Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:46, контрольная работа
Цель данной работы – изучить и проанализировать рынок страхования космических рисков, прийти к соответствующим выводам.
Задачи работы:
1. рассмотреть возникновение и современное состояние космического страхования
2. рассмотреть классификацию космического страхования
3. изучить основные сегменты рынка космического страхования;
4. изучить страховые ставки при страховании космических рисков
Введение…………………………………………………………………………3
§1. Возникновение и современное состояние космического страхования…..4
§2. Классификация космического страхования…………………… .…………8
§3. Емкость рынка страхования космических рисков………………………..11
§4. Страховые ставки при страховании космических рисков………………..14
Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы………………………………………………………………18
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
Кафедра Налогообложения и учета
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Страхование»
на тему: «Космическое страхование»
Выполнил: студентка 4 курса,
гр. 08521
Тырышкина А.А.
Проверил: к.э.н., доцент
Нехорошков С.Б.
Новосибирск 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
§1. Возникновение и современное состояние космического страхования…..4
§2. Классификация космического страхования…………………… .…………8
§3. Емкость рынка страхования
космических рисков………………………..
§4. Страховые ставки при страховании космических рисков………………..14
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Начиная с 70-х гг. широкое распространение получило страхование, которое можно объединить в понятие «Космическое страхование».
Космическое страхование – отрасль страхования, связанная с защитой имущественных и других интересов страхователей на всех этапах реализации космической программы: проектирования, производства, на предпусковой фазе и фазе запуска, фазе работы на орбите.
Космическое страхование (или страхование космических рисков) является одним из важнейших элементов любого космического проекта в связи с тем, что космическая деятельность характеризуется повышенными рисками утраты или повреждения объектов федеральной и частной собственности. Поэтому с целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов для возмещения возможных ущербов осуществляется финансовая защита космических проектов путем использования механизма страхования.
Цель данной работы – изучить и проанализировать рынок страхования космических рисков, прийти к соответствующим выводам.
Задачи работы:
В данной контрольной работе были использованы статьи из научных журналов: «Страховое дело», «Новости авиационного страхового рынка», в которых широко изложена информация, соответствующая данной теме.
§1. Возникновение и современное состояние космического страхования
Страхование космических рисков –
новая, развивающаяся отрасль
Особенностью первых договоров по страхованию космических рисков была оговорка о франшизе, то есть непокрываемой части ущерба по первому страховому случаю при запуске серии космических объектов. Эта оговорка называлась «привилегией на один запуск». С этим условием были застрахованы две серии из пяти запусков аппаратов типа «Intelsat».1 В каждой серии только один запуск оказался неудачным, и благодаря оговорке страховые выплаты не были произведены.
С 1975 года страховая практика изменилась: договоры на запуск стали оформляться без привилегий, покрытие было расширено за счет включения рисков, связанных с производством космических объектов и их функционированием на рабочей орбите. В настоящее время уже накоплен опыт по страхованию ракетно-космической техники на всех этапах ее изготовления и эксплуатации, однако этот вид страхования продолжает оставаться сложным из-за специфических особенностей космической индустрии (таблица 1) .
В России началом страхования
Таблица 1 – Характеристика космической индустрии и особенности её страхования.
Специфика космической отрасли |
Особенности страхования |
Большая капиталоемкость: на
запуск некоторых геостационарных
спутников требуется более 300 млн.
долл., включая стоимость ракеты- |
Соответственно, крупные страховые суммы и стоимость страхования, что связано с необходимостью размещения риска у многих страховщиков |
Высокая технологичность и большая конкурентоспособность отрасли: конструкции спутников и ракет непрерывно совершенствуются в сторону увеличения мощности, длительности работы и т.д. |
Затруднительность сопоставления статистических данных по страховым случаям |
Большая степень обновления: постоянно предлагаются новые виды услуг; прямые телетрансляции, цифровые радиопередачи, новые виды информационных услуг и т.д. |
Большие сроки действия страховых договоров (обычно три года) |
Период проектирования, изготовления и запуска геостационарного спутника составляет свыше трех лет, а спутника для околоземной орбиты – свыше полутора лет. | |
Мелкосерийное, а в некоторых
случаях – единичное |
Необходимость разработки новых условий страхования, а также методов оценки рисков и расчетов страховых тарифов |
Небольшое число организаций и
предприятий-изготовителей |
Расширение страхового покрытия распространяется на задержки в реализации всей программы |
Статистика аварийности: доля полных или конструктивных потерь коммерческих спутников колеблется в пределах 13-15 %, что почти всегда связано с ошибками проектирования, изготовления или контроля |
Страховая сумма обычно принимается равной стоимости замены космического аппарата |
Развитие страхования
Стоимость российских программ по страхованию гораздо меньше, чем соответствующих зарубежных проектов, но отечественные страховщики в последние годы заключили несколько крупных договоров по страхованию космических объектов.
