Различают
следующие виды социальных страховых
рисков:
- необходимость получения медицинской помощи;
- временная нетрудоспособность;
- трудовое увечье и профессиональное заболевание:
- материнство;
- инвалидность;
- наступление старости;
- потеря кормильца;
- признание безработным;
- смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Отношения по обязательному социальному
страхованию возникают:
- у страхователя-работодателя
— по всем ведам обязательного социального
страхования с момента заключения с работником
трудового договора; у других страхователей
с момента их регистрации страховщиком;
- у страховщика — с момента
регистрации страхователя;
- у застрахованных лиц — по
всем видам обязательного социального
страхования с момента заключения трудового
договора с работодателем;
- у лиц, самостоятельно обеспечивающих
себя работой, и иных категорий граждан
с момента уплаты ими или за них страховых
взносов.
Рассмотрим процесс
управления системой обязательного
социального страхования.
Обязательное
социальное страхование проводят
страховщики, создаваемые Правительством
РФ, в соответствии с федеральными
законами о конкретных видах
обязательного социального страхования.
Средства обязательного социального
страхования являются федеральной
государственной собственностью. Страховщики
осуществляют оперативное управление
средствами обязательного социального
страхования. Бюджеты фондов конкретных
видов обязательного социального
страхования на очередной финансовый
год утверждаются федеральными
законами. Они не входят в состав
федерального бюджета, бюджетов
субъектов РФ и местных бюджетов.
Средства бюджетов фондов обязательного
социального страхования изъятию
не подлежат.
Источники
поступлений денежных средств в
бюджеты обязательного социального страхования:
- страховые взносы:
- дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства других бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- штрафные санкции и пени;
- денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
- доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
- другие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Взносы во внебюджетные государственные
социальные фонды начисляют по страховым
тарифам, размеры которых установлены
федеральным законом. В настоящее
время они составляют:
в Фонд социального страхования
к оплате труда, начисленной по всем
основаниям - 4%;
в Фонд обязательного медицинского
страхования -3,6%
в Пенсионный фонд - 28%
Ставка единого социального
налога равна 35,6 %
Расчетной базой для начисления
страховых взносов являются выплаты заработной
платы. Страхователи начисляют страховые
взносы на оплату труда, начисленную по
всем основаниям, и на другие источники
доходов, установленные федеральными
законами о конкретных видах обязательного
социального страхования. Виды выплат,
на которые не начисляются страховые взносы,
определяются Правительством РФ. Основанием
для назначения и выплаты страхового обеспечения
застрахованному лицу является наступление
документально подтвержденного страхового
случая. Государственной гарантией устойчивости
обязательного социального страхования
является система дотаций из федерального
бюджета. В частности, при нехватке денежных
средств для обеспечения выплат пенсий
и пособий, оплаты медицинской помощи,
санаторно-курортного лечения и других
расходов предусматриваются дотации из
федерального бюджета в размерах, позволяющих
обеспечить установленные федеральными
законами о конкретных видах обязательного
социального страхования выплаты по обязательному
социальному страхованию. Вложение временно
свободных денежных средств обязательного
социального страхования осуществляется
только под обязательства Правительства
РФ.
3 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РФ
Формирование современной
системы социального страхования
в России включает создание государственных
внебюджетных фондов страхования от
важнейших социальных рисков. Они
обеспечивают защиту конституционных
социальных прав граждан в условиях
рыночной экономики и включают деятельность
Пенсионного фонда РФ, Фонда социального
страхования РФ, Фонда обязательного
медицинского страхования.
Пенсионный фонд Российской
Федерации (ПФР) образован постановлением
Правительства России от 22 декабря 1990
г. в целях государственного управления
финансами пенсионного обеспечения в
стране.
ПФР обеспечивает:
- аккумуляцию страховых взносов и финансирование расходов,
предусмотренных Положением о нем;
- контроль за своевременным и полным поступлением в ПФР
страховых взносов, за правильным и рациональным расходованием его
средств;
- международное сотрудничество по вопросам, относящимся к
компетенции ПФР;
- проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.
ПФР может принимать участие
в финансировании программ социальной
защиты пожилых и нетрудоспособных
граждан.
Средства ПФР направляются
на:
• выплату государственных
пенсий;
• выплату пособий по уходу
за ребенком в возрасте старше полутора
лет;
• оказание
материальной помощи
престарелым и
нетрудоспособным гражданам;
• обеспечение деятельности
ПФР.
В России осуществляется постепенный
переход от распределительной пенсионной
системы к накопительной, суть которой
состоит в том, что каждый работник
в течение трудовой деятельности
осуществляет взносы, в пенсионный
фонд средства которого длительное время
используются для инвестирования в
экономику, а после прекращения
трудовой деятельности идут на его
личное пенсионное обеспечение. Аккумуляция
финансовых ресурсов в пенсионном фонде
и их расходование на выплату пенсий
осуществляется по установленным государством
тарифам и нормативам.
Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования.
Закон "О медицинском
страховании граждан в Российской
Федерации". Он обеспечивает конституционное
право граждан России на
медицинскую помощь и направлен
на повышение ответственности граждан,
государства и работодателей
в области охраны здоровья. Законом
введено обязательное медицинское
страхование (с 1993 г.), в России оно является
всеобщим, составной частью государственного
социального страхования и реализуется
посредством программ обязательного медицинского
страхования (базовой и региональных).
Согласно закону, граждане
России имеют право на:
- выбор страховой медицинской организации, свободный выбор
медицинского учреждения и врача;
- медицинскую помощь на всей территории России;
- предъявление иска страхователю, страховщику и медицинскому
учреждению на возмещение ущерба пациенту.
Для выполнения задач по
обязательному медицинскому страхованию
в РФ образован Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования.
Средства ФОМС направляются
на:
- финансирование ОМС проводимого страховыми медицинскими органами;
- осуществление финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы ОМС;
- выравнивание ресурсов городов, районов для проведения ОМС;
- направление финансовых ресурсов для разработки тарификации стоимости медицинских услуг;
- создание финансовых резервов устойчивого медицинского страхования;
- текущее содержание.
Фонд социального страхования
Российской Федерации управляет средствами
государственного социального страхования
России. Он является специализированным
финансово-кредитным учреждением при
Правительстве РФ.
Основные задачи фонда:
- обеспечение гражданам государственных пособий, санаторно-курортного лечения, оздоровления работников и членов их семей;
- участие в разработке и реализации государственных программ
охраны здоровья работников;
- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость
фонда;
- разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов;
- подготовка и повышение квалификации специалистов системы
государственного социального страхования;
- сотрудничество с аналогичными фондами других государств и
международными организациями по вопросам социального страхования.
Средства ФСС направляются
на:
- выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
- оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком - инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
- оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения;
- частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев;
- частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря;
- частичное содержание детско - юношеских спортивных школ;
- оплату проезда к месту лечения и обратно;
- создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;
- обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
- проведение научно - исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
- участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.
В соответствии с
Федеральным законом «О государственном
пенсионном обеспечении в Российской
Федерации» назначаются следующие
виды пенсий по государственному
пенсионному обеспечению:
пенсия за выслугу лет;
пенсия по старости;
пенсия по инвалидности;
социальная пенсия.
Организация социального
страхования в рыночной экономике
базируется на следующих основных принципах:
сочетание обязательности и добровольности
социального страхования; социальное
партнерство государства, работодателей
и наемных работников; компенсация
потери личных доходов и трудоспособности;
формирование и использование целевых
внебюджетных фондов; сочетание государственного
регулирования и рыночного саморегулирования
страховой деятельности; взаимодействие
основных субъектов социального
страхования - страхователей, страховщиков
и застрахованных граждан; баланс экономической
эффективности и социальной справедливости;
общественная солидарность и индивидуальная
ответственность в страховании граждан;
профилактика и реабилитация социальных
рисков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальное страхование
является формой социальной защиты экономически
активного населения от различных
рисков, связанных с потерей работы,
трудоспособности и доходов, на основе
коллективной солидарности возмещения
ущерба.
Государственное социальное
страхование осуществляется за счет
специальных фондов, образуемых из
обязательных взносов работодателей
и, в некоторых случаях работников,
а также дотаций из федерального
бюджета на материальное обеспечение
работников и членов их семей. Государственное
социальное страхование находится
в ведении органов законодательной
и исполнительной власти, формирующих
государственный бюджет и его
расходную часть. Пособия и льготы,
поступающие населению через
эту систему, устанавливаются законодательными
и нормативными актами. Они распределяются
по принципу солидарности, который
означает, что выплаты не зависят
от уплачиваемых гражданином налогов
и страховых взносов и определяются
только степенью нуждаемости.
Действующая в России система
социального страхования сохраняет
черты, в большей степени характерные
для социальной помощи, чем страхования.
При достаточно высокой страховой
нагрузке на работодателей (почти 40% от
фонда оплаты труда) уровень большинства
социальных выплат явно недостаточен
и не увязан с объемом страховых
средств. Правовое поле данного института
социальной защиты только формируется.
Отсутствует реальное разделение системы
социального страхования и социальной
помощи. Термины принципы и инструментарий
организации финансовых институтов
и систем социальных гарантий, эквивалентность
страховых взносов и выплат увязка
уровней социальных рисков и страховых
тарифов – эти и другие классические
элементы, и механизмы данных систем
– все еще представляются отвлеченными
категориями, а не жизненно важными
регуляторами социальной защиты населения.