Федеральное агентство
по образованию
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО «АмГУ»)
Кафедра финансы
РЕФЕРАТ
На тему: «Особенности социального
страхования»
По дисциплине: финансы
Исполнитель
студент группы 070
К.А. Юсубова
Проверила Л.П. Бокач
г. Благовещенск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
1 Сущность социального страхования |
5 |
2 Особенности социального страхования |
8 |
3 Система государственных внебюджетных
фондов в РФ |
13 |
Заключение |
18 |
Список используемой литературы |
20 |
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Современная рыночная экономика
создает адекватную систему социальной
защиты населения, важнейшим звеном
которой является социальное страхование.
Уникальность института
социального страхования, выполняющего
«государственно - публичные» функции
социальной защиты, заключается, в том
числе, и в его позитивном влиянии на формирование
сбалансированного «социально - рыночного»
менталитета населения. Обусловлено это
тем, что оно сочетает в себе, казалось
бы, полярные и несовместимые позиции:
персональную ответственность личности
за свое материальное благополучие и коллективную
(солидарную) взаимопомощь, либеральные
и социал-демократические установки. Социальное
страхование защищает работников и членов
их семей, при этом оно объединяет (а не
разобщает) людей; его институты предоставляют
человеку возможность реализовать свою
ответственность и свободу на основе социальной
справедливости.
Становление
новой модели социальной защиты
должно обеспечивать преемственность
в социальной политике и соблюдение
принципов общественной солидарности
и социальной справедливости.
К задачам
социального страхования относятся:
формирование денежных фондов, из
которых покрываются затраты,
связанные с содержанием нетрудоспособных
или лиц, не участвующих в
трудовом процессе; сокращение разрыва
в уровне материального обеспечения
неработающих и работающих членов
общества.
Учитывая особую важность социального
страхования, его влияние на общественные
процессы, государство во многих странах
создает системы обязательного государственного
социального страхования, дающие возможность
значительной концентрации ресурсов в
единых фондах и тем самым обеспечение
надежной социальной защиты населения
страны.
В России
обязательное государственное социальное
страхование представлено тремя внебюджетными
фондами:
• пенсионным;
• обязательного медицинского
страхования;
• социального страхования.
В формировании и
использовании этих фондов есть
свои особенности. Задуманные
как страховые, они не всегда
соответствуют принципам формирования
и использования страховых фондов.
В их деятельности очевидны
черты бюджетного подхода: обязательность
и нормативность отчислений, плановое
расходование средств, отсутствие
персонификации накоплений и
др. По экономической сущности
эти фонды не являются страховыми,
по форме они относятся к
внебюджетным фондам.
1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО
СТРАХОВАНИЯ
Поворот
в истории развития нашей страны
от социалистического хозяйствования
к рыночному потребовал глубоких реформ
не только в экономической сфере, но и
в социальной политике. Глубокие, исключительно
трудные, во многом противоречивые, но
исторически неизбежные преобразования
в данной области происходили в соответствии
с новыми принципами формирования социально
ориентированной рыночной экономики,
сформулированными Президентом и Правительством
России и нашедшими отражение в Конституции
Российской Федерации от 1 декабря 1993 года,
которая провозгласила, что «Российская
Федерация является социальным государством,
политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь
и свободное развитие человека (статья
7). В соответствии со ст.39 Конституции
РФ каждому гражданину гарантируется
социальное обеспечение по возрасту, в
случае болезни, инвалидности, потери
кормильца, для воспитания детей и в иных
случаях, установленных законом. Законом
устанавливаются государственные пенсии
и социальные пенсии. Поощряется добровольное
социальное страхование, создание дополнительных
форм социального обеспечения и благотворительность».
Признавая право
каждого гражданина на социальное
обеспечение, Конституция РФ одновременно
возлагает на государство обязанность
создавать все необходимые условия
для осуществления этого права.
Конституция провозгласила Российскую
Федерацию демократическим, правовым
и социальным государством. Это
означает, что социальные права
граждан являются наивысшей ценностью
и государство обязано защищать
эти права. Социальная поддержка,
социальная защита людей, в
целом социальная работа определяется
«социальной политикой государства
как определенной ориентацией
и системой мер по оптимизации
социального развития общества,
отношений между социальными
и другими группами, созданию
тех или иных условий для
удовлетворения жизненных потребностей
их представителей».
Государственное социальное
страхование - государственная система
материального обеспечения граждан
РФ в старости, в случае болезни,
полной или частичной утраты трудоспособности,
потери кормильца, а так же семей,
в которых есть дети.
Государственное социальное
страхование находится в ведении
органов законодательной и исполнительной
власти, формирующих государственный
бюджет и его расходную часть.
Пособия и льготы, поступающие
населению через эту систему,
устанавливаются законодательными
и нормативными актами. Они распределяются
по принципу солидарности, который
означает, что выплаты не зависят
от уплачиваемых гражданином
налогов и страховых взносов
и определяются только степенью
нуждаемости.
Основными видами социального
обеспечения являются: обеспечение
граждан РФ различными видами пособий
по государственному социальному страхованию
и иных социальных пособий.
Социальное страхование
– это механизм реализации социальной
политики государства, основа организации
социальной защиты населения.
Социальное страхование
является также «формой социальной
защиты экономически активного населения
от различных рисков, связанных с
потерей трудоспособности, на основе
коллективной солидарности возмещения
ущерба». Государственное социальное
страхование – установленная
государством и регулируемая нормами
права система материального
обеспечения работников в старости
в случае временной или постоянной
утраты трудоспособности, членов семей
работников (или потере кормильца),
а также охраны здоровья работников
и членов их семей. Государственное
социальное страхование осуществляется
за счет специальных фондов, образуемых
из обязательных взносов работодателей
и, в некоторых случаях, работников,
а также дотаций из федерального
бюджета на материальное обеспечение
работников и членов их семей.
