Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:46, контрольная работа
Цель данной работы – изучить и проанализировать рынок страхования космических рисков, прийти к соответствующим выводам.
Задачи работы:
1. рассмотреть возникновение и современное состояние космического страхования
2. рассмотреть классификацию космического страхования
3. изучить основные сегменты рынка космического страхования;
4. изучить страховые ставки при страховании космических рисков
Введение…………………………………………………………………………3
§1. Возникновение и современное состояние космического страхования…..4
§2. Классификация космического страхования…………………… .…………8
§3. Емкость рынка страхования космических рисков………………………..11
§4. Страховые ставки при страховании космических рисков………………..14
Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы………………………………………………………………18
Объектами личного страхования
являются жизнь, здоровье, трудоспособность
и пенсионного обеспечение
Кроме страхования космонавтов осуществляется и страхования жизни, от несчастных случаев и болезней персонала объектов наземной инфраструктуры, участвующего в технологических операциях подготовки и запуска РКТ.
§3. Емкость рынка страхования космических рисков
Говоря
о рынке страхования
Начиная с 1986 г. наблюдался рост емкости рынка в расчете на один запуск. В конце 1993 г. уверенность в росте рынка и ожидаемый в 1994 г. сбор премии в размере около 500 млн.долл. были ключевыми факторами для увеличения емкости рынка страхования запусков. Даже несмотря на выплаты в 1994 г., емкость рынка в 1995 г. составила примерно 520 млн.долл. на один запуск. В 1996 г. емкость превысила 670 млн.долл. на один запуск, а в 1997 г. выросла до 955 млн. долл., главным образом, за счет расширения емкости европейского рынка. В результате полученного в 1997 г. дохода рынок увеличил до 1.234 млрд. долл. Приблизительная емкость рынка страхования космических рисков показана в таблице 2.
Таблица 2 – Примерные емкости сегментов страхования запуска и орбитальной эксплуатации КА
|
Значительные страховые возмещения 1998 г. и результат 1999 г. привели к сокращению численности страховщиков. Эта тенденция началась с конца 1999 г., продолжилась в 2000 г.: негативные результаты 1998 г. и начало 1999 г. подчеркнули чувствительность страховщиков к дополнительным страховым случаям. Некоторые страховщики, понесшие большие убытки, уменьшили свое присутствие на рынке или прекратили принимать новые риски.
Емкость рынка представляет собой показатель восприятия космических рисков страховщиками и изменяется в зависимости от баланса полученной премии и заявленных возмещений. Относительная стабильность и успешность рынка между 1986 г. и 1997 г. способствовали увеличению его емкости. Отрицательные результаты 1998 г. и 2001 г., неудовлетворительные результаты 1999 г. и 2000 г., продолжающиеся возмещения привели к уменьшению емкости рынка, в том числе и за счет сокращения количества страховых и перестраховочных компаний, которые перешли в более доходные сектора страхового рынка.
Эта тенденция продолжилась в 2001 и 2002 г.г.: отдельные страховщики прекратили принимать риски и наблюдалось перераспределение емкости среди страховщиков. В определенной мере данная тенденция была сбалансирована приходом на рынок новых страховщиков, которые в прошлом были участниками рынка, но покинули его, когда поняли, что избыточная емкость приводит к падению ставок.
Стоит напомнить, что в 1986 г. индивидуальная емкость основных страховщиков была в пределах 10-15 млн. долл. на каждый запуск. Емкость лидеров рынка в 1999 г. составляла 15-35 млн. долл. на каждый запуск. До 11 сентября 2001 г. емкость отдельных страховщиков достигала 50-100 млн.долл. на запуск.
Емкость рынка страхования запусков в 2003 г. составляла примерно 385 млн.долл. Для сравнения емкость рынка страхования запусков в 2001 г. составляла около 850 млн.долл. Приблизительная емкость на один запуск в последние годы составляла: 2005 г. - 409 млн.долл.; 2006 г. - 475 млн.долл.; 2007 г. - 581 млн.долл. Таким образом, наблюдался определенный рост емкости, обусловленный положительными итогами страховых операций в течение последних пяти лет.
Что касается емкости сегмента страхования эксплуатации КА на орбите, то рынок представлен теми же страховщиками, что и в сегменте страхования рисков запуска, но большинство страховщиков не предоставляют свою полную емкость по страхованию запуска для страхования рисков орбитальной эксплуатации КА.
Это объясняется необходимостью более длительного времени для возврата средств в случае гибели КА при эксплуатации на орбите (так для возврата средств, выплаченных за гибель единичного КА в размере примерно 200 млн.долл., страховщику необходимо аккумулировать страховую премию по данному типу страхования в течении нескольких лет, в то время как при страховании запуска подобный убыток может быть компенсирован страховщиком за счет собранной премии в течение нескольких запусков).
