Космическое страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:46, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить и проанализировать рынок страхования космических рисков, прийти к соответствующим выводам.
Задачи работы:
1. рассмотреть возникновение и современное состояние космического страхования
2. рассмотреть классификацию космического страхования
3. изучить основные сегменты рынка космического страхования;
4. изучить страховые ставки при страховании космических рисков

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
§1. Возникновение и современное состояние космического страхования…..4
§2. Классификация космического страхования…………………… .…………8
§3. Емкость рынка страхования космических рисков………………………..11
§4. Страховые ставки при страховании космических рисков………………..14
Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы………………………………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по страхованию 2.docx

— 45.40 Кб (Скачать файл)
  1. личное страхование космонавтов и персонала предприятий и организаций ракетно-космической промышленности.

Объектами личного страхования  являются жизнь, здоровье, трудоспособность и пенсионного обеспечение космонавтов  и персонала объектов наземной космической инфраструктуры. Страхование жизни космонавтов (астронавтов) является обязательным элементом выполнения пилотируемых полетов. Американские страховые компании принимают на страхование одного астронавта многоразового транспортного космического корабля «Спейс Шаттл» на сумму 1 млн. долл. при страховой премии в 1000 долл. В России страхование космонавтов впервые было осуществлено в 1991 году, когда акционерная компания «Аско» застраховала экипаж космического корабля «Союз ТМ-12» (А. Арцебарский и С. Крикалев). Страховая сумма составила 100 тыс. руб.3

Кроме страхования космонавтов  осуществляется и страхования жизни,  от несчастных случаев и болезней персонала объектов наземной инфраструктуры, участвующего в технологических операциях подготовки и запуска РКТ.

§3. Емкость рынка страхования космических рисков

Говоря  о рынке страхования космических  рисков необходимо отметить, что существуют два основных сегмента этого рынка  в зависимости от вида космических  рисков – сегмент страхования  рисков запусков и сегмент страхования  рисков эксплуатации КА на орбите. Каждый из указанных сегментов имеет  собственную емкость и страховые  ставки.

Начиная с 1986 г. наблюдался рост емкости рынка  в расчете на один запуск. В конце 1993 г. уверенность в росте рынка  и ожидаемый в 1994 г. сбор премии в  размере около 500 млн.долл. были ключевыми факторами для увеличения емкости рынка страхования запусков. Даже несмотря на выплаты в 1994 г., емкость рынка в 1995 г. составила примерно 520 млн.долл. на один запуск. В 1996 г. емкость превысила 670 млн.долл. на один запуск, а в 1997 г. выросла до 955 млн. долл., главным образом, за счет расширения емкости европейского рынка. В результате полученного в 1997 г. дохода рынок увеличил до 1.234 млрд. долл. Приблизительная емкость рынка страхования космических рисков показана в таблице 2.

Таблица 2 – Примерные емкости сегментов страхования запуска и орбитальной эксплуатации КА

Год

 

 

 

 

Емкость рынка страхования запуска  КА, млн.долл.

Емкость рынка страхования эксплуатации КА на орбите, млн.долл.

1996

675

280

1997

955

445

1998

1 234

620

1999

1 316.5

660

2000

1 106.8

530

2001

852

400

2002

700

300

2003

385

310

2004

366

217

2005

409

248

2006

475

300

2007

581

470



Значительные  страховые возмещения 1998 г. и результат 1999 г. привели к сокращению численности  страховщиков. Эта тенденция началась с конца 1999 г., продолжилась в 2000 г.: негативные результаты 1998 г. и начало 1999 г. подчеркнули  чувствительность страховщиков к дополнительным страховым случаям. Некоторые страховщики, понесшие большие убытки, уменьшили  свое присутствие на рынке или  прекратили принимать новые риски.

Емкость рынка представляет собой показатель восприятия космических рисков страховщиками  и изменяется в зависимости от баланса полученной премии и заявленных возмещений. Относительная стабильность и успешность рынка между 1986 г. и 1997 г. способствовали увеличению его  емкости. Отрицательные результаты 1998 г. и 2001 г., неудовлетворительные результаты 1999 г. и 2000 г., продолжающиеся возмещения привели к уменьшению емкости рынка, в том числе и за счет сокращения количества страховых и перестраховочных компаний, которые перешли в более доходные сектора страхового рынка.

Эта тенденция  продолжилась в 2001 и 2002 г.г.: отдельные  страховщики прекратили принимать  риски и наблюдалось перераспределение емкости среди страховщиков. В определенной мере данная тенденция была сбалансирована приходом на рынок новых страховщиков, которые в прошлом были участниками рынка, но покинули его, когда поняли, что избыточная емкость приводит к падению ставок.

Стоит напомнить, что в 1986 г. индивидуальная емкость  основных страховщиков была в пределах 10-15 млн. долл. на каждый запуск. Емкость  лидеров рынка в 1999 г. составляла 15-35 млн. долл. на каждый запуск. До 11 сентября 2001 г. емкость отдельных страховщиков достигала 50-100 млн.долл. на запуск.

