Бенчмаркетинг, как инструмент управления страховой организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить бенчмаркетинг как инструмент управления страховой организацией.
Согласно цели данной работы можно выделить следующие задачи:
дать понятие бенчмаркетинга, показать преимущества его для организаций;
рассмотреть классификацию видов бенчмаркетинга;
изучить этапы проведения бенчмаркетинга в страховых организациях;
выявить источники информации для бенчмаркетингового анализа

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая начало (3).docx

— 60.74 Кб (Скачать файл)

Концепция бенчмаркетинга устанавливает равновесие между стабильностью и обновлением, показывает, как другие страховые организации эффектно реализуют свои возможности. Отсюда вытекают задачи, которые определяют: что должно быть изменено и что сохранено. Выбор объектов исследования определяется самой страховой организацией.

Задачами страхового бенчмаркетинга являются:

  • Обеспечение рентабельной работы в постоянно изменяющихся условиях;
  • Обеспечение конкурентоспособности организации в целях соблюдения интересов клиентов, поддержания общественного имиджа страховщика;
  • Максимальное удовлетворение запросов клиентов по объему, структуре и качеству страховых продуктов, предлагаемых страховой организацией, что создает условия для устойчивости деловых отношений;
  • Комплексное решение коммерческих, организационных и социальных направлений деятельности персонала.

Для решения этих задач необходимо выяснить, какие факторы бенчмаркетинга особо важны для реализации конкурентных преимуществ страховщика на рынке, и установить критерии измерения, которые отражают определяющие факторы; выделить лидирующие страховые организации, добившиеся наилучших результатов. Для бизнес-процессов в страхование выделяют следующие основные принципы бенчмаркетинга:

  • Аналогия страховых бизнес-процессов, то есть их схожесть. С точки зрения партнеров должен быть оценен любой бизнес-процесс работы со страхователем. Аналогия бизнес-процессов и установление критериев отбора партнеров по бенчмаркетингу являются тем, от чего зависит успех страховой деятельности.
  • Сравнение характеристик у партнеров в целях установления того, почему существуют различия в количественных и качественных характеристиках, как достигнуть их наилучшего значения.
  • Взаимность обмена информацией. Бенчмаркетинг вносит в отношения страховщиков согласие и обмен информацией, которая обеспечивает «выигрышную» ситуацию у сторон. Для этого в пределах диапазона информации требуется согласовать порядок обмена данными, логику проведения исследования обменивающимися сторонами. В бенчмаркетинговой системе партнеры должны уважать правила игры, что гарантирует хороший результат взаимоотношений. При реализации системы бенчмаркетинга все должно быть заранее определено и согласовано.
  • Достоверность предоставляемых данных. Бенчмаркетинг проводится на основе фактических данных работы страховых организаций. Анализ и изучение бизнес-процессов конкурентов-страховщиков позволяет использовать их опыт работы с клиентами-страхователями.

В страховых организациях используются различные виды бенмаркетинга.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Классификация видов бенчмаркетинга в страховом предпринимательстве.

 

Внутренний бенчмаркетинг осуществляется внутри страховой организации и заключается в сопоставлении схожих по характеристикам бизнес-процессов по страхованию.

Бенчмаркетинг конкурентоспособности характеризует изменение характеристик страховой организации. Проводятся сопоставление их с характеристиками конкурентов на страховом рынке, исследование страховых продуктов, возможностей бизнес-процессов конкурентов-страховщиков.

Функциональный бенчмаркетинг предусматривает сравнение реализации определенных бизнес-функций двух или более страховых организаций.

Бенчмаркетинг бизнес-процессов характеризует деятельность центров финансовой ответственности (ЦФО) по изменению определенных показателей, проводится сопоставление характеристик страховщика с более совершенными аналогичными бизнес-процессами.

Глобальный бенчмаркетинг предусматривает расширение стратегического бенчмаркетинга, включает также ассоциативный бенчмаркетинг.

Ассоциативный бенчмаркетинг проводится страховыми организациями, состоящими в узком бенчмаркетинговом альянсе, содержание которого дано в кодексе поведения бенчмаркетинга.

Общий бенчмаркетинг – это сравнение отдельных бизнес-функций двух или более страховых организаций независимо от региона их расположения.

