Статистическое изучение деятельности учреждений культуры, искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:53, контрольная работа

Краткое описание

Предметом статистики культуры и искусства является деятельность в области культуры и искусства, которая охватывает сферу производства, сохранения национального культурного достояния, распределения и потребления населением духовных ценностей. Объект статистики культуры и искусства – разветвленная сеть специализированных организаций и учреждений, предназначенных для осуществления деятельности в области культуры и искусства: музеи, театры, концертные залы, библиотеки, клубы и т.д., а также персонал, профессионально занимающийся этой деятельностью.

Вложенные файлы: 1 файл

КР по соц.статистике.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

 

7.1. Статистическое изучение деятельности учреждений культуры,      искусства

 

Статистическое изучение деятельности учреждений культуры и искусства является одним из разделов социально-экономической статистики. Предметом статистики культуры и искусства является деятельность в области культуры и искусства, которая охватывает сферу производства, сохранения национального культурного достояния, распределения и потребления населением духовных ценностей. Объект статистики культуры и искусства – разветвленная сеть специализированных организаций и учреждений, предназначенных для осуществления деятельности в области культуры и искусства: музеи, театры, концертные залы, библиотеки, клубы и т.д., а также персонал, профессионально занимающийся этой деятельностью.

Задачи статистики культуры и искусства заключаются в наблюдении за деятельностью организаций и учреждений культуры, с одной стороны, и приобщением (участием) населения к тем или иным видам культурной деятельности, с другой стороны.

Государственная система  статистического наблюдения в сфере культуры и искусства основана на прохождении статистической информации через органы Министерства культуры Российской Федерации, Комитета Российской Федерации по кинематографии, Государственной компании «Российский цирк», Российской Книжной палаты и т.д. Госкомстат России осуществляет сбор и обрабатывает отчетные данные о деятельности массовых библиотек, учреждений культуры клубного типа, музеев и театров, не относящихся к ведомству Минкультуры России, с последующей передачей полученной информации в Минкультуры России, для формирования сводных итогов о деятельности этих учреждений. По отрасли статистики культуры осуществляется сплошное федеральное статистическое наблюдение с годовой периодичностью.1

Показатели статистики культуры и искусства можно разделить натри группы:

Первая группа охватывает:

    • среднюю частоту посещения музеев, кинотеатров, театров за месяц, квартал, год;
    • распределение лиц по частоте посещения музеев или кино и т.д.;
    • процент посещающих не реже раза в неделю, не реже раза в месяц, квартал, полгода, год.

Показателями второй группы являются:

    • доля оплаты данных услуг в бюджете различных категорий домохозяйств;
    • структура оплаченных населением платных услуг.

Третьи группа включает такие показатели, как:

    • институционную активность населения по созданию новых театральных, клубных коллективов, коллективов художественной самодеятельности, спортивных и туристских клубов, секций и т.д.;
    • участие населения в смотрах, конкурсах, соревнованиях и достигнутые успехи.

Третья группа показателей не отражена в материалах государственной статистики.2

По отрасли статистики культуры осуществляется сплошное федеральное статистическое наблюдение с годовой периодичностью (за исключением квартальной формы «Сведения о деятельности цирка, циркового коллектива»).

Рассмотрим особенности  статистического изучения отдельных  учреждений культуры и искусства. Наиболее важными направлениями является статистическое изучение музеев, театров, кинотеатров и концертных залов.

К музеям относятся научно-исследовательские и культурно-просветительные учреждения, осуществляющие комплектование, учет, хранение, исследование и популяризацию памятников истории и культуры, природных объектов. Для статистического изучения важны следующие классификации музеев:

    • (республиканские, областные, краевые, районные, городские, сельские) и по профильным типам:
    • исторические, художественные, литературные, естественнонаучные, технические,
    • архитектурные, комплексные (краеведческие), музеи-заповедники, отраслевые и пр.

Статистическими показателями деятельности музеев являются:

    • число единиц хранения основного музейного фонда с распределением их по видам
    • (живопись, графика, скульптура, драгметаллы и др.);
    • число экспонатов в экспозициях;
    • количество выставок;
    • численность посетителей;
    • показатели кадрового состава работников музея;
    • размер музейных площадей, в том числе занятых под экспозициями;
    • поступление и использование новых поступлений.3

На основе статистической отчетности музеев фиксируется состав музейных коллекций, оценивается доля демонстрировавшихся на выставках экспонатов, доля музейных площадей, занятая под экспозициями, и др.

