Особенности социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:04, реферат

Краткое описание

В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:
• пенсионным;
• обязательного медицинского страхования;
• социального страхования.
В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности.

Содержание

Введение 3
1 Сущность социального страхования 5
2 Особенности социального страхования 8
3 Система государственных внебюджетных фондов в РФ 13
Заключение 18
Список используемой литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по финансам.docx

— 47.98 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУВПО «АмГУ»)

 

 

Кафедра финансы

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

На тему: «Особенности социального страхования»

По дисциплине: финансы

 

 

 

Исполнитель

студент группы 070        К.А. Юсубова


 

Проверила Л.П. Бокач


 

 

 

 

г. Благовещенск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

1 Сущность социального страхования

5

2 Особенности социального страхования

8

3 Система государственных внебюджетных  фондов в РФ

13

Заключение

18

Список используемой литературы

20

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная рыночная экономика  создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.

Уникальность института  социального страхования, выполняющего «государственно - публичные» функции социальной защиты, заключается, в том числе, и в его позитивном влиянии на формирование сбалансированного «социально - рыночного» менталитета населения. Обусловлено это тем, что оно сочетает в себе, казалось бы, полярные и несовместимые позиции: персональную ответственность личности за свое материальное благополучие и коллективную (солидарную) взаимопомощь, либеральные и социал-демократические установки. Социальное страхование защищает работников и членов их семей, при этом оно объединяет (а не разобщает) людей; его институты предоставляют человеку возможность реализовать свою ответственность и свободу на основе социальной справедливости.

     Становление  новой модели социальной защиты  должно обеспечивать преемственность  в социальной политике и соблюдение  принципов общественной солидарности  и социальной справедливости.

      К задачам  социального страхования относятся:  формирование денежных фондов, из  которых покрываются затраты,  связанные с содержанием нетрудоспособных  или лиц, не участвующих в  трудовом процессе; сокращение разрыва  в уровне материального обеспечения  неработающих и работающих членов  общества.

     Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.

     В России  обязательное государственное социальное  страхование представлено тремя внебюджетными фондами:

• пенсионным;

• обязательного медицинского страхования;

• социального страхования.

 В формировании и  использовании этих фондов есть  свои особенности. Задуманные  как страховые, они не всегда  соответствуют принципам формирования  и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны  черты бюджетного подхода: обязательность  и нормативность отчислений, плановое  расходование средств, отсутствие  персонификации накоплений и  др. По экономической сущности  эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к  внебюджетным фондам.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО  СТРАХОВАНИЯ

       Поворот  в истории развития нашей страны  от социалистического хозяйствования  к рыночному потребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальной политике. Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики, сформулированными Президентом и Правительством России и нашедшими отражение в Конституции Российской Федерации от 1 декабря 1993 года, которая провозгласила, что «Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7). В соответствии со ст.39 Конституции РФ  каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.  Законом устанавливаются государственные пенсии  и социальные пенсии. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность». 

   Признавая право  каждого гражданина на социальное  обеспечение, Конституция РФ одновременно  возлагает на государство обязанность  создавать все необходимые условия  для осуществления этого права.  Конституция провозгласила Российскую  Федерацию демократическим, правовым  и социальным государством. Это  означает, что социальные права  граждан являются наивысшей ценностью  и государство обязано защищать  эти права. Социальная поддержка,  социальная защита людей, в  целом социальная работа определяется  «социальной политикой государства  как определенной ориентацией  и системой мер по оптимизации  социального развития общества, отношений между социальными  и другими группами, созданию  тех или иных условий для  удовлетворения жизненных потребностей их представителей».

Государственное социальное страхование - государственная система  материального обеспечения граждан  РФ в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а так же семей, в которых есть дети.

 Государственное социальное  страхование находится в ведении  органов законодательной и исполнительной  власти, формирующих государственный  бюджет и его расходную часть.  Пособия и льготы, поступающие  населению через эту систему,  устанавливаются законодательными  и нормативными актами. Они распределяются  по принципу солидарности, который  означает, что выплаты не зависят  от уплачиваемых гражданином  налогов и страховых взносов  и определяются только степенью  нуждаемости. 

Основными видами социального  обеспечения являются: обеспечение  граждан РФ различными видами пособий  по государственному социальному страхованию  и иных социальных пособий.

Социальное страхование  – это механизм реализации социальной политики государства, основа организации  социальной защиты населения.

Социальное страхование  является также «формой социальной защиты экономически активного населения  от различных рисков, связанных с  потерей трудоспособности, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба». Государственное социальное страхование – установленная  государством и регулируемая нормами  права система материального  обеспечения работников в старости в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, членов семей  работников (или потере кормильца), а также охраны здоровья работников и членов их семей. Государственное  социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей  и, в некоторых случаях, работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение  работников и членов их семей.

