Коэффициент концентрации
Лоренца или индекс Джини (КL) дает
возможность численно оценить степень
неравенства. Для равномерного распределения
он равен нулю, в условиях абсолютного
неравенства он равен единице.
Для расчета
коэффициента концентрации Лоренца (индекса
Джини) используется следующая формула:
где
(Fi-Fi-1) - доля населения,
относящаяся к i-ому интервалу,
Si-1, Si - доля суммарного дохода, приходящаяся
на начало и конец i-ого интервала 6).
Коэффициент фондов (Kf) измеряет соотношение между
средними доходами внутри сравниваемых
групп:
где
S10 - суммарный
доход, который приходится на
10% населения с самыми высокими
доходами,
S1 - суммарный
доход, который приходится на
10% населения с самыми низкими
доходами.
Для численной
оценки дифференциации в распределении
доходов используются также соотношения показателей доходов
между квантилями (точками ряда распределения,
делящих его в определенном соотношении).
К их числу относятся: квартили (четверти),
децили (десятые части), полудецили (двадцатые
части) и перцентили (сотые части).
Децильный коэффициент дифференциации (Kd)
рассчитывается как отношение уровней,
ниже и выше которых находятся десятые
доли совокупности в разных концах распределения
по уровню доходов:
Kd = d9/d1
где
где
Ud1,9 -определяется
по таблице значений функций
нормального распределения для значений 0,1
и 0,9 соответственно,
d1 - -значение
аргумента (в данном случае
дохода), вероятность быть ниже
которого равна 0,1 (F1) (т.е. 10% населения
имеют доход ниже этого значения),
d9 - -значение
аргумента, вероятность быть ниже
которого равна 0,9 (F9) (т.е. 10% населения
имеют доход выше этого значения).
Источник: Методологические
положения по статистике. Вып. 1, Госкомстат
России. - М., 1996.
1) Актуализируется ежегодно по
согласованию с Минэкономики России, Минтруда
России и Минсоцзащиты России.
2) При наличии условий, не
опровергающих относительного соответствия
экономического и математического аспектов
распределения исследуемого показателя
в выборочной и генеральной совокупности.
3) С 1992 г. в этих целях используются
данные выборочного обследования бюджетов
домашних хозяйств.
4) Среднедушевой денежный
доход, полученный на основе Баланса денежных
доходов и расходов населения.
5) При этом эмпирическое
распределение за отчетный период не является
поинтервальной суммой частот месячных
распределений.
6) Объем доходов по каждой
интервальной группе определяется по
кривой распределения населения по размеру
среднедушевого дохода путем умножения
середины доходного интервала на численность
населения в этом интервале.
Вопрос 2
Для правильного понимания показателей и особенностей
отражения их взаимосвязей, остановимся
на следующих структурных характеристиках
СHС:- границы производства, разграничение
между «внутренней» и «национальной»
экономикой; - группировка хозяйствующих
объектов и экономических операций. Итак,
производственная деятельность включает:
а) рыночную деятельность; б) нерыночную
деятельность (производство продуктов
в хозяйствах населения для собственного
потребления, бесплатные услуги госучреждений).
В этом понятии не охватывается: а) теневая
экономика; б) бесплатные услуги в домашних
хозяйствах. Теневая экономика, в принципе,
должна учитываться в СHС, так как этой
сфере производятся продукты, услуги и
доходы, участвующие в экономическом обороте.
Большинство стран делает поправки к данным,
собранным с помощью налоговых деклараций,
с учетом сокрытия части доходов. Hо, в
любом случае уголовно наказуемые деяния
не рассматриваются как производственная
деятельность (типа наркобизнеса). Во многих
странах производят оценки стоимости
домашних услуг, о показывают их отдельно
от основных счетов. Они составляют от
25 до 51% ВВП, причем эта величина в значительной
мере зависит от используемого метода
оценки: метода выпуска (по рыночной цене
на аналогичные услуги) или метода затрат
(исходя из оценки затрат времени). Для
разграничения категорий «внутренняя»
и «национальная» экономика вводятся
понятия «экономическая территория»,
«резидент» и «центр экономического интереса».
