Государственное пенсионное страхование в РФ: современное состояние и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственных пенсий и их видов, а также анализ обязательного и добровольного пенсионного страхования на территории Российской Федерации (далее – РФ).
К основным задачам курсовой работы, посвященной государственным пенсиям, можно отнести:
1) рассмотреть понятие государственных пенсий, обязательного пенсионного страхования и добровольного пенсионного страхования;
2) провести развёрнутый анализ по видам государственных пенсий;
3) определить недостатки и пути совершенствования пенсионной системы на территории нашей страны.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 73.45 Кб (Скачать файл)

Обычно страховые взносы уплачиваются примерно в равных долях (в процентах к заработку) или в несколько большем объёме работодателем. Однако надо иметь в виду, что, в конечном счете, страхование осуществляется за счёт самих работников, поскольку доходы работодателя образуются в основном в результате труда застрахованных. В связи с этим распределение платежей между работниками и работодателями не имеет существенного значения.

    1. Страховые взносы аккумулируются в централизованном фонде, который обычно именуется фондом обязательного пенсионного страхования (в России – это Пенсионный фонд РФ). Его средства не должны сливаться с государственным бюджетом, они предназначены только на пенсионное обеспечение застрахованных, их семей и ни при каких обстоятельствах не могут изыматься на иные цели. Управление таким фондом осуществляется застрахованными и работодателями (их представителями) под контролем государства;
    2. Все условия и нормы уплаты страховых пенсионных взносов, а также нормы пенсионного обеспечения (уровень пенсий в процентах к заработку, требуемый для получения пенсии стаж, порядок подсчёта стажа и заработка, минимальные и предельные размеры пенсии и т. д.) определяются законом;
    3. Уровень страхового пенсионного обеспечения, в конечном счете, определяется, во-первых, тем, сколько лет трудился человек, или, иначе говоря, сколько лет им и его работодателями уплачивались в эти годы страховые взносы. Эти два показателя определяют в основном уровень пенсионного обеспечения конкретного наёмного работника и дифференциацию в размерах пенсий застрахованных, их семей [11].

Уровень пенсионного обеспечения – один из существенных показателей, характеризующих пенсионную систему и её состояние в каждый период времени. Необходимо различать относительный и абсолютный уровень пенсионного обеспечения, которые неразрывно связаны между собой.

Относительный уровень – это отношение пенсии пенсионера к его среднемесячному заработку, из которого она исчислена. Иногда этот показатель именуют коэффициентом замещения. Обычно он рассчитывается по стране в целом и по отдельным регионам. Для этого средняя пенсия делится на средний заработок, из которого она исчислена (соответственно в стране или в регионе). Относительный показатель характеризует уровень жизни (достаток, потребление) пенсионеров – бывших наёмных работников, живущих на пенсию, по сравнению с уровнем жизни наёмных работников, продолжающих трудиться и живущих на заработок. Чем выше соотношение, тем меньше разрыв в уровне жизни указанных двух групп граждан, составляющих в развитых странах большинство населения [12].

Как это ни парадоксально на первый взгляд, но в странах, где высокая реальная оплата труда, относительный уровень пенсионного обеспечения обычно сравнительно невысок и, наоборот, в тех странах, где низкая оплата труда, он повыше. Объясняется это просто: при уровне пенсионного обеспечения в первых странах, допустим, в 40-45 процентов, человек, живущий на пенсию, вполне может за счёт такой пенсии удовлетворять свои обычные потребности (в пище, одежде, оплате соответствующих услуг и т. д.), поскольку работающий член общества затрачивает на эти цели не более той же части своего заработка. Что касается других стран, то в них на удовлетворение обычных потребностей человека расходуется значительно большая часть заработка, следовательно, относительный уровень пенсионного обеспечения должен быть существенно выше. В противном случае пенсионер оказывается за чертой бедности или на её грани.

Абсолютный уровень пенсионного обеспечения – это потребительская стоимость пенсии – от минимальной до максимальной. Другими словами, данный показатель определяет, в каком объёме пенсионер может приобретать необходимые ему потребительские товары, и, в частности, услуги, достаточны ли они для того, чтобы обеспечить ему достойный уровень и качество жизни.

