Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:10, курсовая работа
целью данной работы является раскрытие существующих на сегодняшний день, методов исследования уровня образования населения и развития системы обучения, а также проведение на основе изученных методов статистического исследования уровня образования населения в РБ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
•На основе изученных источников раскрыть методы исследования уровня образования населения и развития системы обучения;
•Выявить и изучить источники информации;
Провести исследование уровня образования населения в Оконешниковском районе.
•Сделать соответствующие выводы.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы статистического изучения системы образования….6
1.1. Статистика образования и её информационная база………………………6
1.2. Международные статистические показатели уровня образования населения……………………………………………….………………………….7
1.3. Уровень образования населения, отечественные методики расчета…….11
2. Статистическое исследование динамики уровня образования в РБ……….15
2.1. Анализ показателей динамики и аналитическое выравнивание…………15
2.2. Анализ показателей колеблемости ряда динамики……………………….19
2.3. Прогнозирование на будущее уровня образования населения…………..20
3. Корреляциононо-регрессионный анализ……………………………………21
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………...30
Аналитическое выравнивание уровней ряда методом наименьших квадратов (МНК) по уравнению прямой. Для проявления тенденции динамики можно использовать уравнение прямой
Для определения неизвестных
Система упрощается, если воспользоваться способом отсчета времени от условного начала.
Поскольку , то система уравнений принимает вид:
тогда = 32848/5 = 6569,6
= 15231/10 = 1523,1
Таблица 3. Аналитическое выравнивание уровня образования населения методом наименьших квадратов
При правильном выборе уравнения сумма фактических значений уровня населения с высшим образованием региона должна максимально приближаться к сумме расчетных значений уровня населения с высшим образованием. В данном случае отклонения в сумме нет. Следовательно, модель адекватна.
Графически это выражено:
Рис. 1. Метод наименьших квадратов
2.2. Анализ показателей колеблемости ряда динамики
Полученное уравнение тренда позволяет установить устойчивость выявленной тенденции и составить прогноз. Для этого рассчитываются показатели колеблемости:
1) Размах колеблемости:
R=(Уi- )max - (Уi- )min = 393,6 + 349,6 = 743,2 млн.чел.
Таким образом, размах колеблемости в совокупности значений уровня высшего образования населения составляет 743,2 млн.чел. Отклонение между максимальной и минимальной величиной выровненного уровня полученных значений уровня динамики составляет 743,2 млн.чел..
2) Среднее квадратичное
= 335,9
Размер среднего квадратического отклонения свидетельствует о размере вариации в совокупности . Среднее квадратическое отклонение от тренда составляет 335,9 отсюда представляется возможным вычислить коэффициент колеблемости.
3)Коэффициент колеблемости:
= 335,9 / 6569,6 *100 = 5,1 %
Колебание уровня динамического ряда составляет 5,1 %, значит динамический ряд сравнительно устойчив и колебания невелики.
4) Коэффициент устойчивости:
Куст= 100%-Vyt = 100% - 5,1 % = 94,9%
Таким образом, значение коэффициента устойчивости, равное 94,9 % свидетельствует о том, что ряд динамики сравнительно устойчив.
2.3. Прогнозирование на будущее уровня образования населения
По выбранной функции рассчитываются прогнозные оценки: точечные прогнозы и доверительные интервалы прогноза. Величина доверительного интервала определяется в общем виде по формуле:
Ук – точечный прогноз среднедушевого дохода;
- ошибка прогноза;
ta - табличное значение t - критерия Стьюдента при уровне значимости a (находится по таблице с учетом степеней свободы v = п- р);
tk – номер прогнозируемого периода;
- среднее квадратическое отклонение от тренда;
n - число уровней ряда;
р - число параметров уравнения тренда.
Результаты расчетов представлены ниже в табличной форме:
Таблица 4. Расчетные уровни трендов и доверительных границ прогноза
Наименование параметров |
Тренд |
Доверительные границы | ||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. | ||
Численность населения с высшим образованием, млн.чел. |
6569,6 |
5910,6-7228,6 |
5807,3-7331,9 |
5696,3-7442,9 |
В результате анализа можно заметить тенденцию, что уровень образования в РБ демонстрирует тенденцию к повышению, однако с каждым годом увеличивается вероятность ошибки прогноза. Это положительная тенденция.
3. Корреляционно-регрессионный анализ
Все социально-экономические
Взаимосвязанные признаки подразделяются на факторные (под их воздействием изменяются другие, зависящие от них признаки) и результативные. Связи по степени тесноты могут быть функциональными (при которых определенному значению факторного признака соответствует строго определенное значение результативного), статистическими (когда одному и тому же значению факторного признака могут соответствовать несколько значений результативного признака). Корреляция - это статистическая зависимость между случайными величинами, не имеющими строго функционального характера, при которой изменение одной из случайных величин приводит к изменению математического ожидания другой. По направлению различают прямую и обратную связь.
Если с увеличением аргумента (х) функция (у) также увеличивается без всяких единичных исключений, то такая связь называется полной прямой связью. Если с увеличением аргумента (х) функция (у) уменьшается без всяких единичных исключений, то такая связь называется полной обратной.
По аналитическому выражению выделяют
связи прямолинейные и
Корреляционный метод изучения связей заключается в нахождении уравнения связи, в котором результативный признак зависит только от интересующего нас фактора (или нескольких факторов в случае множественной связи), а все прочие факторы, также влияющие на результативный признак, принимаются за постоянные и средние.
