Теоретические основы построения СНС, история её возникновения и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 20:31, контрольная работа

Краткое описание

В современном мире постоянно идет борьба за лидерство и первенство в различных сферах деятельности не только между людьми, но и между государствами. Страны, развивая свою промышленность, науку и образования стремятся к завоеванию лидирующих позиций на мировых рынках. Некоторым государствам таким как Российская Федерация, Китай, США, странам Европейского союза это удается, а некоторые вынуждены что называется сводить концы с концами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Сущность и основные характеристики СНС 5
2. История развития системы макроэкономических показателей 12
2.1. История возникновения и развития национального счетоводства 12
2.2. Баланс народного хозяйства (БНХ) 17
2.3. Сравнительный анализ БНХ и СНС 20
3. Современные проблемы формирования российской СНС и основы направления анализа СНС.
ВЫВОДЫ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕР

Вложенные файлы: 1 файл

СТАТИСТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО СЧЕТОВОДСТВА.docx

— 121.20 Кб (Скачать файл)

БНХ и СНС - системы  взаимосвязанных экономических  показателей, представленные в особой форме в виде таблиц, счетов или  в сочетании и тех, и других. Они являются моделями годового экономического оборота на макроуровне.При оценке БНХ следует отметить два момента. Во-первых, общепринято, что новаторские разработки в области БНХ, осуществленные в СССР в 20-е годы, оказали существенное влияние на развитие макроэкономических исследований, в том числе и на СНС. Известно, что таблица первого БНХ СССР за 1923/24 годы содержала черты межотраслевого баланса. Во-вторых, несмотря на различия в основополагающих концепциях СНС и БНХ, между ними существует много общего в методах упорядочения данных с целью выяснения наиболее значимых результатов и закономерностей экономического процесса. Например, в обеих системах проводится различие между потоками товаров и потоками доходов; потоками и запасами ресурсов; промежуточным и конечным потреблением; доходами, созданными в производстве, и доходами, полученными от перераспределения; текущими и единовременными расходами; произведенными и непроизведенными активами.

Между БНХ и  СНС существует много различий в  задачах:

1) БНХ обслуживал  потребности централизованного  планирования общественного производства, его основная задача - наблюдение  за процессом производства и  движением материальных ресурсов;

2) СНС отвечает  потребностям рыночной экономики,  где на первый план выдвигаются  финансово-денежные отношения.

Также есть различия и в концепциях:

1) трактовка  стоимостного состава продукта: в БНХ - это перенесенная стоимость  (затраты предметов труда и  износ основных фондов) и вновь  созданная стоимость (первичные  доходы участников производства: населения, занятого в сфере  материального производства, и предприятия  этой сферы, то есть оплата  труда, чистая продукция личного  подсобного хозяйства, прибыль  и другие элементы прибавочного  продукта); в СНС: затраты на  предметы труда, оплату факторов  производства;

2) трактовка  производственной деятельности: в  БНХ - это деятельность в сфере  материального производства, в СНС  - это любая деятельность, приносящая  доход.

Наиболее крупные  различия методологического характера  заключаются:

1) в содержании  показателей производства в результате  неодинакового подхода к определению  сферы создания национального  дохода (продукта), а также в содержании  показателей потребления (промежуточного и конечного), распределения и перераспределения доходов, внешней торговли;

2) в подходе  к трактовке финансовых потоков  (займы, кредиты и т.п.): в БНХ  они рассматриваются как формы  временного перераспределения национального  дохода, а в СНС - как вид  инвестиций отдельных секторов  экономики;

3) в подходе  к классифицированию доходов  и расходов, а также в определении  категории сбережений: в СНС проводится  четкое разграничение текущих  доходов и расходов, которые балансируются  с помощью показателя “сбережения”, рассматриваемого как источник  финансирования капитальных затрат; в БНХ такого четкого деления  доходов и расходов на текущие  и единовременные не предусмотрено,  и поэтому нет позиций “сбережения”  как разницы между текущими доходами и расходами.

