Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:29, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении малого бизнеса в РФ с помощью системы общих и частных статистических показателей.
Задачи работы:
рассмотреть основные определения и особые показатели малого бизнеса
оценить текущее состояние этой отрасли в стране
выявить тенденции и перспективы развития малого бизнеса;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого бизнеса в стране 4
1.1 Сущность статистического изучения малого бизнеса в стране 4
1.2 Специфические показатели исследования состояния малого бизнеса в стране (ТРАСТ Индекс МСБ) 10
1.3 Состояние и проблемы развития малого бизнеса в стране 12
Глава 2. Расчет и анализ показателей малого бизнеса в стране 18
2.1 Сводка и группировка 18
2.2 Расчет средних величин 21
2.3 Расчет показателей динамики 23
2.4 Расчет показателей вариации. 24
2.5 Корреляционно-регрессионный анализ 25
2.6 Индексный метод 27
2.7 Расчет ТРАСТ Индекса МСБ для малого бизнеса 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
Список использованной литературы 32
Приложения 33
Основные существующие или возможные проблемы у субъектов малого предпринимательства носят финансовый характер:
Подводя итог, можно отметить, что развитие малого бизнеса в стране не стоит на месте, однако наблюдается наличие множества проблем, особенно ярко выразившихся в кризисный период.
Наиболее простыми операциями в статистическом исследовании являются сводка и группировка данных. Именно поэтому стоит начать аналитическую часть работы именно с них. Так как для вычисления берутся данные с сайта Росстата, то необходимость в их сводке отпадает. В данном случае целью является проведение группировки данных – структурной и аналитической. За основу возьмем данные из приложения 1, в котором приведены сведения о численности и о годовом обороте предприятий малого бизнеса по регионам РФ. Для расчетов выберем ЦФО, в состав которого входит Брянская область. При проведении расчетов будет вполне уместным опустить данные по г. Москва и Московской области, так как уровень развития этих субъектов в целом и уровень развития малого бизнеса в частности, не сопоставим с другими регионами и при проведении группировки внесет существенный дисбаланс в результаты.
Для начала рассчитаем число групп и интервал. Группировочным признаком определим число предприятий. Минимальное значение – 7009, максимальное – 23642.
Размах вариации R = Xmin – Xmax = 23642 - 7009 = 16633. Число единиц совокупности равно 16. Используя формулу Стерджесса определим число групп n.
n=1+3,322*logN=1+3,322*
Теперь рассчитаем величину интервала.
I = 16633/5 = 3326,6 ед.
В таблице 3 представим результаты распределения субъектов по числу предприятий малого бизнеса по полученным группам.
Таблица 3
Итоги
распределения субъектов по полученным
группам
Группа субъектов по числу предприятий малого бизнеса, ед. | Субъект ЦФО | Число предприятий малого бизнеса, ед. |
7009-10335,6 | Орловская область | 7009 |
Тамбовская область | 7082 | |
Костромская область | 7100 | |
Брянская область | 7144 | |
Ивановская область | 8704 | |
Курская область | 8746 | |
Смоленская область | 9925 | |
Липецкая область | 10065 | |
10335,6-13662,2 | Калужская область | 10982 |
Рязанская область | 11363 | |
Тверская область | 12339 | |
13662,2-16988,8 | Белгородская область | 16284 |
Владимирская область | 16356 | |
Тульская область | 16718 | |
16988,8-20315,4 | Воронежская область | 18660 |
20315,4-23642 | Ярославская область | 23642 |
Итого | 192119 |
После того как мы разбили совокупность на группы проведем аналитическую и структурную группировку.
Структурная группировка применяется для изучения структуры совокупности, соотношения ее составных частей между собой. Проведем структурную группировку с целью выяснить, какова доля каждой определенной нами группы субъектов в общем числе предприятий в ЦФО, а также выясним ту часть в общем обороте, которую занимают субъекты каждой группы. Итоги структурной группировки приведены в таблице 4.