В России социальное страхование  зародилось в начале ХХ в., одновременно с развитием системы фабричной медицины. На предприятиях создавались больничные кассы, членство в которых было добровольным. Их правления состояли из представителей рабочих и работодателей. Основной задачей таких касс являлась компенсация работникам ущерба от несчастных случаев на производстве. В 1912 г. законом Государственной Думы было введено обязательное больничное страхование работающих граждан, которое должны были осуществлять больничные кассы. В 1916 г. в России было 2043 больничные кассы, насчитывающие 1962 тысячи членов.

       Наряду, собственно, с социальным страхованием, складывалась еще одна система  социальной защиты населения  – государственное социальное  обеспечение, осуществляемое за  счет налоговых поступлений в  бюджет. При этом государство  самостоятельно, решениями своих  властных органов определяло, кому, в каких размерах и при каких  условиях следует оказывать социальную  помощь.

     Коллективное  социальное страхование имеет  те же цели и задачи, что  и государственное. Однако его  объект значительно уже: он  ограничивается трудовым коллективом,  профсоюзом, отраслью или регионом. Страховые фонды коллективного  социального страхования образуются  за счет работников и работодателей.  Однако, в отличие от государственных,  они являются независимыми самоуправляемыми  организациями, форма которых  устанавливается государственным  социальным законодательством. Коллективным  социальным страхованием могут  заниматься любые страховые организации,  получившие от государства в  установленном порядке разрешение  на этот вид деятельности. Ими  могут быть страховые компании, общества взаимного страхования,  страховые кассы. Управление в  системах коллективного страхования  осуществляется либо страховой  компанией, либо выбираемыми страхователями  органами самоуправления, либо доверенными  лицами на основе договора  траста.

      Распределение  фондов коллективного страхования  происходит на основе принципа  субсидиарности: выплаты осуществляются в зависимости от нуждаемости, но с учетом того, в течение какого времени страхователь платил взносы в этот фонд. Обычно в коллективном социальном страховании устанавливаются тарифы взносов, а также минимальные и максимальные пределы социальных выплат. Кроме того, могут устанавливаться границы доходов, в пределах которых страхователи обязаны уплачивать страховые взносы. За этими пределами они могут страховаться на добровольных началах или не страховаться вовсе.

       Государственное  социальное страхование имеет  своим объектом все население  в целом или отдельные социальные  группы, выделенные по критериям  наличия социальных рисков. Условия  государственного социального страхования  устанавливаются законодательными  и нормативными актами и носят  обязательный характер. Управление  фондами государственного социального  страхования осуществляется специальными  государственными финансово-кредитными  учреждениями, создаваемыми при  органах законодательной или  исполнительной власти.

 

2 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО  СТРАХОВАНИЯ

      

Обязательное социальное страхование — часть государственной  системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования  работающих граждан от возможного изменения  материального и социального  положения, в том числе по не зависящим  от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих  граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

       К основным  принципам обязательного социального  страхования относятся:

-устойчивость обязательного  социального страхования, поддерживаемая  на основе эквивалентности страхового  обеспечения и страховых взносов;

-всеобщий обязательный  характер социального страхования,  доступность  для застрахованных  лиц реализации страховых гарантий;

-государственная гарантия  соблюдения прав застрахованных  лиц на защиту от социальных  страховых рисков и исполнение  обязательств по обязательному  социальному страхованию независимо  от финансового положения страховщика;

-государственное регулирование  системы обязательного социального  страхования;

-паритетность участия  представителей субъекта обязательного  социального страхования в органах  управления системы обязательного  социального страхования;

-обязательность уплаты  страхователями страховых взносов  в бюджеты фондов конкретных  видов обязательного социального  страхования;

-ответственность за целевое  использование средств обязательного  социального страхования; 

-обеспечение надзора  и общественного контроля;

-автономность финансовой  системы обязательного социального  страхования.

       Субъектами  обязательного социального страхования  являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.

       Страхователи - организации любой организационно-правовой  формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.

       Страховщики  - некоммерческие организации, создаваемые  для обеспечения прав застрахованных  лиц по обязательному социальному  страхованию при наступлении  страховых случаев.

Застрахованные лица —  граждане Российской Федерации, а также  иностранные граждане и лица без  гражданства, работающие по трудовым договорам  и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории  граждан, у которых возникают  отношения по обязательному социальному  страхованию.

Информация о работе Особенности социального страхования