Оценка динамики медицинского страхования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: обобщить теоретические знания о медицинском страховании в Российской Федерации и проанализировать структуру рынка медицинского страхования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы медицинского страхования в РФ;
2) рассмотреть социально-экономическую суть медицинского страхования, его правовою основу, а также структуру;
3) рассмотреть динамику структуры медицинского страхования, а как пример проанализировать деятельность предприятия ПАО Сочи-Гарант;
4) Рассмотреть перспективы развития медицинского страхования в Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Теоретические основы медицинского страхования в РФ…………….5
1.1. Социально-экономическая суть медицинского страхования в РФ...5
1.2. Структура медицинского страхования в РФ…………………...……9
1.3. Правовые основы обязательного медицинского страхования…....12
Глава 2. Оценка динамики медицинского страхования в РФ……….….…….17
2.1. Анализ структуры рынка медицинского страхования в РФ……...17
2.2. Анализ добровольного медицинского страхования на примере ПАО СК «Сочи-Гарант»…………………………………………….…..…23
Глава 3. Перспективы развития медицинского страхования в РФ………...…29
Выводы……………..………………………………………………………..…...34
Список используемой литературы……………………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Курсовая Добрыдень Страхование.doc

— 570.50 Кб (Скачать файл)

Сегодня добровольное медицинское  страхование - один из самых востребованных видов страховой защиты в России. Свидетельство этому - темпы роста отрасли, которые составляют около 20 % на протяжении уже нескольких лет. В частности, по итогам 2008 года общий объем взносов, собранных по ДМС российскими страховщиками, достиг 45,7 млрд руб. Совокупный объем выплат по итогам 2008 года составил 35,3 млрд. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

В данной главе речь идёт о том, что рост рынка ОМС был связан с увеличением тарифа страховых взносов по ОМС. Ожидается также дальнейшее увеличение рынка ОМС. Рынок ДМС также вырос. Он развивался менее стремительно, чем рынок ОМС. Его увеличение произошло в основном за счёт инфляции. Клиентская база рынка ДМС уже сформировалась, и появление новых крупных клиентов происходит достаточно редко. Минимальная рисковая составляющая, связанная с этим высокая стоимость страхового полиса, делает розничное ДМС невыгодным как для страхователей, так и для страховщиков. В отличие от рынка ДМС, в секторе ОМС будет наблюдаться дальнейший рост концентрации за счет ужесточения требований к страховым медицинским организациям.

В следующей части  главы была рассмотрена деятельность предприятия ПАО СК «Сочи-Гарант» на рынке медицинского страхования.

ПАО СК «Сочи-Гарант» в рамках программ ДМС предлагает следующие виды услуг:

- круглосуточная справочно-информационная (диспетчерская) служба;

- комплекс амбулаторно-поликлинических услуг;

- неотложная медицинская  помощь;

- организация стационарного  лечения в палатах повышенной  комфортности;

- весь спектр лечебной стоматологической помощи;

-  реабилитационное (восстановительное) лечение;

- организация медицинской  помощи за пределами Краснодарского  края.

 Стоимость страхового  полиса ДМС определяется выбранным  клиентом самостоятельно набором  медицинских услуг, а также перечнем медицинских учреждений, на базе которых эти услуги будут предоставляться.

Глава 3. Перспективы развития медицинского страхования в РФ

 

Перспективы развития ОМС  и ДМС видится реализовать  по нескольким основным направлениям[22].

1. Увеличение финансирования отрасли здравоохранения.

В сценарии инновационного развития в условиях высоких темпов экономического роста ожидается  значительное повышение не только государственных, но и частных расходов на здравоохранение. Расходы государства на здравоохранение к 2020 году увеличатся до 4,8% ВВП, частные расходы - до 1,1-1,5% ВВП. При этом дифференциация регионов по уровню финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней на душу населения сократится с 4-5 раз до 2 раз.

2. Пересмотр законодательства  в области тарифов отчислений в социальные фонды в сторону увеличения тарифа на ОМС.

3. Формирование новых  подходов для планирующегося инвестирования денег в систему ОМС (увеличение % ВВП на здравоохранение, трансформация нацпроектов в долгосрочные программы, введение одноканального финансирования) и как один из наиболее реальных путей - введение накопительных счетов граждан России.

4. Принятие закона  о государственных гарантиях  оказания гражданам РФ бесплатной  медицинской помощи. При этом, ответственность  за финансовое обеспечение финансовых обязательств государства в сфере здравоохранения возлагается на систему ОМС, в которой концентрируется большая часть финансовых ресурсов.

