Налогообложение страховой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью представленной работы является обоснование механизма налогообложения страховой деятельности, которая соответствовала бы общим направлениям совершенствования налоговой системы в стране и вместе с тем учитывала специфику сферы деятельности.
В соответствии с постановленной целью основными задачами являются:
- анализ изменения системы налогообложения страховых организаций в увязке с развитием рынка страховых услуг;
- классификация налогов и сборов, уплачиваемых субъектами страхового рынка, выделение наиболее значимых платежей, формирующих основу налогообложения;
- выявление воздействия различных налогов на экономические интересы страховщиков и страхователей и возможностей стимулирования определенного развития страхования;

Содержание

Введение
Глава 1.
1.1 Плательщики и объекты налогообложения
1.2 Экономическая сущность налогообложения. Налогообложение и бюджетный процесс
1.3 Расчет налогооблагаемой базы, налоговые ставки и льготы
1.4 Особенности обложения налогом доходов страховых организаций различных организационно-правовых форм
Глава 2.
2.1 Договоры и обязательства по вопросам налогообложения
2.2 Принципы и методы налогообложения
2.3 Плательщики налога на прибыль, объект налогообложения, ставки налога
2.4 Особенности налогообложения прибыли кредитных и страховых организаций
Глава 3.
3.1 История государственного регулирования страховой деятельности в России
3.2 Закон как основа функционирования страховых организаций
3.3 Основные направления государственного регулирования страховой деятельности в России
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Нэт.docx

— 40.09 Кб (Скачать файл)

Введение

Глава 1.

1.1 Плательщики и объекты  налогообложения

1.2 Экономическая сущность  налогообложения. Налогообложение  и бюджетный процесс

1.3 Расчет налогооблагаемой базы, налоговые ставки и льготы

1.4 Особенности обложения  налогом доходов страховых организаций  различных организационно-правовых  форм

Глава 2.

2.1 Договоры и обязательства  по вопросам налогообложения

2.2 Принципы и методы  налогообложения

2.3 Плательщики налога на прибыль, объект налогообложения, ставки налога

2.4 Особенности налогообложения прибыли кредитных и страховых организаций

Глава 3.

3.1 История государственного регулирования страховой деятельности в России

3.2 Закон как  основа функционирования страховых  организаций

3.3 Основные направления  государственного регулирования страховой деятельности в России

Литература

Введение

Актуальность темы исследования. В последние годы происходит достаточно быстрое развитие страхования, выражающееся в высоких темпах роста поступлений  страховых взносов, улучшении их структуры, прежде всего за счет повышения  доли добровольного страхования. Соответственно повышается значение страхования в  защите интересов граждан и юридических  лиц от разнообразных рисков, объективно свойственных общественному развитию и особенно проявляющихся в современной  экономике России со всеми ее противоречиями переходного периода.

Возрастает роль страхования  в формировании финансовых ресурсов общества за счет увеличения уставных капиталов и резервных фондов страховых организаций, а также поступлений в федеральный и региональные бюджеты налоговых платежей по результатам страховой деятельности.

Экономическая заинтересованность государства в развитии страхования  обусловила выделение в Основных направлениях социально-экономической  политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу  отдельного раздела «Развитие рынка  страховых услуг».

Система налогообложения  страховой деятельности должна обеспечивать увеличение поступлений в бюджетную  систему (фискальная функция налогов) и способствовать оптимизации страхового рынка (стимулирующая функция налогов). В современных условиях действие налогов как в первом, так и втором направлении нельзя признать эффективным. При росте отношения суммы страховых взносов к внутреннему валовому продукту (ВВП) доля налогов, поступающих от страховых операций, не увеличивалась, а в отдельные годы даже снижалась. Производившиеся изменения, в частности переход от налогообложения доходов к налогообложению прибыли, повышение ставки последнего и т.д., носили противоречивый характер. Отсутствие четкой концепции развития налогообложения страховой деятельности особенно наглядно проявлялось в различных вариантах соответствующих разделов проектов Налогового кодекса Российской Федерации. Даже принятые решения нельзя считать исчерпывающими все проблемы развития страхования.

В последние годы (особенно после подготовки первого проекта  Налогового кодекса Российской Федерации) в экономической печати возникла острая дискуссия по проблемам налогообложения  страховой деятельности. При этом преимущественно была представлена позиция страховщиков в части  налогообложения прибыли. Другие аспекты  системы налогообложения страховой  деятельности почти не были отражены.