Понятие «экономической территории» отнюдь
не совпадает с административно-территориальным
делением страны. Это не только территория,
административно управляемая правительством,
но это также и воздушное пространство,
территориальные воды данной страны и
континентальный шельф в международных
водах, в отношении которого страна имеет
исключительное право на добычу сырья,
топлива и т. д. К экономической территории
также относятся и т. н. территориальные
анклавы за рубежом, т. е. зоны в других
странах, используемые правительством
(на основе аренды или частной собственности)
для дипломатических, военных, научных
или других целей. Соответственно территориальные
анклавы зарубежных государств в данной
стране не включаются в общую экономическую
территорию. Юридические или физические
лица считаются резидентами данной страны,
если центр их экономических интересов
связан с экономической территорией страны.
Под это понятие не попадают лица, приезжающие
в страну на короткий срок (меньше года) -
туристы, артисты, сезонные рабочие и пр.
Также исключаются работники дипломатических
представительств и военнослужащие других
стран. Резиденты - предприятия данной
страны - это экономические единицы, занятые
хозяйственной деятельностью на экономической
территории данной страны, включая предприятия
с иностранными инвестициями, филиалы
зарубежных фирм и др. Строительные бригады
данной страны, работающие временно в
других странах, рассматриваются как резиденты
страны, где расположены строительные
предприятия, с которых они были откомандированы.
Национальная экономика охватывает деятельность
резидентов независимо от их местонахождения.
Понятие «внутренняя экономика» учитывает
деятельность на территории (административное
понятие) как резидентов, так и нерезидентов.
Группировки хозяйствующих субъектов
и экономических операций долгое время
ограничивались делением хозяйства на
отрасли. Сейчас же нужно брать на вооружение
и принцип группировки единиц по секторам.
Это совсем не значит, что нам стоит вовсе
отказаться от отраслевого деления, но
крен должен быть в сторону его альтернативы.
Группировка экономики по секторам - центральная
в статистической модели рыночной экономики.
Она осуществляется с целью изучения потоков
доходов и расходов, изменения активов
и пассивов в институционной единице.
Последняя представляет собой такую хозяйственную
единицу, которая ведет полный набор бухгалтерских
счетов и является юридическим лицом.
Если хозяйственная единица не обладает
обеими характеристиками институционной
единицы, то для идентификации применяют
дополнительные критерии: а) домашние
хозяйства не ведут полного набора счетов,
но всегда самостоятельно распоряжаются
своими ресурсами, поэтому они считаются
институционными единицами; б) единицы,
кроме домашних хозяйств, не ведущие полного
набора счетов (не имеющие самостоятельного
баланса), относятся к тем институционным
единицам, куда их счета входят составной
частью; в) единицы, которые ведут полный
набор счетов, но не являются юридическими
лицами, относятся к тем институционным
единицам, которые их контролируют. В соответствии
с типами экономического поведения институционные
единицы объединяются в более укрупненные
структуры - секторы: а) нефинансовые предприятия
или предприятия по производству товаров;
б) финансовые учреждения; в) общегосударственное
управление; г) негосударственные некоммерческие
организации (общественные организации),
обслуживающие домашние хозяйства; д)
домашние хозяйства; е) «остальной мир»
(этот сектор охватывает зарубежные экономические
единицы в той мере, в какой они осуществляют
операции с резидентами данной страны).
В отличие от группировки хозяйствующих
субъектов группировка экономических
операций производится на основе единого
критерия, т. е. они группируются одинаково
и по отраслям и по секторам. Экономические
операции агрегируются на три основные
группы: а) операции с продуктами и услугами;
б) распределительные операции; в) финансовые
операции. Таким образом, в заключение
можно сказать, что составление СНС для
экономики в целом и по различным ее секторам
призвано обеспечить эффективность государственного
регулирования экономических процессов,
действенный анализ и контроль за распределением
и перераспределением богатства в стране.
