Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 15:56, курсовая работа
Выбранная мной тема курсовой работы достаточно актуальна в настоящее время, так как страхование является в России одной из наиболее динамично развивающихся сфер российского бизнеса.
В курсовой работе будут раскрыты понятие объекта морского страхования, морской сюрвей, правовая основа морского страхования, страховое возмещение в различных случаях и др.
Введение …………………………………………………………………………….
1.Договор морского страхования………………………………………………….
2.Понятие объекта морского страхования и морской сюрвей ………...................
2.2.Фрахт как объект морского страхования………………………………….
2.3.Гражданско-правовая ответственность судовладельца как объект морского страхования………………………………………....................................
2.4.Морское страхование судов ……………………………………..................
2.5.Страхование морских прогулочных яхт, рыболовецких и других судов………………………………………………………………..............................
2.6.Страхование грузов……………………………………………….................
3.Страховые возмещения……………………………………………………………
3.1.Страховое возмещение за повреждение портового сооружения и объектов, находящихся на якоре……………………………………….…..............
3.2.Страховое возмещение расходов судовладельца за членов экипажа и пассажиров…………………………………………………………………………....
3.3.Страховые выплаты за нелегальных пассажиров…………….…………...
4.Проблемы страхования морской деятельности в Российской Федерации…………………………………………………………….……………....
Заключение…………………………………………………………….……………..
Литература…………………………………………………………………………...
Не подлежит страхованию улов рыбы и/или морепродуктов в рамках договора страхования рыболовецкого судна-каско.
Страхование гражданской ответственности судовладельца рыболовецкого судна за ущерб перед третьими лицами осуществляется через клуб взаимного страхования.
Страхование от несчастных случаев членов экипажа рыболовецкого судна предусматривает выплату страховой суммы (полностью или частично) в связи со смертью, постоянной утратой общей трудоспособности, стойким расстройством здоровья, которые обусловлены выполнением профессиональных обязанностей на рыболовецком судне или эксплуатацией этого судна во время лова, выхода в район промысла, технологической стоянки в порту, а также участия в акции спасания судна, терпящего бедствие.
2.6. Страхование грузов
Страхование грузов, перевозимых морским путем, относится к числу традиционных видов договоров морского страхования. Вполне возможно, что договор морского страхования грузового или грузопассажирского судна и перевозимого на его борту груза заключается одновременно.
Морское страхование груза основано на имеющемся страховом интересе у грузовладельца. Страховой интерес грузовладельца напрямую увязывается с базисными условиями поставки. Имеющийся страховой интерес грузовладельца выражается через имущественный интерес конкретного юридического лица, о страховании которого заключен договор морского страхования, связанный с владением, распоряжением и пользованием грузом, вследствие его уничтожения (пропажи) или повреждения при морской транспортировке.
Договор морской перевозки груза тесно увязывается с условиями договора морского страхования груза. Особенности морской перевозки грузов заключаются в том, что страховой интерес грузовладельца может распространяться не только на груз, но и на фрахт. Наличие страхового интереса в отношении фрахта возникает у грузовладельца (грузоотправителя или грузополучателя), если по условиям заключенного договора морской перевозки груза он получает сумму фрахта. Тогда страхование фрахта осуществляется грузовладельцем на тех же условиях, что и страхование груза. Следовательно, грузовладелец может быть одновременно страхователем груза и страхователем фрахта, поскольку его страховой интерес распространяется на эти два разнородных, но тесно связанных между собой объекта морского страхования.
Груз, предназначенный к морской перевозке, выступает в качестве объекта морского страхования и указывается в заключаемом договоре морского страхования.
Основанием для заключения договора морского страхования груза служит письменное заявление грузовладельца, выступающего в качестве страхователя. Обычно данное заявление составляется по определенной форме, установленной морским страховщиком, из которого он хочет получить достоверные сведения о грузе с целью котировки риска, т. е. определения величины страховых платежей и подбора конкретных условий страхования для своего клиента.