В мае 1994 года был запущен спутник связи и телевещания «Горизонт» с выводом на орбиту ракетой-носителем «Протон». Стоимость страхового покрытия была определена в сумме 12,5 млрд. руб. (не деноминированных). В страховании приняли участие 37 отечественных компаний, самые крупные объемы покрытия взяли на себя страховые компании «АСКО-Красноярск» и «Виктория» (по 1,5 млрд. руб.).
В 1996 году были застрахованы предстартовая
подготовка и запуск ракеты-носителя
«Протон», которая вывела на орбиту
спутник связи, принадлежащий Международной
организации морской
Предпочтительную страховую
В настоящее время в мире распространена
практика страхования коммерческих
Телекоммуникационных и научных
спутников связи. Страхователями являются
владельцы космической техники,
страхующие свои имущественные интересы.
Космические объекты, запускаемые
по государственным военным
В июне 1996 года при запуске с космодрома в Плисецке разбился ещё один российский спутник и тоже по причине брака в головном обтекателе. Но поскольку в проекте не участвовали коммерческие организации, спутник не был обеспечен страховой защитой.
Для российских страховщиков традиционные сложности рассматриваемого вида страхования усугубляются еще и следующими причинами:
– новизной страхования космических
рисков отечественными компаниями, что
связано с отсутствием
– недостаточной емкостью российского страхового рынка, не превышающей 10 млн. долл., и финансовых ресурсов российских страховщиков, в среднем не превосходящих 250 млн. руб., что вынуждает их прибегать к помощи иностранных перестраховщиков;
– несовершенством
Этим видом страхования занимается небольшое число отечественных компаний, самыми крупными из которых являются «Ингосстрах», «Мегарус», «Мегус», Военно-страховая компания, «Авиакос».
§2. Классификация космического страхования
В космическом страховании выделяют следующие виды страхования:
При имущественном страховании объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом:
ракетами
космического назначения (РКН) и их составными
частями:
-ракетой-носителем (РН);
-разгонным блоком (РБ);
-полезной
нагрузкой (космическими
объектами космической инфраструктуры:
Страхование ответственности перед третьими лицами предполагает возмещение ущерба, нанесенного имуществу и (или) здоровью третьего лица.
Страхование ответственности перед третьими лицами за ущерб, причиненный им при реализации космического проекта, запуске и эксплуатации РКТ, может быть связано с возникновением обязанности страховщика осуществить страховую выплату в следующих случаях:
При страховании ответственности
необходимо различать страхование
гражданской ответственности
Страхование ответственности за запуск перед третьей стороной предназначено для страхования ущерба, причиненного третьей стороне в процессе запуска и эксплуатации КА на орбите, независимо от того, против кого были направлены иски о возмещении убытков и подпадает под действие Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами №2008, ратифицированной 28 сентября 1973 г., которая вступила в силу 9 октября 1973 г.
Особенностью страхования
Страхование вступает в силу в момент прибытия РКТ на ТК и прекращается при полном разрушении РКН или КА или при окончании срока действия договора страхования.
Существует страхование
Действие договора страхования, касающегося
ответственности перед третьей
стороной, не распространяется на ущерб
сооружениям и стартовому оборудованию,
а также телесные повреждения
персоналу, участвующему в проведении
стартовых операций. Действие договора
не распространяется и на финансовый
ущерб, представляющий собой потерю
ожидаемой прибыли, а также на
такие вредные последствия