СНС формируется как адекватный рыночной
экономике национальный учет, завершаемый
на макроуровне системой взаимосвязанных
статистических показателей и построенный
в виде определенного набора счетов и
таблиц, характеризующих предмет этого
учета -- результаты экономической деятельности,
структуру экономики и важнейшие взаимосвязи
в национальном хозяйстве.
ВОПРОС 1 БИЛЕТ 20
прожиточный минимум — минимальный уровень дохода,
который считается необходимым для обеспечения
определённого уровня жизни в определённой стране[1]. На практике, уровень прожиточного
минимума в развитых странах как правило выше, чем в развивающихся[2][3]Интернациональный
прожиточный минимумПредпринимались
попытки установить уровень дохода, ниже
которого человек, независимо от страны
проживания, считается совершенно неимущим.
Подразумевается, что в разных частях
мира для простейшего жизнеобеспечения
нужно истратить примерно одно и то же
количество ресурсов, хотя на практике
это не так: например, в холодных странах
требуется топливо, в то время как в тропиках
без него можно обойтись.По результатам
Всемирного саммита ООН по социальному
развитию (Копенгаген, 1995), абсолютная
бедность определяется как «условия, когда
недоступны простейшие человеческие нужды,
включая пищу, пригодную для питья воду,
санузел, лечение, кров, образование и
информацию. Это определяется не только
доходом, но и доступом к услугам».[4]В статье Дэвида Гордона «Показатели
бедности и голода», написанной для ООН,
эти критерии расписаны подробнее.[4]Пища: Индекс массы тела не менее 16.Вода: Не должна
поступать исключительно из рек и прудов,
и должна быть в 15 минутах хода (в одну
сторону).Санузел: Дома
или рядом.Лечение: Должно
быть доступно беременным и серьёзно больным.Кров: Не более
4 человек в одной комнате. Недопустим
земляной пол.Образование:
Возможность научиться читать.Информация: Любое
средство связи: радио, телевидение, телефон,
интернет.Услуги: Этот
пункт Гордон не определяет.Считается,
что человек, у которого не выполняются
два из этих показателей, живёт в абсолютной
нищете.Общепринятый интернациональный
прожиточный минимум долгое время составлял
1$ в день[5]. В 2008 году Всемирный банк скорректировал эту цифру до
1.25$ исходя из данных о паритете покупательной способности за 2005 год[6].Прожиточный минимум в РоссииВеличина
прожиточного минимума, согласно Росстату[7], в соответствии с Федеральным
законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме
в Российской Федерации» (в ред. Федеральных
законов от 27.05.2000 № 75-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы
продуктов питания, непродовольственных
товаров и услуг, необходимых для сохранения
здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности,
а также обязательные платежи и сборы.Потребительская
корзина в субъектах Российской Федерации
устанавливается законодательными (представительными)
органами субъектов Российской Федерации.Назначение
прожиточного минимума:Прожиточный минимум
в целом по Российской Федерации предназначается
для: оценки уровня жизни населения Российской
Федерации при разработке и реализации
социальной политики и федеральных социальных
программ;обоснования устанавливаемых
на федеральном уровне минимального размера
оплаты труда и минимального размера пенсии
по старости, а также для определения размеров
стипендий, пособий и других социальных
выплат;формирования федерального бюджета.Прожиточный
минимум в субъектах Российской Федерации
предназначается для: оценки уровня жизни
населения соответствующего субъекта
Российской Федерации при разработке
и реализации региональных социальных
программ;оказания необходимой государственной
социальной помощи малоимущим гражданам;формирования
бюджетов субъектов Российской Федерации.Величина
прожиточного минимума в субъектах Российской
Федерации определяется ежеквартально
в ценах отчетного периода по средним
ценам продажи товаров — представителей,
предприятиями торговли всех форм собственности
и устанавливается в порядке, установленном
законами субъектов Российской Федерации.Величина
прожиточного минимума на душу населения
и по основным социально-демографическим
группам населения в целом по Российской
Федерации устанавливается Правительством
Российской Федерации, в субъектах Российской
Федерации — органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.Величины
прожиточного минимума устанавливаются
отдельно на душу населения, для трудоспособного
населения, для пенсионеров, для детей.По
данным Росстата, величина прожиточного
минимума трудоспособного населения во
втором квартале 2011 года составляла 7023
руб.[8]Величина прожиточного минимума
за III квартал 2011 года в целом по России
установлена в следующем размере:[9]на душу населения - 6287 рублей;для
трудоспособного населения - 6792 рубля;для
пенсионеров - 4961 рубль;для детей - 6076 рублей.Социальный
вычет за обучение ребенка-вечерника не
положен.
