Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 08:48, контрольная работа
ЗАДАЧА № 12 Имеются данные о доходах консолидированного бюджета страны, млрд. руб.: ... Определить:
1. Изменение доходов за 2002–2003 гг., 2003–2004 и 2005–2006 гг. (абсолютное и относительное):
- всего; - налоговых; - неналоговых.
2. Долю прироста налоговых доходов в общем приросте доходов бюджета.
3. Влияние структурного фактора на изменение доходов бюджета, используя относительную форму разложения по факторам аддитивно связанных признаков.
Статистика уровня жизни ………………………………………………………3
Статистика государственных финансов и налогообложения ……………….8
Задача 1 …………………………………………………………………………16
Задача 12 ……………………………………………………………………….22
Список литературы ……………………………………………………………26
- поступления (платежи) возмездные или невозмездные;
- текущие или капитальные поступления (платежи);
- приобретение финансовых активов или принятие обязательств;
- приобретение финансовых активов в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью.
К основным показателям государственного бюджета относятся:
- доходы как поступления в бюджет включают в себя обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Доходы делятся на текущие и капитальные. Текущие доходы включают налоговые и неналоговые поступления.
- налоги - это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включается также прибыль, переводимая фискальными экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа).
Налоговые поступления включают возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовую прибыль ведомственных предприятий) и некоторые безвозмездные поступления.
Официальные трансферты в государственном бюджете - это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, которые получены от других органов государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций. Поступления же безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из негосударственных источников включаются в категорию доходов.
Расходы включают все невозвратные платежи независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются - текущих или капитальных. Трансфертные платежи другим органам государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.
Кредитование минус погашение (чистое кредитование) включает операции органов государственного управления с финансовыми требованиями другим секторам, осуществляемые в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм полученных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.
Дефицит государственного бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и «кредитования минус погашение».
Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита (профицита) с противоположным знаком. С точки зрения финансирования дефицита последний может быть определен:
Дефицит = (Заимствование - Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.
В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг.
Государственный долг - неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств органов государственного управления перед другими секторами экономики и остальными странами мира.
Для аналитических целей наряду с основными применяются и другие показатели, в совокупности призванные характеризовать роль бюджета в проведении экономической и социальной политики государства.
Итог финансовой деятельности государства выражается, как указывалось, в превышении расходов над доходами (дефиците). Принято считать нормальным финансовое положение страны, если уровень бюджетного дефицита (к ВВП) не превышает 3%. Важно и то, каким образом покрывается дефицит государственного бюджета (инфляционным или не инфляционным способом), каково соотношение внутренних и внешних источников финансирования бюджетного дефицита. В Российской Федерации с 1995 г. внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета стало обеспечиваться не инфляционными способами - за счет операций с ценными бумагами, а также кредитов Центробанка. Во второй половине 90-х годов финансирование бюджетного дефицита за счет внутренних и внешних источников осуществлялось примерно в равных долях.
Анализ выполнения бюджета (для России возможны следующие варианты: консолидированный бюджет, федеральный и территориальные бюджета) может быть осуществлен путем исчисления относительных величин выполнения плана по доходам и расходам в целом, а также в разрезе их видов и целевого использования. Статистика может измерить влияние факторов, обусловивших отклонения от плана. Например, исходными для налоговых доходов могут быть два фактора: изменение налоговой базы и изменение налоговой ставки.
Влияние первого фактора - размера налоговой базы на абсолютный прирост величины налога - можно рассчитать по формуле:
∆Нб = (Б1 + Б0) * С0
Абсолютный прирост величины налога, обусловленный соответственно изменением налоговой ставки, рассчитывается по формуле:
∆Нс = Б1 * (С1 – С0)
где ∆Нб и ∆Нс - абсолютный прирост величины налога, обусловленный соответственно изменением налоговой базы и налоговой ставки;
Б1 и Б0 - размер налоговой базы в отчетном и базисном (плановом) периодах;
С1 и С0 - уровень налоговой ставки в отчетном и базисном периодах.
Бюджетная классификация и особенности статистики государственного бюджета Российской Федерации.
Бюджетная классификация является методологическим документом, отражающим порядок составления и использования бюджетов. Регламентация источников дохода и направлений расходования бюджетных средств - обязательное условие составления и исполнения бюджетов. Это достигается посредством определенной группировки доходов и расходов бюджетов и правил отнесения их к той или иной группе.
В соответствии с законом "О бюджетной классификации Российской Федерации" бюджетная классификация включает:
- классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
- функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации и экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;
- классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
- классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов федерации;
- классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов Российской Федерации;
- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Важно, что российская классификация допускает отклонения от международных стандартов. Согласно последним, доходы должны делиться на общие доходы и полученные официальные трансферты. В свою очередь общие доходы группируются на текущие доходы и доходы от операций с капиталом. Платежи за использование природных ресурсов отражены в группе "налоговые доходы", что не соответствует международным стандартам.
Возможные направления развития статистики государственных финансов
Направления развития статистики государственных финансов определены в готовящейся новой версии международного стандарта по данной статистике. Эта работа возглавляемая Международным валютным фондом (МВФ), в 1996 - 1997 гг. находилась в стадии завершения. Статистика государственных финансов (СГФ) будет развиваться в направлении дальнейшей интеграции с системой национальных счетов (СНС), в то же время сохраняются некоторые традиционные подходы и классификационные схемы, отражающие специфические функции системы показателей, призванных характеризовать налогово-бюджетную политику.