Таблица 4
Структурная группировка
Группа субъектов по числу предприятий малого бизнеса, ед. | Число субъектов | Число предприятий, всего | Число предприятий, в % к итогу | Оборот, всего | Оборот, в % к итогу |
7009-10335,6 | 8 | 65775 | 34,2 | 571,5 | 39,4 |
10335,6-13662,2 | 3 | 34684 | 18,1 | 294,1 | 20,3 |
13662,2-16988,8 | 3 | 49358 | 25,7 | 289,2 | 19,9 |
16988,8-20315,4 | 1 | 18660 | 9,7 | 152,8 | 10,5 |
20315,4-23642 | 1 | 23642 | 12,3 | 143 | 9,9 |
Итого | 16 | 192119 | 100 | 1450,6 | 100 |
Из таблицы можно сделать вывод, что основная масса предприятий малого бизнеса приходится на субъекты с числом предприятий от 7009 до 10335,6 единиц. На эти же субъекты приходится и основная доля в обороте – 39,4%. Это не удивительно, так как первая группа – самая многочисленная (8 субъектов). Интереснее другой факт. 25,7% предприятий, сосредоточенных в 3 субъектах с численностью предприятий от 13662,2 до 16988,8 единиц занимают в общем обороте долю в 19,9 %. Это на 0,4 % меньше, чем у субъектов второй группы, в которую входит 3 региона, объединяющие 18,1 % предприятий. Аналогичная ситуация наблюдается и в 2 последних группах, каждая из которых состоит из 1 развитой области – Воронежской и Ярославской. 12,3% от общего числа предприятий позволяют Ярославской области иметь долю в 9,9% в общем обороте. В то время как Воронежская область характеризуется показателями в 9,7% и 10,5% соответственно. Это говорит о том, что на долю в обороте влияет не только количество предприятий, но и качество их работы и масштабы.
Выяснить, какая группа субъектов содержит наиболее эффективные предприятия малого бизнеса, позволяет аналитическая группировка. Она предназначена для взаимосвязей между отдельными признаками изучаемого явления. Результаты группировки – в таблице 5.
Таблица 5
Аналитическая группировка
Группа субъектов по числу предприятий малого бизнеса, ед. | Число субъектов | Средний оборот на одно предприятие, млн. руб. |
7009-10335,6 | 8 | 8,689 |
10335,6-13662,2 | 3 | 8,479 |
13662,2-16988,8 | 3 | 5,859 |
16988,8-20315,4 | 1 | 8,189 |
20315,4-23642 | 1 | 6,049 |
Результаты
аналитической группировки
В данной части работы проведем расчет средних величин. Они бывают 2 классов: структурные средние и структурные степенные.
К
структурным средним относят
такие показатели, как мода и медиана.
Мода – числовое значение признака,
который наиболее часто встречается
в ряду распределения. Медиана –
величина признака, которая делит
упорядоченную
Значение моды для интервального ряда находится по формуле:
ед.
Среди субъектов ЦФО наиболее часто встречается число предприятий в размере 9056,138 ед.
Для расчета медианы используется следующая формула:
, где SMe – сумма накопленных частот.
Для нахождения медианы необходимо рассчитать сумму накопленных частот SMe. Для этого заполним таблицу 6.
Таблица 6
Расчет суммы накопленных частот
Группа субъектов по числу предприятий малого бизнеса, ед. | Число субъектов | Сумма накопленных частот |
7009-10335,6 | 8 | 8 |
10335,6-13662,2 | 3 | 11 |
13662,2-16988,8 | 3 | 14 |
16988,8-20315,4 | 1 | 15 |
20315,4-23642 | 1 | 16 |
Итого | 16 |
ед.
Таким образом, становится очевидным, что половина исследуемых субъектов имеет число предприятий малого бизнеса больше 10335,6 ед., а половина – меньше.
Далее приступим к расчету степенных средних. Существует множество видов таких средних величин. Мы рассчитаем 2 из них: среднюю арифметическую простую и среднюю величину для сгруппированных данных.
Для расчетов воспользуемся данными из приложения 1. Рассчитаем среднее количество предприятий малого бизнеса, приходящееся на 1 субъект ЦФО (исключая Москву и МО). Средняя арифметическая простая рассчитывается по следующей формуле:
Таким образом, 192119/16=12007 ед. Именно столько предприятий, согласно средней арифметической простой приходится в среднем на 1 субъект ЦФО.
Информация о работе Статистическое исследование малого бизнеса в РФ