Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 09:56, курс лекций
В древнейшие времена у людей возникла потребность в защите от стихийных опасностей, которые наносили вред их жизни и ущерб имуществу. Первоначально страхование было некоммерческим, целью которого была защита имущественных и личных (физических) интересов участников соглашения, членов страховой организации от оговоренных опасностей.
До конца ХУШ века страхование в России развивалось медленно, так как потребности в страховой защите рисков покрывались услугами иностранных страховых компаний. В 1786 году была сделана попытка организации государственного страхования, которая в последствии закончилась крушением.
Закрытое акционерное общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.
Государственный надзор за
страховой деятельностью на
Основными функциями Федерального
органа исполнительной власти по надзору
за страховой деятельностью
а) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;
б) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;
в) контроль
за обоснованностью страховых
г) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;
д) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» с компетенции Федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;
е) обобщение
практики страховой деятельности, разработка
и представление в
Федеральный
орган исполнительной власти по надзору
за страховой деятельностью
а) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на нее функций, информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;
б) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;
в) при
выявлении нарушений
г) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства Российской Федерации, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.
д) и др.
Лицензии
на осуществление страховой
Основанием для отказа в выдаче юридическому лицу лицензии на осуществление страховой деятельности может служить несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства Российской Федерации.
Об
отказе в выдаче лицензии Федеральный
орган исполнительной власти по надзору
за страховой деятельностью
Основой
финансовой устойчивости страховщиков
является наличие у них оплаченного
уставного капитала, наличие страховых
резервов, а также системы
В договоре
страхования стороны
Например, страхователь со страховщиком оговорили в договоре размер страховой суммы 10 тыс.рублей, тариф – 5 %, следовательно размер страхового взноса составит 500 рублей.
(10.000 х 5%) : 100 %
Страховой тариф представляет собой ставку страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования.
В основе страхового взноса лежит тариф.
Страховые
тарифы по обязательным видам страхования
устанавливаются в законах об
обязательном страховании, по добровольным
видам страхования могут
Тариф называется также тарифной брутто-ставкой, состоящей из нетто-ставки и нагрузки к нетто-ставке.
Нетто-ставка предназначена для страховых выплат, а нагрузка для покрытия расходов, связанных с проведением страхования.
Средства нетто-ставки направляются на формирование страховых резервов с целью обеспечения выполнения принятых страховых обязательств страховщиками.
Страховые резервы – конкретная величина обязательств страховщика по всем заключенным со страхователями договорам страхования, не исполненных на данный (отчетный) период времени. Величина страховых резервов должна полностью обеспечивать суммы страховых выплат по действующим договорам страхования.
Резервы, обеспечивающие обязательства по всем видам страхования, кроме страхования жизни, называются техническими, а по страхованию жизни математическими резервами.
Технические резервы в совокупности представляют собой денежную оценку неисполненных обязательств страховой организации по договорам страхования на отчетную дату.
В соответствии
с правилами формирования страховых
резервов по страхованию иному, чем
страхование жизни (Приказ Министерства
финансов Российской Федерации от 11
июня 2002 года № 51н с посл. ред.), страховщики
формируют следующие
резерв заявленных, но неурегулированных убытков (далее РЗУ);
резерв произошедших, но не заявленных убытков (далее РПНУ);
Резерв незаработанной премии - это часть начисленной страховой-премии (взносов) по договору, относящаяся к периоду действия договора, выходящему за пределы отчетного периода (незаработанная премия), предназначенная для исполнения обязательств по обеспечению предстоящих выплат, которые могут возникнуть в следующих отчетных периодах.
Резерв заявленных,
но неурегулированных убытков
Резерв произошедших,
но незаявленных убытков является оценкой
обязательств страховщика по осуществлению
страховых выплат, включая расходы
по урегулированию убытков, возникших
в связи со страховыми случаями,
происшедшими в отчетном или предшествующих
ему периодах, о факте наступления
которых в установленном
. Стабилизационный
резерв является оценкой
Коэффициент
состоявшихся убытков рассчитывается
как отношение суммы
Резерв выравнивания
убытков формируется в течение
первых трех лет с момента введения
в действие обязательного страхования
гражданской ответственности
Стабилизационный резерв по обязательному
страхованию гражданской
Помимо технических и
Резерв предупредительных мероприятий предназначен для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества, в том числе на:
Средства резерва
Резервы, созданные из нетто-взносов, должны быть израсходованы на страховые выплаты по принципу замкнутой солидарности, то есть резервы, созданные из нетто-взносов в 2005 году будут использованы для последующих поколений страхователей. Средства страховых резервов предназначены только для страховых выплат. Средства резерва предупредительных мероприятий страховщики расходуют по своему усмотрению, т.к. резерв предупредительных мероприятий находится в нагрузочной части брутто-ставки .
Структура брутто-ставки приведена на рис. 5 Брутто – ставка
(тариф)
Нетто-ставка
нагрузка
Направляется на формирование страховых резервов
РПМ
Источник финансирования расходов, связанных с ведением страхового дела
Тарифная прибыль
Рис.5 Структура Брутто-ставки
Нагрузка – это та часть брутто-ставки, которая не вернется к страхователям, принадлежит только страховщику для обеспечения финансирования расходов, связанных с ведением страхового дела, некоторых других затрат и получения прибыли.