Лекции по "Страхованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 09:56, курс лекций

Краткое описание

В древнейшие времена у людей возникла потребность в защите от стихийных опасностей, которые наносили вред их жизни и ущерб имуществу. Первоначально страхование было некоммерческим, целью которого была защита имущественных и личных (физических) интересов участников соглашения, членов страховой организации от оговоренных опасностей.
До конца ХУШ века страхование в России развивалось медленно, так как потребности в страховой защите рисков покрывались услугами иностранных страховых компаний. В 1786 году была сделана попытка организации государственного страхования, которая в последствии закончилась крушением.

Вложенные файлы: 1 файл

Страхование.docx

— 279.34 Кб (Скачать файл)

Закрытое акционерное общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. 

    1. Государственный надзор за страховой деятельностью

Государственный надзор за страховой деятельностью  осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

 Государственный надзор за  страховой деятельностью на территории  Российской Федерации осуществляется  Федеральным органом исполнительной  власти по надзору за страховой  деятельностью, действующего на  основании Положения, утверждаемого  Правительством Российской Федерации.

Основными функциями Федерального органа исполнительной власти по надзору  за страховой деятельностью являются:

а) выдача страховщикам лицензий на осуществление  страховой деятельности;

б) ведение  единого Государственного реестра  страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых  брокеров;

в) контроль за обоснованностью страховых тарифов  и обеспечением платежеспособности страховщиков;

г) установление правил формирования и размещения страховых  резервов, показателей и форм учета  страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

д) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным Законом РФ «Об организации  страхового дела в Российской Федерации» с компетенции Федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;

е) обобщение  практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном  порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.

Федеральный орган исполнительной власти по надзору  за страховой деятельностью вправе:

а) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных  на нее функций, информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том  числе банков, а также от граждан;

б) производить  проверки соблюдения страховщиками  законодательства Российской Федерации  о страховании и достоверности  представляемой ими отчетности;

в) при  выявлении нарушений страховщиками  требований Закона РФ «Об организации  страхового дела в Российской Федерации» давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний  приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений  либо принимать решения об отзыве лицензий;

г) обращаться в арбитражный суд с иском  о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним  законодательства Российской Федерации, а также о ликвидации предприятий  и организаций, осуществляющих страхование  без лицензий.

д) и  др.

Лицензии  на осуществление страховой деятельности выдаются Федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Лицензии выдаются на осуществление  добровольного и обязательного  личного страхования, имущественного страхования и страхование ответственности, а также перестрахование, если предметом  деятельности страховщика является исключительно перестрахование. При  этом в лицензиях указываются  конкретные виды страхования, которые  страховщик вправе осуществлять.

Основанием  для отказа в выдаче юридическому лицу лицензии на осуществление страховой  деятельности может служить несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства Российской Федерации.

Об  отказе в выдаче лицензии Федеральный  орган исполнительной власти по надзору  за страховой деятельностью сообщает юридическому лицу в письменной форме  с указанием причин отказа.

    1. Экономические основы страхования

Основой финансовой устойчивости страховщиков является наличие у них оплаченного  уставного капитала, наличие страховых  резервов, а также системы перестрахования, т.е. три главных источника, которые  складывают экономическую основу страхования  в Российской Федерации.

В договоре страхования стороны обязательно  оговаривают размер страховой суммы  и страховой тариф. Исходя из этих двух величин рассчитывается страховой  взнос.

Например, страхователь со страховщиком оговорили  в договоре размер страховой суммы 10 тыс.рублей, тариф – 5 %, следовательно  размер страхового взноса составит 500 рублей.

(10.000 х 5%) : 100 %

Страховой тариф представляет собой ставку страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования.

В основе страхового взноса лежит  тариф.

 

Страховые тарифы по обязательным видам страхования  устанавливаются в законах об обязательном страховании, по добровольным видам страхования могут рассчитываться страховщиком самостоятельно.

Тариф называется также тарифной брутто-ставкой, состоящей из нетто-ставки и нагрузки к нетто-ставке.

Нетто-ставка предназначена для страховых  выплат, а нагрузка для покрытия расходов, связанных с проведением  страхования.

Средства  нетто-ставки направляются на формирование страховых резервов с целью обеспечения выполнения принятых страховых обязательств страховщиками.

Страховые резервы – конкретная величина обязательств страховщика по всем заключенным со страхователями договорам страхования, не исполненных на данный (отчетный) период времени. Величина страховых резервов должна полностью обеспечивать суммы страховых выплат по действующим договорам страхования.

Резервы, обеспечивающие обязательства по всем видам страхования, кроме страхования  жизни, называются техническими, а по страхованию жизни математическими резервами.

Технические резервы в совокупности представляют собой денежную оценку неисполненных  обязательств страховой организации  по договорам страхования на отчетную дату.

В соответствии с правилами формирования страховых  резервов по страхованию иному, чем  страхование жизни (Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11 июня 2002 года № 51н с посл. ред.), страховщики  формируют следующие технические  резервы:

    • резерв незаработанной премии (далее РНП);
    • резерв убытков:

резерв  заявленных, но неурегулированных убытков (далее РЗУ);

резерв  произошедших, но не заявленных убытков (далее РПНУ);

    • стабилизационный резерв (далее СР);
    • резерв выравнивания убытков по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – резерв выравнивания убытков);
    • резерв для компенсации расходов на осуществление страховых выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности  владельцев транспортных средств в последующие годы (далее – стабилизационный резерв по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств);
    • иные страховые резервы.

