Оценка динамики медицинского страхования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: обобщить теоретические знания о медицинском страховании в Российской Федерации и проанализировать структуру рынка медицинского страхования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы медицинского страхования в РФ;
2) рассмотреть социально-экономическую суть медицинского страхования, его правовою основу, а также структуру;
3) рассмотреть динамику структуры медицинского страхования, а как пример проанализировать деятельность предприятия ПАО Сочи-Гарант;
4) Рассмотреть перспективы развития медицинского страхования в Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Теоретические основы медицинского страхования в РФ…………….5
1.1. Социально-экономическая суть медицинского страхования в РФ...5
1.2. Структура медицинского страхования в РФ…………………...……9
1.3. Правовые основы обязательного медицинского страхования…....12
Глава 2. Оценка динамики медицинского страхования в РФ……….….…….17
2.1. Анализ структуры рынка медицинского страхования в РФ……...17
2.2. Анализ добровольного медицинского страхования на примере ПАО СК «Сочи-Гарант»…………………………………………….…..…23
Глава 3. Перспективы развития медицинского страхования в РФ………...…29
Выводы……………..………………………………………………………..…...34
Список используемой литературы……………………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Курсовая Добрыдень Страхование.doc

— 570.50 Кб (Скачать файл)


План

 

Введение……………………………………………………………………….….3

Глава 1. Теоретические основы медицинского страхования в РФ…………….5

    1. Социально-экономическая суть медицинского страхования в РФ...5
    2. Структура медицинского страхования в РФ…………………...……9
    3. Правовые основы обязательного медицинского страхования…....12

Глава 2. Оценка динамики медицинского страхования в РФ……….….…….17

    1. Анализ структуры рынка медицинского страхования в РФ……...17
    2. Анализ добровольного медицинского страхования на примере ПАО СК «Сочи-Гарант»…………………………………………….…..…23

Глава 3. Перспективы развития медицинского страхования в РФ………...…29

Выводы……………..………………………………………………………..…...34

Список используемой литературы……………………………………………...36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Страховая медицина как одна из форм общегосударственной защиты населения представляет собой определенную организационную систему медицинской помощи, основанную на методе страхования. Финансирование здравоохранения может осуществляться государством, предприятиями, частными лицами. Это чрезвычайно мобильная система товарно-рыночных отношений, где в качестве товара выступает конкретная медицинская услуга, а покупателем является государство, предприятие, гражданин. Медицинское страхование на современном этапе в широком понимании — это новые экономические отношения в условиях рынка. Их суть в создании системы охраны здоровья и социального обеспечения, гарантирующей всем гражданам свободно доступную квалифицированную медицинскую помощь независимо от социального положения и уровня доходов[6].

Медицинское страхование - форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, имеющее своей целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. При платной медицине данный вид страхования является инструментом для покрытия расходов на медицинскую помощь, при бесплатной медицине - это дополнительный источник финансирования медицинских затрат.

По общемировым стандартам медицинское страхование покрывает две группы рисков, возникающих в связи с заболеванием:

●   затраты на медицинские услуги по восстановлению здоровья, реабилитации и уходу;

●  потерю трудового дохода, вызванного невозможностью осуществления профессиональной деятельности, как во время заболевания, так и после него при наступлении инвалидности.

Актуальность  данной курсовой работы в том, что население РФ нуждается в возможности компенсации затрат на медицинское обслуживание.

Цель курсовой работы: обобщить теоретические знания о медицинском страховании в Российской Федерации и проанализировать структуру рынка медицинского страхования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. рассмотреть теоретические основы медицинского страхования в РФ;
    2. рассмотреть социально-экономическую суть медицинского страхования, его правовою основу, а также структуру;
    3. рассмотреть динамику структуры медицинского страхования, а как пример проанализировать деятельность предприятия ПАО Сочи-Гарант;
    4. Рассмотреть перспективы развития медицинского страхования в Российской Федерации.