Анализ превосходства проводится планомерно, «шаг за шагом» при соблюдении следующих правил:

  1. Руководители заинтересованы в идее анализа превосходства;
  2. Персонал проинформирован о целях и необходимости такого анализа;
  3. Рабочая программа имеет простую пошаговую структуру;
  4. Ход проекта подробно задокументирован.

Соблюдение этих правил инициирует важные изменения в деятельности страховщика, дает инновационные импульсы для реинжиниринга и инжиринга  бизнес-процессов по разработке новых методов работы. При этом происходит не реформа, а революция, которая создает принципиально новые страховые продукты. Факторы успеха не зависят от конкретной отрасли, что в полной мере относится к страховой отрасли. К таким фактором относятся:

  • ориентация на достижение высоких результатов;
  • внимание к затратам;
  • ориентация на потенциальных страхователей и покупательскую полезность страховых продуктов;
  • повышение качества страховых продуктов, повышение производительности труда персонала страховщика;
  • использование современных технологий, появляющихся на страховом рынке;
  • концентрация на основной деятельности;

 

Этапы проведения бенчмаркетинга в страховой организации

Процедура бенчмаркетинга состоит из семи последовательных этапов.

Этап первый – определение бизнес – операций, которые необходимо анализировать с позиций бенчмаркетинга, что требует времени, усилий и внимания маркетологов. Надо определить приоритеты бизнес – операций: по каким из них проводить бенчмаркетинг в первую, вторую, третью очередь, а по каким не проводить вообще. Каких – либо установленных правил отбора бизнес – операций не существует, однако есть несколько общих критериев выбора приоритетов, которые следует применить к бенчмаркетингу( например ответить на вопрос « Какие бизнес операции составляют наибольший процент в себестоимости?» и получить более ощутимые результаты с применением системы бенчмаркетинга). Наиболее часто страховые организации проводят бенчмаркетинг по таким сегментам, как: страховые продукты, каналы продаж, управление персоналом, система материально-технического обеспечения, административное управление и управление финансами, система стратегического планирования и т.д.

Этап второй – выявление факторов, которые будут анализироваться. Анализ по системе бенчмаркетинга измеряет определенную бизнес-операцию при конкретных факторов и показателях, характеризующих количество и качество затраченного труда. Факторов множество, но их необходимо объединить в несколько групп. Если проводится бенчмаркетинг на основе бизнес – операций, то факторы связанны с трудовой деятельностью и представляют собой затраты труда (производительность труда, уровни оплаты, накладные расходы и т.д.). Факторы отличий оценивают степень удовлетворенности страхователей страховыми продуктами, широту продуктовых линий, качество продуктов, имидж и т.д. Если проводится бенчмаркетинг на стратегическом уровне, то фактором оценки и сравнения являются финансовые результаты (например, доля на рынке, рост продаж страховых продуктов, объем прибыли и т.д.).

Этап третий состоит в отборе лидеров в страховой отрасли и вне её. В связи с тем, что целью бенчмаркетингового анализа является выявление страховых организаций с лучшими количественными и качественными показателями, достижение таких показателей анализируется в собственном чтраховом предпринимательстве. Лучшие страховые организации выбираются из следующих групп: прямые, латентные конкуренты и конкуренты вне отрасли. Прямые конкуренты – это параллельные конкуренты, то есть страховщики в той же отрасли страхового предпринимательства, но не конкурирующие на прямую с конкретным страховщиком. Летентные конкуренты – страховщики, с которыми данная страховая организация не конкурирует в настоящее время, но которые могут являться угрозой в будущем. Это наиболее опасные конкуренты. От них исходит либо демпинг затрат, либо более высокое качество страховых продуктов. Конкуренты вне отрасли -  наиболее творческая часть анализа лидеров. Задача состоит в том, чтобы разглядеть в другой отрасли то, что можно применить в страховом предпринимательстве. При анализе лидеров вне отрасли у страховщика есть реальная возможность оказаться впереди конкурентов в своей отрасли.

Как только определен перечень страховых организаций как потенциальных объектов сравнения, необходимо оптимизировать этот перечень и свести его к минимуму. Рекомендации по оптимизации таковы:

  • ограничение перечня до четырех-шести;
  • использование наиболее разнообразного перечня страховых организаций;
  • отбор наиболее творческих страховщиков по направлениям анализа.

Этап четвертый заключается в сборе и оценке показателей лидеров-страховщиков по выбранным факторам. Источники информации для бенчмаркетингового анализа представлены в таблице 2.