Емкость рынка страхования запусков в 2003 г. составляла примерно 385 млн.долл. Для сравнения емкость рынка страхования запусков в 2001 г. составляла около 850 млн.долл. Приблизительная емкость на один запуск в последние годы составляла: 2005 г. - 409 млн.долл.; 2006 г. - 475 млн.долл.; 2007 г. - 581 млн.долл. Таким образом, наблюдался определенный рост емкости, обусловленный положительными итогами страховых операций в течение последних пяти лет.

Что касается емкости сегмента страхования эксплуатации КА на орбите, то рынок представлен  теми же страховщиками, что и в  сегменте страхования рисков запуска, но большинство страховщиков не предоставляют  свою полную емкость по страхованию  запуска для страхования рисков орбитальной эксплуатации КА.

Это объясняется  необходимостью более длительного  времени для возврата средств  в случае гибели КА при эксплуатации на орбите (так для возврата средств, выплаченных за гибель единичного КА в размере примерно 200 млн.долл., страховщику необходимо аккумулировать страховую премию по данному типу страхования в течении нескольких лет, в то время как при страховании запуска подобный убыток может быть компенсирован страховщиком за счет собранной премии в течение нескольких запусков).

§4. Страховые ставки при страховании космических рисков

Размер  страховых ставок и длительность периода страхования при страховании  рисков запусков претерпели изменения  с 1989 г. по 1998 г.

Ставка  по наиболее распространенному типу страхования «запуск+12 месяцев» в  указанный период составила в  среднем 16.3 %. В 1989 г. эта ставка составляла в среднем 20.7 %, затем в течение  семи лет она стабилизировалась  на уровне 16-18% и снизилась до 13-16% в 1997 г. Для новых систем мобильной  связи ставки были на более высоком  уровне, достигавшем 20 %. К концу 1998 г. ставка снизилась более чем вдвое и составила примерно 8.65% при периоде страхования 6 месяцев с момента запуска.

Неблагоприятные результаты 1998 г. остановили процесс  улучшения ставок и условий, при  этом негативные результаты апреля-мая 1999 г. явились исходной точкой для  увеличения ставок и ухудшения условий  страхования.

Эта тенденция  подтвердилась в 2000 г. Гибель КА «ICO»  и КА «Quikbird-1» подтвердила позицию  рынка по стабилизации ставок (или  умеренному повышению) при уменьшении периода покрытия - страховщики отказывались страховать «запуск+5 лет» и основным типом страхования стал «запуск+2 года» орбитальной эксплуатации КА.

В 2001 г. продолжилось уменьшение периода страхового покрытия и основным типом страхования стал «запуск+6 месяцев» эксплуатации КА на орбите. В результате террористического акта в сентябре 2001 г. прозвучали заявления об увеличении ставок на 30-50% по сравнению с 2000 г., но избыточная емкость рынка позволила найти компромисс между страховщиками и страхователями.

В 2002 г. требования страховых компаний по увеличению размера  ставок были сбалансированы существующей емкостью рынка, которая создала  конкуренцию среди страховщиков.

 В  2003 г. страховщики снова повысили  ставки для компенсации возмещений, выплаченных в предыдущие годы  при эксплуатации орбитальной  эксплуатации КА.

В период 2003-2007 г.г. ставки страховых премий показали тенденцию к снижению, вызванную  низкой убыточностью в этот период при наличии достаточной емкости. Если говорить о страховании рисков орбитальной эксплуатации КА, то в начале 80-х г.г. XX века, страхование эксплуатации на орбите было доступно в виде трехлетних полисов, без права их расторжения. Следствием неблагоприятных результатов страхования стало ограничение длительности покрытия 12-месячным периодом.

Рынок стал более осторожным с момента крупных  возмещений («Superbird-A» в 1990 г. - 170 млн.долл. и «TDF-1» в 1990 г. - 25 млн.долл.), которые были зафиксированы в этом сегменте и поглотили всю страховую премию, накопленную к тому времени при страховании рисков орбитальной эксплуатации. Ситуация снова улучшилась между 1990 г. и 1996 г., но последующие потери КА снова повлияли на поведение рынка.

1998 г.  представлял собой самый плохой  год для сегмента страхования  эксплуатации КА на орбите, т.к.  в 1998 г. произошла серия однотипных  отказов процессора системы управления  на КА «Galaxy-4», «Panamsat-4», «Galaxy-7»,  «DBS», созданных на базе платформы  Boeing (HS)-601. На трех других КА, созданных на этой же платформе – «Panamsat-5», «Galaxy-8», «Astra-1G» - были зафиксированы проблемы с аккумуляторными батареями. В связи с этим, в договоры страхования КА, созданных на платформе Boeing-601, а таких на орбите находилось 35, были введены исключения, не покрывающие гибель КА по причине аналогичных отказов.  
Несмотря на избыток емкости (что поддерживало определенный уровень конкуренции между страховщиками), конец 1998 г. и начало 1999 г. стали началом движения этого сегмента рынка в направлении более высоких ставок и сокращения срока покрытия в период 1999-2004 г.г.

Несмотря  на сопротивление страхового рынка, в период 1997-2000 г.г. был заключен ряд  договоров страхования с многолетним  страховым покрытием периода  эксплуатации КА на орбите.

