Отчет по практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:39, реферат

Краткое описание

оздание внебюджетных фондов (пенсионного, занятости, социального страхования, обязательного медицинского страхования) явилось первым организационным шагом в попытке реформирования системы социального страхования в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФУНКЦИИ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 5
1.1 История развития обязательного медицинского страхования 5
1.2 Основные понятия обязательного медицинского страхования 13
1.3. Функции и сущность обязательного медицинского страхования 15
2. СТРУКТУРА, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И 19
2.1 Структура обязательного медицинского страхования 19
2.2 Функции и задачи обязательного медицинского страхования 21
2.3 Виды обязательного медицинского страхования 23
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Вложенные файлы: 1 файл

Отчет по практике.docx

— 50.89 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФУНКЦИИ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 5

1.1 История развития обязательного медицинского страхования 5

1.2 Основные понятия обязательного медицинского страхования 13

1.3. Функции и сущность обязательного медицинского страхования 15

2. СТРУКТУРА, ЗАДАЧИ,  ФУНКЦИИ И 19

2.1 Структура обязательного медицинского страхования 19

2.2 Функции и задачи обязательного медицинского страхования 21

2.3 Виды обязательного медицинского страхования 23

3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современный этап развития в  России общественных отношений, представляющий в перспективе более широкие возможности выбора путей удовлетворения потребностей населения, ставит многие сложные проблемы. Одна из них связана со здравоохранением.

Общая оценка состояния общественного  здоровья населения России весьма неблагоприятна и указывает на серьезное неблагополучие, которое может привести к ухудшению качества жизни населения и ограничению его созидательного участия в улучшении социально-экономической ситуации в стране. В условиях, когда в результате углубления рыночных реформ явно видно социальное и имущественное расслоение общества, потребовалась разработка четкой концепции социальной и медицинской защиты. В своей работе я хотела бы остановиться на наиболее основной части данной концепции: обязательном медицинском страховании граждан России, а также рассмотреть проблемы, связанные с разработкой и внедрением данной системы в России. Обязательное медицинское страхование - составная часть системы социального страхования.

Создание внебюджетных фондов (пенсионного,  занятости, социального страхования, обязательного медицинского страхования) явилось первым организационным шагом в попытке реформирования системы социального страхования в России.

В результате реформы системы  социального страхования при  социально ориентированной рыночной экономике должны быть  достигнуты следующие основные цели: формирование различных видов социального страхования  и разветвленной инфраструктуры его, позволяющей обеспечить застрахованным гражданам социальные гарантии; построение страховых систем с учетом профессиональных и региональных особенностей, обеспечивающих точный расчет финансовых средств, достаточных для выполнения обязательств по конкретным видам страхования; обязательное участие работающих во взносах по большинству видов социального страхования и повышение их ответственности за формирование условий своей жизни; осуществление социального страхования структурами, е находящимися в непосредственном ведении государства; ·      развитие механизмов самоуправления и саморегуляции в страховых структурах. Все вышеперечисленное можно отнести и к системе обязательного медицинского страхования. Конечно, сразу добиться осуществления данных целей очень трудно. Однако, несмотря на все проблемы, связанные с внедрением в России обязательного медицинского страхования,  организационно эта система уже внедрена.

Целью практики было изучение работы органов социальной защиты с  общественностью, а также исследование вопросов обязательного медицинского страхования.

В ходе прохождения практики решались следующие задачи:

- изучение теоретических  вопросов обязательного медицинского  страхования,

- изучение основ организации  работы органов социальной защиты  с общественностью.

 

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  ФУНКЦИИ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО  МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

1.1 История развития обязательного медицинского страхования

 

Зарождение обязательного  медицинского страхования в России имеет глубокие исторические корни. С Х века в связи с резким расслоением общества на богатых  и на неимущих крепостных или полукрепостных жителей, возникла острая необходимость  в обеспечении минимальной социальной защиты широким массам населения. Решение  этой проблемы было найдено в формировании и развитии обязательной благотворительной  системы церковного и государственного призрения. В словаре В. Даля дается следующее определение данного  термина: "призревать, призреть —  это принять, приютить, пристроить, дать приют и пропитание, взять  под покров свой и заботиться нуждами  ближнего" [11].

Благотворительность была обязательной для служителей церкви, князей и  бояр. Осуществлялась благотворительность  посредством раздачи милостыни, продуктов в праздничные дни  или во время голода и войн, предоставления крова странникам, нищим, увечным  и сиротам в монастырях, на княжеских  и боярских дворах. На эти цели церковь  и имущие слои населения должны были выделять "десятину", т.е. 1/10 часть  всех своих доходов. "От всего  княжа сюда десятую векцию, из торгу  десятую неделю, а из домов на всяко лето от всякого стада и  от всякого жита" [18].

