Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 15:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение страхования жизни, его анализ как в целом по стране, так и в частности на примере компании.
Объект анализа – деятельность страховой компании «MetLife Алико» на рынке страхования жизни.
Предметом анализа является изучение рынка страхования жизни, факторов, влияющих на развитие данного сектора страхования.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития страхования жизни в России 5
Сущность, цели, функции страхования жизни 5
Виды страхования жизни 11
Место и роль страхования жизни на страховом рынке в РФ в современных условиях 19
Глава II. Анализ и оценка рынка страхования жизни 23
2.1. Анализ рынка страхования жизни в РФ 23
2.2. Анализ рынка страхования жизни на примере компании Metlife Алико за 2009 и 2010 года 32
2.3. Проблемы и перспективы развития страхования жизни 37
Заключение 43
Список литературы 46
Рисунок 2.4. – Страховые премии компании в 2009 году.
В 2009 году выплаты «Алико» по полисам страхования жизни составили более 1,5 млрд. рублей. Количество клиентов, заключивших долгосрочные договоры страхования составило 1250 человек, что на 50% больше, чем в 2008 году.
Индивидуальное страхование жизни в структуре страхового портфеля компании «Алико» в 2009 году составляло 57%, пенсионное страхование – 4%, кредитное страхование жизни – 13%, корпоративное страхование жизни – 3% .8
Рисунок 2.5. – Структура страхового портфеля компании «Алико» 2009 год.
В 2010 году рынок страхования жизни вырос на 43,3% по сравнению с 2009 годом и составил 22,5 млрд. рублей. Доля МетЛайф Алико на рынке страхования жизни без учета его структуры составила 14,1%, в конкурентном сегменте – 28,2%. Так по итогам 2010 года компания вновь возглавила список крупнейших компаний по страхованию жизни.
Позитивную роль в таком развитии событий сыграли высокий уровень доверия и лояльности клиентов МетЛайф Алико, отлаженные эффективные коммуникации, высокое качество обслуживания и страховые программы, нацеленные на удовлетворение потребностей клиентов в России.
Рисунок 2.6. – Распределение долей среди страховщиков жизни в 2010 году.
Диаграмма показывает расстановку сил на российском рынке страхования жизни, согласно официальным данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН) на конец 2010 года.
Важным фактором устойчивого положения компании на рынке страхования жизни является сбалансированный по структуре портфель, а также высокая диверсификация каналов продаж. То обстоятельство, что большая часть страховой премии поступает в компанию от индивидуальных клиентов по программам страхования жизни, не связанным с кредитами является уникальным для российского рынка страхования жизни, свидетельствует о высоком доверии и лояльности клиентов, что обеспечивает устойчивое положение компании на данном рынке. Помимо индивидуального страхования жизни, занимающего в портфеле компании 49%, МетЛайф Алико продолжила укрепление своих позиций в других сегментах. Так, сборы по страхованию от несчастных случаев и болезней составили 16%, по медицинскому страхованию – 10%, пенсионному страхованию – 3%. Сборы по кредитному страхованию жизни увеличились на 62% и составили 21% от совокупных сборов премий компании в 2010 году.9
Рисунок 2.7. – Страховой портфель компании МетЛайф Алико в 2010 году.
МетЛайф Алико уделяет большое внимание всестороннему развитию каналов продаж. Важнейший для компании агентский канал продаж, который компания развивает с момента начала своей деятельности в России, обеспечил в 2010 году поступление 37% совокупной премии, канал продаж через финансовые институты принес компании 34% страховой премии.
Компании удалось сохранить стабильную работу и других каналов продаж. Так, продажи в сегменте корпоративного страхования составили 15% от совокупной премии, а партнерские продажи – 12%.
Рисунок 2.8. – Распределение страхового портфеля по каналам дистрибуции в компании в 2010 году.
За 2010 год общий сбор страховой премии «Алико» составил 4 268 443 тыс. руб., из них 3 183 719 тыс. руб. - по страхованию жизни. Увеличение общего сбора премии по сравнению с итогами 2009 года составило 18%, премия по страхованию жизни увеличилась на 17%, что свидетельствует о том, что компания «Алико» продолжает наращивать обороты и постепенно возвращается к докризисным темпам роста. Выплаты за этот период составили 1 219 622 тыс. руб., из них по страхованию жизни – 867 391 тыс. рублей.
Резервы и активы компании на конец 2010 года по сравнению с 2009 годом выросли на 22% и 27% и составили 8 773 516 тыс. рублей и 13 379 042 тыс. рублей соответственно.