Предмет курсовой работы: экономические отношения, которые возникают в процессе организации и развития рынка медицинского страхования.

Объектом исследования курсовой работы являются: добровольное и обязательное медицинское страхование, которое производится в Российской Федерации на примере страховой компании Сочи-Гарант.

Методологической  основой исследования в данной курсовой работе послужил системный метод научного познания. В ходе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как научный анализ, синтез, методы группировки, прогнозирования и проч.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из 3 глав, в которых раскрываются основные понятия по выбранной теме.

 

Глава 1. Теоретические основы медицинского страхования

1.1. Социально-экономическая суть медицинского страхования в РФ

 

В комплексе проводимых в настоящее  время социально-экономических реформ важнейшее место занимает развитие страховой медицины, переход к  которой обусловлен спецификой рыночных отношений в здравоохранении и развитием сектора платных услуг. Финансовая система РФ включала медицинское страхование в общегосударственные социальные внебюджетные фонды (рис 1.1) [21].

Рис 1.1 Место медицинского страхования в финансовой системе  РФ

Медицинское страхование позволяет каждому человеку напрямую сопоставлять необходимые затраты на охрану здоровья с состоянием собственного здоровья. Соизмерять потребность в медицинской помощи и возможность ее получения следует вне зависимости от того, кем произведены затраты: непосредственно частным лицом, предприятием, предпринимателем или обществом в целом.

В мировой практике организации  медико-санитарного обслуживания сложились  три основные системы экономического функционирования здравоохранения  – государственная, страховая и частная[16]:

  • государственная система основана на принципе прямого финансирования лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и гарантирует бесплатную медицинскую помощь;
  • в основу страховой системы заложен принцип участия граждан, предприятий или предпринимателей в финансировании охраны здоровья напрямую или через посредничество страховых медицинских компаний (организаций);
  • частная медицина в настоящее время представлена частнопрактикующими врачами, клиниками и больницами, находящимися в частной собственности. Их финансирование осуществляется за счет платного медицинского обслуживания пациентов.

В экономико-социальном отношении переход на страховую  медицину в России является объективной  необходимостью, которая обусловлена  социальной незащищенностью пациентов и работников отрасли, а также ее недостаточной финансовой обеспеченностью и технической оснащенностью. Низкий уровень заработной платы медицинских кадров, выплачиваемой из бюджетных средств, способствовал социальной незащищенности работников государственного здравоохранения. Неудовлетворительная обеспеченность объектов здравоохранения оборудованием и инструментарием, медикаментами, большая степень износа существующего медицинского оборудования свидетельствовали об их невысоком организационно-техническом уровне.

Кризис экономики страны привел к падению производства изделий  медицинского назначения, разрыву кооперационных и внешнеэкономических связей, закрытию ряда нерентабельных объектов медицинской  промышленности. Разрыв хозяйственных  связей вызвал неблагополучную ситуацию со снабжением государственных лечебных учреждений лекарственными средствами, современной медицинской техникой[25].

Растущий дефицит бюджета  обусловил нехватку финансовых средств, обострения ситуации в отраслях, финансировавшихся по остаточному принципу, а слабая моральная и материальная мотивация труда медицинского персонала – снижение качества лечебно-профилактической помощи, «инфляцию» звания врача и клятвы Гиппократа. Этому способствовали также рост цен и дефицит товаров народного потребления, бытовая неустроенность работников отрасли.

Для кардинального преодоления  кризисных явлений в сфере  охраны здоровья необходимо в первую очередь осуществить преобразование экономических отношений, разгосударствление и приватизацию собственности, а также переход здравоохранения на путь страховой медицины.

Основные принципы организации  страховой медицины[8]:

  • сочетание обязательного и добровольного характера медицинского страхования, его коллективной и индивидуальной форм;
  • всеобщность участия граждан в программах обязательного медицинского страхования;
  • разграничение функций и полномочий между республиканскими (бюджетными) и территориальными (внебюджетными) фондами медицинского страхования;
  • обеспечение равных прав застрахованных;
  • бесплатность предоставления лечебно-диагностических услуг в рамках обязательного страхования.

