Статистическое исследование системы образования в Республике Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

целью данной работы является раскрытие существующих на сегодняшний день, методов исследования уровня образования населения и развития системы обучения, а также проведение на основе изученных методов статистического исследования уровня образования населения в РБ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
•На основе изученных источников раскрыть методы исследования уровня образования населения и развития системы обучения;
•Выявить и изучить источники информации;
Провести исследование уровня образования населения в Оконешниковском районе.
•Сделать соответствующие выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы статистического изучения системы образования….6
1.1. Статистика образования и её информационная база………………………6
1.2. Международные статистические показатели уровня образования населения……………………………………………….………………………….7
1.3. Уровень образования населения, отечественные методики расчета…….11
2. Статистическое исследование динамики уровня образования в РБ……….15
2.1. Анализ показателей динамики и аналитическое выравнивание…………15
2.2. Анализ показателей колеблемости ряда динамики……………………….19
2.3. Прогнозирование на будущее уровня образования населения…………..20
3. Корреляциононо-регрессионный анализ……………………………………21
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

Статистика в.11.doc

— 358.50 Кб (Скачать файл)

 

Аналитическое выравнивание уровней  ряда методом наименьших квадратов (МНК) по уравнению прямой. Для проявления тенденции динамики можно использовать уравнение прямой

Для определения неизвестных параметров a и b в соответствии с требованием способа наименьших квадратов необходимо решить систему нормальных уравнений:


 

 

Система упрощается, если воспользоваться  способом отсчета времени от условного  начала.

Поскольку , то система уравнений принимает вид:

,

тогда          = 32848/5 = 6569,6

               = 15231/10 = 1523,1

Таблица 3. Аналитическое выравнивание уровня образования населения методом  наименьших квадратов

 

При правильном выборе уравнения сумма  фактических значений уровня населения с высшим образованием региона должна максимально приближаться к сумме расчетных значений уровня населения с высшим образованием. В данном случае отклонения в сумме нет. Следовательно, модель адекватна.

Графически это выражено:

Рис. 1. Метод наименьших квадратов

2.2. Анализ показателей колеблемости ряда динамики

 

Полученное уравнение тренда позволяет  установить устойчивость выявленной тенденции  и составить прогноз. Для этого  рассчитываются показатели колеблемости:

1) Размах колеблемости:     

 R=(Уi- )max - (Уi- )min = 393,6 + 349,6 = 743,2 млн.чел.

  Таким образом, размах колеблемости в совокупности значений  уровня высшего образования населения составляет 743,2 млн.чел. Отклонение между максимальной и минимальной величиной выровненного уровня полученных значений уровня динамики составляет 743,2 млн.чел..

2) Среднее квадратичное отклонение  от тренда:

 = 335,9

Размер среднего квадратического  отклонения свидетельствует о размере вариации в совокупности . Среднее квадратическое отклонение от тренда составляет 335,9 отсюда представляется возможным вычислить коэффициент колеблемости.

3)Коэффициент колеблемости:

    = 335,9 / 6569,6 *100 = 5,1 %

Колебание уровня динамического ряда составляет 5,1 %, значит динамический ряд  сравнительно устойчив и колебания  невелики.

4) Коэффициент устойчивости:

     Куст= 100%-Vyt = 100% - 5,1 % = 94,9%

Таким образом, значение коэффициента устойчивости, равное 94,9 % свидетельствует о том, что ряд динамики сравнительно устойчив.

 

 

 

2.3. Прогнозирование на будущее  уровня образования населения

 

 По выбранной функции рассчитываются прогнозные оценки: точечные прогнозы и доверительные    интервалы    прогноза.  Величина доверительного интервала определяется в общем виде по формуле:

    Ук – точечный прогноз среднедушевого дохода;

     - ошибка прогноза;

    ta - табличное значение t - критерия Стьюдента при уровне значимости a (находится по таблице с учетом степеней свободы v = п- р);

      tk – номер прогнозируемого периода;

     - среднее квадратическое отклонение от тренда;

     n - число уровней ряда;

     р - число параметров  уравнения тренда.

Результаты расчетов представлены ниже в табличной форме:

Таблица 4. Расчетные уровни трендов  и доверительных границ прогноза

Наименование параметров

Тренд

Доверительные границы

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Численность населения  с высшим образованием, млн.чел.

6569,6

5910,6-7228,6

5807,3-7331,9

5696,3-7442,9


В результате анализа можно заметить тенденцию, что уровень образования в РБ демонстрирует тенденцию к повышению, однако  с каждым годом увеличивается вероятность ошибки прогноза. Это положительная тенденция.

 

3. Корреляционно-регрессионный  анализ

 

Все социально-экономические явления  взаимосвязаны, взаимообусловлены, и  связь между ними носит причинно-следственный характер. Суть причинной связи заключается в том, что при необходимых условиях одно явление предопределяет другое и в результате такого взаимодействия возникает следствие.

Взаимосвязанные признаки подразделяются на факторные (под их воздействием изменяются другие, зависящие от них признаки) и результативные. Связи по степени тесноты могут быть функциональными (при которых определенному значению факторного признака соответствует строго определенное значение результативного), статистическими (когда одному и тому же значению факторного признака могут соответствовать несколько значений результативного признака). Корреляция - это статистическая зависимость между случайными величинами, не имеющими строго функционального характера, при которой изменение одной из случайных величин приводит к изменению математического ожидания другой. По направлению различают прямую и обратную связь.

Если с увеличением аргумента (х) функция (у) также увеличивается  без всяких единичных исключений, то такая связь называется полной прямой связью. Если с увеличением аргумента (х) функция (у) уменьшается без всяких единичных исключений, то такая связь называется полной обратной.