2.3. Проблемы
и перспективы развития
Страхование жизни – сектор российского страхования, являющийся одним из лидирующих по темпам роста, но, к сожалению, остающийся в числе аутсайдеров по абсолютным объемам премий и доле в общих сборах страховщиков.
Рынок страхования жизни на сегодняшний день развивается не в полную силу и тому способствует ряд различных сдерживающих факторов (проблем развития).
Рисунок 2.9. – Проблемы развития рынка страхования жизни.
Главной проблемой развития страхования жизни является дефицит доверия. После банкротств банков и инвестиционных фондов немногие готовы вкладывать свои средства на значительный срок. Вопрос доверия - основной вопрос в страховании. И в этой связи очень важно, чтобы страховые компании в полной мере осознали свою ответственность за рост доверия населения к сфере страхования.10
Другой фактор - нехватка профессиональных финансовых консультантов, прекрасно знающих страховые продукты, хорошо ориентирующихся в вопросах налогообложения и вложения инвестиций. Большое значение для развития рынка накопительного страхования имеет совершенствование налогообложения, от чего выиграют и страховые компании, и работодатели и граждане.
Третья проблема – в условиях пусть и не высокой инфляции долгосрочных вложений делает их рискованными для населения.
Четвертая проблема – финансовое состояние страховщика, которое должно быть устойчиво, так как в основе страхования жизни лежит капитализация страховых премий.
Эффективное развития страхования жизни в России возможно только при развитом рынке инвестиций, а так как на сегодняшний день это рынок достаточно не стабилен, то и рынок страхования жизни развивает не полностью.
Предварительные результаты первого полугодия 2011 года показали существенный рост. Однако следует сразу заметить, что в России сегодня нельзя правильно спрогнозировать динамику рынка страхования жизни. Те объемы и структура бизнеса, которые представлены сегодня на рынке не позволяют адекватно оценить будущий рост – а он непременно будет. С самого начала 2011 года было понятно, что по итогам года страхование жизни вырастет не менее чем на 50%. Итоги первого полугодия показали рост рынка более чем на 60%.
Российский рынок страхования жизни сегодня имеет две главные составляющие: кредитное страхование жизни и агентские продажи. В банковском секторе все зависит от того, насколько слаженно страховщики взаимодействуют с банками и как велики сами объемы кредитования. В 2011 году, по крайней мере, до сентября банковский рынок чувствовал себя неплохо, а вместе с ним – и рынок страхования жизни11.
Гораздо интереснее, что будет в 2012 году. Если никаких принципиальных негативных изменений в макроэкономической ситуации не произойдет, то в 2012 году страхование жизни будет работать при тех же условиях, что и в 2011 году, сценарий 50%-ного роста рынка повторится и дальше. Структура рынка страхования жизни не особо изменится в 2012 году - основные объемы так и останутся, сосредоточены на кредитном страховании жизни.
Агентские продажи на розничном рынке сейчас активно развивают 4-5 компаний, это так и останется в обозримом будущем, планы компаний по работе с населением, в общем-то, известны и понятны. Особых инвестиций в развитие агентских сетей в ближайшем будущем никто осуществлять не будет. Так что при позитивном развитии экономики России сохранятся все нынешние тенденции роста рынка страхования жизни.
Тенденция развития страхования жизни в 2011 году – активизация продаж накопительного страхования жизни через банки. Такие банки, как Альфа-банк, Сбербанк, Росгосстрах-банк и др., уже пытаются предлагать своим клиентам полисы, не связанные с банковскими услугами (классическое страхование жизни и продукты с инвестиционной составляющей), ряд банков планируют этим заниматься в ближайшее время. Программы предполагают более льготные и выгодные тарифы по банковским продуктам тем, кто купил классическое страхование жизни.
Летом 2011 года, когда ставки по депозитам были 6,5-7%, люди с большей охотой соглашались перекладывать часть средств в инвестиционное страхование жизни. Однако поскольку сейчас ставки начинают расти, продавать страхование жизни как альтернативу банковскому депозиту, будет сложнее. Тем не менее, можно сказать, что это дальнейшая тенденция развития рынка, а, именно, устойчивый долгосрочный тренд на развитие продаж страховых продуктов, не связанных с кредитованием, через банки. В ближайшие 3-5 лет все банки включатся в эту деятельность.12
Как показывает статистика, страхование жизни не менее 70% приходится на банковский сектор, еще около 10% - это корпоративные договоры и порядка 20% может приходиться на долгосрочные накопительные договоры граждан.