Систему медицинского страхования  целесообразно рассматривать в  двух аспектах. В узком смысле медицинское  страхование представляет собой  процесс поступления финансовых ресурсов и их расходование на лечебно-профилактическую помощь. При этом медицинское страхование дает гарантию получения этой помощи, причем ее объем и характер определяется условиями страхового договора.

Медицинское страхование, способствуя накоплению необходимых  средств, а также формированию системы платной медицины, выступает как эффективный источник финансирования здравоохранения. В условиях страховой медицины реализуется принцип: «Здоровый платит за больного, а богатый – за бедного» [17].

Государственное здравоохранение было основано на обезличенной и безадресной аккумуляции средств в общем бюджете. Развитие страховой медицины предполагает целевое образование фондов охраны здоровья и их концентрацию преимущественно на уровне районного или областного звена системы медицинского обслуживания. Направления и формы распределения средств в значительной мере определяют местные органы здравоохранения. При этом возрастает роль населения соответствующего региона в решении вопросов реализации этих фондов. Одновременно расширяются рамки сферы местного самоуправления, и повышается мобильность управления здравоохранением. Центр тяжести в управлении здравоохранением с уровня вышестоящих государственных органов переносится на уровень местных структур власти[9].

В рамках концепции финансово-экономической реформы здравоохранения и организации медицинского страхования населения программами страхования предусматривается внедрение новых для отечественной практики методов оценки качества медицинской помощи. Используются выборочные проверки эффективности диагностики и лечения по записям в историях болезни, анкетирование и другие формы социологического обследования пациентов. Для этого создаются экспертные комиссии различного уровня по линии:

  • системы страховой организации;
  • учреждений здравоохранения или органов управляющих здравоохранением;
  • предприятий, с которыми заключатся договора о страховании.

Переход к медицинскому страхованию предполагает определенную степень коммерциализации здравоохранения.

 

 

1.2. Структура медицинского страхования в РФ

 

Медицинское страхование  — это форма социальной защиты населения, заключающаяся в предоставлении медицинской помощи за счет территориальных и федеральных фондов, создаваемых страховыми компаниями из взносов граждан. При наличии полиса медицинского страхования человеку предоставляется определенный в условиях договора набор медицинских услуг, которыми он может воспользоваться при страховом случае (ухудшении здоровья). С 1993 года медицинское страхование в Российской Федерации может быть добровольным и обязательным.

Обязательное медицинское  страхование (ОМС) регулируется федеральным  законом РФ от 29.11.2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в России», оно охватывает все категории населения России [1].

В случае, когда перечня  медицинских услуг из базовой программы ОМС не хватает, можно приобрести полис добровольного медицинского страхования (ДМС), который покрывает расходы на обращение к врачам самого широкого профиля. Как и в случае обязательного страхования, все расходы на ДМС берутся из специальных фондов. Территориальный и федеральный фонд медицинского страхования пополняется за счет страховых премий, собираемых с полисодержателей.

Обязательное медицинское  страхование (ОМС)

Обязательное медицинское страхование в 2012г.  — это гарантированный государством план материальной помощи гражданам и членам их семей при болезнях, потерях трудоспособности, в старости, служащий также для охраны здоровья матерей и беременных женщин, военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, детей. Любой гражданин России, независимо от уровня доходов и социального положения, имеет право на медицинскую помощь в рамках базовой программы ОМС при наличии страхового полиса обязательного медицинского страхования.

Финансирование программы  обязательного медицинского страхования осуществляется из государственного и территориального бюджета, средства поступают в фонд ОМС, откуда и тратятся по назначению. Со всех работающих граждан удерживаются страховые взносы в фонд обязательного медицинского страхования, при этом не важно, кто заплатил больше, а кто меньше: все страхователи имеют право на один и тот же пакет врачебной помощи по ОМС[13].

Информация о работе Оценка динамики медицинского страхования в РФ