Основной целью представленной работы является обоснование механизма  налогообложения страховой деятельности, которая соответствовала бы общим  направлениям совершенствования налоговой  системы в стране и вместе с  тем учитывала специфику сферы  деятельности.

В соответствии с постановленной целью основными задачами являются:

- анализ изменения системы  налогообложения страховых организаций  в увязке с развитием рынка  страховых услуг;

- классификация налогов  и сборов, уплачиваемых субъектами  страхового рынка, выделение наиболее  значимых платежей, формирующих  основу налогообложения;

- выявление воздействия  различных налогов на экономические  интересы страховщиков и страхователей  и возможностей стимулирования  определенного развития страхования;

- обобщение зарубежного  опыта прямого и косвенного  налогообложения страховой деятельности;

- рассмотрение путей совершенствования  налогообложения прибыли на основе  оптимизации учета доходов и  расходов страховых организаций;

- обоснование целесообразности  налогообложения суммы страховых  взносов и принципов ее построения.

Методология исследования. Процесс исследования базировался  на диалектическом методе познания.

Проведен обстоятельный  анализ большого числа законодательных  нормативных и методических документов, специальной литературы, материалов налоговых органов, страховых организаций  и статистических данных. В ходе решения поставленных задач были использованы такие приемы научного исследования, как наблюдение (статистическое), обработка полученного материала  посредством синтеза и анализа, разработка гипотез и их проверка.

Страхование представляет собой  отношения по защите имущественных  интересов физических и юридических  лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых  премий).

Глава 1.

1.1 Плательщики и объекты  налогообложения

Плательщиками налога на доходы от страховой деятельности, осуществляемой на основании лицензии, являются предприятия, учреждения и организации, включая  предприятия с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

Плательщиками налога на доходы от страховой деятельности являются также компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных  государств, которые осуществляют в  установленном порядке страховую  деятельность в Российской Федерации  через постоянные представительства. Под постоянным представительством иностранного юридического лица для  целей налогообложения понимается бюро, контора, агентство, любое другое место осуществления страховой деятельности, а также организации и граждане, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в Российской Федерации. Иностранное юридическое лицо подлежит учету в налоговом органе по месту нахождения его постоянного представительства. Предприятия, учреждения и организации, указанные в настоящем разделе, именуются в дальнейшем "страховые организации".

Объектом обложения налогом  является доход от страховой деятельности, уменьшенный на сумму затрат, включаемых в себестоимость страховых услуг. При этом затраты на оплату труда  при исчислении облагаемого дохода в себестоимость страховых услуг  не включаются.

К доходам от страховой  деятельности относятся:

а) страховые платежи (страховые  премии) по договорам страхования  и перестрахования;

б) комиссионные вознаграждения по перестрахованию;

в) доля перестраховщиков в  выплаченных страховых суммах и  страховых возмещениях;

г) суммы возврата специальных  страховых резервов предыдущего  периода;

д) другие доходы, связанные со страховой деятельностью, включая доходы от инвестирования временно свободных средств и размещения их на счетах в банках.

Доходы страховых организаций  в иностранной валюте подлежат налогообложению  по совокупности с доходом от страховой  деятельности в рублях. При этом доходы, полученные в иностранной  валюте, пересчитываются на рубли  по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на день поступления  средств на валютный счет или в кассу страховой организации.

Доход от акций, облигаций  и иных ценных бумаг, принадлежащих  страховой организации, а также  от долевого участия в других предприятиях подлежит налогообложению у источника  этих доходов.

Прибыль, полученная страховой  организацией от иных видов деятельности, не связанных со страховой деятельностью, а также доходы посредников (брокеров) облагаются в порядке, предусмотренном  Законом Российской Федерации "О  налоге на прибыль предприятий и  организаций".

1.2 Экономическая сущность  налогообложения. Налогообложение  и бюджетный процесс

Как показывает вышеприведенный  экскурс в историю налогов, возникновение  налогообложения было вызвано появлением государства и государственного аппарата, создавших и использовавших фискальные механизмы для финансирования своих расходов. Однако налоги - это  в первую очередь важнейшая финансово-экономическая  категория.