На сегодняшний день на российском рынке складывается модель чрезмерной ориентированности на банки. Очень мало кто инвестирует в развитие собственных агентских сетей.
Органы страхового надзора чувствуют себя не очень комфортно в связи с большими показателями роста в страховании жизни потому, что понимает, что по сути банки через кредитное страхование жизни трансформируют часть своего дохода в страховые премии и комиссии, а реального развития накопительного страхования как не было, так и нет. При общем росте на 50-60%, который ожидается за год по страхованию жизни в целом, в сегменте классических накопительных программ максимум чего можно ожидать – это роста на 20-30%.
В целом, сектор страхования жизни выглядит существенно более здоровым и финансово устойчивым, чем сектор не-жизни, где накоплены проблемы непокрытых резервов, недостатка капиталов, некачественных активов и плохого менеджмента. «Входной порог» в страхование жизни и сегодня очень высок, что позволяет избежать наплыва желающих быстро обогатиться.
В нынешних условиях продажи корпоративного страхования жизни идут очень тяжело. Корпоративный сектор показывает очень умеренные по меркам страхования жизни темпы роста (15-20% в год) и никто из игроков страхового рынка не добился здесь существенных прорывов.
Для нормального развития рынка необходимы существенные преобразования законодательства: на сегодняшний день существует множество противоречий и отсутствует государственный протекционизм. Это касается, прежде всего, изменений в налоговом законодательстве в части налоговых льгот для клиентов, вкладывающих средства в долгосрочное страхование жизни. Такие льготы на Западе являются главным стимулом развития рынка страхования жизни. Например, в Германии клиенты, вкладывая деньги в программы пенсионного страхования, могут сэкономить внушительную сумму за счет налоговых вычетов.
Режим налоговых льгот может применяться к договорам страхования жизни, заключенным на срок не менее пяти лет. Льготы по таким договорам могли бы сокращать налоговую базу по налогу на доходы физических лиц (налоговые вычеты), страховые выплаты по этим договорам также не должны облагаться этим налогом. При этом недополученные доходы государства по этому налогу могут компенсироваться притоком долгосрочных финансовых инвестиций за счет размещения средств страховых резервов по страхованию жизни
Страхование жизни по своей сути – это колоссальный инвестиционный ресурс «длинных» денег, которые сейчас необходимы России для модернизации и развития. Нужно преобразовать рынок страхования жизни для нормального функционирования экономической системы. Необходимы стимулы для страхователей, которые должны создаваться в первую очередь путем государственных мер.
Заключение
Страхование жизни - это страхование, предусматривающее защиту долговременных интересов страхователя. Предусматривает, как правило, регулярные долговременные финансовые отношения между страхователем и страховщиком.
Особенности страхования
жизни заключаются в
Страхование жизни, как особый вид страхования базируется на следующих принципах: дисконтирования; участия в прибыли страховщика по специальным инвестиционным полисам; выкупа договора; прозрачности страхования жизни.
Основные функции страхования жизни: 1) социальной; 2) сберегательно-накопительной; 3) инвестиционной; 4) кредитной.
Рынок страхования жизни в РФ на 26,9% представлен компаниями в составе иностранных финансовых (банковских) групп, на 23,6% – рыночно ориентированными компаниями со стратегическим участием иностранных страховых или финансовых групп, на 14,6% – рыночно ориентированными компаниями без участия иностранного капитала, на 11,6% – кэптивными компаниями российских финансово-промышленных групп.
В 2010 году премии, собираемые страховщиками по страхованию жизни через банки, выросли в 2 раза, до 3 млрд., рублей. Доля банковского канала продаж на рынке страхования жизни увеличилась с 17% в I полугодии 2009 года до 34% в I полугодии 2010.
В 2012 году рынок страхования жизни будет расти примерно теми, же темпами, что и в 2010-2011 году. Развиваться рынок будет как в рознице, так и в корпоративном сегменте.
В первом полугодии 2011 года десятка лидеров страхования жизни была представлена исключительно компаниями столичного региона. Объем премий, собранный десяткой лидеров за первые шесть месяцев 2011 года, составил почти 11,6 млрд., рублей, превысив на 92% показатель аналогичного периода прошлого года. Темпы прироста, которые продемонстрировали лидеры, значительно превышают общероссийские темпы прироста, составившие 64,4%.
Объем выплат лидирующей десятки увеличился на 66,2% (с 999,2 млн., рублей до 1,661 млрд., рублей), тогда как общий объем выплат всех российских страховщиков вырос на 32%.