По аналитическому выражению выделяют связи прямолинейные и нелинейные. Если статистическая связь между  явлениями может быть приближенно выражена уравнением прямой линии, то ее называют линейной связью; если же она выражается уравнением какой-либо кривой линии (параболы, гиперболы, степенной, показательной и т.д.), то такую связь называют нелинейной или криволинейной.

Корреляционный метод изучения связей заключается в нахождении уравнения связи, в котором результативный признак зависит только от интересующего нас фактора (или нескольких факторов в случае множественной связи), а все прочие факторы, также влияющие на результативный признак, принимаются за постоянные и средние.

Для количественной характеристики зависимости уровня образования в РБ факторов – среднедушевые денежные доходы населения, расходы на обучение единицы населения, проводится корреляционно-регрессионный анализ, для этого в динамике изучаются факторы, связь которых с уровнем образования в РБ носит корреляционный характер. Для исследования взяты данные от отдельных районов Республики Башкортостан, которые отличаются максимальными значениями исследуемых показателей.

Таблица 5. Зависимость  уровня образования в

РБ от различных факторов

Наименование региона

Число выпускников ВУЗов  в год, чел.

Среднедушевые месячные доходы населения, руб.

Расходы на обучение единицы населения, руб.

 

Y

X1

X2

Абзелиловский район

10012

11079

8959

Бакалинский район

12582

6087

4385

Белебеевский район

6258

6138

3869

Буздякский район

5783

11577

8543

Давлекановский район

12003

7826

5062

Дуванский район

7238

6696

4581

Дюртюлинский район

6569

13481

8798

Ишимбайский район

11986

7238

4910

Кушнаренковский район

7115

10181

7338

Мелеузовский район

10573

7689

4932

Стерлитамакский район

7754

8002

5721

Салаватский район

8175

13982

10733

Уфимский район

13164

7252

5135

Янаульский район

7285

7786

5884


Выполним корреляционно-регрессионного анализа с использованием ПП EXCEL. Для удобства анализа разобьем результаты статистической обработки на отдельные фрагменты.

Таблица 6. Корреляционная матрица

 

Y

X1

X2

Y

1

   

X1

-0,41237

1

 

X2

-0,37489

0,973702

1


 

Корреляционная матрица (таблица 6) содержит частные коэффициенты корреляции. Коэффициенты второго столбца матрицы характеризуют степень тесноты связи между результативным (У) и факторными признаками (Х1, Х2). Связь между исследуемыми показателями является прямой и сильной.

Таблица 7. Регрессионная статистика

Множественный R

0,428628

R-квадрат

0,183722

Нормированный R-квадрат

0,035308

Стандартная ошибка

25435,71

Наблюдения

14


 

Множественный коэффициент корреляции R = 0,42  показал, что связь между признаками не тесная. Множественный коэффициент детерминации (R-квадрат) D = 0,18, т.е. 18% вариации уровня образования населения объясняется вариацией изучаемых факторов.

Таблица 8. Дисперсионный анализ

 

df

SS

MS

F

Значимость F

Регрессия

2

2

1601781328

800890664,2

1,237899

Остаток

10

11

7116731313

646975573,9

 

Итого

12

13

8718512641

   

 

 

Проверим значимость коэффициента множественной корреляции, для этого  воспользуемся F-критерием, для чего сравним фактическое значение F с табличным значением Fтабл. При вероятности ошибки α = 0,05 и степенях свободы v1=k-1=2-1=1, v2=n-k=18-2=16, где k – число факторов в модели, n – число наблюдений, Fтабл = 3,63. Так как Fфакт меньше Fтабл = 3,63, то коэффициент корреляции статистически не значим.

Таблица 9. Коэффициенты регрессии

 

Коэффициенты

Стандартная ошибка

t-статистика

P-Значение

Y-пересечение

130453,8

26494,6776

4,923775507

0,000454

Переменная X 1

-8,93269

11,71007005

-0,762821376

0,461616

Переменная X 2

6,250858

14,56297744

0,42922937

0,676042

 

Нижние 95%

Верхние 95%

Нижние 95,0%

Верхние 95,0%

Y-пересечение

72139,45

188768,2

72139,45

188768,2

Переменная X 1

-34,7064

16,841

-34,7064

16,841

Переменная X 2

-25,802

38,30375

-25,802

38,30375


 

Используя таблицу 9 составим уравнение регрессии:

У = 130453,8 – 8,93*Х1 + 6,25*Х2

Интерпретация полученных параметров следующая:

а0 = 130453,8 – свободный член уравнения регрессии, содержательной интерпретации не подлежит;

а1 =- 8,93 – коэффициент чистой регрессии при первом факторе свидетельствует о том, что при увеличении среднемесячного дохода на душу населения уровень образования населения возрастет, при условии, что другие факторы остаются постоянными;

а2 = 6,25 – коэффициент чистой регрессии при втором факторе свидетельствует о том, что при увеличении расходов на получение образование единицы населения также вырастет уровень образования населения, при условии, что другие факторы остаются постоянными;

Проверку значимости коэффициентов регрессии осуществим с помощью t-критерия Стьюдента; для этого сравним фактические значения t-критерия с табличным значением t-критерия.

При вероятности ошибки α = 0,05 и  степени свободы v= n-k-1=18-2-1 =15, где k – число факторов в модели, n – число наблюдений, tтабл = 2,131.

Получим:

t1факт = -0,76 <tтабл = 2,131

t2факт = 0,42 < tтабл = 2,131,

Информация о работе Статистическое исследование системы образования в Республике Башкортостан