Морской страховщик может поставить в качестве обязательного предварительного условия заключения договора морского страхования произвести осмотр груза с точки зрения его транспортабельного состояния, особенностей физико-химических свойств, наличия надлежащей тары, упаковки, маркировки и т. п. Техническая процедура предварительного осмотра груза, предназначенного к морской перевозке, производится через доверенного представителя (обычно аварийного комиссара) морского страховщика. Обычно процедура предварительного осмотра применяется в отношении опасных и особо опасных грузов, негабаритных и сверхтяжелых грузов и некоторых других. Результаты произведенного предварительного осмотра данного объекта морского страхования документируются и приобщаются к материалам дела, открытого у страховщика в связи с предстоящим заключением договора морского страхования.
Страховая сумма должна соответствовать стоимости груза, указанной в счете продавца, с включением фрахта и страховой премии.
К числу сведений, которые имеют существенное значение для определения степени риска и должны содержаться в заявлении страхователя, относятся:
- точное название, род упаковки, чисто мест и масса груза, предназначенного к морской перевозке;
- номер и дата коносамента;
- название, год постройки, флаг и тоннаж судна, предназначенного к морской перевозке грузов;
- место нахождения груза на судне (трюм или палуба);
- способ отправки груза — навалом, насыпью, наливом и т. д.;
- порты отгрузки, перегрузки (перевалки) и выгрузки груза;
- календарная дата отправки груза согласно коносаменту;
- объявленная страховая сумма отправляемого груза;
- наиболее приемлемое (одно из трех) для страхователя условие, выдвигаемое морским страховщиком в отношении отправляемого груза, т. е.: 1) страхование этого груза с ответственностью за все риски; 2) страхование этого груза с ответственностью за частную аварию; 3) страхование этого груза без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения.
Стороны, вступающие в страховые правоотношения, не могут оспаривать страховую стоимость груза, определенную договором морского страхования, если страховщик не докажет, что он намеренно введен в заблуждение страхователем.
Кроме того, имеется возможность дополнител
3.Страховые возмещения
3.1.Страховое возмещение за повреждение портовых сооружений и объектов, находящихся на якоре
Вызванные неправильным маневрированием судна в связи с ошибками навигации или обстоятельствами непреодолимой силы повреждения капитальных портовых сооружений (например, навал на причальную стенку) или плавучих объектов, стоящих на якоре, обычно относятся морским страховщиком к группе ущербов большого риска. Потенциальную угрозу для повреждения портовых сооружений и закрепленных на якоре неподвижных объектов (например, сухой плавучий док, несамоходный плавучий кран, несамоходная плавучая ремонтная мастерская и т. д.) создают маневры судна при входе и выходе из акватории порта и на внешнем рейде. Последствия повреждения подобных объектов в результате столкновения с судном очень часто сопряжены с колоссальными убытками и имущественными претензиями потерпевшей стороны, заявленными в адрес судовладельца и судна как источника повышенной опасности.
Морская правоприменительная практика свидетельствует, что в большинстве случаев вся полнота ответственности за причиненные повреждения и материальный ущерб возлагается на судно, участвовавшее в коллизии. Возможности для отклонения заявленных претензий потерпевшей стороной с помощью правовых средств здесь крайне ограничены. Существуют два конкретных случая, когда все-таки имеется реальный шанс отклонить заявленные претензии потерпевшей стороны к судну как необоснованные:
1)когда неподвижный объект, стоящий на якоре, или припортовое сооружение не было отмечено или иным образом указано на морских картах, обязательных к применению в штурманской проводке.
2)Когда лоцманская проводка судна осуществлялась в обязательно-принудительном порядке. При этом коллизия была вызвана небрежностью и беспечностью лоцмана, находящегося на борту судна, подлежащего проводке.
Кроме того, если в результате столкновения с портовым сооружением или неподвижным объектом, закрепленным на якоре, самому судну были нанесены повреждения, то морской страховщик, согласно условиям договора морского страхования, производит соответствующую страховую выплату судовладельцу в возмещение выявленного и подтвержденного документами материального ущерба.
