Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 15:56, курсовая работа
Выбранная мной тема курсовой работы достаточно актуальна в настоящее время, так как страхование является в России одной из наиболее динамично развивающихся сфер российского бизнеса.
В курсовой работе будут раскрыты понятие объекта морского страхования, морской сюрвей, правовая основа морского страхования, страховое возмещение в различных случаях и др.
Введение …………………………………………………………………………….
1.Договор морского страхования………………………………………………….
2.Понятие объекта морского страхования и морской сюрвей ………...................
2.2.Фрахт как объект морского страхования………………………………….
2.3.Гражданско-правовая ответственность судовладельца как объект морского страхования………………………………………....................................
2.4.Морское страхование судов ……………………………………..................
2.5.Страхование морских прогулочных яхт, рыболовецких и других судов………………………………………………………………..............................
2.6.Страхование грузов……………………………………………….................
3.Страховые возмещения……………………………………………………………
3.1.Страховое возмещение за повреждение портового сооружения и объектов, находящихся на якоре……………………………………….…..............
3.2.Страховое возмещение расходов судовладельца за членов экипажа и пассажиров…………………………………………………………………………....
3.3.Страховые выплаты за нелегальных пассажиров…………….…………...
4.Проблемы страхования морской деятельности в Российской Федерации…………………………………………………………….……………....
Заключение…………………………………………………………….……………..
Литература…………………………………………………………………………...
В случае, если по получении страхового возмещения судно окажется непогибшим, страховщик может требовать, чтобы страхователь или выгодоприобретатель, оставив за собой имущество, возвратил страховое возмещение за вычетом той части страхового возмещения, которая соответствует реальному ущербу, причиненному страхователю или выгодоприобретателю. Страховое возмещение страхователю по факту страхового случая в связи с причиненным материальным ущербом является страховой выплатой. Выплата страхового возмещения увязывается с конкретным объектом страхования, указанным в договоре морского страхования. Выплачиваемое страховое возмещение не может быть больше страховой суммы (страховой стоимости), обусловленной условиями договора морского страхования.
Объектом морского страхования может быть всякий имущественный интерес, связанный с торговым мореплаванием. За объект морского страхования, например, может быть принято судно, в т. ч. строящееся судно, груз, фрахт. Сюда же относятся плата за проезд пассажиров, плата за пользование судном, ожидаемая от груза прибыль и другие обеспечиваемые судном, грузом и фрахтом требования. В качестве объекта морского страхования могут быть признаны заработанная плата и иные причитающиеся капитану судна суммы, в том числе расходы на репатриацию, ответственность судовладельца перед третьими лицами. Объект морского страхования должен быть указан в договоре морского страхования.4
Страхователь или
страхования выражается страховой интерес страхователя и его намерение заключить договор морского страхования. Без страхового интереса не может быть заключен договор морского страхования.
При заключении договора морского страхования страхователь обязан сообщить страховщику сведения об обстоятельствах, которые имеют существенное значение для определения степени риска, угрожающего объекту страхования, и которые известны или должны быть известны страхователю. В отношении судна, принимаемого на страхование, к числу таких существенных обстоятельств относятся:
- год постройки судна (объективно в наиболее общей форме указывает страховщику на его техническое состояние);
- назначение судна (например, сухогруз, нефтеналивное судно, газовоз, автомобильный паром и т.д.);
- водоизмещение судна (количество воды, вытесненное плавающим судном);
- брутто-тоннаж (валовая
или полная регистровая
- конструктивные особенности и технологические материалы, использованные при постройке корпуса судна (стальные, деревянные, смешанные, композитные и т. д.);
- флаг судна;
- судовладелец (юридическое
или физическое лицо, эксплуатирующее
судно от своего имени,
- ограничения по району плавания (содержащиеся в судовых документах);
- вид главного судового двигателя и используемого для его эксплуатации топлива (например, дизельная установка, паротурбинная установка, атомная энергетическая установка и т. д., соответственно дизельное топливо, уголь, ядерные энергетические материалы и т. д.).
