Статистический анализ объема, структуры и динамики природоохранных затрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена анализу затрат на природоохранную деятельность в Тюменской области. В теоретической части даны основные экономико-экологические определения и термины в области изучения охраны окружающей среды, а также методы исследования структуры и динамики затрат.
В практической части проведён анализ структуры и динамики природоохранных затрат в Тюменской области и автономных округах.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 75.76 Кб (Скачать файл)

Аннотация

Ануфриев М.В. 
Статистический анализ объема, структуры и динамики природоохранных затрат – Салехард: ТюмГНГУ, ВЭД, 2009, стр. 38,

Библиография – 23 наименования.

 

 

 

 

Данная курсовая работа посвящена  анализу затрат на природоохранную деятельность в Тюменской области. В теоретической части даны основные экономико-экологические определения и термины в области изучения охраны окружающей среды, а также методы исследования структуры и динамики затрат.

В практической части проведён анализ структуры и динамики природоохранных затрат в Тюменской области и автономных округах.

 

Введение

Качество окружающей среды  и анализ потенциальных возможностей ее основных экологических составляющих предполагают четкую организацию мониторинга  системы наблюдений и контроля за ее состоянием. При этом токсикологические  аспекты всестороннего анализа  окружающей среды в условиях современного экологического кризиса приобретают  особую значимость.

В различных видах научной  и практической деятельности человека издавна применяется метод наблюдения — способ познания, основанный на относительно целенаправленном длительном и планомерном  восприятии предметов и явлений  окружающей действительности.

В последние десятилетия общество все шире использует в своей деятельности сведения о состоянии природной  среды. Эта информация нужна в  повседневной жизни людей, при ведении  хозяйства, в строительстве, при  чрезвычайных обстоятельствах —  для оповещения о надвигающихся  опасных явлениях природы. Но изменения  в состоянии окружающей среды  происходят и под воздействием биосферных процессов, связанных с деятельностью  человека. Определение вклада антропогенных  изменений представляет собой специфическую  задачу.

Целью моей курсовой работы является анализ затрат на природоохранную деятельность в Тюменской области.

На пути к достижению цели были поставлены следующие задачи:

  1. изучить литературу по данной проблеме;
  2. определить экономико-экологические показатели и методы подсчёта затрат на природоохранную деятельность;
  3. собрать информацию о состоянии окружающей среды в Тюменской области в 2000-2002 гг.;
  4. проанализировать затраты на природоохранную деятельность в Тюменской области, основываясь на полученных данных;
  5. представить результаты исследования в виде таблиц и диаграмм.

В соответствии со ставшим уже каноническим определением, экологический мониторинг — информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов.

Система экологического мониторинга  должна накапливать, систематизировать  и анализировать информацию:

  • о состоянии окружающей среды;
  • о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния (т. e., об источниках и факторах воздействия);
  • о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом;
  • о существующих резервах биосферы.

Таким образом, в систему  экологического мониторинга входят наблюдения за состоянием элементов  биосферы и наблюдения за источниками  и факторами антропогенного воздействия.

Государственный мониторинг окружающей среды (государственный  экологический мониторинг) осуществляется в соответствии с законодательством  РФ и законодательством субъектов  РФ в целях наблюдения за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия  и воздействием этих источников на окружающую среду, а также  в целях  обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц  в достоверной информации, необходимой  для предотвращения или уменьшения неблагоприятных последствий изменения  состояния окружающей среды.

Порядок организации и осуществления  государственного мониторинга окружающей среды устанавливается Правительством РФ.

Информация о состоянии  окружающей среды, ее изменений, полученная при осуществлении государственного мониторинга окружающей среды, используется органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов  РФ, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки федеральных программ в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и мероприятий по охране окружающей среды.

Порядок предоставления информации о состоянии окружающей среды  регулируется законодательством.

Осуществление экологического мониторинга  в Российской Федерации входит в  обязанности различных государственных  служб. Это приводит к некоторой  неопределенности (по крайней мере, для общественности) в отношении  распределения обязанностей госслужб и доступности сведений об источниках воздействия, о состоянии окружающей среды и природных ресурсов. Ситуацию усугубляют периодические перестройки  министерств и ведомств, их слияния  и разделения.

На региональном уровне экологический  мониторинг или контроль обычно вменяется  в обязанность:

  • Комитету по экологии (наблюдения и контроль за выбросами и сбросами действующих предприятий).
  • Комитету по гидрометеорологии и мониторингу (импактный, региональный и отчасти фоновый мониторинг).
  • Санитарно-эпидемиологической службе Минздрава (состояние рабочих, селитебных и рекреационных зон, качество питьевой воды и продуктов питания).
  • Министерству природных ресурсов (прежде всего, геологические и гидрогеологические наблюдения).
  • Предприятиям, осуществляющим выбросы и сбросы в окружающую среду (наблюдение и контроль за собственными выбросами и сбросами).
  • Различным ведомственным структурам (подразделениям Минсельхозпрода, МинЧС, Минтопэнерго, предприятиям водно-канализационного хозяйства и проч.)

Единая государственная  система экологического мониторинга  должна обеспечивать доступность интегрированной  экологической информации широкому кругу потребителей, включая население  и его общественные организации. Единая государственная система  экологического мониторинга включает целый ряд ведомств.