К числу неподвижных и плавающих объектов, в отношении которых предусматривается страховое покрытие за причиненные повреждения, относятся:
- различные припортовые
сооружения, доки, пирсы, молы, дамбы,
волнорезы, волноломы,
- энергетические и телефонные кабели, а также нефтегазопроводы и продуктопроводы;
- морские полупогруженные
буровые платформы, ведущие
- рыболовные сети; лесоматериалы в буксировке.
Необходимым и достаточным условием для страховой выплаты является физический контакт (взаимодействие) между введенным судном и плавучим либо неподвижным объектом, в результате которого возник имущественный вред, т. е. ущерб.
3.2.Страховое возмещение расходов судовладельца за членов экипажа и за пассажиров
Одной из основных обязанностей судовладельца, вытекающих из норм гражданского и морского права, является гражданская ответственность судовладельца перед всеми физическими лицами, находящимися на судне.
Финансовые претензии к судовладельцу со стороны третьих лиц, легально находящихся на судне, могут возникнуть по поводу несчастных случаев на борту, имевших травматические последствия в форме стойкого расстройства здоровья, временной или постоянной утраты трудоспособности и оказания квалифицированной медицинской помощи. В круг третьих лиц, от которых судовладельцу могут быть заявлены претензии, входят члены экипажа (судовой команды), пассажиры, работники порта, лоцманы, морские агенты и другие физические лица (например, люди, спасенные с борта судна, терпящего бедствие). Все эти люди в тех или иных обстоятельствах могут подвергнуться несчастному случаю на борту судна, принадлежащего судовладельцу.
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации определяет обязанность капитана судна оказать неотложную медицинскую помощь.11
Возмещение затрат за
оказанную медицинскую помощь является
крупной проблемой для
Имеется широкий круг событий, при наступлении которых производится страховая выплата судовладельцу введенного судна. Они включают в себя:
- возмещение расходов на лечение в объеме оказания амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по поводу обращения, диагностики и выявленного заболевания;
- возмещение расходов
на лечение и пребывание
- возмещение расходов
по санитарной эвакуации
- возмещение расходов
по доставке члена экипажа
обратно на судно после
- возмещение расходов
по доставке на судно нового
члена экипажа взамен
- возмещение расходов на вынужденный заход судна в ближайший порт для передачи больного с борта в местное лечебное учреждение (медицинский стационар), т. е. портовые сборы и т. п.;
- возмещение расходов по девиации судна в ближайший порт вынужденного захода для передачи больного в местное лечебное учреждение, т. е. стоимостные затраты потраченного на эти цели топлива, горюче-смазочных материалов и т. п.;
- возмещение расходов,
связанных с возвращением на
родину останков погибшего
3.3.Страховые выплаты за нелегальных пассажиров
Факт обнаружения на борту введенного судна нелегального пассажира или группы пассажиров накладывает на клуб взаимного страхования обязанность возместить судовладельцу непредвиденные расходы, обусловленные этим обстоятельством. Клуб взаимного страхования возмещает судовладельцу, исходя из действующих клубных правил, разумные и прямые расходы, которые возникли в связи с обнаружением на борту нелегального пассажира, либо лица, спасенного в море и поднятого на борт введенного судна, либо лица, обнаруженного на борту введенного судна, которое заявляет о своих гражданских правах на предоставление политического убежища.
Со стороны судовладельца
в адрес клуба взаимного
На практике факт обнаружения нелегальных пассажиров на борту судна сопряжен с серьезными финансово-правовыми последствиями для судовладельца, имеющими затяжной и проблемный характер. В правоприменительной практике признание юридического факта нелегального пассажира или беженца на борту относится к числу одних из самых сложных. Часто все издержки и убытки, связанные с пребыванием нелегальных пассажиров на судне, целиком остаются на бремени тех расходов, которые несет сам судовладелец.