Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 21:21, контрольная работа
В экономике Российской Федерации страхование занимает прочную позицию как один из финансовых инструментов, обеспечивающих защиту имущественных интересов граждан и организаций от природных, техногенных, экономических и прочих рисков.
Важная роль в реализация единой государственной политики по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, необходимой для устойчивого развития экономики и функционирования финансовой системы принадлежит Федеральной службе страхового надзора (далее - Росстрахнадзор).
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ. ОРГАН
СТРАХОВОГО НАДЗОРА, ЕГО ПРАВА И ФУНКЦИИ……………………..4
ГЛАВА 2. НЕОБХОДИМОСТЬ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ……………………………………………12
ГЛАВА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РЕКВИЗИТЫ ЛИЦЕНЗИЙ……………………...............19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...24
Последующий контроль включает в себя проверки исполнения предписаний, а также выполнения субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, требований по прекращению их страховой деятельности, а в случае неисполнения - обращение в суд с иском о ликвидации этих субъектов как юридических лиц.
При выявлении нарушения страхового законодательства субъекту страхового дела в случаях, определенных пунктом 2 статьи 32.6 Закона об организации страхового дела, органом страхового надзора выдается предписание об устранении нарушения.
Контроль и надзор за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств страховщика, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств.
В соответствии с Законом об организации страхового дела (пункт 2, статья 30, глава IV) установлен государственный контроль за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора» контроль и надзор за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств страховщика, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств возложен на Федеральную службу страхового надзора.
Для осуществления надзорных
Центральный аппарат Росстрахнадзора осуществляет методическое руководство и координацию работы территориальных органов страхового надзора, совместно с инспекцией по Центральному федеральному округу (ЦФО) проводит сплошной надзор за финансовой устойчивостью и платежеспособностью страховщиков, зарегистрированных на территории ЦФО, а также всеми страховыми организациями, осуществляющими обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств, проводит отдельные тематические проверки страховых организаций, зарегистрированных на территориях других федеральных округов.
Территориальные органы страхового надзора осуществляют надзор за финансовым состоянием страховщиков, зарегистрированных на территории соответствующих федеральных округов.
Законом об организации страхового дела (пункт 1, статья 25, глава III) установлено, что гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы и страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования, взаимного страхования; собственные средства.
Уровень страхового тарифа (ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска) является для страховщика одной из составляющих страховой деятельности, с помощью которой формируются показатели его финансовой устойчивости и платежеспособности. В соответствии с Законом об организации страхового дела (пункт 2, статья 11, глава I) конкретный размер страхового тарифа устанавливается: по договорам добровольного страхования - по соглашению сторон, по видам обязательного страхования - федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
Важным направлением деятельности Росстрахнадзора, влияющим на обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков, является контроль за соблюдением ими требований законодательства, определяющего, что страховые резервы и собственные средства страховщика должны быть обеспечены активами. Страховщики должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого должен быть не ниже установленного Законом об организации страхового дела минимального размера уставного капитала. Изменение минимального размера уставного капитала страховщика допускается только федеральным законом не чаще одного раза в два года при обязательном установлении переходного периода.
Управление надзора и
Контроль за формированием страховых резервов осуществляется на основании информации из отчетности, представляемой страховщиками в порядке надзора (форма № 8). Контроль за размещением страховых резервов должен осуществляться на основании данных форм отчетности, представляемой в порядке надзора, которая до настоящего времени не прошла установленную процедуру утверждения.
Управление надзора и
ГЛАВА 2. Необходимость лицензирования страховой деятельностью
В соответствии с Законом об организации страхового дела страхование на территории Российской Федерации (за исключением перестрахования) интересов юридических лиц, а также физических лиц - резидентов Российской Федерации может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензии, полученные в установленном порядке (пункт 5, статья 4). Лицензирование деятельности субъектов страхового дела включено в страховой надзор и является одной из основных функций Росстрахнадзора, оказывающей влияние на обеспечение надежности функционирования страхового рынка.
В рамках осуществления данной функции Управление предварительного контроля Росстрахнадзора принимает решения о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензии субъектам страхового дела, за исключением страховых актуариев.
Лицензирование субъектов
В соответствии с Законом об организации страхового дела принятие решения о выдаче лицензии или об отказе осуществляется Росстрахнадзором в срок, не превышающий 60 дней с даты получения всех предусмотренных документов. О принятом решении сообщается соискателю лицензии в течение 5 рабочих дней.
Отказ соискателю в выдаче лицензии предусмотрен статьей 32.3 Закона об организации страхового дела и производится Росстрахнадзором в случаях:
- наличия у соискателя
лицензии неустраненного
- несоответствия представленных документов требованиям Закона об организации страхового дела и нормативным правовым актам органа страхового надзора;
- не обеспечения страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности;
- наличия неисполненного предписания органа страхового надзора и др.
В соответствии с Законом об организации страхового дела (пункт 2, статья 32.3) решение Росстрахнадзора об отказе в выдаче лицензии с указанием причин отказа направляется соискателю лицензии в письменной форме в течение 5 рабочих дней.
При осуществлении процесса лицензирования в отношении субъектов страхового дела Росстрахнадзором используются санкции, предусмотренные Законом об организации страхового дела - ограничение или приостановление действия лицензии, а также отзыв лицензии.
Ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров страхования по отдельным видам страхования, договоров перестрахования, а также внесения изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры.
Приостановление действия лицензии субъекта страхового дела означает запрет на заключение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также внесения изменений, влекущих за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры.
Одним из оснований для прекращения деятельности субъекта страхового дела является решение органа страхового надзора об отзыве лицензии. Лицензия отзывается в случае неустранения в установленный срок нарушений страхового законодательства, явившихся основанием для ограничения или приостановления действия лицензии, а также в случае, если страховщик не приступил к осуществлению деятельности в течение 12 месяцев со дня получения лицензии, а также в иных предусмотренных федеральным законом случаях (статья 32.8).
Решение Росстрахнадзора
об ограничении или
Со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела не в праве заключать договоры страхования, договоры перестрахования, договоры по оказанию услуг страхового брокера, а также вносить изменения в соответствующие договоры, влекущие за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела.
Для получения лицензии страховщик предоставляет в орган страхового надзора следующие документы:
Правила по видам страхования, содержащие:
К правилам должны быть приложены образцы форм договоров страхования и страховых свидетельств (полисов, сертификатов).
Страховщики, уже имеющие лицензию на осуществление страховой деятельности, при расширении видов страховой деятельности представляют все указанные документы, кроме перечисленных в п. 2, 3, 4.3, 4.6, а страховщики, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование,— все, кроме перечисленных в пунктах 4 – 6.
При получении лицензии один экземпляр Правил страхования и один экземпляр структуры тарифных ставок с отметкой органов надзора возвращаются страховщику, иные документы или копии с них не выдаются. Штамп органов надзора на Правилах страхования и расчете тарифа не означает их утверждения государственным органом. В соответствии с ГК РФ (ст. 943, 954) Правила страхования и тарифы разрабатываются и утверждаются самим страховщиком, а органами надзора используются для контрольных функций. Однако, если окажется, что страховая организация заключает договоры страхования с отступлением от Правил и тарифов, разрешение на использование которых содержится в лицензии, то это влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее отзыва. На внесение изменений в Правила страхования и тарифы страховщик должен получить разрешение надзорных органов, что сопровождается внесением изменений в лицензию.