Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 22:12, курсовая работа
Цель курсовой работы: обобщить теоретические знания о медицинском страховании в Российской Федерации и проанализировать структуру рынка медицинского страхования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы медицинского страхования в РФ;
2) рассмотреть социально-экономическую суть медицинского страхования, его правовою основу, а также структуру;
3) рассмотреть динамику структуры медицинского страхования, а как пример проанализировать деятельность предприятия ПАО Сочи-Гарант;
4) Рассмотреть перспективы развития медицинского страхования в Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Теоретические основы медицинского страхования в РФ…………….5
1.1. Социально-экономическая суть медицинского страхования в РФ...5
1.2. Структура медицинского страхования в РФ…………………...……9
1.3. Правовые основы обязательного медицинского страхования…....12
Глава 2. Оценка динамики медицинского страхования в РФ……….….…….17
2.1. Анализ структуры рынка медицинского страхования в РФ……...17
2.2. Анализ добровольного медицинского страхования на примере ПАО СК «Сочи-Гарант»…………………………………………….…..…23
Глава 3. Перспективы развития медицинского страхования в РФ………...…29
Выводы……………..………………………………………………………..…...34
Список используемой литературы……………………………………………...36
Сегодня добровольное медицинское страхование - один из самых востребованных видов страховой защиты в России. Свидетельство этому - темпы роста отрасли, которые составляют около 20 % на протяжении уже нескольких лет. В частности, по итогам 2008 года общий объем взносов, собранных по ДМС российскими страховщиками, достиг 45,7 млрд руб. Совокупный объем выплат по итогам 2008 года составил 35,3 млрд. руб.
Вывод
В данной главе речь идёт о том, что рост рынка ОМС был связан с увеличением тарифа страховых взносов по ОМС. Ожидается также дальнейшее увеличение рынка ОМС. Рынок ДМС также вырос. Он развивался менее стремительно, чем рынок ОМС. Его увеличение произошло в основном за счёт инфляции. Клиентская база рынка ДМС уже сформировалась, и появление новых крупных клиентов происходит достаточно редко. Минимальная рисковая составляющая, связанная с этим высокая стоимость страхового полиса, делает розничное ДМС невыгодным как для страхователей, так и для страховщиков. В отличие от рынка ДМС, в секторе ОМС будет наблюдаться дальнейший рост концентрации за счет ужесточения требований к страховым медицинским организациям.
В следующей части главы была рассмотрена деятельность предприятия ПАО СК «Сочи-Гарант» на рынке медицинского страхования.
ПАО СК «Сочи-Гарант» в рамках программ ДМС предлагает следующие виды услуг:
- круглосуточная справочно-
- комплекс амбулаторно-поликлини
- неотложная медицинская помощь;
- организация стационарного лечения в палатах повышенной комфортности;
- весь спектр лечебной стоматоло
- реабилитационное (восстановительное) лечение;
- организация медицинской
помощи за пределами
Стоимость страхового
полиса ДМС определяется
Глава 3. Перспективы развития медицинского страхования в РФ
Перспективы развития ОМС и ДМС видится реализовать по нескольким основным направлениям[22].
1. Увеличение финансирования отрасли здравоохранения.
В сценарии инновационного развития в условиях высоких темпов экономического роста ожидается значительное повышение не только государственных, но и частных расходов на здравоохранение. Расходы государства на здравоохранение к 2020 году увеличатся до 4,8% ВВП, частные расходы - до 1,1-1,5% ВВП. При этом дифференциация регионов по уровню финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней на душу населения сократится с 4-5 раз до 2 раз.
2. Пересмотр законодательства в области тарифов отчислений в социальные фонды в сторону увеличения тарифа на ОМС.
3. Формирование новых
подходов для планирующегося ин
4. Принятие закона
о государственных гарантиях
оказания гражданам РФ
Необходимость принятия нового закона диктуется следующими соображениями.
Государственные гарантии оказания гражданам страны бесплатной медицинской помощи должны быть: а) максимально конкретными, б) ясными для населения, в) финансово сбалансированными. Для людей жизненно важно знать, что можно получить на бесплатной основе и за что придется заплатить. Обращаясь в медицинскую организацию, пациент должен иметь ясное представление о мере своих гарантий[2]. И она должна быть единой для всех.
