Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 08:48, контрольная работа
ЗАДАЧА № 12 Имеются данные о доходах консолидированного бюджета страны, млрд. руб.: ... Определить:
1. Изменение доходов за 2002–2003 гг., 2003–2004 и 2005–2006 гг. (абсолютное и относительное):
- всего; - налоговых; - неналоговых.
2. Долю прироста налоговых доходов в общем приросте доходов бюджета.
3. Влияние структурного фактора на изменение доходов бюджета, используя относительную форму разложения по факторам аддитивно связанных признаков.
Статистика уровня жизни ………………………………………………………3
Статистика государственных финансов и налогообложения ……………….8
Задача 1 …………………………………………………………………………16
Задача 12 ……………………………………………………………………….22
Список литературы ……………………………………………………………26
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
(НОУВПО РБИУ)
Факультет заочного обучения
Направление: экономика
по дисциплине: «Социально-экономическая статистика»
по направлению 080100.62 Экономика
___ ___________2013г.
Выполнил:
Челябинск 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Статистика уровня жизни ………………………………………………………3
Статистика государственных финансов и налогообложения ……………….8
Задача 1 …………………………………………………………………………16
Задача 12 ……………………………………………………………………….22
Список литературы ……………………………………………………………26
1.СТАТИСТИКА УРОВНЯ ЖИЗНИ
Уровень жизни населения – социально-экономическая категория. Хотя в экономической литературе не существует единого определения для этого понятия, но все же его можно определить как обеспеченность жителей страны нужными для жизни материальными благами.
Так как единый обобщающий показатель, характеризующий уровень жизни населения, отсутствует, для его анализа рассчитывается целый ряд статистических показателей, отражающих различные стороны данной категории и сгруппированный в следующие основные блоки:
- показатели доходов населения;
- показатели расходов и потребления населением материальных благ и услуг;
- сбережения;
- показатели накопленного имущества и обеспеченности населения жильем;
- показатели дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности;
- социально-демографические характеристики;
- обобщающая оценка уровня жизни населения.
Для статистического анализа и оценки уровня жизни населения применяют всевозможные показатели, такие как объем валового и внутреннего продукта, национального дохода и реального дохода на душу населения, обеспеченность жильем, величина товарооборота и т. д. Существуют также незначительные, но все же влияющие на уровень жизни населения показатели, такие как рождаемость и смертность, средняя продолжительность жизни населения страны и т. д.
Качество жизни населения напрямую зависит от ее уровня. С ростом уровня жизни населения будет расти доход населения, следовательно, обеспеченность населения материальными благами будет повышаться, и качество жизни также будет расти.
Под «качеством жизни» в широком смысле понимается удовлетворенность населения своей жизнью с точки зрения различных потребностей и интересов. Это понятие охватывает характеристики и индикаторы уровня жизни как экономической категории, условия труда и отдыха, жилищные условия, социальную обеспеченность и гарантии, охрану правопорядка и соблюдение прав личности, природно-климатические условия, показатели сохранения окружающей среды, наличие свободного времени и возможности хорошо его использовать, наконец, субъективные ощущения покоя, комфортности и стабильности.
Применение статистики в изучении уровня и качества жизни населения позволяет решать множество задач, главной из которых является получение статистических данных об уровне и качестве жизни населения с целью их повышения.
Перед статистикой уровня жизни населения стоят следующие задачи:
- разработка системы показателей, объективно, достоверно и всестороннее характеризующих уровень и качество жизни населения;
- статистический анализ динамики уровня и качества жизни населения;
- выявление обстоятельств, оказывающих влияние на изменение уровня и качества жизни населения;
- определение основных тенденций и закономерностей изменения уровня и качества жизни населения;
- анализ разрозненности показателей уровня и качества жизни населения по регионам;
- определение уровня удовлетворения потребностей жителей страны в материальных ресурсах и услугах по сопоставлению с установленными нормами потребления;
- усовершенствование системы источников для сбора статистической информации об уровне и качестве жизни населения;
- определение показателей уровня и качества жизни населения, которые будут связаны между собой.
Для решения последней задачи в 1992 г. в Центре экономической конъюнктуры и прогнозирования была предложена система основных показателей уровня жизни населения:
- обобщающие показатели;
- доходы населения;
- потребление и расходы населения;
- денежные сбережения населения;
- накопленное имущество и жилище;
- социальная дифференциация населения;
- малообеспеченные слои населения.
Уровень жизни, его динамика и дифференциация в значительной степени определяются уровнем развития производительных сил, объемом и структурой национального богатства, производством и использованием валового национального продукта, характером распределения и перераспределения доходов.
Уровень жизни является достаточно сложной и многогранной категорией. Несмотря на то, что многие элементы жизненного уровня взаимосвязаны между собой, они имеют значительные особенности, специфику и для их комплексной характеристики требуется использование соответствующей системы специфических показателей. Из-за отсутствия рационального способа объединения разнородных показателей такой системы в некий единый показатель в отечественной и международной практике признана невозможность использования одного показателя, всесторонне характеризующего уровень жизни.