Необходимость принятия нового закона диктуется следующими соображениями.

Государственные гарантии оказания гражданам страны бесплатной медицинской помощи должны быть: а) максимально конкретными, б) ясными для населения, в) финансово сбалансированными. Для людей жизненно важно знать, что можно получить на бесплатной основе и за что придется заплатить. Обращаясь в медицинскую организацию, пациент должен иметь ясное представление о мере своих гарантий[2]. И она должна быть единой для всех.

Среди возможных вариантов реформирования государственных гарантий в настоящее время четко обозначился один главный - конкретизировать гарантии оказания бесплатной медицинской помощи по видам, объемам, порядку и условиям ее оказания. По каждому заболеванию устанавливается набор услуг и лекарственных средств, предоставление которых гарантируется государством на бесплатной основе. Этот набор определяется на основе федеральных медицинских стандартов, которые конкретизируются медико-экономическими территориальными стандартами, разрабатываемыми и утверждаемыми субъектами РФ и выполняющими функцию минимальных социальных стандартов.

Люди должны быть уверены в том, что эти гарантии будут реально обеспечены. Нужны новые механизмы их реализации, в которых четко определены роли тех, кто обеспечивает соблюдение гарантий (роль врача, администрации медицинской организации, страховщика, органа управления), простые процедуры рассмотрения жалоб, санкции за нарушения и прочее.

Ясность государственных гарантий обеспечивается информированием пациента о том, что ему положено. Пусть даже не каждый гражданин поймет содержание стандарта во всех деталях, но наиболее важные для него наборы услуг должны стать абсолютно прозрачными и доступными для пациента. И это вполне реально.

5. Обеспечение сбалансированности  объемов медицинской помощи Базовой  (территориальной) программы ОМС  с ее финансовыми ресурсами.

Механизмы осуществления  этого важного перспективного направления  следующие:

Увеличение ставки ЕСН в части, зачисляемой в систему ОМС с учетом стоимости "страхового года" работающих граждан;

Отказ от регрессивной шкалы налогообложения фонда оплаты труда (ФОТ) налогоплательщика и переход к плоской шкале налогообложения фонда оплаты труда, независимо от размеров заработной платы;

Установление четких требований к размеру и механизмам уплаты страховых взносов за неработающее население, вносимых из региональных бюджетов;

Установление единого порядка определения субсидий и дотаций регионам не только из средств ФОМС, но и федерального бюджета.

Увеличение доли государственного финансирования здравоохранения в ближайшие годы не менее чем в 2,5 раза.

6. Внедрение единых, наиболее эффективных способов оплаты медицинской помощи:

Отказ от методов сметного финансирования сети медицинских организаций;

Переход от метода ретроспективного возмещения расходов на медицинскую помощь (не позволяющего достаточно четко контролировать затраты) к методу предварительной оплаты согласованных (планируемых) объемов медицинской помощи, ориентированных на конкретный результат по критериям доступности и качества оказанной МП;

В первичной медико-санитарной помощи - сочетание подушевого метода финансирования прикрепленного населения с ориентацией на заинтересованность медицинских работников в улучшении показателей здоровья населения, доступности и результативности не только амбулаторно-поликлинической, но и стационарной медицинской помощи[18].

7. Повышение управляемости  отрасли через систему ОМС[15].

В настоящее время  обсуждается вопрос о возврате к  практике заключения трехсторонних  соглашений между Минздрав. Соц. Развитием России, ФОМС и главами администраций субъектов РФ, что позволит оптимизировать направление субвенций территориям и возобновит управляемость отрасли через внебюджетную финансовую систему.

8. Осуществление действенного  государственного регулирования  платных медицинских услуг.

Государственное регулирование  платных услуг предполагает осуществление следующих давно назревших действий:

Четкое определение перечня медицинских услуг, превосходящих медицинскую помощь в рамках государственных гарантий. Они могут быть получены гражданами на платной основе. Во всех странах с развитым общественным здравоохранением население оплачивает часть стоимости медицинской помощи. Доля личных расходов в совокупных расходах на здравоохранение варьируется от 10 до 30% при среднем показателе 24%. Напомним, что у нас этот показатель приближается к 50% - и это при значительно более низкой зарплате.

9. Развитие солидарных  форм оплаты медицинских услуг.