Стоимость всех материальных благ, созданных обществом за определенный период (обычно за год) и предназначенных  для удовлетворения совокупных общественных потребностей в экономике, носит  наименование валового (совокупного) общественного  продукта (ВОП). В свою очередь, ВОП  в стоимостной форме состоит  из стоимости потребленных средств  производства (с), выплаченной заработной платы (v) п прибыли (т). Вновь созданная стоимость (v+m) представляет валовой национальный доход (ВНД). В своем движении ВОП и ВНД проходят четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление.

Однако объективная необходимость  мобилизации части ВОП для  казны возникает только на стадии распределения, поскольку именно на этой стадии выявляется доля (пропорция) производителей и иных субъектов  общества в ВОП. Кроме того, необходимо отметить, что процессы первичного распределения ВОП осуществляются без участия государства, поскольку  весь производственно-распределительный  процесс в принципе невозможно осуществлять иначе, чем возмещая стоимость израсходованных средств производства (с), выплачивая заработную плату (v) и получая прибыль (т).

В то же время государство, возникшее как надстроечная форма  управления обществом на соответствующей  стадии развития цивилизации, объективно потребовало материальной основы для  своего существования, источником чего могла выступить только сфера  материального производства. Именно с возникновения государства  начинается формирование системы перераспределительных отношений (распределение уже распределенного ВОП), которая с развитием товарно-денежных отношений выступила в денежной (финансовой) форме.

Основным методом перераспределения  ВОП стало прямое изъятие государством определенной части ВОП в свою пользу для формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета), что  и составляет финансово-экономическую  сущность налогообложения. Это перераспределение  осуществляется непосредственно из ВНД, который выступает единственным источником налоговых платежей независимо от их объекта.

Перераспределение части  ВОП в пользу государства осуществляется между двумя участниками общественного  производства: от работников (из «с») в форме подоходного и иных налогов, а от хозяйствующих субъектов (из «т») - в форме налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и др.

Несмотря на свою экономическую  природу, налогообложение не избежало идеологического влияния. Предназначение налогов различно в зависимости  от состояния общественного развития: если при капитализме налоги в  основном необходимы для содержания государственного аппарата и удовлетворения некоторых общественных потребностей, то при социализме налоги выступали  «одним из средств планового распределения и перераспределения национального дохода в интересах коммунистического строительства». В некоторых государствах налогов нет вообще. Например, в Конституции Северной Кореи записано: «Государство полностью ликвидирует систему налогов, которая является наследием старого общества».

Однако независимо от целей  налогообложения, форм взимания и видов  налогов публичная суть налогов, сформулированная основоположником экономики  коммунизма К. Марксом (1818-1883 гг.), остается прежней: «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства»^ В другой работе К. Маркс пишет: «Налог - это материнская грудь, кормящая правительство. Налог - это пятый  бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией»".

Иными словами, государство  не может существовать без взимания налогов; более того, налоги - это  органическая часть государства. Там, где существует государство и  государственное регулирование  экономики, существует и налогообложение. Как утверждал основоположник анархизма  французский общественный деятель  Пьер Жозеф Прудон (1809-1865 гг.), «в сущности, вопрос о налоге есть вопрос о государстве».

Всеобщий характер налогов  обусловлен тем, что основное место  в финансовой системе любого государства  занимает бюджетная система, посредством  которой образуются и используются общегосударственные централизованные денежные фонды. Формирование бюджета  любого уровня осуществляется через  систему государственных доходов. Доходы представляют собой часть  национального дохода страны, обращаемого  через различные виды денежных поступлений  в собственность государства  с целью создания финансовой базы для осуществления его задач  и функций. Однако необходимо учитывать, что бюджетные доходы как результат  перераспределения сами в дальнейшем начинают создавать новые распределительные  механизмы, поскольку они начинают использоваться для формирования бюджетных  фондов территориального, отраслевого  и целевого назначения.

Источники и виды государственных  доходов и значение каждого из них определяются экономической и правовой системами страны. Государственные доходы распределяются по различным группам в зависимости от признаков, отражающих их наиболее характерные черты. Классификацию государственных доходов можно провести по ряду оснований - экономических, юридических и т. д. В частности, условно доходы бюджета в зависимости от формы самих платежей и методов взимания можно разделить на три основных источника:

Информация о работе Налогообложение страховой деятельности