Статистический анализ основных показателей малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является проведение экономико – статистического анализа основных показателей малого предпринимательства Калужской области с помощью метода группировок.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) дать краткую экономическую характеристику Калужской области;
2) проанализировать распределение малых предприятий по отраслям экономики;
3) используя аналитическую группировку выявить взаимосвязь между показателями экономической деятельности малого предпринимательства, а именно:
а) между среднесписочным числом работающих и объёмом произведённой продукции;
б) между числом малых предприятий и объёмом произведённой продукции.
4) исследовать основную тенденцию объёмов производимой продукции малыми предприятиями;
5) провести дисперсионный анализ выявленных в группировках взаимосвязей показателей экономической деятельности малого предпринимательства;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 3.52 Мб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

     В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние  и мелкие предприятия, а также  осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

     Размеры предприятий зависят от специфики  отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоёмкостью и значительными объёмами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших масштабов; напротив, именно малые оказываются для них более предпочтительными.

     Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств – крупных, средних и малых.

     С одной стороны, устойчивой тенденцией научно – технического прогресса  стала концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, наиболее квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно – технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

     С другой стороны, в последнее время наблюдается небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в тех сферах, где не требуется значительных капиталов, больших объёмов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоёмких видах производства, а также в отраслях, связанных  с производством потребительских товаров и  оказанием услуг.

     Сложилось ошибочное мнение, что малое предприятие  − это не просто небольшое по численности или объему продукции производство, но и совершенно новая структура, особый вид предприятия, основанного на специальной форме собственности.

     На  самом деле термин малое предприятие определяет лишь количественные параметры, а формы собственности и организации хозяйственной деятельности при этом могут быть любые. Государственные, индивидуальные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, арендные предприятия, кооперативы все это предприятия, и они могут быть малыми, если попадают под критерии малого предприятия.

     Эффективное функционирование малых предприятий определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близостью к местным рынкам и приспособленностью к запросам потребителей; производством продукции малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключением лишних звеньев управления и др. Развитие малого и среднего предпринимательства создаёт благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведёт к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.   Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.

     В мире существуют разные варианты государственной поддержки малого бизнеса: прямое выделение бюджетных средств в страховые фонды, фонды риска, смешанные фонды поддержки − государственные и частные; выдача гарантий в обеспечение кредита коммерческого банка − обязательство компенсировать банку возможные потери; налоговые льготы.

     В нашей стране малый бизнес привлекает к себе внимание только в последнее  время, в связи с переходом  к рыночной экономике, поскольку  предпринимательская деятельность возможна в условиях рыночной и не возможна в административной системе.

     "Переход  к регулируемым рыночным отношениям, поддержка предпринимательства  требуют ускоренного создания  сети малых предприятий, способных  активизировать структурную перестройку  экономики, предоставить широкую свободу выбора и новые рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса" − постановление Совмина от 8 августа 1990 года [1].

     Целью данной работы является проведение экономико – статистического анализа основных показателей малого предпринимательства Калужской области с помощью метода группировок.

     Для этого необходимо решить следующие  задачи:

    1. дать краткую экономическую характеристику Калужской области;
    2. проанализировать распределение малых предприятий по отраслям экономики;
    3. используя аналитическую группировку выявить взаимосвязь между показателями экономической деятельности малого предпринимательства, а именно:

             а) между среднесписочным числом  работающих и объёмом    произведённой  продукции;

             б) между числом малых предприятий  и объёмом произведённой продукции.

      4) исследовать основную тенденцию  объёмов производимой продукции    малыми предприятиями;

      5) провести дисперсионный анализ  выявленных в группировках взаимосвязей  показателей экономической деятельности малого предпринимательства;

      6) выполнить корреляционно – регрессионный  анализ взаимосвязей показателей  экономической деятельности малого  предпринимательства, а именно:

        а) однофакторный корреляционно –  регрессионный анализ взаимосвязей между объёмом производимой продукции и среднесписочным числом работающих и числом малых предприятий;

        б) многофакторный корреляционно –  регрессионный анализ взаимосвязей между среднесписочным числом работающих, числом малых предприятий и объёмом  произведённой продукции. 

     Объектом исследования данной работы является сфера малого предпринимательства как составная часть региональной экономики Калужской области.

     Предметом исследования являются основные  показатели экономической деятельности малого предпринимательства за 1998 – 2007 гг., а именно:

     − объём произведенной продукции;

     − среднесписочное число работающих;

     − число малых предприятий.

     Для анализа применялись следующие  методы исследования: графический и  табличный методы; аналитическая  группировка; дисперсионный анализ; метод «скользящей средней»; метод аналитического выравнивания; корреляционно – регрессионный анализ (однофакторный и многофакторный).

     Источники информации для анализа: учебники, учебные пособия, статистические сборники и ежегодники, энциклопедии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 ГРУППИРОВКА КАК НАУЧНАЯ ОСНОВА СВОДКИ.

       ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МЕТОДА ГРУППИРОВОК 

     В результате первой стадии статистического  исследования (статистического наблюдения) получают статистическую информацию, представляющую собой большое количество первичных, разрозненных сведений об отдельных единицах объекта исследования (записи о каждом гражданине страны при переписи населения: пол, национальность, возраст, образование, род занятий и многие другие признаки). Дальнейшая задача статистики заключается в том, чтобы привести эти материалы в определенный порядок, систематизировать и на этой основе дать сводную характеристику всей совокупности фактов при помощи обобщающих статистических показателей, отражающих сущность социально-экономических явлений и определенные статистические закономерности. Это достигается в результате сводки – второй стадии статистического исследования.

     Статистическая  сводка - это научно организованная обработка материалов наблюдения, включающая в себя систематизацию, группировку данных, составление таблиц, подсчет групповых и общих итогов, расчет производных показателей (средних, относительных величин). Она позволяет перейти к обобщающим показателям совокупности в целом и отдельных ее частей, осуществлять анализ и прогнозирование изучаемых процессов.

     Можно выделить следующие виды сводки:

  1. По месту проведения сводка может быть централизованной и децентрализованной. Централизованная – сводка статистического материала, осуществляемая в один приём, при этом все данные сосредотачиваются в одном статистическом органе. Децентрализованная – сводка, проводимая в несколько этапов несколькими статистическими органами, на каждом этапе сводимая информация передаётся в вышестоящий орган (например, статистическая отчётность предприятий).
  2. По глубине обработки сводка бывает простой и сложной. Простая – систематизация и подсчёт общих итогов значений признака изучаемой совокупности (например, для получения общей численности студентов высших учебных заведений России достаточно сложить данные о численности студентов всех высших учебных заведений). Сложная – комплекс операций, включающий в группировку единиц исчисления итогов по группам и совокупности в целом.
  3. По технике или способу выполнения сводка может быть ручной либо механизированной (с помощью ЭВМ).[2]

     Статистическая  сводка проводится по определенной программе  и плану.

     Программа статистической сводки устанавливает следующие этапы:

  • выбор группировочных признаков;
  • определение порядка формирования групп;
    • разработка системы статистических показателей для характеристики групп и объекта в целом;
    • разработка макетов статистических таблиц для представления результатов сводки.

     План  статистической сводки содержит указания о последовательности и сроках выполнения отдельных частей сводки, ее исполнителях и о порядке изложения и представления результатов.

     Русский статистик Д.П.Журавский (1810 – 1856) очень  точно определил статистику как  «счёт по категориям». Действительно, среди бесконечного разнообразия явлений  мы, как правило, улавливаем наличие  некоторого конечного числа групп или типов. Лицо каждого человека неповторимо, и всё-таки можно классифицировать лица по типам (скуластое, продолговатое, круглое и т.д.); предприятия образуют группы по формам собственности, характеру производимой продукции, размерам (крупные, средние, мелкие), финансовому положению; государства делятся на группы по уровню экономического развития и т.д. Примеры можно продолжить, но ясно, что какую бы совокупность мы не изучали, она всегда подразделяется на группы. Это обусловлено такими объективными свойствами явлений, как вариация, наличие частных совокупностей.[3]

     В сводке статистического материала  отдельные единицы статистической совокупности объединяются в группы при помощи метода группировок.

     Статистическая  группировка  – это процесс образования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности на части или объединения изучаемых единиц в частные совокупности по существенным для них признакам, каждая из которых характеризуется системой статистических показателей. Например, группировка промышленных предприятий по формам собственности, группировка населения по размеру среднедушевого дохода, группировка коммерческих банков по сумме активов баланса и т.д.

     Группировка лежит в основе всей дальнейшей работы с собранной информацией. На основе группировки рассчитываются сводные показатели по группам, появляется возможность их сравнения, анализа причин различий между группами, изучения взаимосвязей между признаками. Если рассчитать сводные показатели только в целом по совокупности, то мы не сможем уловить её структуры, роли отдельных групп, их специфики.

     Например, можно рассчитать среднюю прибыль  на одно предприятие, обобщая данные по всем предприятиям данной территории, а можно первоначально разделить  их на прибыльные и убыточные, прибыльные – на подгруппы по величине прибыли и только после этого приступить к расчётам средней прибыли в каждой группе (для убыточных предприятий финансовый результат – это средняя сумма убытка на одно предприятие). Тогда можно сравнить успешность работы предприятий по группам, узнать долю каждой группы в общей численности предприятий. Очевидно, что дифференцированный подход даст больше информации и обеспечит лучшее качество анализа и выводов.

     Однородность (гомогенность) данных является исходным условием их статистического описания и анализа – вычисления и интерпретации обобщающих показателей, построения уравнения регрессии, измерения корреляции, статистического умозаключения.

     Таким образом, значение группировки состоит  в том, что этот метод обеспечивает обобщение данных, представление их в компактном, обозримом виде; кроме того, группировка создаёт основу для последующей сводки и анализа данных.

     Особым  видом группировок является классификация, представляющая собой устойчивую номенклатуру классов и групп, образованных на основе сходства и различия единиц изучаемого объекта. Классификация выступает в роли своеобразного статистического стандарта, устанавливаемого на определенный промежуток времени, например, ЕГРПО. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКПД), классификация основных фондов в промышленности, строительстве, капитальных вложений, затрат на производство и т.д.

Информация о работе Статистический анализ основных показателей малого предпринимательства