Статистическое исследование малого бизнеса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении малого бизнеса в РФ с помощью системы общих и частных статистических показателей.

Задачи работы:
рассмотреть основные определения и особые показатели малого бизнеса
оценить текущее состояние этой отрасли в стране
выявить тенденции и перспективы развития малого бизнеса;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого бизнеса в стране 4
1.1 Сущность статистического изучения малого бизнеса в стране 4
1.2 Специфические показатели исследования состояния малого бизнеса в стране (ТРАСТ Индекс МСБ) 10
1.3 Состояние и проблемы развития малого бизнеса в стране 12
Глава 2. Расчет и анализ показателей малого бизнеса в стране 18
2.1 Сводка и группировка 18
2.2 Расчет средних величин 21
2.3 Расчет показателей динамики 23
2.4 Расчет показателей вариации. 24
2.5 Корреляционно-регрессионный анализ 25
2.6 Индексный метод 27
2.7 Расчет ТРАСТ Индекса МСБ для малого бизнеса 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
Список использованной литературы 32
Приложения 33

Вложенные файлы: 1 файл

статистика малого бизнеса.doc

— 705.50 Кб (Скачать файл)

    Рассчитаем  ту же самую величину на основе данных из таблицы 3. Так как данные сгруппированы, а группы сформированы в пределах определенных интервалов, то для расчета будут использоваться середины интервалов. В таблице 7 представим имеющиеся группы, а также отразим середины интервалов.

    Таблица 7

    Середины  интервалов групп

Группа  субъектов по числу предприятий  малого бизнеса, ед. Число субъектов  Середина интервала
7009-10335,6 8 8672,3
10335,6-13662,2 3 11998,9
13662,2-16988,8 3 15325,5
16988,8-20315,4 1 18652,1
20315,4-23642 1 21978,7
Итого 16  
 

    Формула для расчета средней будет  иметь вид:

     (8672,3*8+11998,9*3+15325,5*3+18652,1*1+21978,7*1)/16=11999 ед.

    Таким образом, мы получили среднюю численность  предприятий в субъектах ЦФО в размере 11999 единиц. Очевидно, тип средней, с помощью которой производится расчет, оказывает влияние на результат. Посмотрев на оба полученных итога, можно сказать, что среднее число предприятий малого бизнеса в субъектах ЦФО составляет около 12000 предприятий.

2.3 Расчет показателей  динамики

    Для изучения изменений какого-либо признака во времени в статистике используются различные показатели динамики. Они  помогают определить особенности изменения  того или иного показателя в течение некоторого времени. Проанализируем с помощью показателей динамики изменение числа предприятий малого бизнеса в стране (приложение 3).

    Рассчитаем  по имеющимся данным абсолютные и  относительные показатели динамики. Необходимые формулы представлены в таблице 8.

    Таблица 8

    Формулы для расчета показателей динамики

Показатель Цепной Базисный
Абсолютный  прирост
Коэффициент роста
Темп  роста
Темп  прироста
Абсолютное  значение 1% прироста
Средний абсолютный прирост
Средний темп роста
Средний темп прироста
 

    По  имеющимся формулам рассчитаем все  необходимые показатели. Итоги расчетов удобно представить в виде таблицы 9

    Таблица 9

    Итоги расчета абсолютных и относительных  показателей динамики 

Год Число предприятий, тыс. Абсолютный прирост Темп  роста Темп  прироста Абсолютное  значение 1% прироста
базисный цепной базисный цепной базисный цепной
2000 605              
2001 860 255 255 142,15% 142,15% 42,15% 42,15% 6,05
2002 1400 795 540 231,40% 162,79% 131,40% 62,79% 8,6
2003 3700 3095 2300 611,57% 264,29% 511,57% 164,29% 14
2004 5100 4495 1400 842,98% 137,84% 742,98% 37,84% 37
2005 9700 9095 4600 1603,31% 190,20% 1503,31% 90,20% 51
2006 25900 25295 16200 4280,99% 267,01% 4180,99% 167,01% 97
2007 67700 67095 41800 11190,08% 261,39% 11090,08% 161,39% 259
2008 17200 16595 -50500 2842,98% 25,41% 2742,98% -74,59% 677
2009 62000 61395 44800 10247,93% 360,47% 10147,93% 260,47% 172
    61395          
В среднем     6822   110,89%   10,89%  
 

    Итак, изучив таблицу 9, мы можем сделать выводы о том, как менялось число предприятий малого бизнеса в стране в период с 2000 по 2009 гг. За последние 10 лет число предприятий выросло на 723,2 тыс. предприятий или на 82,2 %. Средний темп прироста за эти годы составил 6,9%. Стоит отметить, что начиная с 2005 года этот показатель неизменно увеличивался. Постоянно растет и абсолютное значение 1% прироста, что говорит о том, что развитие малого бизнеса активно поддерживается и финансируется государством и это конвертируется в постоянный рост числа предприятий этой отрасли.

2.4 Расчет показателей  вариации.

    Вариация  – это несовпадение уровней одного и того же признака у разных объектов, принадлежащих одной совокупности. Вариация – изменение только тех  явлений, на которые воздействуют внешние  факторы и причины.

    Рассчитаем  показатели вариации на основе данных приложения 1. Рассмотрим ситуацию с  общим годовым оборотом по субъектам  ЦФО. В предыдущих частях работы мы исключили из исследования Москву и  Московскую область, предположив, что  уровень развития малого бизнеса этих субъектов в силу различных причин существенно разнится с остальными субъектами. Такой прием, как вариация, поможет проверить наше предположение.