Одно из самых серьезных изменений, предлагаемых к внедрению, - переход в учете операций на метод начислений (как в СНС). То есть, экономические потоки в статистике государственных финансов должны регистрироваться в момент создания, преобразования, обмена, передачи или ликвидации экономической стоимости. Следовательно, учету должны подлежать все экономические (а не только кассовые) потоки.
В проекте новой редакции международного стандарта по СТФ операции в натуральной форме включаются в главные аналитические агрегаты, что обусловлено переходом на метод начислений. В международном стандарте СГФ 1986 г. такие операции выносились в справочные статьи и не фигурировали в составе основных аналитических агрегатов. Изменяются принципы балансирования статей доходов и расходов.
В качестве общего принципа в подготавливаемой новой версии международного стандарта по статистике государственных финансов используется принцип учета операций на основе фактических цен, согласованных участвующими в экономических операциях единицами. Активы и обязательства выражаются в текущих ценах, действовавших на момент, к которому относится балансовый отчет. Внутренние операции оцениваются в текущих ценах на момент регистрации операций.
Приведены фактические данные о стоимости национального богатства РФ, млрд руб.:
Таблица 1
Годы |
Стоимость национального богатства, млрд руб. |
Справочно: домашнее имущество | |||
всего |
в том числе: | ||||
Основные фонды и незавершенное строительство |
Материальные оборотные средства | ||||
всего |
из них основные фонды | ||||
1995 |
5,8 |
… |
5,2 |
0,2 |
0,1 |
1996 |
15,0 |
… |
13,1 |
0,6 |
0,2 |
1997 |
15,4 |
14,6 |
… |
0,8 |
0,4 |
... |
… |
… |
… |
… |
… |
2006 |
… |
47,5 |
42,4 |
4,1 |
7,6 |
2007 |
… |
54,6 |
47,5 |
… |
9,2 |
Требуется:
РЕШЕНИЕ:
Рассчитаем недостающие в таблице показатели используя соотношение между показателями
НБ = ОФиНЗ + Мос
НБ – национальное богатство
ОФиНЗ – основные фонды и незавершенное строительство
Мос – материальные оборотные средства
Таблица 2
Годы |
Стоимость национального богатства, млрд руб. |
Справочно: домашнее имущество | |||
всего |
в том числе: | ||||
Основные фонды и незавершенное строительство |
Материальные оборотные средства | ||||
всего |
из них основные фонды | ||||
1995 |
5,8 |
5,6 |
5,2 |
0,2 |
0,1 |
1996 |
15 |
14,4 |
13,1 |
0,6 |
0,2 |
1997 |
15,4 |
14,6 |
13,14 |
0,8 |
0,4 |
... |
… |
… |
… |
… |
… |
2006 |
51,6 |
47,5 |
42,4 |
4,1 |
7,6 |
2007 |
60,00 |
54,6 |
47,5 |
5,40 |
9,2 |
Таблица 3
Структура национального богатства РФ в 1995 г. и в 2007 г. в % отношении
Годы |
структура национального богатства, % |
домашнее имущество | |||
всего |
в том числе: | ||||
Основные фонды и незавершенное строительство |
Материальные оборотные средства | ||||
всего |
из них основные фонды | ||||
1995 |
100,0% |
96,6% |
89,7% |
3,4% |
1,7% |
2007 |
100,0% |
91,0% |
79,2% |
9,0% |
15,3% |
Рассчитаем абсолютные показатели динамики структуры – абсолютное изменение показателей структуры:
- изменение доли основных фондов и НЗ
∆dОФиНЗ = 91 – 96,6% = - 5,6%
- среднегодовое абсолютное
изменение доли основных
∆dОФиНЗср = ∆dОФиНЗ / 11 = - 5,6% / 11 = - 0,51%
- общее изменение доли основных фондов
∆dОФ = 79,2 – 89,7 = - 10,5%
- среднегодовое абсолютное изменение доли основных фондов
∆dОФср = ∆dОФ / 11 = - 10,5 / 11 = - 0,955%
- общее изменение доли материальных оборотных средств
∆dМос = 9 – 3,4 = 5,6%
- среднегодовое абсолютное изменение доли материальных оборотных средств
∆dМос/ср = ∆dМос / 11 = 5,6% / 11 = 0,51%
Рассчитаем относительные показатели структуры национального богатства:
- темп роста доли основных средств и НЗ:
ТрdОСиНЗ = 91 / 96,6 = 0,942 = 94,2%
- среднегодовой темп роста доли основных фондов и НЗ
ТрdОСиНЗср = = = 0,9946 = 99,46%
- темп роста доли основных фондов
ТрdОС = 79,2 / 89,7 = 0,883 = 88,3%
- среднегодовой темп роста доли основных фондов
ТрdОСср = = = 0,9887 = 98,87%
- темп роста материальных оборотных средств
ТрdМос = 9 / 3,4 = 2,647 = 264,7%
- среднегодовой темп роста доли материальных оборотных средств
ТрdМос/ср = = = 1,0925 = 109,25%
Рисунок 1 – график динамики структуры национального богатства РФ
Расчет прогноза стоимости каждого элемента структуры национального богатства на 2008 г. проведем по среднегодовому темпу роста.
Среднегодовой темп роста величины национального богатства в целом
ТрНБср = = 1,2367 = 123,67%
Среднегодовой темп роста величины основных фондов и незавершенного строительства
ТрОФиНСср = = 1,23 = 123%
Среднегодовой темп роста основных фондов
ТрОФср = = 1,2227 = 122,27%
Среднегодовой темп роста материальных оборотных средств
ТрМос/ср = = 1,3493 = 134,93%
Прогноз величины национального богатства в целом
НБ2008 = НБ2007 * ТрНБср = 60 * 1,2367 = 74,2 млрд.руб.