. Все это ставит вопрос об обоснованности отмены контроля за соответствием уровня расходов получаемым (декларируемым) доходам.
Основные направления
совершенствования налоговой
Введение института
В этой связи предлагается
внедрить в Российской Федерации
широко используемый в зарубежных странах
институт консолидированной налоговой
отчетности при исчислении группой
компаний своих обязательств по налогу
на прибыль организаций, позволяющий
суммировать финансовый результат
в целях налогообложения
В рамках внедрения этого института предполагается решить следующие задачи:
а) Определение характеристик
холдинга или группы налогоплательщиков,
для которых возможно консолидация
в целях налогообложения
Информация о работе Статистический анализ налогообложения в России