Министерству природных  ресурсов России поручено проведение наблюдений за состоянием недр, а также (после ликвидации Госкомэкологии) организация и ведение мониторинга  источников антропогенного воздействия  на окружающую природную среду, мониторинга  животного и растительного мира, мониторинга водных объектов, подземной  среды и общая координация  деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в  области экологического мониторинга.

Росгидромет осуществляет организацию  и ведение мониторинга загрязнения  атмосферы, поверхностных вод, морской  среды, естественных почв, озонового  слоя, околоземного космического пространства, а также слежения за радиационной обстановкой (совместно с Минобороны и Росатомнадзором).

Госгортехнадзор проводит координацию  развития и функционирования мониторинга  геологической среды, связанного с  использованием ресурсов недр на предприятиях добывающих отраслей промышленности, а также организует мониторинг промышленной безопасности, за исключением предприятий  Минобороны России и Федерального агенства по атомной энергии России.

Роспотребнадзор Минздравсоцразвития  России организует мониторинг качества и воздействия факторов среды  обитания на состояние здоровья населения.

Минобороны России осуществляет мониторинг окружающей природной среды  и источников воздействия на нее  на военных объектах, а также из космоса.

Министерство сельского  хозяйства обеспечивает создание и  функционирование отраслевой подсистемы мониторинга окружающей природной  среды на землях сельхозназначения. В его составе находятся Департаменты по рыболовству, охоте и др., которые  производят мониторинг рыб в подведомственных водных объектах, охотничьих и других животных, а также растений.

Федеральная служба земельного кадастра осуществляет мониторинг земель, а также его координацию в  отношении землепользователей.

 

  1. Методологические основы статистического изучения природоохранных затрат
    1. Характеристика основных загрязнителей окружающей среды

Загрязнение окружающей среды  происходит в нескольких направлениях:

    • загрязнение атмосферы
    • загрязнение водных ресурсов
    • загрязнение  почвы и земельных ресурсов
    • загрязнение леса

Наибольшее воздействие  на жизнедеятельность человека оказывает  приземный слой атмосферы. Химический состав воздуха: азот -78%, кислород -21%, углекислый газ -0,03%, аргон 0,93%, неон, гелий, водород, азот, метан и др. газы (сотые доли процента).

Привнесение в воздушную  среду каких-либо новых веществ, не характерных для нее, называется загрязнением.

Основными источниками загрязнения  атмосферы являются природные, производственные и бытовые процессы.

Природное загрязнение происходит за счет естественных факторов: пылевых  бурь, извержения вулканов, выдувания  почв, лесных пожаров, различных продуктов  растительного, животного происхождения.

Производственное загрязнение  образуется в результате деятельности промышленных, сельскохозяйственных, строительных предприятий и при  работе различных видов транспорта.

Промышленные предприятия  выбрасывают такие специфические  примеси, как пыли, угарного газа, окислов  азота и серы, фенола, формальдегида  и многих др. вредных веществ.

Газообразные выбросы  промышленных предприятий образуют в атмосферном воздухе аэродисперсные системы и в результате турбулентного  движения и других процессов долгое время удерживаются в воздухе. Дальность  распространения загрязнений зависит  от времени существования того или иного загрязнителя в воздухе и метеорологических условий, скорости и направления потоков в атмосфере, осадков и др. процессов. В результате выброса в атмосферу огромного количества двуокиси серы и окислов азота резко увеличилась кислотность выпадаемых осадков.

Одним из результатов деятельности человека явилось загрязнение атмосферы  и других компонентов природы  радиоактивными элементами.

Интенсивное использование  водных ресурсов влечет за собой изменение  их качественных параметров в результате сброса в воду самых разнообразных  загрязнителей антропогенного происхождения. Основными источниками загрязнения  являются сточные воды промышленных и коммунальных предприятий, ливневые стоки в городах и смыв дождевыми  потоками ядохимикатов и удобрений  с полей.

Сточные воды промышленности содержат органические вещества, которые  в процессе окисления поглощают  кислород, придают воде неприятный вкус и запах; ионы тяжелых металлов, неорганические кислоты и щелочи, цианиды, поверхностно-активные вещества.

Основой качественной характеристики земельных ресурсов является плодородие. При неправильном, расточительном хозяйствовании происходят значительные потери земельного фонда, связанные с возникновением и развитием процессов эрозии, засолением, иссушением, заболачиванием и т.п.

Любые действия, приводящие к нарушению физических, физико-химическим, химических, биологических свойств  почвы, вызывает ее загрязнение. В больших  масштабах происходит загрязнение  почв:

  • при открытых разработках полезных ископаемых;
  • вследствие покрытия ее поверхности выбросами, пустой породой;
  • неорганическими отходами и отбросами промышленности;
  • веществами, переносимыми воздухом;
  • радиоактивными веществами;
  • вследствие сельскохозяйственной деятельности, работы транспорта. Основными загрязнителями земли являются тяжелые металлы - железо,

марганец, цинк, медь, молибден; микроэлементы в большом количестве и радионуклиды.

    1. Затраты на охрану окружающей среды

Осуществление природоохранной  деятельности, направленной на поддержание  качества среды обитания и защиту природы, требует все возрастающих общественных затрат. Все природоохранные  затраты по их экономической сущности можно подразделить на издержки предотвращения (предзатраты) и экономический ущерб, включающий прямые потери ресурсов природы  и затраты на ликвидацию, нейтрализацию  и компенсацию уже допущенных экологических нарушений (постзатраты).

Информация о работе Статистический анализ объема, структуры и динамики природоохранных затрат