Церковная и государственная  система призрения послужила  основой формирования больничной помощи населению, которая финансировалась  за счет благотворительных средств  населения, бояр и средств церкви. Только в конце XYII века отмечаются первые факты постоянных государственных расходов на цели социального призрения, в т.ч. медицинское обслуживание населения. Монастырский приказ действовал с 1650 по 1675 годы и с 1701 по 1725 годы. Начиная с 1701 года Монастырский приказ постоянно выделял средства на содержание больниц, богаделен, помощь нищим и выплату "вспомоществования женам, вдовам и детям служилых людей", а также на оплату содержания врачей, находящихся на государственной службе [30].

В 1775 году для заведования  местным благоустройством было создано  специальное государственное учреждение социальной защиты населения — всесословный "Приказ общественного призрения  для дел призрения и народного  образования".

"Приказ общественного  призрения" (Приказ ОП) представлял  собой управляемую губернатором  административную канцелярию, подчиняющуюся  непосредственно Министерству внутренних  дел и Правительствующему сенату.

При создании Приказов ОП разрешалось  предоставлять им субсидию из доходов  губернии в размере 15000 рублей, а  в дальнейшем они переводились на самофинансирование. Приказы ОП имели  право давать ссуды, помещать средства под проценты в банк, привлекать благотворительные капиталы, принимать частные и государственные вклады, вести хозяйственную деятельность, сдавать в аренду принадлежащую им недвижимость, участвовать в отдельных монопольных сферах бизнеса: продажа игральных карт, организация аптек [23].

Приказы ОП имели двоякого рода учреждения:

- для призрения: воспитательные дома (для призрения незаконнорожденных детей), сиротские дома (для сирот 7—12 лет), богадельни (для увечных и престарелых лиц, а также для пропитания неимущих), работные дома (для предоставления неимущим способа прокормиться собственным трудом);

- для лечения: больницы и дома для умалишенных, которые впоследствии были переданы земству.

Медицинское обслуживание населения  России до 1860 года осуществлялось медицинскими учреждениями, главным образом подчиненными Министерству внутренних дел, в т.ч. Приказу ОП, и в какой-то степени  Министерству государственного имущества. Больницы и другие лечебные учреждения Приказа ОП составляли подавляющую массу всех лечебных учреждений страны.

Капиталы Приказов ОП составлялись из доходов от производственных учреждений, единовременных пожертвований, кружечных сборов, отчислений за разнообразные торговые, транспортные, нотариальные операции, а также платы за лечение.

В конце XIX века произошла  существенная трансформация организационной  структуры и источников финансирования Приказов ОП. С самофинансирования Приказы ОП переводились на государственное  содержание. С 1869 года кредитная часть  капиталов Приказов ОП перешла в  ведение Министерства финансов, которое  осуществляло разделение их по губерниям  для финансирования организаций  социального призрения. Также были введены постоянные государственные  субсидии для Приказов ОП, но при  этом элементы самофинансирования оставались, и они использовали доходы как  от своей прямой хозяйственной деятельности, так и от инвестиционных операций.

На службе Министерства внутренних дел находились: в 1856 году — 1134 врача, а в 1863 году—2135 врачей, из них 800 медиков  практиковали в столицах [Журнал МВД, 1857, ноябрь, с. 19]. Имелись значительные различия в обеспеченности врачами и аптеками населения в губерниях России. Так, соотношение числа врачей и обслуживаемого населения колебалось по центральным и окраинным губерниям от 1 : 2300 (С.-Петербургская губерния) до 1 : 70000 (Оренбургская губерния), т.е. в центральных губерниях обеспеченность врачами была в 20—30 раз выше, чем на окраинах империи. Аптеки открывались преимущественно в крупных городах, что наглядно характеризует их незначительное число в различных губерниях: от 2 аптек в Астраханской губернии до 70 аптек в Санкт-Петербургской губернии

В течение этого периода (1775 — 1860 гг.) отсутствовал общий орган  управления всей медицинской помощью  в стране, и "медицинская часть" была распределена по многим ведомствам, между которыми не было какой-либо связи. Тем не менее, созданная система Приказов ОП явилась важным этапом совершенствования медико-социального страхования населения. Приказ ОП стал государственным органом, на который была возложена ответственность за организацию и финансирование медико-социальной помощи отдельным малоимущим слоям населения страны. Значительная часть населения оставалась без какой-либо социальной защиты со стороны государства, а медицинскую помощь жители получали за счет собственных средств или у народных целителей, или у частнопрактикующих врачей.