Вопрос
2
На
наиболее высоком уровне агрегированная
замкнутая СНС может быть представлена
в виде четырех балансовых таблиц, в которых
запись каждого из показателей встречается
в двух позициях по ресурсам (кредиту или
поступлению) и использованию (дебету
или использованию).Для каждого сектора
внутренней экономики предусмотрено составление
набора счетов - от счета производства
до финансового, для разных отраслей -
составление счетов продуктов и услуг,
производства и создания доходов.Для того
чтобы определить состояние экономики
в целом, необходимо подытожить состояние
экономик каждой фирмы, каждой компании.
В экономической теории такое подведение
итогов называется «агрегированием».
В результате получают данные о количестве
товаров и услуг, которые производятся
во всем обществе, о совокупных затратах
и совокупных доходах всех экономических
субъектов, о среднем уровне цен. Другими
словами, агрегирование позволяет получать
статистические показатели, которые характеризуют
совокупное производство общества, поэтому
такие показатели называются макроэкономическими.
Совокупность таких макроэкономических
показателей и есть СНС.Основными показателями
национальных счетов являются: валовой
национальный продукт (ВНП), валовой внутренний
продукт (ВВП), чистый национальный продукт
(ЧНП), национальный доход (НД), личный доход
(ЛД).
Вопрос 1 билет 21
В настоящее
время существует множество различных
определений понятия цена. Можно привести следующие:Денежное
выражение стоимости;Денежное выражение
системы ценообразующих факторов;Инструмент
рыночной конкуренции;Характеристика товара на рынке;Одн из элементов рынка (наряду
со спросом, предложением и конкуренцией);Количество денег (товаров, услуг), за которое
продавец готов продать, а покупатель
готов купить 1 единицу товара (услуги);Денежное
выражение ценности товара (услуги) при обмене;Один из элементов комплекса маркетинга (маркетинг-микса). С этой точки
зрения, цена — количество денег, запрашиваемое
за продукцию, или сумма благ (ценностей),
которыми готов пожертвовать потребитель
в обмен на приобретение определенной
продукции или услуги[1].Виды цен:Розничная цена.Розничной
называется цена, которая устанавливается
на товар, продаваемый в личное потребление в малых количествах. В соответствии
с государственным стандартом ГОСТ Р 51303-99 розничная цена
определена как цена товара, реализуемого
непосредственно населению для личного, семейного, домашнего
использования по договору розничной купли-продажи. Розничные цены включают издержки производства и обращения, прибыль предприятий, налоги и складываются с учётом ситуации
на рынке.Оптовая цена.Оптовой (или отпускной)
называется цена, которая устанавливается
на товар, продаваемый крупными партиями
(оптом). В соответствии с ГОСТ Р 51303-99
оптовая цена определена как цена товара,
реализуемого продавцом или поставщиком покупателю с целью его последующей перепродажи или профессионального использования.Закупочная
цена.Закупочная цена — вид оптовой цены,
применяемый при закупках сельскохозяйственной продукции государством на внутреннем рынке. Закупочные цены дифференцируются
в зависимости от качества продукции и с учётом географической сегментации рынка. В соответствии с ГОСТ Р 51303-99
закупочная цена определена как цена сельскохозяйственной продукции, закупаемой заготовителями
у производителей по договорам контрактации.