Есть различия и в форме представления данных:

1) СНС - в виде  совокупности взаимосвязанных двусторонних  счетов и таблиц. Заимствован  из бухучета принцип двойной  записи: каждый показатель записывается  дважды - в дебете одного счета  и в кредите другого;

2) БНХ - в виде  таблиц, где показываются ресурсы  и использование материальных  доходов и благ;

3) БНХ - это  более замкнутая система показателей,  так как ограничивается отражением  движения доходов лишь в той  степени, в какой оно связано  с движением материальных благ;

4) СНС - более  развитая модель экономического  оборота, так как позволяет  проследить его от производства  продуктов и услуг и образования,  перераспределения и использования  доходов до получения конечных  финансовых результатов - изменения  финансовых активов и пассивов  и характеристики их состава.

Несмотря на все указанное выше между СНС  и БНХ имеется много общего. Обе системы показателей ставят такие задачи:

а) обеспечить концептуальную основу для системного анализа макроэкономических показателей, то есть определить систему  показателей, характеризующих развитие экономики, их содержание, взаимосвязи;

б) координировать экономическую статистику, то есть обеспечить методологическое единство показателей макроэкономической статистики и других разделов статистики (труда, отраслевых, финансовой, банковской, внешнеэкономической), то есть единство классификаций, содержания показателей.

Общность СНС  и БНХ касается не только целей, ради которых они разрабатываются, но и ряда методологических подходов к  обработке и упорядочению данных для выявления наиболее существенных характеристик экономического процесса.

3. Современные  проблемы формирования российской  СНС и основные направления  анализа СНС

Процесс перехода на рыночную модель ведения хозяйства  и построение цивилизованного рыночного  общества - процесс сложный и длительный и неразрывно связанный с проблематикой самого разного толку и практически во всех сферах жизнедеятельности общества.

Первым шагом  на пути к достижению поставленной цели (формирование российской СНС  в условиях рыночных методов ведения  хозяйства) должна стать разработка концептуальных, теоретических, методологических и статистических аспектов структуры  новой макромодели экономики, институционной, секторальной и отраслевой группировок  национального хозяйства.

В целом основные проблемы формирования СНС в России могут быть сведены к следующим:

Концептуальным (разработка основных положений и принципов формирования российского аналога версии СНС ООН 1993 г.: трактовки производственной деятельности и определения ее границ; определение стоимостного состава продукта; разработка структуры государственного бюджета и другие.);

Теоретическим (строгое научное обоснование формирования системы основных макроэкономических показателей в условиях рынка и соответствие механизма их функционирования хозяйственному укладу экономики);

Институционным (классификация институционных единиц по функциональному принципу);

Методологическим (формирование современной рыночной методологии прогнозирования, основанной на принципах равнозначности и взаимообусловленности  экономики и политики (когда расчет показателей прогноза опирается  на данные нормативно правовых актов), отвечающей потребностям российской специфики  ведения хозяйства, органов статистического  учета и прогнозирования, органов  государственной власти, а также  международным требованиям и  стандартам; создание на этой основе балансового  метода описания экономики, адекватного  рыночной модели ведения хозяйства  России; разработка методологических подходов к формированию структуры отчетных показателей социально-экономического развития национальной экономики: производства, потребления (промежуточного и конечного), распределений и перераспределений доходов, внешней торговли; трактовка финансовых потоков; классификация доходов и расходов; определение категории сбережений и других);

Организационно-правовым (утверждение прав собственности и определения границ их видовой структуры; создание целостной системы отчетности на базе Госкомстата России, сформированной на основе обязательного представления отчетных данных Центробанком России, Минфином, Таможенным комитетом и другими службами и ведомствами, держателями отчетной информации финансового и нефинансового характера предприятий и организаций, которые есть, характеризующей развитие национальной экономики страны в рамках кредитно-денежного сектора, сектора органов госуправления и внешнего сектора экономики);

Статистическим (актуализация единственного государственного регистра предприятий и организаций  Госкомстата России (ЕГРПО); пересмотр  процедуры и методов сбора  внешних и внутренних источников данных, их обобщение и разработки новых источников данных с использованием новых методов, отвечающих требованиям  построения системы национальных балансов). Все эти проблемы взаимосвязаны между собой, поскольку, например, изменение концепции развития национальной экономики допускает изменение социально-экономической организации общества, механизма функционирования самой хозяйственной системы и так далее. А теперь можно перейти к более подробному рассмотрению этих проблем.Концептуальные проблемы формирования СНС в в условиях рыночной экономики возводятся к:

Определению границ производственной деятельности в условиях рыночной модели ведения хозяйства;

Разработка основных концептуальных положений последующего развития национальной экономики и  определению соответственно этому  составу системы основных показателей  социально-экономического развития национальной экономики;