Для количественной характеристики зависимости уровня образования в РБ факторов – среднедушевые денежные доходы населения, расходы на обучение единицы населения, проводится корреляционно-регрессионный анализ, для этого в динамике изучаются факторы, связь которых с уровнем образования в РБ носит корреляционный характер. Для исследования взяты данные от отдельных районов Республики Башкортостан, которые отличаются максимальными значениями исследуемых показателей.
Таблица 5. Зависимость уровня образования в
РБ от различных факторов
Наименование региона |
Число выпускников ВУЗов в год, чел. |
Среднедушевые месячные доходы населения, руб. |
Расходы на обучение единицы населения, руб. |
Y |
X1 |
X2 | |
Абзелиловский район |
10012 |
11079 |
8959 |
Бакалинский район |
12582 |
6087 |
4385 |
Белебеевский район |
6258 |
6138 |
3869 |
Буздякский район |
5783 |
11577 |
8543 |
Давлекановский район |
12003 |
7826 |
5062 |
Дуванский район |
7238 |
6696 |
4581 |
Дюртюлинский район |
6569 |
13481 |
8798 |
Ишимбайский район |
11986 |
7238 |
4910 |
Кушнаренковский район |
7115 |
10181 |
7338 |
Мелеузовский район |
10573 |
7689 |
4932 |
Стерлитамакский район |
7754 |
8002 |
5721 |
Салаватский район |
8175 |
13982 |
10733 |
Уфимский район |
13164 |
7252 |
5135 |
Янаульский район |
7285 |
7786 |
5884 |
Выполним корреляционно-
Таблица 6. Корреляционная матрица
Y |
X1 |
X2 | |
Y |
1 |
||
X1 |
-0,41237 |
1 |
|
X2 |
-0,37489 |
0,973702 |
1 |
Корреляционная матрица (таблица 6) содержит частные коэффициенты корреляции. Коэффициенты второго столбца матрицы характеризуют степень тесноты связи между результативным (У) и факторными признаками (Х1, Х2). Связь между исследуемыми показателями является прямой и сильной.
Таблица 7. Регрессионная статистика
Множественный R |
0,428628 |
R-квадрат |
0,183722 |
Нормированный R-квадрат |
0,035308 |
Стандартная ошибка |
25435,71 |
Наблюдения |
14 |
Множественный коэффициент корреляции R = 0,42 показал, что связь между признаками не тесная. Множественный коэффициент детерминации (R-квадрат) D = 0,18, т.е. 18% вариации уровня образования населения объясняется вариацией изучаемых факторов.
Таблица 8. Дисперсионный анализ
df |
SS |
MS |
F |
Значимость F | |
Регрессия |
2 |
2 |
1601781328 |
800890664,2 |
1,237899 |
Остаток |
10 |
11 |
7116731313 |
646975573,9 |
|
Итого |
12 |
13 |
8718512641 |
Проверим значимость коэффициента множественной корреляции, для этого воспользуемся F-критерием, для чего сравним фактическое значение F с табличным значением Fтабл. При вероятности ошибки α = 0,05 и степенях свободы v1=k-1=2-1=1, v2=n-k=18-2=16, где k – число факторов в модели, n – число наблюдений, Fтабл = 3,63. Так как Fфакт меньше Fтабл = 3,63, то коэффициент корреляции статистически не значим.
Таблица 9. Коэффициенты регрессии
Коэффициенты |
Стандартная ошибка |
t-статистика |
P-Значение | ||
Y-пересечение |
130453,8 |
26494,6776 |
4,923775507 |
0,000454 | |
Переменная X 1 |
-8,93269 |
11,71007005 |
-0,762821376 |
0,461616 | |
Переменная X 2 |
6,250858 |
14,56297744 |
0,42922937 |
0,676042 | |
Нижние 95% |
Верхние 95% |
Нижние 95,0% |
Верхние 95,0% | ||
Y-пересечение |
72139,45 |
188768,2 |
72139,45 |
188768,2 | |
Переменная X 1 |
-34,7064 |
16,841 |
-34,7064 |
16,841 | |
Переменная X 2 |
-25,802 |
38,30375 |
-25,802 |
38,30375 |
Используя таблицу 9 составим уравнение регрессии:
У = 130453,8 – 8,93*Х1 + 6,25*Х2
Интерпретация полученных параметров следующая:
а0 = 130453,8 – свободный член уравнения регрессии, содержательной интерпретации не подлежит;
а1 =- 8,93 – коэффициент чистой регрессии при первом факторе свидетельствует о том, что при увеличении среднемесячного дохода на душу населения уровень образования населения возрастет, при условии, что другие факторы остаются постоянными;
а2 = 6,25 – коэффициент чистой регрессии при втором факторе свидетельствует о том, что при увеличении расходов на получение образование единицы населения также вырастет уровень образования населения, при условии, что другие факторы остаются постоянными;
Проверку значимости коэффициентов регрессии осуществим с помощью t-критерия Стьюдента; для этого сравним фактические значения t-критерия с табличным значением t-критерия.
При вероятности ошибки α = 0,05 и степени свободы v= n-k-1=18-2-1 =15, где k – число факторов в модели, n – число наблюдений, tтабл = 2,131.
Получим:
t1факт = -0,76 <tтабл = 2,131
t2факт = 0,42 < tтабл = 2,131,
Информация о работе Статистическое исследование системы образования в Республике Башкортостан