Показатели, используемые для характеристики уровня жизни, можно с некоторой степенью условности разделить на три вида:
- первый – синтетические стоимостные показатели (ВНП, фонд потребления, совокупные доходы населения и т.д.);
- второй – натуральные показатели, измеряющие объем потребления конкретных материальных благ (обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, число перевезенных пассажиров и т.д.);
- третий – показатели, демонстрирующие пропорции и структуру распределения благосостояния (распределение населения по доходным группам, показатели концентрации и дифференциации доходов и потребления и т.д.).
Уровень жизни, характеризуется, прежде всего, показателями потребления, однако уровень и структура потребления в значительной степени детерминируются теми ресурсами, которые находятся в распоряжении отдельного человека, семьи и общества в целом. Поэтому наряду с показателями собственно потребления в систему показателей уровня жизни входит и ряд показателей, характеризующих возможности потребления. К ним относятся, например, фонд потребления или уровень дохода.
Уровень жизни во многом определяется доходами населения, от размера которых главным образом и зависит степень удовлетворения личных потребностей. Основными источниками доходов населения являются:
- заработная плата и другие выплаты, которые работники получают за свой труд (в денежной или натуральной форме);
- доходы от индивидуальной трудовой деятельности;
- выплаты и льготы из общественных фондов потребления, специальных фондов, ежегодные выплаты по страхованию жизни;
- доходы от собственности (например, платежи за использование финансовых активов, зданий, земли, авторских прав, патентов и т.д.);
- отходы от личного подсобного хозяйства, сада, огорода (стоимость чистой продукции).
Возможны и другие источники дохода (выигрыш в лотерею, приз за победу в соревновании, конкурсе и т.д.).
С юридической точки зрения, доходы делятся на законные и не законные, получаемые в рамках теневой экономики. К последним относят доходы, получаемые от не зарегистрированной в установленном порядке деятельности, укрываемые от налогообложения и контроля со стороны государства.
Для измерения уровня и структуры доходов населения используется ряд показателей, характеризующих их в различных аспектах. Одним из основных показателей является объем личных доходов населения – все виды доходов населения, полученных в денежной форме или в натуре. Этот показатель может быть рассчитан прямым путем для отдельных домохозяйств на основе статистики семейных бюджетов, однако он не отражает ни общих, ни реальных доходов населения. Совокупные (общие) доходы населения (СДН) определяются суммированием личных доходов и стоимости бесплатных или на льготных условиях предоставленных населению услуг за счет общественных фондов потребления. Стоимость услуг определяется расчетным путем.
Финансы - реально функционирующие в обществе отношения, имеющие денежную форму выражения. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Объект статистического изучения финансов включает образование и использование финансовых ресурсов, кредит и денежное обращение. Финансы - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно являются инструментом государственного регулирования.
Методы статистики государственных финансов и налогообложения.
Государственные финансы - важная сфера финансовой системы страны.
Государственные финансы - денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта и валового национального дохода, а также части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на нужды обороны и управления, социально-культурные потребности членов общества, производственно-экономические и научно-технические программы. Согласно российской традиции государственные финансы включают бюджеты различных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий.
Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные взаимосвязи на федеральном, территориальном и местном уровне. С помощью бюджетных отношений в распоряжение государственных структур мобилизуется значительная часть национального дохода.
Отдельное звено в составе государственных финансов образуют внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды различают по функциональному назначению (имеющие экономический, социальный или природоохранный характер) и по уровням управления (общегосударственный, территориальный и региональный). Тенденции развития статистики государственных финансов таковы, что показатели собственно бюджета и показатели внебюджетных фондов могут отражаться в едином блоке - статистике государственного бюджета. Так как в условиях рыночной экономики преобладающая часть доходной части бюджета - это налоговые поступления, то имеет смысл рассмотреть статистику государственных финансов под углом зрения бюджета.
Государственный бюджет - важнейший инструмент государственного регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования. Основной задачей статистики государственного бюджета является характеристика основных его параметров, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Более конкретно эта задача состоит в том, чтобы определить:
- величину доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);
- структуру доходов государственного бюджета;
- структуру расходов государственного бюджета;
- источники финансирования бюджетного дефицита;
- размеры государственного внутреннего долга;
- размеры и структуру налогообложения, эффективность проведения государством фискальной политики;
- влияние налоговой политики на экономический рост и уровень жизни;
- эффективность проведения государством налоговой политики.
Практическая статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности органов государственного управления и выработки экономической политики. Несмотря на важную роль международных стандартов в реформировании отечественной статистики вообще и статистики государственного бюджета в частности, организационно-ведомственная структура экономики и особенности практической деятельности органов государственного управления отражаются в отечественной статистике.
Характер системы статистических показателей государственного бюджета определяют категории, которые отражают природу различных хозяйственных операций, осуществляемых органами государственного управления с единицами, относящимися к другим секторам экономики. Это такие категории, как:
- поступления или платежи;
- поступления (платежи) невозвратные или возвратные;