Одним из подходов к анализу  данных, отражающих деятельность музеев, является построение социально-экономической нормали, например следующей:

Iваловой (чистый) доход ≥ Iчисло посещений музеев ≥ I численность научных сотрудников и экскурсоводов

≥ Iплощадь, занятая под экспонаты ≥ Iчисленность научных сотрудников и экскурсоводов

Это позволяет перейти  к следующей индексной системе, характеризующей разложение валового (чистого) дохода музея на следующие факторы:

D = П x T x dн x M x Э x У

где D – валовой (чистый) доход;

П – число посещений музея;

Т – численность работников на 1000 посещений:

dн – доля научных работников и экскурсоводов в численности работников;

М – площадь музея, занятая под экспозициями в среднем на одного научного сотрудника и экскурсовода;

Э – число экспонировавшихся экспонатов в среднем на единицу площади музея, занятой под экспозициями;

У – удельный валовой (чистый) доход в среднем на 1000 экспонировавшихся экспонатов.4

Статистика искусства  осуществляет сбор и обобщение данных, характеризующих деятельность театров, концертных организаций, самостоятельных музыкальных, хоровых, танцевальных коллективов и кинотеатров.

Профессиональный театр  имеет в своем составе творческий коллектив театрального искусства (профессиональную труппу актеров), являющийся юридическим лицом. В статистике выделяются следующие виды театров: оперы и балета, музыкальные, драматические, музыкально-драматические, детские и юного зрителя. К показателям деятельности театров относятся: число театров по жанрам на конец года, число спектаклей и зрителей, материально-техническая база, сумма сборов, коммерческая вместимость зрительного зала. Различают показатели общей и коммерческой вместимости зрительного зала. Коммерческая характеризуется числом мест, на которые поступили в продажу билеты (за исключением служебных мест). Посещаемость спектакля измеряется численностью зрителей, которая определяется по количеству проданных билетов, и вычисляется по каждому спектаклю, киносеансу, концерту, в целом по зрелищному предприятию или их группе в абсолютном и относительном выражении (на 1000 человек населения, проживающих на данной территории). Наполняемость зрительного зала театра рассчитывается делением посещаемости на общую пропускную способность (общую вместимость) и выражается в процентах.5

Результаты деятельности театра представляются как в натуральной, так и в стоимостной форме. Среди натуральных показателей  результатов можно выделить показатели объема продукции (количество зрителей) и объема творческо-производственной деятельности (количество спектаклей и число новых постановок). Обобщающим стоимостным показателем результатов деятельности театра вполне обоснованно можно считать общую сумму доходов театра, которую составляют неналоговые доходы (доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности); безвозмездные перечисления (целевые поступления на конкретные программы, спонсорские взносы); доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности (доходы от платных услуг, оказываемых театрами, полученные штрафы и компенсации). Из общей суммы доходов театра для оценки его деятельности на практике используют сумму доходов от продажи билетов, которая зависит от коммерческой вместимости зрительного зала, то есть числа мест, подлежащих продаже. Коммерческая вместимость является важной характеристикой театра, определяющей максимальный сбор с одного спектакля, а также максимально возможное количество зрителей. Исходя из коммерческой вместимости, принято рассчитывать плановую и отчетную посещаемость театра. Показателем эффективности деятельности театра может являться доход от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности, полученный на каждый рубль расходов.6

В систему аналитических показателей ресурсов театра включены основные фонды, сценическо-постановочные средства, оборотные активы, численность работников, удельный вес художественного персонала и численность населения города (поселка). Перечисленные показатели характеризуют ресурсы театра, условия их деятельности, условия приложения творческого потенциала коллектива театра.

Затраты, общепринято  определяемые трудовыми и денежными  измерителями, в театре разнородны по характеру и трудно соизмеримы. Основным показателем принято считать сумму всех расходов по эксплуатации театра, которые включают в себя до 25 различных статей, в частности затраты на оплату труда работников театра и выплату гонораров авторам произведений, используемых театром, перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, содержание зданий и т.д.