В отношении груза, предназначенного для перевозки и принимаемого на страхование, к числу таких существенных обстоятельств относятся:
- вид груза (например, генеральный, навалочный, крупногабаритный, рефрижераторный и т. д.);
- позиция товарной номенклатуры (например, в отношении навалочных грузов указывается, какой именно подлежит морской перевозке: сахар-сырец, зерно, шрот, щебень и т. д. Если планируется, например, морская перевозка рефрижераторного груза, то указывается — мороженая рыба, мясо, цитрусовые, куриные окорочка и т. п.);
- тара и упаковка груза (например, мешки, паллеты (поддоны), коробки, ящики и т. д.);
- масса, вес, объем
груза в соответствующих
- маршрут следования груза (с точки зрения ожидаемых погод-ноклиматических условий в процессе морской перевозки, а также необходимого технологического оборудования в порту погрузки и порту выгрузки для погрузочно-разгрузочных операций);
- прочие специфические особенности морской перевозки груза (например, доставка груза от дверей склада порта погрузки до дверей склада порта выгрузки; ожидаемые политические риски в пути следования груза (например, объявление груза в порту выгрузки контрабандным товаром) и т.д.
Перечисленные существенные обстоятельства служат основанием для достоверного суждения морского страховщика относительно объекта морского страхования. Сопоставляя существенные обстоятельства и сравнивая их друг с другом, а также имеющимся прошлым опытом, систематизированным в натуральных и стоимостных показателях страховой статистики, морской страховщик производит котировку риска, т. е. выносит решение относительно целесообразности заключения договора морского страхования и тарифной ставки страхового платежа. Право производить котировку риска в отношении объекта морского страхования может быть передоверено морским страховщиком страховому брокеру. Тем не менее, окончательное решение относительно заключения договора морского страхования по результатам котировки принадлежит морскому страховщику.
При несообщении страхователем сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения степени риска, или при сообщении им неверных сведений, страховщик вправе отказаться от исполнения договора морского страхования. При этом страховая премия причитается страховщику, если страхователь не докажет, что несообщение им сведений или сообщение неверных сведений произошло не по его вине.
Страховщик не вправе отказаться от исполнения договора морского страхования, если обстоятельства, которые имеют существенное значение для определения степени риска и о которых не сообщил страхователь, отпали. Вместе с тем, в случае, когда при заключении договора морского страхования отсутствовали ответы страхователя на вопросы о сведениях, запрошенных страховщиком, то страховая компания не может впоследствии отказаться от исполнения договора морского страхования на том основании, что такие сведения не были сообщены.
Страхователь или
В РФ договор морского страхования вступает в силу в момент уплаты страховой премии. Данная правовая норма соответствует общепринятой международной практике. Плательщиком страховой премии выступает страхователь в лице судовладельца, фрахтователя, грузовладельца и других. Страхователь обязан уплатить фрахтовщику страховую премию в обусловленный договором морского страхования срок.
Правоотношения, устанавливаемые
по договору морского страхования, предполагают
возможность наличия
Если договор морского страхования был заключен в пользу выгодоприобретателя, то страхователь пользуется всеми правами, предусмотренными этим договором без наличия специальной доверенности, выданной выгодоприобретателем.
Договор морского страхования может быть заключен страхователем в пользу выгодоприобретателя независимо от того, указано имя или наименование выгодоприобретателя в этом договоре или нет. Если имя или наименование выгодоприобретателя не указано при заключении договора морского страхования, то страховщик выдает страхователю страховой полис или иной страховой документ (например, страховой сертификат) на имя предъявителя.6
Неотъемлемой правовой нормой в Российской Федерации в отношении договора морского страхования является соблюдение страховщиком тайны страхования. Гражданский кодекс РФ под тайной страхования понимает совокупность сведений о страхователе, которые получены страховщиком в результате своей профессиональной деятельности и не подлежат разглашению во всеобщее сведение.