Таблица 2. Источники информации для бенчмаркетинга анализа в страховом маркетинге

Публикации

Обмен информацией

Внешние источники

  • Данные комиссии по ценным бумагам
  • Годовые отчеты, брошюры о страховых продуктах, прессрелизы
  • Статьи в деловой местной прессе
  • Аналитические отчеты по сегментам страхового рынка
  • Публикации профессиональных ассоциаций страховщиков
  • Публикации из правительственных источников
  • Профессиональные конференции
  • Прямые контакты со страховщиками различных отраслей страхования
  • Неформальные контакты сотрудников конурирующих страховых организаций
  • Потенциальные клиенты
  • Правительственные чиновники
  • Отраслевые консультанты

 

Этап пятый состоит в сравнении показателей лидеров-страховщиков с собственными показателями для выявления абсолютных и относительных отклонений. Определяется разумный предел детализации и точности собираемой информации. Основная цель – сбор информации для определения направлений совершенствования и способов их достижения.

Этап шестой заключается в разработке программных действий для ликвидации вскрытых отклонений по проанализированным показателям. Программы действий можно свести к нескольким альтернативным вариантам. Первая программа действий – «работайте лучше». В этом  случае страховщик выявляет наиболее высокие затраты, недостатки системы продаж и определяет направления достижения наилучших показателей конкурентов-страховщиков. Вторая программа действий – имитация (копирование) конкурентов-страховщиков. Это легкая, но малоэффективная программа. В результате её реализации у страховщика мало шансов определить конкурентов. Третья программа действий – прямое опережение конкурентов – возможна на основе получения и использования достоверной информации из других отраслей. Четвертая программа действий – изменение правил игры на страховом рынке. Она имеет место, когда страховщик ничего не может предпринимать по объективным причинам экономического или политического характера. В этом случае нужна коренная перестройка стратегии, связанная с появлением новых страховых продуктов, сменой сегмента на страховом рынке, изменением целевой группы клиентов – страхователей и т.д.

Этап седьмой – внедрение и мониторинг. Результаты бенчмаркетинга подвергается систематическому мониторингу. Исходя из особенностей отечественной деловой культуры рекомендуется ежегодный мониторинг и по бенчмаркетингу совместно со стратегическим планированием. Бенчмаркетинг можно рассматривать как одно из важнейших направлений стратегически ориентированных маркетинговых исследований. В таблице 3 представлены сводные данные, характеризующие значение бенчмаркетинга в процессе стратегически ориентированных маркетинговых исследований.

Бенчмаркетинговый подход приводит к существенным изменениям процедуры принятия решения, основанным на результатах маркетинговых исследований и интуиции менеджеров в отношении комплекса маркетинга. На этой основе разрабатывается маркетинговая стратегия. Современные условия предпринимательства приводят к тому, что для обеспечения конкурентоспособности страховой организации и её устойчивого положения подобных действий становится недостаточно. Необходимо изучение опыта работы и поведения на рынке лидеров страхового предпринимательства для повышения обоснованности стратегии маркетинга.

Процесс маркетингового планирования, устанавливающий стратегические направления развития предпринимательства, является важнейшей сферой деятельности, для которой бенчмаркетинг имеет решающее значение. Цели и руководящие принципы зависят от миссии страховой организации и во многом определяются результатами бенчмаркетинга. Применение бенчмаркетинга в процессе стратегического маркетингового планирования обеспечивает то, что требования, предъявляемые внешней средой и покупателями, рассматриваются на основе релевантных данных.

В процессе разработки маркетинговых стратегий важен взгляд со стороны, так как он устанавливает стратегические направления развития и содействует распределению ограниченных ресурсов. Знания о методах работы лучших страховых организаций и потребностях покупателей-страхователей, полученные в процессе бенчмаркетинга, являются важной информацией, необходимой для развития страховщика и обеспечение его конкурентоспособности. В процессе преобразований маркеолог-менеджер изучает, насколько его страховая организация адаптирована к требованиям страхового рынка, и если нет, то что для этого необходимо сделать.

 

Расчетная часть

Используя исходные данные по своему варианту из приведенных ниже таблиц (цифры условные) рассчитайте анализ динамики имущества (табл. 3) и источников формирования имущества (табл.4).

 

Таблица 1

Исходные данные для расчета динамики имущества

Информация о работе Бенчмаркетинг, как инструмент управления страховой организацией