Вопрос 2
Под классификацией обычно
понимается устойчивое разграничение
единиц наблюдения, которое используется в течение
длительного времени. Классификации могут
подвергаться более или менее существенным
изменениям, когда возникает необходимость
отразить произошедшие изменения в объекте
наблюдения. Классификации утверждают,
как правило, в качестве национального
или международного стандарта. Таким образом,
создаются классификаторы – кодированные
перечни множества качественных признаков,
описывающих изучаемое явление. Перечислим
важнейшие из них.ОКАТО – общероссийский
классификатор объектов административно-территориального
деления – предназначен для обеспечения
достоверности, сопоставимости и автоматизированной
обработки информации в сфере статистики.
Объектами классификации в ОКАТО являются
республики, края, области, города федерального
значения, автономные области, округа,
районы, города и т. п.ОКВЭД – общероссийский
классификатор видов экономической деятельности
– предназначен для классификации и кодирования
видов экономической деятельности и информации
о них. ОКВЭД используется при осуществлении
государственного статистического наблюдения
по видам деятельности за развитием экономических
процессов, при подготовке статистической
информации для сопоставлений на международном
уровне.ОКОГУ – общероссийский классификатор
органов государственной власти и управления
– предназначен для упорядочения и систематизации
информации об органах государственной
власти и управления, для проведения статистического
учета и обеспечения государственных
статистических наблюдений.ОКФС – общероссийский
классификатор форм собственности – предназначен
для формирования информационных ресурсов,
регистров, реестров и кадастров, содержащих
сведения о субъектах гражданского права,
решения аналитических задач в области
статистики. Объектами классификации
ОКФС являются формы собственности.ОКОПФ
– общероссийский классификатор организационно-правовых
форм – также предназначен для решения
аналитических задач в сфере статистики.
Объектами классификации ОКОПФ являются
организационно-правовые формы.ОКСМ –
общероссийский классификатор стран мира
– предназначен для идентификации стран.
Объектами классификации ОКСМ являются
суверенные государства или любые другие
территории, имеющие политические, экономические,
географические или исторические особенности.Все
вышеперечисленные классификаторы входят
в состав Единой системы классификации и кодирования
технико-экономической и социальной информации
Российской Федерации (ЕСКК) и разрабатываются в соответствии
с нормативно-правовой базой, действующей
в Российской Федерации, и гармонизируются
со Статистической классификацией, принятой
в Европейском экономическом сообществе.
При разработке этих классификаторов
используют иерархический метод классификации
и последовательный метод кодирования.В
связи с переходом на принятую в международной
практике систему учета и статистики в
России создан и функционирует Единыш государственные реестр (регистр)
предприятий, организаций, учреждений
и объединений – ЕГРПО. Целью его создания является
обеспечение единого государственного
учета предприятий и организаций, формирование
информационного фонда. Важнейший раздел
информационного фонда – классификационный
– содержит классификацию субъектов в
соответствии с вышеуказанными общероссийскими
классификаторами.Информационный фонд
ЕГРПО состоит из трех разделов: идентификационного,
справочного и экономического. Идентификационный
раздел представляет собой регистрационный
код объекта, уникальный для всего информационного
пространства России; справочный содержит
информацию о фамилии руководителя, адресе
объекта, номерах телефонов и т. д. экономический
содержит показатели, характеризующие
субъект.Таким образом, системы обозначений,
принятые в государственной статистике,
являются официальными стандартами Российской
Федерации и используются для решения
аналитических задач, на них основана
методология сбора и обработки статистической
информации как для внутренних нужд, так
и для сопоставления на международном
уровне.