Одна из отличительных особенностей договора морского страхования — абандон. Правовой и экономический смысл абандона заключается в возможности отказа страхователя от своих прав на застрахованное судно и/или перевозимый этим судном груз с целью получения от страховщика всей (100%) страховой суммы. Заключая договор морского страхования, страхователь обязан объявить денежную сумму, на которую он страхует соответствующий интерес, т. е. страховую сумму. В случае абандона страховая сумма выплачивается страхователю или выгодоприобретателю, а права на застрахованное имущество переходят к страховщику. Основанием для заявления абандона со стороны страхователя или выгодоприобретателя по договору морского страхования служат:
- пропажа судна без вести;
- уничтожение судна и/или груза (полная фактическая гибель);
- экономическая нецелесообразнос
- экономическая
- захват судна или
груза, застрахованных от
Заявление об абандоне должно быть сделано страховщику в течение шести месяцев с момента окончания срока или наступления обстоятельств, удостоверяющих юридический факт пропажи судна без вести, полной фактической или конструктивной гибели и т. д. Правовые нормы требуют от страхователя или выгодоприобретателя по договору морского страхования, чтобы заявление об абандоне было сделано в безусловной форме. Это значит, что заявление об абандоне не может быть взято страхователем или выгодоприобретателем обратно. По истечении шести месяцев страхователь или выгодоприобретатель утрачивает право на абандон и может требовать возмещения убытков на общих основаниях.
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации предусматривает такое понятие как «отчуждение застрахованного груза». При отчуждении застрахованного груза договор морского страхования сохраняет силу. При этом на приобретателя такого груза переходят все права и обязанности страхователя. Если до момента отчуждения застрахованного груза страховая премия не уплачена, то обязанность ее уплаты несут как страхователь груза, так и его приобретатель. Требование уплатить страховую премию не относится к держателю страхового полиса или другого страхового документа (например, страховой сертификат), в которых отсутствует указание на то, что страховая премия не уплачена.8
При отчуждении застрахованного судна договор морского страхования прекращается с момента отчуждения судна. В случае отчуждения застрахованного судна во время рейса по требованию страхователя, договор морского страхования остается в силе до окончания рейса и на приобретателя такого судна переходят все права и обязанности страхователя. Аналогичным образом решается вопрос по договору морского страхования ответственности судовладельца.
Страховщик не несет ответственности за убытки, причиненные умышленно или по грубой неосторожности страхователя или выгодоприобретателя либо его представителя. При страховании судна страховщик не несет ответственности за убытки, причиненные вследствие:
- отправки судна в немореходном состоянии; если только немореходное состояние судна не было вызвано скрытыми недостатками судна;
- ветхости судна и
его принадлежностей, их
- погрузки с ведома
страхователя или
Существует ряд случаев, когда страховщик также освобождается от ответственности при страховании груза. Основанием для этого служит доказательство страховщиком, что убытки грузу были причинены:
- умышленно или по
грубой неосторожности
- вследствие естественных
свойств (пороков) груза (
других);
- вследствие ненадлежащей упаковки.9
Перечисленные основания освобождения страховщика при страховании судна и груза также являются законными основаниями для освобождения страховщика от ответственности при страховании фрахта.
Убытки, причиненные вследствие ядерного инцидента, освобождают страховщика от возмещения ущерба, причиненного страхователю или выгодоприобретателю. К ним относятся убытки вследствие ядерного взрыва, радиации или радиоактивного сражения. Страховщик не отвечает также за убытки, возникшие вследствие военных или пиратских действий, народных волнений, забастовок.10 Факт конфискации, реквизиции, ареста либо уничтожения судна или груза по требованию соответствующих властей служит основанием для освобождения страховщика по убыткам, заявленным к возмещению со стороны страхователя. Если убытки в застрахованном имуществе по договору морского страхования возникли вследствие того, что страхователь или выгодоприобретатель умышленно или по грубой неосторожности не принял меры по предупреждению или уменьшению убытков, то страховщик также освобождается от ответственности возмещать эти убытки. Умысел или грубая неосторожность страхователя или выгодоприобретателя, к результате которых возникли убытки в застрахованном объекте страхования, согласно условиям заключенного договора морского страхования, являются основанием для освобождения страховщика возместить причиненный ущерб страхователю или выгодоприобретателю либо его представителю.