Так, в  период 1997-2000 г.г., были заключены трехлетнии договоры страхования КА «Sirius-2», «Palapa-C1», «Palapa-С2» и серии КА «GE -1, -2, -3». На 5-тилетний период орбитальной эксплуатации был застрахован КА «Nahuel- 1A». Трехлетние и пятилетние страховые покрытия стали стандартными в 1999-2000 г.г. Но в связи с негативными результатами рынка в 2001 г. и событиями сентября 2001 г. страховщики снова стали заключать договоры страхования КА в период их орбитальной эксплуатации сроком на 1 год.

Для КА со значительными повреждениями, при  страховании полной гибели ставка могла  приближаться к 4-5% в год. Что касается полного страхового покрытия КА, находящегося в хорошем техническом состоянии, то ставки находились в начале 2001 г. на уровне 1.2-1.5% в год, а в 2003 г. на уровне 2.5-3%4 в год.

После трех лет с отрицательными результатами (1998 г., 2000 г., 2001 г.), финансовые итоги  страхования орбитальной эксплуатации КА в 2002 г. снова стали положительными. В целом по страхованию орбитальной  эксплуатации КА в период 1994-2004 г.г. из 10 лет 5 были убыточными (1996, 1997, 2000, 2001, 2003), когда убытки превысили собранную  премию. Таким образом, в сегменте страхования орбитальной эксплуатации, рынок перманентно аккумулирует убытки

Заключение

Страхование космических рисков –  отрасль страхования, объединяющая: имущественное, личное страхование, страхование ответственности.

Рассмотрение состояния рынка  страхования космических рисков показывает определенную «цикличность»  его развития, связанную с ежегодным  балансом доходности и убыточности  – рост доходности приводит к приходу  на рынок новых страховщиков.При росте убыточности наблюдается обратная картина – страховщики покидают рынок, как следствие, падает емкость, что приводит к недоразмещению рисков, сокращается период страхового покрытия, наблюдается рост ставок. В целом, рынок показывает периодическую убыточность как по сегменту страхования рисков запуска, так и по сегменту страхования рисков орбитальной эксплуатации. В то же время, несмотря на периодическую убыточность, в средне- и долгосрочной перспективе (5-10 лет) страхование космических рисков является прибыльным для страховщиков (например, с 1996 по 2007 г.г. рынок получил примерно 11 млрд.долл. страховой премии и около 8 млрд.долл. страховых возмещений). Таким образом, страховым и перестраховочным компаниям, планирующим развивать свой портфель космических рисков необходимо, как минимум:

  • во-первых, ясное понимание стратегии и тактики своей деятельности на различных сегментах рынка страхования космических рисков;
  • во-вторых, обоснованное установление своей емкости (фактического размера собственного удержания) по типам космических рисков;
  • в-третьих, ориентироваться на длительный период работы на рынке (5-10 лет) для получения положительных результатов;
  • и, в-четвертых, быть готовым к страховым выплатам, способным превысить собранный объем страховой премии.

Список литературы

  1. Иванов Н.В., Кулешов Г.Б. Как победить большие риски. Управление затратами при планировании коммерческой эксплуатации нового типа ракет-носителей. // Страховое дело. – 2005. - №1. – С.31-39.
  2. Коломин Е.В. Научная концепция развития страхования на среднесрочную перспективу // Финансы – 2000. – № 12.
  3. Медведчиков Д.А. Общий обзор рынка страхования космических рисков. // Состояние и проблемы рынка страхования авиационных и космических рисков // Новости авиационного страхового рынка – 2004.- №18.
  4. Медведчиков Д.А. Особенности страхования космических рисков // Страховое дело. – 2003. - №2. – С.21 – 28.
  5. Медведчиков Д.А. Особенности страхования космических рисков (продолжение) // Страховое дело. – 2003. - №3. – С.40 – 45.
  6. Медведчиков Д.А. Рынок страхования космических рисков: 2003-2007 годы.// Новости авиационного страхового рынка – 2007.-№27
  7. Медведчиков Д.А. Страхование космической деятельности: история, динамика развития, эффективность, анализ рисков // Страховое дело. – 1995. - №9. – С.43 – 53.
  8. Медведчиков Д.А. Страховые риски и основные виды космического страхования // Общероссийский научно-технический журнал «Полет». – 2002. - №3. – С.35-43.
  9. Медведчиков Д.А. Международный рынок страхования космических рисков: из прошлого в настоящее (1965-2007 гг.) – [Электрон. ресурс] : http://www.insur-info.ru/analysis/484/
  10. Ченцова М. Страхование космических рисков как сегмент «новой экономики»: специфика и возможности роста–  [Электрон. ресурс] : http://www.space-ins.ru/index.php/kategoria2/41-ch.html

1 Медведчиков Д. Страхование космической деятельности: история, динамика развития, эффективность, анализ рисков // Страховое дело. – 1995. - №9. – С.43 – 53.

2 Медведчиков Д. Особенности страхования космических рисков // Страховое дело. – 2003. - №2. – С.21 – 28.

Информация о работе Космическое страхование