        

Резерв незаработанной премии - это часть начисленной  страховой-премии (взносов) по договору, относящаяся к периоду действия договора, выходящему за пределы отчетного  периода (незаработанная премия), предназначенная  для исполнения обязательств по обеспечению  предстоящих выплат, которые могут  возникнуть в следующих отчетных периодах.

Резерв заявленных, но неурегулированных убытков является оценкой неисполненных или исполненных  не полностью на отчетную дату (конец  отчетного периода) обязательств страховщика  по осуществлению страховых выплат, включая сумму денежных средств, необходимых страховщику для  оплаты экспертных, консультационных или иных услуг, связанных с оценкой  размера и снижением ущерба (вреда), нанесенного имущественным интересам  страхователя (расходы по урегулированию убытков), возникших в связи со страховыми случаями, о факте наступления  которых в установленном законом  или договором порядке заявлено страховщику в отчетном или предшествующих ему периодах.

Резерв произошедших, но незаявленных убытков является оценкой  обязательств страховщика по осуществлению  страховых выплат, включая расходы  по урегулированию убытков, возникших  в связи со страховыми случаями, происшедшими в отчетном или предшествующих ему периодах, о факте наступления  которых в установленном законом  или договором порядке не заявлено страховщику в отчетном или предшествующих ему периодах.

. Стабилизационный  резерв является оценкой обязательств  страховщика, связанных с осуществлением  будущих страховых выплат в  случае образования отрицательного  финансового результата от проведения  страховых операций в результате  действия факторов, не зависящих  от воли страховщика, или в  случае превышения коэффициента  состоявшихся убытков над его  средним значением.

Коэффициент состоявшихся убытков рассчитывается как отношение суммы произведенных в отчетном периоде страховых выплат по страховым случаям, произошедшим в этом периоде, резерва заявленных, но неурегулированных убытков и резерва произошедших, но незаявленных убытков, рассчитанных по убыткам, произошедшим в этом отчетном периоде, к величине заработанной страховой премии за этот же период.

Резерв выравнивания убытков формируется в течение  первых трех лет с момента введения в действие обязательного страхования  гражданской ответственности владельцев транспортных средств (т.е. с 1 июля 2003 года) и является оценкой обязательств страховщика, связанных с осуществлением будущих страховых выплат  в  случае   превышения   коэффициента   состоявшихся   убытков   над   его   расчетной величиной.

Стабилизационный резерв по обязательному  страхованию гражданской ответственности  владельцев транспортных средств формируется  для компенсации расходов страховщика  на осуществление страховых выплат в последующие годы при осуществлении  обязательного страхования гражданской  ответственности владельцев транспортных средств  и является оценкой обязательств страховщика, связанных с осуществлением будущих финансовых выплат в случае образования отрицательного финансового  результата от проведения обязательного  страхования гражданской ответственности  владельцев транспортных средств в  результате действия факторов, не зависящих  от воли страховщика.

 

Помимо технических и математических резервов страховые организации  формируют резерв предупредительных мероприятий (РПМ).

Резерв  предупредительных мероприятий  предназначен для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества, в том числе на:

  • приобретение и ремонт пожарных машин;
  • наем транспорта на тушение пожаров;
  • приобретение и ремонт оборудования и инвентаря, средств связи для предупреждения дорожно-транспортных происшествий;
  • профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия по охране здоровья населения и снижения травматизма;
  • научные исследования в области совершенствования медицинского оборудования и разработки новых лекарственных средств;
  • мероприятия по совершенствованию оборудования очистных сооружений и других  природоохранных объектов;
  • прочие мероприятия по предупреждению несчастных  случаев и утраты или повреждения застрахованного имущества.

Средства резерва предупредительных  мероприятий страховщик расходует  в случае, если согласно его расчетов показатель убыточности стал значительно  отклоняться вверх от среднестатистического, т.е. возникает фактор отрицательно влияющий на убыточность. Для устранения этого влияния страховщик использует средства данного резерва.

Резервы, созданные из нетто-взносов, должны быть израсходованы на страховые  выплаты по принципу замкнутой солидарности, то есть резервы, созданные из нетто-взносов в 2005 году будут использованы для последующих поколений страхователей. Средства страховых резервов предназначены только для страховых выплат. Средства резерва предупредительных мероприятий страховщики расходуют по своему усмотрению, т.к. резерв предупредительных мероприятий находится в нагрузочной части брутто-ставки .

Структура брутто-ставки приведена на рис. 5 Брутто – ставка

(тариф)

Нетто-ставка

нагрузка

Направляется на формирование страховых резервов

РПМ

Источник финансирования расходов, связанных с ведением страхового дела

Тарифная прибыль


 

Рис.5 Структура Брутто-ставки

Нагрузка – это та часть брутто-ставки, которая не вернется к страхователям, принадлежит только страховщику  для обеспечения финансирования расходов, связанных с ведением страхового дела, некоторых других затрат и  получения прибыли.

Информация о работе Лекции по "Страхованию"