В российском пенсионном Законе 1990 г. Отражены все перечисленные выше критерии – принципы, на которых должна основываться обязательная страховая пенсионная система. На их основе, кстати, во всех развитых странах успешно функционируют и развиваются общенациональные страховые системы. Эти критерии являются не изобретением разработчиков закона и законодателей, его принявших, а практической реализацией общепризнанных в мире идей обязательного пенсионного страхования.

Вторая причина, побудившая Россию приступить к формированию новой пенсионной системы, состояла в необходимости повысить реальный уровень доходов основной части пенсионеров, живущих, как правило, на пенсию. При этом учитывалось, что за последние годы в СССР существенно снизился как относительный, так и абсолютный уровень пенсионного обеспечения, особенно тех граждан, пенсия которых превышала минимальный размер. Это произошло в связи с ростом номинальной оплаты труда и консервацией в то же время максимального размера пенсии (он не повышался более 30 лет). В результате пенсия стала составлять значительно меньшую часть заработка, чем прежде [13]. Кроме того, в прошлом пенсии вообще не индексировались ни с учётом роста цен на потребительские товары, ни с учетом роста заработка. Материальный достаток пенсионеров в силу этого хотя и медленно, но неуклонно снижался.

Закон 1990 г. затронул и бюджетную систему пенсионного обеспечения. Он, во-первых, существенно повысил уровень пенсионного обеспечения военнослужащих из числа солдат, сержантов и старшин и приравненных к ним категорий граждан, упорядочил их пенсионное обеспечение. Ранее зачастую пенсии граждан, инвалидность которых наступила вследствие военной травмы, оказывались по своему уровню ниже пенсий по инвалидности вследствие общего заболевания и пенсий по старости. Закон устранил эту явную социальную несправедливость. То же касалось и пенсии по случаю потери кормильца, умершего вследствие военной травмы. С введением в действие с 1 февраля 1993 г. Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» завершилось создание достаточно развитой и «возвышенной» системы пенсионного обеспечения всех категорий военнослужащих и приравненных к ним других категорий граждан и их семей [14].

«Возвышенная», т. е. прежде всего более высокая по своему уровню система пенсионного обеспечения для указанных категорий граждан, условия службы которых специфичны и опасны, и их семей, типична для большинства стран. Особые пенсии для таких граждан были и в СССР.

Общие тенденции развития двух российских пенсионных подсистем в последние годы (начиная с 1993 г.) очевидны: они характеризуются, с одной стороны, резким, постоянно нарастающим снижением относительного и абсолютного уровня пенсионного обеспечения практически всех, без какого-либо исключения, пенсионеров, получающих пенсию в соответствии с Законом 1990 г., а с другой – введением значительно более высоких пенсий для сотрудников властных, силовых структур как на федеральном, так и на региональном уровнях. Эти тенденции явно противоречат тем целям, которые определены в Законе 1990 г., - формированию единой системы государственных пенсий в России, обеспечению стабильности достигнутого уровня пенсионного обеспечения и повышению его, дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения с учётом труда и его результатов.

 

 

2.2 Анализ зарубежного  опыта государственного пенсионного  страхования

 

 

На сегодняшний день в развитых странах основой пенсионного обеспечения являются государственные распределительные системы (финансирование пенсий за счет налогообложения фонда заработной платы работающих). Уровень взносов колеблется от 5 процентов в Канаде до 27 процентов в США. В некоторых странах (США, Япония, Германия и Канада) взносы платят поровну работники и работодатели, в других (Франция, Италия, Швеция) работодатели берут на себя большую часть взносов. Государственные системы, как правило, дополняются профессиональным пенсионным обеспечением и личными сберегательными пенсионными счетами граждан. Общей тенденцией для развитых стран является внедрение негосударственных накопительных систем в национальные системы пенсионного обеспечения [15].