Среди возможных вариантов реформирования государственных гарантий в настоящее время четко обозначился один главный - конкретизировать гарантии оказания бесплатной медицинской помощи по видам, объемам, порядку и условиям ее оказания. По каждому заболеванию устанавливается набор услуг и лекарственных средств, предоставление которых гарантируется государством на бесплатной основе. Этот набор определяется на основе федеральных медицинских стандартов, которые конкретизируются медико-экономическими территориальными стандартами, разрабатываемыми и утверждаемыми субъектами РФ и выполняющими функцию минимальных социальных стандартов.
Люди должны быть уверены в том, что эти гарантии будут реально обеспечены. Нужны новые механизмы их реализации, в которых четко определены роли тех, кто обеспечивает соблюдение гарантий (роль врача, администрации медицинской организации, страховщика, органа управления), простые процедуры рассмотрения жалоб, санкции за нарушения и прочее.
Ясность государственных гарантий обеспечивается информированием пациента о том, что ему положено. Пусть даже не каждый гражданин поймет содержание стандарта во всех деталях, но наиболее важные для него наборы услуг должны стать абсолютно прозрачными и доступными для пациента. И это вполне реально.
5. Обеспечение
Механизмы осуществления этого важного перспективного направления следующие:
Увеличение ставки ЕСН в части, зачисляемой в систему ОМС с учетом стоимости "страхового года" работающих граждан;
Отказ от регрессивной шкалы налогообложения фонда оплаты труда (ФОТ) налогоплательщика и переход к плоской шкале налогообложения фонда оплаты труда, независимо от размеров заработной платы;
Установление четких требований к размеру и механизмам уплаты страховых взносов за неработающее население, вносимых из региональных бюджетов;
Установление единого порядка определения субсидий и дотаций регионам не только из средств ФОМС, но и федерального бюджета.
Увеличение доли государственного финансирования здравоохранения в ближайшие годы не менее чем в 2,5 раза.
6. Внедрение единых, наиболее эффективных способов оплаты медицинской помощи:
Отказ от методов сметного финансирования сети медицинских организаций;
Переход от метода ретроспективного возмещения расходов на медицинскую помощь (не позволяющего достаточно четко контролировать затраты) к методу предварительной оплаты согласованных (планируемых) объемов медицинской помощи, ориентированных на конкретный результат по критериям доступности и качества оказанной МП;
В первичной медико-санитарной помощи - сочетание подушевого метода финансирования прикрепленного населения с ориентацией на заинтересованность медицинских работников в улучшении показателей здоровья населения, доступности и результативности не только амбулаторно-поликлинической, но и стационарной медицинской помощи[18].
7. Повышение управляемости отрасли через систему ОМС[15].
В настоящее время обсуждается вопрос о возврате к практике заключения трехсторонних соглашений между Минздрав. Соц. Развитием России, ФОМС и главами администраций субъектов РФ, что позволит оптимизировать направление субвенций территориям и возобновит управляемость отрасли через внебюджетную финансовую систему.
8. Осуществление действенного
государственного
Государственное регулирование платных услуг предполагает осуществление следующих давно назревших действий:
Четкое определение перечня медицинских услуг, превосходящих медицинскую помощь в рамках государственных гарантий. Они могут быть получены гражданами на платной основе. Во всех странах с развитым общественным здравоохранением население оплачивает часть стоимости медицинской помощи. Доля личных расходов в совокупных расходах на здравоохранение варьируется от 10 до 30% при среднем показателе 24%. Напомним, что у нас этот показатель приближается к 50% - и это при значительно более низкой зарплате.
9. Развитие солидарных форм оплаты медицинских услуг.