В рамках нового законодательства по ОМС планируется предложить населению  солидарные формы участия в покрытии расходов на медицинскую помощь. Это, прежде всего форма страхового взноса гражданина в страховой фонд по дополнительным программам медицинского страхования. В отличие от традиционного коммерческого ДМС, доступного лишь наиболее обеспеченным категориям населения, дополнительные программы реализуются на тех же условиях, как и базовая программа ОМС (общая для всего населения страны), то есть являются максимально солидарными и регулируемыми. Используемые в системе ОМС финансовые механизмы, прежде всего регулируемые цены на медицинские услуги, распространяются и на дополнительные программы, делая их более доступными для населения[7].

Привлекательность дополнительной программы для населения зависит, во-первых, от четкости определения  пакета дополнительных услуг, во-вторых, от соотношения размера уплачиваемого гражданином страхового взноса по этой программе и тех потенциальных затрат, которые он понесет в случае отсутствия страховки, проще говоря, - тех сумм, которые он потратит на получение платных услуг и приобретение лекарств в аптеке. Большое значение имеет также физическая доступность услуг, на которые имеет право застрахованный.

Дополнительные программы  целесообразно формировать, прежде всего, по наиболее обременительным для семейных бюджетов видам медицинской помощи, например, лекарственной и стоматологической. Не только льготник, но и обычный гражданин может присоединиться к действующей программе льготного лекарственного обеспечения. Если развивать это обеспечение действительно по страховому принципу и с большим кругом участников (например, миллион человек застрахованных), то население получит право на пакет лекарственных средств стоимостью, как минимум, в 3-4 раза выше, чем размер страхового взноса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

Из данной работы можно  сделать вывод, что для кардинального преодоления кризисных явлений в сфере охраны здоровья необходимо в первую очередь осуществить преобразование экономических отношений, разгосударствление и приватизацию собственности, а также переход здравоохранения на путь страховой медицины.

Для кардинального преодоления кризисных явлений в сфере охраны здоровья необходимо в первую очередь осуществить преобразование экономических отношений, разгосударствление и приватизацию собственности, а также переход здравоохранения на путь страховой медицины.

Рост рынка ОМС был связан с увеличением тарифа страховых взносов по ОМС. Ожидается также дальнейшее увеличение рынка ОМС. Рынок ДМС также вырос. Он развивался менее стремительно, чем рынок ОМС. Его увеличение произошло в основном за счёт инфляции. Клиентская база рынка ДМС уже сформировалась, и появление новых крупных клиентов происходит достаточно редко. Минимальная рисковая составляющая, связанная с этим высокая стоимость страхового полиса делает розничное ДМС невыгодным как для страхователей, так и для страховщиков. В отличие от рынка ДМС, в секторе ОМС будет наблюдаться дальнейший рост концентрации за счет ужесточения требований к страховым медицинским организациям.

Были рассмотрены 9 путей дальнейшего развития медицинского страхования: увеличение финансирования отрасли здравоохранения; пересмотр законодательства в области тарифов отчислений в социальные фонды в сторону увеличения тарифа на ОМС; формирование новых подходов для планирующегося инвестирования денег в систему ОМС; Принятие закона о государственных гарантиях оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи; обеспечение сбалансированности объемов медицинской помощи Базовой (территориальной) программы ОМС с ее финансовыми ресурсами; внедрение единых, наиболее эффективных способов оплаты медицинской помощи; повышение управляемости отрасли через систему ОМС; осуществление действенного государственного регулирования платных медицинских услуг; развитие солидарных форм оплаты медицинских услуг.

Важно развивать такую  форму социального обеспечения  как медицинское страхование с большим кругом участников (например, миллион человек застрахованных). Таким образом, население получит право на пакет лекарственных средств стоимостью, как минимум, в 3-4 раза выше, чем размер страхового взноса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Закону РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»

2.Андреева, О. Контроль качества медицинской помощи - основа защиты прав пациентов // Медицинский вестник. - 2011. - № 32. - С. 63-65;

3. Архипов, А. П. Направления развития страховых компаний в условиях трансформации рынка // Финансы. - 2010. - № 2. - С. 48-53;

4. Ахвледиани, Ю. Т. Развитие страхового рынка России // Финансы. - 2012. - № 11. - С. 47-49;

5. Григорьева И.А. Социальный налоговый вычет в связи с оплатой медицинской помощи по добровольному медицинскому страхованию //. - 2009. - № 4. - С. 34-38;

6. Гришин В.В., Бутова В.Г., Резников А.А. Модели системы обязательного медицинского страхования // Финансы. - 2008. - № 3. - С. 41-44;

7. Гущина И. Э. Учет расходов на добровольное медицинское страхование // Бухгалтерский учет. - 2010. - № 17. - С. 34-37;

Информация о работе Оценка динамики медицинского страхования в РФ