Разработке основных принципов формирования российской системы национальных балансов (целостность  и сбалансированность в разрезе  институционных секторов экономики  в целом по экономики; обоснованность расчета макроэкономических показателей, обусловленная взаимосвязью показателей  и инструментов и параметров государственной  социально-экономической политики в разрезе всех ее направлений);

Разработке основных принципов функционирования российской системы национальных балансов;

Теоретической основой российской СНС должна стать  система взглядов, характерная для  будущей рыночной экономики России, построенная на принципах теоретических  концепций формирования Российской СНС, механизма ее функционирования и определения границ действия.Национальные счета есть почти во всех капиталистических государствах, но ни в одной стране не существует системы в ее чистом виде. Причина заключается в самой природе капиталистической экономики, в которой государственные органы не имеют полного доступа к экономической информации частных предприятий.

Поэтому СНС  капиталистических стран (в частности  Франции) ограничивается исследованием  экономического равновесия, процесса формирования доходов и условий  реализации продукта.

Исходя из вышеизложенного  можно заключить, что проблемы теоретического характера в экономике России в целом в настоящее время  сводятся к определению и разработке целостной и взаимоувязанной  системы макроэкономических балансов, показатели которой рассчитываются на основе инструментов и параметров разных направлений государственной  социально-экономической политики, закрепленных в нормативно-правовых актах.

Целостность заключается  в разработке балансов, показатели которых дают возможность анализа  и предвидения изменений, которые  происходят, во всех сферах и институционных секторах экономики. Сбалансированность макроэкономических показателей и  параметров государственной политики осуществляется как по институционным секторам экономики, так и в рамках всей экономики в целом достигается  на каждом уровне балансирования, соответственно, через использование сквозных показателей  системы балансов и через разработку сведенного баланса потоков ресурсов.

Одной из важных проблем, связанных с внедрением СНС в статистическую практику экономических  расчетов в России, есть перестройка  ранее существующей системы отчетности и создания на ее базе новой адекватной основным концепциям общей СНС. Это  связано с экономическими реформами, которые происходят в стране, и  необходимостью обеспечения соответствия между функционирующей раньше системы  статистической информации и обхватом статистическим учетом новых институтов, которые появились, и форм ведения  хозяйства для формирования качественной информационной базы статистики, в полной мере отвечающей новым требованиям современной экономики.

Существующая  раньше информационная база государственной  статистики основывалась на системе  обязательной статистической отчетности, организованной как часть административной системы управления экономикой, и была сосредоточенный на производстве и распределении материальных ресурсов. Финансовый блок и блок показателей счета операций с капиталом и финансовыми инструментами платежного баланса практически выпадали из поля зрения органов государственной статистики и прогнозирования в связи с ограниченной ролью финансовых институтов.

Однако некоторая  информация о финансовых операциях  была в таких разделах БНХ, как  сведенный финансовый баланс (баланс производства, потребления, перераспределения  и конечного использования валового общественного продукта и национального  дохода), баланс денежных доходов и  расходов населения, и в финансовой статистике. [20, с. 134]

Сегодня в целом  разработанный весь комплекс организационно-методологических и программно-технологических средств с применением пересмотренных классификаторов технико-экономической и социальной информации, необходимых для ведения ЕГРПО по полной программе. Внедрение их в промышленную эксплуатацию позволит обеспечить учет всех хозяйничающих субъектов изменений, которые происходят в экономике. Регулярные выборочные обследования служат основой для введения в учет новых предприятий и дают возможность получения информации о малых неформальных предприятиях, которые не оказываются при использовании административных процедур. Использование соотношений для получения статистических данных по всей совокупности предприятий, занятых определенной деятельностью, исходя из выборочных данных облегчается сопоставлением с результатами прежней переписи, что принимается за базу. Проблема заключается в трудоемкости проведения переписей на достаточно широком уровне для получения качественных начальных данных СНС ввиду большого объема работы по сбору и редактированию информации от отдельных хозяйственных единиц и в разрезе областей при соблюдении необходимых требований к проверке качества данных. Поэтому более умным представляется дополнительное использование выборок достоверности предприятий, обеспечивающих надлежащий уровень качественных данных относительно ошибок выборки и регистрации.

Информация о работе Теоретические основы построения СНС, история её возникновения и развития