В рамках нового законодательства по ОМС планируется предложить населению солидарные формы участия в покрытии расходов на медицинскую помощь. Это, прежде всего форма страхового взноса гражданина в страховой фонд по дополнительным программам медицинского страхования. В отличие от традиционного коммерческого ДМС, доступного лишь наиболее обеспеченным категориям населения, дополнительные программы реализуются на тех же условиях, как и базовая программа ОМС (общая для всего населения страны), то есть являются максимально солидарными и регулируемыми. Используемые в системе ОМС финансовые механизмы, прежде всего регулируемые цены на медицинские услуги, распространяются и на дополнительные программы, делая их более доступными для населения[7].
Привлекательность дополнительной
программы для населения
Дополнительные программы целесообразно формировать, прежде всего, по наиболее обременительным для семейных бюджетов видам медицинской помощи, например, лекарственной и стоматологической. Не только льготник, но и обычный гражданин может присоединиться к действующей программе льготного лекарственного обеспечения. Если развивать это обеспечение действительно по страховому принципу и с большим кругом участников (например, миллион человек застрахованных), то население получит право на пакет лекарственных средств стоимостью, как минимум, в 3-4 раза выше, чем размер страхового взноса.
Выводы
Из данной работы можно сделать вывод, что для кардинального преодоления кризисных явлений в сфере охраны здоровья необходимо в первую очередь осуществить преобразование экономических отношений, разгосударствление и приватизацию собственности, а также переход здравоохранения на путь страховой медицины.
Для кардинального преодоления кризисных явлений в сфере охраны здоровья необходимо в первую очередь осуществить преобразование экономических отношений, разгосударствление и приватизацию собственности, а также переход здравоохранения на путь страховой медицины.
Рост рынка ОМС был связан с увеличением тарифа страховых взносов по ОМС. Ожидается также дальнейшее увеличение рынка ОМС. Рынок ДМС также вырос. Он развивался менее стремительно, чем рынок ОМС. Его увеличение произошло в основном за счёт инфляции. Клиентская база рынка ДМС уже сформировалась, и появление новых крупных клиентов происходит достаточно редко. Минимальная рисковая составляющая, связанная с этим высокая стоимость страхового полиса делает розничное ДМС невыгодным как для страхователей, так и для страховщиков. В отличие от рынка ДМС, в секторе ОМС будет наблюдаться дальнейший рост концентрации за счет ужесточения требований к страховым медицинским организациям.
Были рассмотрены 9 путей дальнейшего развития медицинского страхования: увеличение финансирования отрасли здравоохранения; пересмотр законодательства в области тарифов отчислений в социальные фонды в сторону увеличения тарифа на ОМС; формирование новых подходов для планирующегося инвестирования денег в систему ОМС; Принятие закона о государственных гарантиях оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи; обеспечение сбалансированности объемов медицинской помощи Базовой (территориальной) программы ОМС с ее финансовыми ресурсами; внедрение единых, наиболее эффективных способов оплаты медицинской помощи; повышение управляемости отрасли через систему ОМС; осуществление действенного государственного регулирования платных медицинских услуг; развитие солидарных форм оплаты медицинских услуг.
Важно развивать такую форму социального обеспечения как медицинское страхование с большим кругом участников (например, миллион человек застрахованных). Таким образом, население получит право на пакет лекарственных средств стоимостью, как минимум, в 3-4 раза выше, чем размер страхового взноса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закону РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»
2.Андреева, О. Контроль качества медицинской помощи - основа защиты прав пациентов // Медицинский вестник. - 2011. - № 32. - С. 63-65;
3. Архипов, А. П. Направления развития страховых компаний в условиях трансформации рынка // Финансы. - 2010. - № 2. - С. 48-53;
4. Ахвледиани, Ю. Т. Развитие страхового рынка России // Финансы. - 2012. - № 11. - С. 47-49;
5. Григорьева И.А. Социальный налоговый вычет в связи с оплатой медицинской помощи по добровольному медицинскому страхованию //. - 2009. - № 4. - С. 34-38;
6. Гришин В.В., Бутова В.Г., Резников А.А. Модели системы обязательного медицинского страхования // Финансы. - 2008. - № 3. - С. 41-44;
7. Гущина И. Э. Учет расходов на добровольное медицинское страхование // Бухгалтерский учет. - 2010. - № 17. - С. 34-37;
Информация о работе Оценка динамики медицинского страхования в РФ