Система пенсионного обеспечения Германии включает в себя 3 составляющие:

обязательное пенсионное страхование (охватывает 78 % населения и обеспечивает 63 % от объема пенсий, предоставляемых всей системой защиты в старости)

пенсии по старости от предприятий (дополнительные пенсии, выплачиваемые предприятиями на добровольной основе, договорами о таких пенсиях охвачена почти половина работников Германии)

частное пенсионное обеспечение на добровольной основе (заключение договоров страхования жизни, покупка недвижимости, ценных бумаг и т.п., данный вид характерен для состоятельных граждан)

Данная система позволяет поддерживать пенсионные выплаты на уровне 70 % от средней заработной платы по стране. Модель пенсионной системы Германии характерна также для Австрии, Италии, Франции и большинства других стран западной Европы.

Пенсионная система США основывается преимущественно на личном пенсионном страховании населения. Эта модель функционирует в некоторых странах Латинской Америки и в Португалии. Государственная распределительная система предназначена для гарантированной выплаты пенсий в установленных сроках и объемах. Частные пенсионные фонды предприятий построены по накопительному принципу, что позволяет фондам финансировать собственные пенсионные программы и одновременно вносить крупный вклад в развитие экономики страны. Также в США распространены личные пенсионные счета и долгосрочное страхование жизни. Таким образом, американцы обеспечивают себе сразу 3 пенсии: государственную, частную от предприятия и личную путем открытия пенсионного счета или заключения договора страхования жизни.

Современная пенсионная система Великобритании представляет собой многоуровневую систему, состоящую из государственной (базовой и страховой), профессиональной и дополнительной (личное пенсионное страхование) пенсий. Государственные пенсии предоставляются в обязательном порядке всем лицам наемного труда, которые вносят страховые взносы. При этом предусматривается возможность перехода из государственной в частную (профессиональную) пенсионную систему, признаваемую приемлемой с точки зрения надежности. В этом случае работодатель и работник получают право платить взносы в Национальную систему страхования только на базовую пенсию. Величина базовой пенсии составляет 20 % от средней заработной платы по стране, дополнительные профессиональные пенсионные системы позволяют компенсировать пенсионерам 50-65 % последней заработной платы.

Наиболее близка России, пенсионная система Швеции. Ядром шведской обязательной системы является страховая пенсия, размер ее зависит от величины заработной платы работников, а финансовым источником служат страховые взносы работодателей. Пенсионные накопления фиксируются на индивидуальных счетах работников и индексируются с учетом темпов роста заработной платы и демографической ситуации в стране. Помимо страховой существует накопительная часть, суть которой заключается в передаче средств, размещенных на индивидуальных пенсионных счетах, в управление одного или нескольких пенсионных фондов (в т.ч. негосударственных). Инвестиционная деятельность пенсионных фондов по размещению пенсионных ресурсов строго регламентируется законодательством. Обязательные пенсионные системы обеспечивают выплату пенсий на уровне 70 % от средней заработной платы. Также в Швеции существует гарантированная пенсия (финансируется из государственного бюджета и выплачивается гражданам, не имеющим права на получение страховой и накопительной пенсии или уровень их пенсии существенно ниже уровня по стране) и добровольное пенсионное страхование (работодатели организуют пенсионные системы на предприятиях). Добровольные пенсионные системы в Швеции охватывают около 90 % работников и позволяют увеличить размер пенсии на 10 % от средней заработной платы.

Большинство западных стран планируют постепенное реформирование существующих пенсионных систем. Все больше сторонников приобретает концепция, в соответствии с которой государственная поддержка должна осуществляться только в отношении базовых пенсий, выплачиваемых исходя из социальных прав граждан, и одновременно должны быть расширены масштабы частных пенсионных фондов и индивидуальных пенсионных планов [16].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Перспективы  развития государственного пенсионного  страхования 

 

 

3 октября 2012 г. проект Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года представили журналистам статс-секретарь, заместитель министра труда и социальной защиты РФ Андрей Пудов и председатель правления ПФР Антон Дроздов. Пресс-конференция прошла в режиме видеосвязи с городами России.

Стратегия разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597. Сейчас проект стратегии проходит стадию общественного обсуждения, до 15 декабря 2012 года должен быть подготовлен окончательный вариант документа. Планируется, что депутаты Государственной думы рассмотрят его будущей весной [17].

Информация о работе Государственное пенсионное страхование в РФ: современное состояние и перспективы