В России социальное страхование
зародилось в начале ХХ в., одновременно
с развитием системы фабричной медицины.
На предприятиях создавались больничные
кассы, членство в которых было добровольным.
Их правления состояли из представителей
рабочих и работодателей. Основной задачей
таких касс являлась компенсация работникам
ущерба от несчастных случаев на производстве.
В 1912 г. законом Государственной Думы было
введено обязательное больничное страхование
работающих граждан, которое должны были
осуществлять больничные кассы. В 1916 г.
в России было 2043 больничные кассы, насчитывающие
1962 тысячи членов.
Наряду,
собственно, с социальным страхованием,
складывалась еще одна система
социальной защиты населения
– государственное социальное
обеспечение, осуществляемое за
счет налоговых поступлений в
бюджет. При этом государство
самостоятельно, решениями своих
властных органов определяло, кому,
в каких размерах и при каких
условиях следует оказывать социальную
помощь.
Коллективное
социальное страхование имеет
те же цели и задачи, что
и государственное. Однако его
объект значительно уже: он
ограничивается трудовым коллективом,
профсоюзом, отраслью или регионом.
Страховые фонды коллективного
социального страхования образуются
за счет работников и работодателей.
Однако, в отличие от государственных,
они являются независимыми самоуправляемыми
организациями, форма которых
устанавливается государственным
социальным законодательством. Коллективным
социальным страхованием могут
заниматься любые страховые организации,
получившие от государства в
установленном порядке разрешение
на этот вид деятельности. Ими
могут быть страховые компании,
общества взаимного страхования,
страховые кассы. Управление в
системах коллективного страхования
осуществляется либо страховой
компанией, либо выбираемыми страхователями
органами самоуправления, либо доверенными
лицами на основе договора
траста.
Распределение
фондов коллективного страхования
происходит на основе принципа
субсидиарности: выплаты осуществляются
в зависимости от нуждаемости, но с учетом
того, в течение какого времени страхователь
платил взносы в этот фонд. Обычно в коллективном
социальном страховании устанавливаются
тарифы взносов, а также минимальные и
максимальные пределы социальных выплат.
Кроме того, могут устанавливаться границы
доходов, в пределах которых страхователи
обязаны уплачивать страховые взносы.
За этими пределами они могут страховаться
на добровольных началах или не страховаться
вовсе.
Государственное
социальное страхование имеет
своим объектом все население
в целом или отдельные социальные
группы, выделенные по критериям
наличия социальных рисков. Условия
государственного социального страхования
устанавливаются законодательными
и нормативными актами и носят
обязательный характер. Управление
фондами государственного социального
страхования осуществляется специальными
государственными финансово-кредитными
учреждениями, создаваемыми при
органах законодательной или
исполнительной власти.
2 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО
СТРАХОВАНИЯ
Обязательное социальное
страхование — часть государственной
системы социальной защиты населения,
осуществляемой в форме страхования
работающих граждан от возможного изменения
материального и социального
положения, в том числе по не зависящим
от них обстоятельствам. Обязательное
социальное страхование образует систему
создаваемых государством правовых, экономических
и организационных мер, направленных на
компенсацию или минимизацию последствий
изменения материального и социального
положения работающих граждан, а в
случаях, предусмотренных законодательством,
- других категорий граждан вследствие
признания их безработными, трудового
увечья или профессионального заболевания,
инвалидности, болезни, травмы, беременности
и родов, потери кормильца, а также наступления
старости, необходимости получения медицинской
помощи, санитарно-курортного лечения
и наступления других установленных законодательством
социальных страховых рисков, подлежащих
обязательному социальному страхованию.
К основным
принципам обязательного социального
страхования относятся:
-устойчивость обязательного
социального страхования, поддерживаемая
на основе эквивалентности страхового
обеспечения и страховых взносов;
-всеобщий обязательный
характер социального страхования,
доступность для застрахованных
лиц реализации страховых гарантий;
-государственная гарантия
соблюдения прав застрахованных
лиц на защиту от социальных
страховых рисков и исполнение
обязательств по обязательному
социальному страхованию независимо
от финансового положения страховщика;
-государственное регулирование
системы обязательного социального
страхования;
-паритетность участия
представителей субъекта обязательного
социального страхования в органах
управления системы обязательного
социального страхования;
-обязательность уплаты
страхователями страховых взносов
в бюджеты фондов конкретных
видов обязательного социального
страхования;
-ответственность за целевое
использование средств обязательного
социального страхования;
-обеспечение надзора
и общественного контроля;
-автономность финансовой
системы обязательного социального
страхования.
Субъектами
обязательного социального страхования
являются страхователи - работодатели,
страховщики, застрахованные лица.
Страхователи
- организации любой организационно-правовой
формы, а также граждане, которые должны
в соответствии с федеральными законами
конкретных видах обязательного социального
страхования уплачивать страховые взносы,
являющиеся обязательными платежами.
Страхователями выступают также органы
исполнительной власти и органы местного
самоуправления, обязанные уплачивать
страховые взносы.
Страховщики
- некоммерческие организации, создаваемые
для обеспечения прав застрахованных
лиц по обязательному социальному
страхованию при наступлении
страховых случаев.
Застрахованные лица —
граждане Российской Федерации, а также
иностранные граждане и лица без
гражданства, работающие по трудовым договорам
и лица, самостоятельно обеспечивающие
себя работой, или другие категории
граждан, у которых возникают
отношения по обязательному социальному
страхованию.