Наиболее доступным  для населения видом искусства  является кино- и видеопродукция. Киновидеопрокат – это вид организационно-культурной деятельности, осуществляемой киновидеопрокатными организациями по обеспечению продвижения отечественных и зарубежных киновидеофильмов, их рекламированию, созданию условий для показа населению новых кинолент и выпусков прошлых лет, формированию и хранению фильмофонда, контролю за его техническим состоянием и эффективным использованием. Показ кинофильмов может осуществляться в кинотеатрах (здание, оборудованное стационарной киноустановкой или киноустановками (комплексом оборудования для демонстрации кинофильма)). Киноустановки, демонстрирующие фильмы с продажей билетов зрителям, представляют статистическую отчетность по следующим показателям: число проведенных киносеансов для взрослых и детей; число зрителей и валовой сбор средств, число дней работы и простоев киноустановки и причины последних.

Для проведения анализа  деятельности киноустановок может  быть использована следующая система взаимосвязанных показателей:

Валовой

сбор

=

Число дней работы киноустановки

x

Число киносеансов в среднем за день работы

x

Число зрителей в среднем на одном киносеансе

x

Валовой сбор в среднем  с одного зрителя (цена билета)


 

Киностудии и студии звукозаписи представлены статистическими  показателями, характеризующими выпуск кинофильмов: выпуск полнометражных и короткометражных фильмов с различной продолжительность показа. Полнометражные кинофильмы подразделяются на художественные, документальные и научно-популярные. Короткометражные кинофильмы подразделяются на художественные и мультипликационные (включая телевизионные), документальные, научно-технические и учебные.7

Для изучения деятельности концертных залов используется те же показатели, что и для театров: число концертных залов на конец года, число концертов и зрителей, материально-техническая база, сумма сборов, коммерческая вместимость концертного зала. Посещаемость концертного зала измеряется численностью зрителей, которая определяется по количеству проданных билетов, и вычисляется по каждому концерту в абсолютном и относительном выражении (на 1000 человек населения, проживающих на данной территории). Наполняемость концертного зала рассчитывается делением посещаемости на общую пропускную способность (общую вместимость) и выражается в процентах. Показателем, характеризующим международную активность концертного учреждения, является число гастролей, проведенных за рубежом.

Что касается классификации, которая необходима для их статистического изучения, то концертные залы можно разделить:

по размеру:

    • Крупнейшие - свыше 3000 зрителей;
    • Крупные - 1201 - 3000 зрителей;
    • Средние - 601 - 1200 зрителей;
    • Малые - до 600 зрителей;
    • Камерные - менее 200 зрителей.

По назначению:

  • узкоспециализированные (филармонические, органные, хоровые и т.п.), предназначенных для программ одного профиля и масштабности (если число таких программ обеспечивает годовой цикл функционирования зала);
  • универсальные, допускающих демонстрацию программ различных видов концертов одной масштабности;
  • универсальные зрелищные (театрально-концертные, киноконцертные, театрально-киноконцертные, спортивно-концертные, цирко-концертные и др.), допускающих демонстрацию различных видов концертных программ и ряда программ других видов зрелищ одной масштабности;
  • многоцелевые залы (концертно-танцевальные, концертно-танцевально-банкетные, лекционно-концертные и др.), допускающих демонстрацию различных видов концертов и других видов зрелищ, а также досуговых и/или общественных видов деятельности (танцы, банкеты, собрания, елки и т.д.) одной масштабности.8

Статистика культуры и искусства имеет особое значение для современной России. Развитие экономики страны в новых условиях хозяйствования остро ставит вопросы реформирования всех без исключения отраслей хозяйства, включая отрасли социально-культурной сферы, что невозможно без проведения глубокого экономического анализа результативности (эффективности) их функционирования. Оценка экономической эффективности функционирования той или иной отрасли хозяйства в современной экономике всегда представляет собой достаточно сложную задачу, так как здесь речь идет о строгом отборе количественных параметров. Для социально-культурной сферы данная задача серьезно усложняется и тем, что продукт нематериального производства не имеет зачастую количественного выражения. И задача статистика культуры и искусства – выработать четкую методологию для проведения оценки эффективности изучаемых ею учреждений. Кроме того, большое значение имеет изучение обеспеченности населения услугами в сфере культуры и искусства и востребованности таких услуг для того, чтобы определить потребность в строительстве новых и реконструкции старых учреждений искусства и культуры.

Информация о работе Статистическое изучение деятельности учреждений культуры, искусства