§4. Страховые ставки при страховании космических рисков
Размер
страховых ставок и длительность
периода страхования при
Ставка по наиболее распространенному типу страхования «запуск+12 месяцев» в указанный период составила в среднем 16.3 %. В 1989 г. эта ставка составляла в среднем 20.7 %, затем в течение семи лет она стабилизировалась на уровне 16-18% и снизилась до 13-16% в 1997 г. Для новых систем мобильной связи ставки были на более высоком уровне, достигавшем 20 %. К концу 1998 г. ставка снизилась более чем вдвое и составила примерно 8.65% при периоде страхования 6 месяцев с момента запуска.
Неблагоприятные результаты 1998 г. остановили процесс улучшения ставок и условий, при этом негативные результаты апреля-мая 1999 г. явились исходной точкой для увеличения ставок и ухудшения условий страхования.
Эта тенденция
подтвердилась в 2000 г. Гибель КА «ICO»
и КА «Quikbird-1» подтвердила
В 2001 г. продолжилось уменьшение периода страхового покрытия и основным типом страхования стал «запуск+6 месяцев» эксплуатации КА на орбите. В результате террористического акта в сентябре 2001 г. прозвучали заявления об увеличении ставок на 30-50% по сравнению с 2000 г., но избыточная емкость рынка позволила найти компромисс между страховщиками и страхователями.
В 2002 г. требования
страховых компаний по увеличению размера
ставок были сбалансированы существующей
емкостью рынка, которая создала
конкуренцию среди
В
2003 г. страховщики снова повысили
ставки для компенсации
В период
2003-2007 г.г. ставки страховых премий показали
тенденцию к снижению, вызванную
низкой убыточностью в этот период
при наличии достаточной
Рынок стал более осторожным с момента крупных возмещений («Superbird-A» в 1990 г. - 170 млн.долл. и «TDF-1» в 1990 г. - 25 млн.долл.), которые были зафиксированы в этом сегменте и поглотили всю страховую премию, накопленную к тому времени при страховании рисков орбитальной эксплуатации. Ситуация снова улучшилась между 1990 г. и 1996 г., но последующие потери КА снова повлияли на поведение рынка.
1998 г.
представлял собой самый
Несмотря на избыток емкости (что поддерживало
определенный уровень конкуренции между
страховщиками), конец 1998 г. и начало 1999
г. стали началом движения этого сегмента
рынка в направлении более высоких ставок
и сокращения срока покрытия в период
1999-2004 г.г.
Несмотря
на сопротивление страхового рынка,
в период 1997-2000 г.г. был заключен ряд
договоров страхования с
Так, в период 1997-2000 г.г., были заключены трехлетнии договоры страхования КА «Sirius-2», «Palapa-C1», «Palapa-С2» и серии КА «GE -1, -2, -3». На 5-тилетний период орбитальной эксплуатации был застрахован КА «Nahuel- 1A». Трехлетние и пятилетние страховые покрытия стали стандартными в 1999-2000 г.г. Но в связи с негативными результатами рынка в 2001 г. и событиями сентября 2001 г. страховщики снова стали заключать договоры страхования КА в период их орбитальной эксплуатации сроком на 1 год.
Для КА со
значительными повреждениями, при
страховании полной гибели ставка могла
приближаться к 4-5% в год. Что касается
полного страхового покрытия КА, находящегося
в хорошем техническом
После трех
лет с отрицательными результатами
(1998 г., 2000 г., 2001 г.), финансовые итоги
страхования орбитальной
Заключение
Страхование космических рисков – отрасль страхования, объединяющая: имущественное, личное страхование, страхование ответственности.
Рассмотрение состояния рынка страхования космических рисков показывает определенную «цикличность» его развития, связанную с ежегодным балансом доходности и убыточности – рост доходности приводит к приходу на рынок новых страховщиков.При росте убыточности наблюдается обратная картина – страховщики покидают рынок, как следствие, падает емкость, что приводит к недоразмещению рисков, сокращается период страхового покрытия, наблюдается рост ставок. В целом, рынок показывает периодическую убыточность как по сегменту страхования рисков запуска, так и по сегменту страхования рисков орбитальной эксплуатации. В то же время, несмотря на периодическую убыточность, в средне- и долгосрочной перспективе (5-10 лет) страхование космических рисков является прибыльным для страховщиков (например, с 1996 по 2007 г.г. рынок получил примерно 11 млрд.долл. страховой премии и около 8 млрд.долл. страховых возмещений). Таким образом, страховым и перестраховочным компаниям, планирующим развивать свой портфель космических рисков необходимо, как минимум:
Список литературы
|
1 Медведчиков Д. Страхование космической деятельности: история, динамика развития, эффективность, анализ рисков // Страховое дело. – 1995. - №9. – С.43 – 53.
2 Медведчиков Д. Особенности страхования космических рисков // Страховое дело. – 2003. - №2. – С.21 – 28.