    Размах  вариации 

    R= Xmax – Xmin =3861,4-45,6=3815,8

    Простая средняя

     = 6572,7/18=365,15

    Среднее линейное отклонение

    d= =8783,6/18=487,98

    Дисперсия

     =14245317,03/18=791406,5

    Среднее квадратическое отклонение

     =889,6103

    Коэффициент вариации

     =889,6103/365,15*100%=244%

    Итак, мы видим, что коэффициент вариации в разы превышает норму (33%), а значит, совокупность неоднородна, среднюю  величину нельзя использовать в статистическом исследовании. Наше предположение, выдвинутое выше, оказалось верным, и решение исключать при исследовании из совокупности субъектов ЦФО Москву и Московскую область является обоснованным.

2.5 Корреляционно-регрессионный  анализ

    Следующим методом статистического исследования в данной курсовой работе станет корреляционно-регрессионный анализ (в данном случае парная корреляция). Этот анализ   позволяет выявить взаимосвязь между 2 какими-либо факторами. Попробуем с помощью данного метода установить связь между оборотом предприятий малого бизнеса и инвестициями в основной капитал. Для этого воспользуемся данными приложения 3.

    Результативным  показателем (Y) будет выступать оборот предприятий, а факторным (X) – инвестиции в основной капитал. Анализ будет проводиться с использованием программы Excel.

    С его помощью построим уравнение, демонстрирующее зависимость оборота предприятий малого бизнеса от инвестиций в основной капитал этих предприятий, построим линию тренда, а также выведем уравнение регрессии и коэффициент корреляции. Все это изображено на рис.5.

    

    Рис.5 Результаты проведения корреляционно-регрессионного анализа с помощью Excel

    Проведенный анализ позволяет сделать следующие  выводы:

  • уравнение регрессии позволяет говорить о том, что между оборотом и величиной инвестиций существует прямая связь. С увеличением объема инвестирования в основные средства растет и оборот предприятий малого бизнеса. Увеличение инвестиций на 1 млрд. руб. приводит к соответствующему увеличению оборота на 23,7 млрд. руб.
  • коэффициент корреляции (0,9857) говорит о том, что связь между признаками очень сильная
  • Если допустить, что инвестиции в основной капитал в будущем будут расти и достигнут через некоторое время отметки 500 млрд. руб., то оборот предприятий малого бизнеса при этом вырастет до 20950 млрд. руб.

2.6 Индексный метод

    Следующим статистическим приемом, который будет использован в данной курсовой работе, станет индексный метод. Попробуем с его помощью рассчитать индивидуальные  индексы (базисные и цепные) изменения выпуска продукции предприятий малого бизнеса за последние пять лет в зависимости от изменения числа работников, а также от изменения производительности их труда. Используем данные из приложения 4. Представим расчеты в таблице 10

    Таблица 10

    Расчет  индивидуальных индексов

Сравниваемые  периоды Индекс численности  работников Индекс производительности труда Индекс выпуска  продукции предприятиями малого бизнеса
Базисные  индексы
2006/2005 1,067 1,180 1,259
2007/2005 1,148 1,401 1,609
2008/2005 1,297 1,502 1,948
2009/2005 1,274 1,378 1,755
Цепные  индексы
2006/2005 1,067 1,180 1,259
2007/2006 1,076 1,188 1,279
2008/2007 1,130 1,072 1,211
2009/2008 0,982 0,918 0,901

    Для проверки правильности расчетов выясним, выполняются ли правила, присущие цепным и базисным индексам подобного рода.

  1. произведение промежуточных по периодам цепных индексов дает базисный индекс отчетного периода: 1,259*1,279*1,211*0,901=1,755
  2. отношение базисного индекса отчетного периода к базисному индексу предыдущего периода дает цепной индекс отчетного периода: 1,755/1,948=0,901

    Очевидно, что оба правила выполняются, а стало быть, наши расчеты верны. Анализ таблицы позволяет сделать вывод, что объем производства предприятий малого бизнеса в последние годы неизменно рос, и этот рост сменился спадом лишь в 2009 году. Однако в сравнении с базисным 2005 годом, темп прироста даже в последнем периоде составил 75,5%. Падение же в последнем году по сравнению с 2008 составило 9,9%. Причем это падение было вызвано на 1,8% снижением численности работников, а на 8,2% - снижением производительности труда.

2.7 Расчет ТРАСТ Индекса МСБ для малого бизнеса

    На  основе приложения 5 рассчитаем такой специфический показатель, как ТРАСТ Индекс МСБ конкретно для малого бизнеса и сравним его с показателями предыдущих месяцев, приведенными на рис.6.  

Рис.6 Динамика индекса МСБ для малого бизнеса за последние 3 года.

    Расчет  проводится по формуле  . Стоит отметить, что для малого бизнеса используется несколько иная система весов.

    Таблица 11

    Весовые коэффициенты для расчета ТРАСТ  Индекса малого бизнеса

Группа  показателей Показатель Весовой коэффициент
Индекс  текущего состояния Изменение объема рынка 0,2
Развитие  бизнеса 0,3
Индекс  ожиданий Изменение объема инвестиций 0,2
Изменение взаимодействий с властью 0,1
Планы по кредитованию 0,2

Информация о работе Статистическое исследование малого бизнеса в РФ