Отмена крепостного права  в России в 1861 году не изменила положения  крестьянства, но определила начало стремительного развития экономических и гражданских  свобод; параллельное формирование капиталистических  отношений; зарождение и концентрацию промышленного и торгового капитала; развитие соответствующих финансовых институтов, необходимых для обслуживания капитала, и обеспечила бурный рост рабочего класса. Так за 30 лет численность  промышленных рабочих увеличилась  в 20 раз — с 523 тыс. человек в 1861 году до 10 млн. человек к концу XIX века [3].

Основным источником доходов  земств и городских учреждений управления приказами являлись поступления  от налогообложения недвижимости (до 71,9% всех доходов в 1906 году) и доходы от судебных сборов, штрафов, специальных  капиталов. Главным источником дополнительных доходов земства являлось право  облагать земских налогоплательщиков новыми налогами [30].

Период земской медицины характеризуется развитием и  оптимизацией системы медицинского обслуживания на селе: ростом числа  врачей и врачебных участков, уменьшением  среднего радиуса врачебного участка  и количества обслуживаемого населения. В 1864— 1865 годы — к моменту передачи лечебных учреждений Приказа ОП вновь  созданным земствам — на селе числилось  всего 48 врачей по 34 земским губерниям, но к 1870 году их число составило 610, а к 1920 году их число возросло до 3100 по тем же губерниям (таблица 2). С 1865 по 1870 годы количество врачей увеличилось в 12,7 раза, а с 1870 по 1920 годы — в 5,1 раза. С 1870 года по 1920 год в 5 раз увеличилось количество врачебных участков и, соответственно, в 3,4 раза уменьшилось количество обслуживаемого населения на одном врачебном участке, и в 2,3 раза уменьшился радиус врачебного участка (таблица 2).

К концу XIX века значительно  изменилась структура получателей  социальной помощи: осуществлялась социальная защита всех малоимущих граждан, развивалась  охрана детства и материнства, проводились  превентивные мероприятия по борьбе с бедностью. В данный период на долю нищих, пользующихся социальной помощью  в Приказах ОП, пришлось только 5% [30].

Наряду с земской медициной  начинает развиваться фабричная  медицина, являющаяся элементом обязательного  медико-социального страхования  работающего населения. Принятый в 1866 году закон обязывал владельцев для оказания бесплатной медицинской  помощи работникам создавать при  крупных фабриках и заводах, имеющих 1000 и более работников, больницы (больничных помещений) из расчета 1 койко-место  на 100 работающих и содержать их за свой счет [4].

14 ноября 1917 года Совет  Народных Комиссаров РСФСР издал  Декрет "О бесплатной передаче  больничным кассам всех лечебных  учреждений, предприятий или, в  случае отсутствия таковых, о  выдаче денежных сумм на их  оборудование", который ознаменовал  завершение существования фабричной  медицины и введение государственного  обязательного массового медицинского  страхования наемных рабочих  России.

Средства больничной кассы  использовались на выдачу пособий в  размере полного заработка застрахованного: по болезни за весь период нетрудоспособности и по случаю родов в течение 8 недель до и 8 недель после родов; пособий  членам семей, иждивенцам застрахованного  при потере кормильца; пособий и льгот для работниц, кормящих грудью, на возмещение затрат по оказанию врачебной помощи застрахованным лицам [6].

Больничные кассы успешно  формировались, росло число застрахованных лиц, увеличивалось количество медицинских  учреждений, улучшалось их обеспечение  лабораторно-диагностической и лечебной аппаратурой.

Происходящие изменения  форм собственности обусловили социально-экономические  преобразования в стране и привели  к полному пересмотру в 1918 году страховой  программы и принятию Советом  Народных Комиссаров:

- Декрета от 31 октября 1918 года, которым было утверждено "Положение о социальном обеспечении трудящихся";

- Постановления от 18 февраля 1919 года "О передаче всей лечебной части бывших больничных касс Народному комиссариату здравоохранения".

Эти законодательные акты обусловили упразднение больничных касс, прекращение действия социального  страхования, переход к социальному  обеспечению и создание государственной  системы здравоохранения, финансируемой  из бюджета.

С введением новой экономической  политики (НЭП) произошло изменение  форм собственности, появились негосударственные  пред- с. 54

приятия, использующие наемный  труд, переводились государственные  предприятия на хозяйственный расчет, развивалась торговля, формировались  рыночные отношения, что позволило  правительству вновь обратиться к элементам страховой медицины.

Для медико-социального страхования  периода НЭПа характерен чрезвычайно  большой объем страхового обеспечения, широкий охват и дифференцированный подход к организации страхования  различных групп трудящихся, что  создавало трудности при реализации законодательно-нормативных актов.

Информация о работе Отчет по практике